Характеристика сформированности речевых функций у детей экспериментальной группы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика сформированности речевых функций у детей экспериментальной группы



Обследование звукопроизношения.

В результате обследования звукопроизношения было установлено, что у всех дошкольников наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения.

Оценка результатов:

балла - ребенок произносит звук правильно

балла - смазанное произношение звука, отмечаются искажения, замены, смешения звуков

балл - звук отсутствует

Обследование звукопроизношения состояло из обследования произношения наиболее трудных в артикуляции звуков, находящихся в различных фонетических позициях (в начале, середине, конце слова и в стечении согласных). Обследовались гласные, свистящие, шипящие, соноры, йотированные звуки.

Результаты обследования состояния звукопроизношения показали, что нарушений произношения гласных звуков у обследуемых детей не обнаружено. У семи детей наблюдаются нарушения произношения свистящих звуков, антропофонический дефект: у семи детей межзубный сигматизм. Нарушения произношения шипящих звуков наблюдается у семи детей. Антропофонический дефект: у шестерых детей межзубный сигматизм. Фонологический дефект: у одного ребенка отсутствие звука «щ». Нарушение произношения соноров наблюдается у семи обследуемых: у одного ребенка замена звука «р» на «р’», у шести детей отмечается отсутствие звука «р».

А обследование произношения йотированных звуков выявило нарушения у четырех из десяти детей. Полученные данные представлены в таблице 6.

Условные обозначения:- норма, звук произносится правильно

N нарушение звука (искажение, смешение, либо замена)

 

Таблица 6. Результаты обследования звукопроизношения

Ф.и. ребенка гласные свистящие шипящие соноры йотированные Средний балл
София Ч. N N N Отсутствует Р N 2,2
  3 2 2 1 3  
Миша М N N N N N 2,6
  3 2 2 3 3  
Жансая И. N N N N N 2
  3 2 2 2 3  
Иван К. N N N Отсутствует Р N 2,4
  3 3 2 1 3  
Женя С. N N N Отсутствует Р N 2,4
  3 2 2 1 3  
Света Ч. N N N Отсутствует Р N 2,4
  3 3 2 1 2  
Дима К. N N N N N 2,6
  3 3 3 2 2  
Сережа Л. N N N Отсутствует Р N 2,4
  3 2 3 1 3  
Егор Л. N N N N N 2,4
  3 2 2 3 2  
Вика М. N N N N N 2,6
  3 2 3 3 2  
СРЕДНИЙ БАЛЛ 3 2.3 2.2 1.7 2.6  

Проанализировав все полученные данные, можно сделать следующий ВЫВОД: у всех обследуемых детей выявлены нарушения звукопроизношения. Рассматривая и анализируя полученные в ходе обследования данные, был вычислен общий балл, который составил 2 б. (у Жансаи И.) 2,6 б., т.е. все обследуемые дошкольники находятся на одном уровне развития звукопроизношения. Не нарушено звукопроизношение гласных звуков (средний балл равен 3 б.), самые большие нарушения выявлены в группе сонорных звуков (здесь средний балл составил 1,7 б).

У 70% детей выявлены нарушения свистящих звуков, шипящих звуков и соноров; нарушения произношения группы йотированных звуков наблюдаются у 40% обследуемых детей.

Обследование слоговой структуры слова выявили нарушения у всех детей, причем, эти нарушения в виде перестановок слогов в трехсложных словах с последним закрытым слогом, носят не постоянный характер. Так, Вика М. при первом произнесении слова «кровать», сказала «каловать». А при повторном произнесении этого же слова через некоторое время, сказала верно. Сережа Л.., так же как и Вика М., сначала сказал «котета» вместо «конфета», но при повторении слова позже, произнес его правильно. Также были выявлены нарушения у всех дошкольников при произнесении трехсложных слов со стечением согласных. Например, в словах «памятник», «винтовка», «тракторист», все дети затруднились произнести слог со стечением согласных. В слове «термометр» шесть из десяти детей добавляли лишний элемент, в результате получая слово «термометар». Других нарушений слоговой структуры слова у обследуемых дошкольников не обнаружено.

Обследование состояния функций фонематического слуха показало наличие нарушений абсолютно у всех дошкольников. Много ошибок дети допускали при различении фонем, близких по способу и месту образования. В задании на отбор картинок с нужным звуком, дети допускали ошибки. Так, при отборе картинок со звуком «с», Женя С.. выбрал следующее: кошка, самолет, картошка, шапка, стакан, решетка. Так же дети затруднялись при определении необходимого звука на слух. При выполнении задания на опознание фонем по слуху в ряду других звуков, слогов и слов, дети периодически пропускали нужные звуки, и не хлопали в ладоши, как это было задано условиями упражнения. Полученные данные представлены в таблице 7.

