Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Требовательность к дозволенности пищи
Шах Накшбанд обращал особое внимание на дозволенность пищи и строго избегал сомнительного. На своих сохбетах постоянно повторял хадис: «Поклонение состоит из десяти частей: девять из них – поиск дозволенного (халяль) ризка, и лишь одна – другие действия»[65] и призывал поступать в соответствии с этих хадисом.[66] Шейх сам выращивал пропитание на своем земельном участке: ячмень, фасоль и абрикосы. Он обращал особое внимание, чтобы используемые им тягловые и вьючные животные, посевные площади, семена и вода для полива были дозволенными (халяль). Многие ученые посещали его сохбеты еще и по этой причине, чтобы заодно вкусить чистую пищу для приобретения бараката (благословения).[67] Шейх Накшбанд никогда не ел угощения со стола правителей и не принимал от них подарков. Однажды жена султана Хусейна прислала ему одежду, сшитую ею собственноручно. Несмотря на ее настойчивые уговоры, Шах Накшбанд отказался их принять, хотя у него не было другой одежды, кроме длинной шерстяной рубахи. А чалма и обувь были совсем изношены.[68] Однажды, почувствовав, что духовное состояние одного из его близких учеников ослабло, он повелел: «Проверь, являлось ли дозволенным то, что ты ел». Мюрид выяснил, что для растопки печи, на которой была приготовлена еда, которую он съел, было использовано полено, сомнительное с точки зрения дозволенности. Выяснивший это мюрид покаялся.[69] Шейх Нахшибанд очень ценил заработанное своими руками. Его принципом жизни было «зарабатывать самому и никому не быть обузой; зарабатывая пропитание, не забывать Всевышнего Творца». Предостережение от беспечности Шах Накшбанд часто сам готовил пищу и сам подавал ее. Он постоянно призывал своих мюридов быть духовно пробужденными во время еды и сохранять покой в душе. Если кто-либо из мюридов подносил кусок еды ко рту в состоянии беспечности, то Шейх учтивым словом напоминал ему об этом и никогда не мирился с тем, чтобы мюриды ели в состоянии духовной беспечности. Если еда была приготовлена в состоянии гнева, нехотя и по принуждению, он не разрешал мюридам есть такую пищу и объяснял: «Эту пищу наполнил мрак, поэтому нам нельзя ее употреблять». Однажды он пришел в провинцию Гадивет. Один из дервишей принес еду. Шейх отказался от нее: «Нам не следует есть эту пищу, так как она приготовлена в состоянии гнева. Тот, кто просеивал эту муку, месил тесто и готовил, был разгневан».
Если продукты опускали в котел для варки в состоянии гнева или не с чистыми помыслами, Шах Накшбанд такую пищу тоже не ел, объясняя: «Нет добра и блага в пище, которую готовили в состоянии гнева, беспечности, не в добром духе и по принуждению. В этой пище замешаны нафс и шайтан». Праведные поступки и прекрасные действия возможны лишь при употреблении чистой (халяль) пищи. Сама же чистая пища должна употребляться в состоянии духовного пробуждения. Соблюдение принципа «вукуф кальби» и усердие в духовной пробужденности есть воспитание сердца для человека, итогом которого является сердечный покой во время намаза.[70] Однажды Шейх, заметив что мюриды, занятые согреванием воды для омовения и уборки помещений, ведут пустые разговоры, сказал им: «Неужели вы не знаете даже этого? Во время приготовления пищи и согревания воды необходимо следить за состоянием души и оберегать язык от пустословия. Только при выполнении этих условий совершающий омовение и употребляющий пищу обретут покой и духовную пробужденность. Совершивший омовение водой, согретой в состоянии беспечности, и съевший пищу, приготовленную в состоянии беспечности, обретут лишь мрак и беспечность в своей душе».