Анализ взаимосвязи сформированности неречевых и речевых функций у детей изучаемой группы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ взаимосвязи сформированности неречевых и речевых функций у детей изучаемой группы



Речевые и неречевые функции имеют тесную взаимосвязь. По данным М.И. Кольцовой [12] морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторной и речевой зон головного мозга и вследствие этого-развитие речевых функций.

Сопоставительный анализ речевых и неречевых функций представлен в таблице 11.

Условные обозначения:

1- Общая моторика

2- Мелкая моторика

-   Артикуляционная моторика

-   Звукопроизношение

-   Фонематический слух

-   Звуковой анализ

-   Понимание речи

- Грамматический строй речи

 

Таблица 11. Анализ сформированности неречевых и речевых функций

Ф.и. ребенка

Неречевые функции

Речевые функции

Средний балл
  1 2 3 4 5 6 7 9  
София Ч. 2,1 2 2,5 2,2 2,3 2,6 2,7 2,5 2,1
Миша М 2,2 2 2 2,6 2,1 2,6 2,9 2,3 2,1
Жансая И. 2,5 2 2,2 2 2,4 2,6 2,8 2,6 2,4
Иван К. 2,4 2 2,5 2,4 2 2,4 2,6 2,1 2,3
Женя С. 2,1 2 2,2 2,4 2 2,5 2,6 2,3 2,3
Света Ч. 2,5 2 2,2 2,4 2,3 2,6 2,6 2,5 2,4
Дима К. 2,4 2 2 2,6 2,3 2,8 2,6 2,3 2,3
Сережа Л. 2,2 2 2,2 2,4 2 2,6 2,8 2,5 2,3
Егор Л. 2,2 2 2,5 2,4 2 2,4 2,6 2,5 2,3
 Вика М. 2,4 2 2 2,6 2,5 2,6 2,6 2,5 2,4
Средний балл 2,3 2 2,2 2,3 2,3 2,4 2,6 2,4  

 

Из приведенной таблицы можно сделать следующие выводы: развитие детей экспериментальной группы находится примерно на одном уровне. Разница между показателями обследуемых невелика (средние баллы составляют 2,1 б до 2,4 б).

Наилучшие показатели развития (2,4 б), наблюдаются у 30% детей: Жансаи И., Светы Ч., и Вики М.

У 50% детей средний балл составил 2,3 б Иван К., Жени С., Сережи Л., Димы К., и Егор Л.

И, самые низкие показатели развития в данной группе детей (2,1 б), были выявлены у 20% обследуемых: у Софии Ч. и Миша М.

Что касается результата обследования неречевых и речевых функций, то здесь можно сказать следующее: прослеживается тесная взаимосвязь между неречевыми и речевыми функциями, поскольку неречевые функции создают базу для формирования речевых функций.

Низкий средний балл получило обследование мелкой моторики (2 б), обследование артикуляционной моторики (2,2 б), и обследование звукопроизношения (2,3 б). Это можно объяснить тем, что развитие моторной сферы напрямую влияет на развитие звукопроизношения, а, поскольку, моторика детей развита плохо, то и в звукопроизношении мы наблюдаем несоответствие возрастным нормам.

Низкие показатели развития звукопроизношения, тесным образом связаны с развитием фонематических процессов, которые, в свою очередь, так же имеют не высокие средние баллы. Это объясняется взаимосвязью звукопроизношения с фонематическими процессами: при нарушенном звукопроизношении у ребенка формируются неправильные кинестетические ощущения, которые приводят к нарушению акустического образа звуков, в результате чего, неправильными становятся и операции звукового анализа (это видно и в результатах сводной таблицы. Средний балл звукового анализа составил 2,4 б).

При несформированности звукового анализа происходит дальнейшее недоразвитие лексического и грамматического строя речи. Импрессивная речь у детей развита лучше экспрессивной (2,6 б. и 2,2 б. соответственно). А раз экспрессивная речь у детей сформирована не в соответствии с возрастом, то в ней будут наблюдаться нарушения грамматического строя речи, что, в свою очередь приводит к ОНР различного уровня.

Вывод по главе II.

Исследуемая группа детей с псевдобульбарной дизартрией характеризуется наличием нарушений в реализации речевых и неречевых функций, полиморфным нарушением звукопроизношения, нарушении фонематических процессов, лексики и грамматики. Анализ и сопоставление результатов анамнестических данных показали, что анамнез детей отягощен. Нарушение развития вызвано различными факторами влияющими в пренатальный, постнатальный периоды. У всех детей отмечается органическое поражение ЦНС, что является диагностическим критерием псевдобульбарной дизартрии. Наличие патологии в черепно-мозговых нервах, приводит к нарушениям в речевой и неречевой сферах. Так, язык - его движения нарушаются, что приводит к нарушениям звукопроизношения, а это, в свою очередь, влияет на развитие фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи.

Полученные результаты обследования детей позволили сформулировать логопедическое заключение: ОНР III уровня, псевдобульбарная дизартрия (у всех детей).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.63.90 (0.006 с.)