Оценка результатов:

балла - выполнение правильное, самостоятельное, без ошибок

балла - выполнение задания неуверенное, с ошибками

балл - задание не выполняет

 

Таблица 7. Оценка состояния функций фонематического слуха

Ф.и. ребенка опознание фонем различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам повторение за мной слогового ряда выделение исследуемого звука называние картинок и определение отличий в названиях определение места исследуемого звука в словах Средний балл
София Ч. 3 2 3 2 2 2 2,3
Миша М 2 2 2 3 2 2 2,1
Жансая И. 3 2 3 3 2 2 2,5
Иван К. 2 2 2 2 2 2 2
Женя С. 2 2 2 2 2 2 2
Света Ч. 2 2 3 3 2 2 2,3
Дима К. 3 2 3 2 2 2 2,3
Сережа Л. 2 2 2 2 2 2 2
Егор Л. 2 2 2 2 2 2 2
Вика М. 3 2 3 3 2 2 2,5
Средний балл 2,4 2 2,5 2,4 2 2  

 

Проанализировав все полученные данные, можно сделать следующий ВЫВОД: у всех обследуемых детей выявлены нарушения функций фонематического слуха. Рассматривая и анализируя полученные в ходе обследования данные, был вычислен общий балл, который составил 2 б- 2,5 б., (у Жансои И.., и Вики М.), т.е. все обследуемые дошкольники находятся на одном уровне развития звукопроизношения. Самыми сложными были задания на различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам (здесь средний балл составил 2 б), наиболее успешно дети справились с заданиями на повторение за мной слогового ряда (средний балл равен 2,5 б).

Результаты обследования звукового анализа показали, что навык звукового анализа сформирован недостаточно у всех обследуемых детей. Задание: назвать первый ударный гласный звук, выполнили без ошибок все дети. Для обследуемых трудность представляют задания на выделение последовательно каждого звука в словах и выделение согласного звука в начале и в конце слова. Дети периодически ошибались при выполнении данного вида заданий, произносили звуки не правильно. Затем исправляя сделанные ошибки. Полученные данные представлены в таблице 8.

Оценка результатов:

балла - выполнение правильное, без ошибок

балла - выполнение задания неуверенное, с ошибками

балл - задание не выполняет

 

Таблица 8. Оценка состояния звукового анализа

Ф.И. РЕБЕНКА назвать первый ударный гласный звук выделить последовательно каждый звук в словах определить последний согласный звук в словах выделить согласный звук из начала слова назвать ударный гласный звук в конце слова Средний балл
София Ч. 3 3 2 2 3 2,6
Миша М 3 2 2 3 3 2,6
Жансая И. 3 2 3 2 3 2,6
Иван К. 3 2 2 2 3 2,4
Женя С. 3 3 2 3 2 2,6
Света Ч. 3 2 3 3 2 2,6
Дима К. 3 3 2 3 3 2,8
Сережа Л. 3 2 3 3 2 2,6
Егор Л. 3 3 2 2 2 2,4
 Вика М. 3 3 2 3 2 2,6
Средний балл 3 2,5 2,3 2,6 2,5  

 

Проанализировав все полученные данные, можно сделать следующий ВЫВОД: у всех обследуемых детей выявлены нарушения звукового анализа слова. Рассматривая и анализируя полученные в ходе обследования данные, был вычислен общий балл, который составил 2,4 б (у Ивана К., Егор Л.)- 2,8 б. (у Димы К.), т.е. все обследуемые дошкольники находятся на одном уровне развития звукового анализа. Лучше всего дети справились с заданием на называние первого ударного гласного звука, остальные задания получили средний балл, равный 2,3 б - 2,6 б.

Обследование понимания речи показало, что дошкольники понимают обращенную к ним речь. Понимание инверсионных конструкций вызвало затруднения у семи из десяти детей. Детям была предложена карточка с предложением: «Я умылся после того, как сделал зарядку», и обследуемые должны были определить, что было сделано раньше. С этим заданием дети справились, но изначально допустили ошибку. Также при выяснении падежных окончаний существительных, дети путались, и затруднялись с выполнением задания. Правильно справился с заданием только один ребенок. Времена года знают все дети. В целом, понимание речи, у детей приближено к норме, за исключением некоторых параметров, при выполнении заданий которых дети изначально допускали ошибки, но затем самостоятельно их исправляли. Полученные данные представлены в таблице 9.