[71] Знания и действия Шах Накшбанд говорил: «Следуя повелениям Шейха Абдуль-Халика Гуждувани, я усердствовал в изучении хадисов Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) и его благородных сподвижников. Изучая хадисы на уроках ученых, я постигал знания, переданные сподвижниками. Совершая поступки в соответствии с ними, я, благодаря божественной поддержке, увидел их результат»[72]. Шах Накшбанд, совершая служение живущим в текке, одновременно продолжал получать знания. Об этом он говорит: «Я учил тафсир и хадисы у Шейха Диггерани (Кышлаки). В один день я пошел в Несеф. Шейх Диггерани был занят уходом за садом; для того, чтобы вырубить дикие кустарники, потребовался топор. Мой учитель сказал: «Мой топор остался в Бухаре у Хусамеддина эфенди...» Я сразу понял его мысль. Не сказав ничего, я немедленно отправился из Несефа в Бухару и на следующий день принес ему топор».[73]
Шах Накшбанд особо выделял труды Шейха Хакима Тирмизи (умер 320 г.х.) и получал из них много знаний и духовной мудрости. Он проводил много времени в беседах с великими учеными и праведниками. Однажды он посетил великого ученого Шейха Хамидуддина Шаши и в беседе с ним сказал: «Сердцевина дерева находится под защитой коры. Если кора дерева будет больна, то заболеет все дерево...» Шейх Хамидуддин был поражен этими словами. Шейх Накшбанд продолжил: «Мы из тех людей, которые больше всего собирают полезных плодов от бесценных ученых»[74]. Известный ученый той эпохи Шейх Ходжа Юсуф часто посещал сохбеты Шейха Накшбанда и давал ответы на вопросы по религии, которые задавали присутствующие мюриды.[75] Шейх Алляуддин Аттар сказал: «Шейх Накшбанд проявлял особое почтение, любовь, преданность и внимание к великим ученым своей эпохи. Огромное количество студентов и преподавателей, полностью прекратив обучение и вернув взятое в медресе имущество, с утра до вечера находились на сохбетах Шейха Накшбанда. В один день большое количество ученых Бухары собралось около Шейха. Наиболее фанатичные из них заявили: – В настоящее время в наших медресе угас свет знаний и образования. Исчезла потребность в научных дискуссиях и исследованиях. Большинство наших учащихся, примкнув к Вашему пути, отказались от учебы, получения знаний и предались эзотерическим переживаниям и духовным упражнениям. На это Шах Накшбанд ответил: – О собрание благородных ученых! В вопросах шариата мы следуем за вами. Мы следуем всему тому, что вы передаете нам от Посланника Аллаха. Если вы видите на нашем пути что-либо, противоречащее Сунне Посланника Аллаха, то покажите, и мы откажемся от этого. Предостерегайте нас согласно аяту «... спросите же (о неверующие мекканцы) людей напоминания (людей, которые знают о ниспосланных ранее книгах), если вы сами не знаете!» (аль-Анбийа,7). Дайте нам знать: на истинном пути мы или нет». Большинство ученых в один голос воскликнули: – Мы тщательно изучили Ваш путь: в нем нет ничего не соответствующего Сунне. Но находящийся среди них великий ученый Мулла Хорд возразил: – Войлочные бурки, в которых вы ходите, являются двойной причиной зазнайства ваших мюридов. Во-первых, бурка является предметом гордости мюрида, во-вторых, ношение бурки отделяет его от остальных мусульман. Неужели это позволительно? Ведь все, что является причиной высокомерия ведет в огонь. Шейх Накшбанд ответил: – Бурки, которые мы носим, – не настолько ценная вещь, чтобы придавать нам славу и почет. Мюриды надевают обычную простую одежду. Но если эти бурки стали причиной злословия, мы больше не будем надевать их! В завершение своих слов он снял бурку и подарил ее одному из дервишей. Ученые Бухары, ставшие свидетелями большого числа подобных добродетелей и прекрасного нрава Шаха Накшбанда, говорили: «Мы в вас нуждаемся так же, как наши глаза нуждаются в белом и в черном цветах, чтобы видеть».[76] Шаха Накшбанда как-то спросили: – С каким намерением человек должен изучать науку «логика»?» Он ответил: – Чтобы уметь различать истину и ложь.[77] Шах Накшбанд, проводя сохбеты, часто использовал хадисы, так как хорошо знал их, приводил их толкование, исходя из тасаввуфа. Он знал арабский, турецкий и персидский языки.[78]
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.009 с.) |