Оценка результатов:

балла - выполнение правильное, без ошибок

балла - выполнение задания неуверенное, с ошибками

балл - задание не выполняет

 

Таблица 9. Оценка состояния понимание речи

Ф.И. РЕБЕНКА

Понимание номинативной стороны речи

Понимание предложений

Понимание грамматических форм

Средний балл
  Показ называемых предметов Узнавание предметов по описанию Понимание действия, изображенных на картинках Понимание слов, обозначающих признаки Понимание пространственных наречий Выполнение действий Понимание инверсионных конструкций Исправить предложение Понимание сравнительных конструкций Понимание логико-грамматических отношений Понимание отношений, выраженных предлогами Понимание падежных окончаний Понимание форм единственного и множественного числа существительного Понимание формы мужского и женского рода  
София Ч. 3 3 3 3 3 3 2 3 2 3 3 2 3 3 2,7
Миша М 2 3 3 3 3 3 2 3 3 2 3 2 3 3 2,9
Жансая И. 3 3 3 2 3 3 3 3 3 3 3 2 3 3 2,8
Иван К. 2 3 3 3 3 3 2 2 2 3 3 2 3 3 2,6
Женя С. 3 2 3 3 3 3 2 3 2 2 3 2 3 3 2,6
Света Ч. 3 3 3 3 3 3 2 3 2 2 2 2 3 3 2,6
Данил О. 3 3 3 2 3 3 2 2 2 3 3 2 3 3 2,6
Лера К. 3 2 3 3 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 2,8
Никита К. 3 3 3 3 3 3 2 3 2 2 2 2 3 3 2,6
 Данил Х. 3 3 3 3 2 3 3 2 3 2 2 2 3 3 2,6
Средний балл 2,8 2,8 3 2,8 2,8 3 2,3 2,7 2,4 2,5 2,7 2,1 3 3  

 

 

Проанализировав все полученные данные, можно сделать следующий ВЫВОД: у всех обследуемых детей выявлены незначительные нарушения понимания речи. Рассматривая и анализируя полученные в ходе обследования данные, был вычислен общий балл, который составил 2,6 б.- 2,9 б., т.е. все обследуемые дошкольники находятся на одном уровне понимания речи. Хуже всего дети справились с заданием на понимание падежных окончаний (средний балл составил 2,1 б), а наиболее успешно дети справились с заданием на понимание действий, изображенных на картинках выполнение действий, понимание форм единственного и множественного числа и понимание формы мужского и женского рода (здесь средний балл равен 3 б).

Обследование грамматического строя речи показало наличие не сформированности грамматического строя у всех детей. У них наблюдаются нарушения согласования и управления, а также нарушения в словоизменении и словообразовании. Так, например, при выполнении задания на образование сложных слов (камень дробить - камнедробилка, сено косить - сенокосилка), дети не смогли самостоятельно выполнить данное задание. Составление рассказов по сюжетным картинкам и опорным словам вызывало у пяти детей затруднения, предложения были несогласованными, сами рассказы короткими. Задания на подстановку недостающего предлога без ошибок выполни пять детей из десяти, у остальных же наблюдались ошибки при первичном выполнении задания, но, в последствии, дети исправляли ошибки с посторонней помощью.

Оценка результатов:

балла - выполнение правильное, самостоятельное

балла - выполнение задания неуверенное, с ошибками

балл - задание не выполняет

 


Таблица 10. Оценка состояния грамматического строя речи

Ф.И. РЕБЕНКА составление предложений по сюжетной картинке составление предложений по опорным словам пересказ текста после прослушивания словоизменение подстановка недостающего предлога в предложении словообразование Средний балл
София Ч. 3 3 3 2 2 2 2,5
Миша М 2 2 3 2 3 2 2,3
Жансая И. 3 3 3 3 2 2 2,6
Иван К. 2 3 2 2 2 2 2,1
Женя С. 2 2 3 2 3 2 2,3
Света Ч. 3 3 3 2 2 2 2,5
Дима К. 3 2 2 2 3 2 2,3
Сережа Л. 2 3 3 2 3 2 2,5
Егор Л. 3 3 3 2 2 2 2,5
 Вика М. 3 3 2 2 3 2 2,5
Средний балл 2,6 2,7 2,7 2,1 2,5 2  

 

Проанализировав все полученные данные, можно сделать следующий ВЫВОД: у всех обследуемых детей выявлены нарушения грамматического строя речи.

Рассматривая и анализируя полученные в ходе обследования данные, был вычислен общий балл, который составил 2,1 б.- 2,5 б., т.е. все обследуемые дошкольники находятся на одном уровне развития грамматического строя речи.

Наиболее успешными при выполнении оказались задания на составление предложений по опорным словам, пересказ текста после прослушивания (здесь средний балл составил 2,7 б).

Наибольшие затруднения у детей вызвали задания на словообразование (средний балл равен 2 б).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.0.157 (0.023 с.)