Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выпускная квалификационная работа

Поиск

Выпускная квалификационная работа

Категория меры и степени в русском языке: когнитивная сущность и средства выражения


Введение

 

Дипломная работа представляет собой исследование, выполненное в соответствии с принципами когнитивно-дискурсивного подхода современной лингвистики, и посвящена рассмотрению способов выражения категории меры и степени в русском языке.

Интерес к изучению лингвокогнитивных категорий наметился в последней трети XX в. В фокусе внимания исследователей находятся разнообразные способы репрезентации категориальных значений, структура функционально-семантических полей и реконструкций когнитивных процессов, формирующих языковые категории. Другим важным направлением явилось исследование языковых процессов в дискурсе, что объяснимо - только в живом функционировании становится понятной сущность когнитивных процессов, только в непосредственной коммуникации актуализируются все свойства и функции языковых единиц.

Категория меры и степени не является исключением. С точки зрения обыденного сознания, мера представляет собой степень проявления количества, а степень - качества. Однако детальное лингвистическое исследование, использующее методы когнитивной науки и опирающееся на изучение функций языковых единиц в информационном обмене в дискурсе, показывает, что взаимосвязь, взаимозависимость меры и степени находятся гораздо глубже, на уровне процессов категоризации, номинации и, конечно же, предикации. В частности, что важно, мера и степень являются одной когнитивной категорией, только мера представляет собой квантификационную, а степень - квалификационную характеристики одного и того же явления, по-разному репрезентированного языковыми средствами. «В самом деле, практическое знание пользуется не столько цифровыми данными и принятыми в науке единицами измерения, сколько их, в некотором роде, оценочными аналогами. В обыденном сознании количество «опредмечивается», а не исчисляется, оценивается, а не измеряется, поэтому окрашивается психологическим отношением к нему» (Рябцева 2005: 108). Реализация же антропоцентрического подхода именно предполагает внимание к особенностям функционирования языковых единиц в системе репрезентации категории меры и степени. В последние десятилетия в связи с этим неслучайно интерес исследователей привлекли такие феномены, как ментальность того или иного народа, языковые стереотипы, существующие в рамках данной ментальности, принципы кодирования и передачи данных стереотипов. Исследование способов выражения категории меры и степени в русском языке, таким образом, находится в русле современных исследований и является актуальным.

В настоящее время когнитивно-дискурсивный аспект категории меры и степени, к сожалению, остается до сих пор практически почти неизученной областью. Так же не проводилось изучение непосредственной взаимосвязи когнитивной категории меры и степени с ее синтаксической репрезентацией. Мало рассматривались вопросы функционирования единиц со значением меры и степени в дискурсе. Не исследовались и информационные потенции указанной категории. В итоге не вызывает сомнения, что когнитивно-дискурсивный подход к изучению единиц языка позволяет открыть новые стороны в описываемых языковых фактах и, тем самым, существенно обогатить уже существующее представление о них.

Научная новизна дипломной работы заключается в том, что в ней было предпринято комплексное исследование категории меры и степени в когнитивно-дискурсивном аспекте, что позволило, наверное, по-новому взглянуть на структуру и функционирование функционально-семантического поля меры и степени. В частности, результаты исследования позволяют сделать заключение о единстве когнитивной природы субкатегории меры и степени, о принадлежности их к единой когнитивно-синтаксической категории меры и степени, а так же объяснить семантические и дискурсивные различия в репрезентации отдельных значений меры и степени. Благодаря этому, становится возможным установить некоторые закономерности, связанные с вероятностью выбора той или иной единицы для целей текста в зависимости от характера синтаксической функции, типа текста и конкретных коммуникативных задач.

Объектом исследования является категория меры и степени и способы ее репрезентации в русском языке.

Предмет исследования - когнитивно-синтаксическая природа категории меры и степени качества.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: категория меры и степени качества имеет когнитивно-синтаксическую природу: на когнитивном уровне существует ряд четких параметров, формирующих значение меры и степени, а на синтаксическом - ряд жестких ограничений, определяющих особенности изофункциональной репрезентации конструкций, выражающих значение рассматриваемой категории.

Цель работы состоит в том, чтобы описать структуру и способы выражения когнитивно-синтаксической категории меры и степени с функционально-семантической и когнитивно-дискурсивной точек зрения, а так же выявить основные функции средств выражения этих единиц в тексте.

Указанная цель предполагает решение ряда конкретных задач:

.   Определить место и категориальный статус и меры и степени в рамках системы когнитивных категорий; соотношение этой категории с другими категориями.

.   Описать структуру и особенности категории меры и степени в двух аспектах: когнитивном и синтаксическом.

.   Описать синтаксические особенности функционирования категории меры и степени, языковые средства репрезентации языковых значений.

.   Рассмотреть синтаксические ярусы функционирования конструкций со значением меры и степени.

Материалом для исследования послужили примеры из художественной литературы. Общее количество примеров, выбранных для анализа, составляет около 60 предложений.

Основными методами для решения поставленных задач послужили:

метод лингвистического наблюдения и описания;

метод структурно-семантического анализа;

метод трансформационных преобразований;

метод когнитивного моделирования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов, на наш взгляд, обеспечивает опора на новейшие достижения в области лингвистической теории, достаточный объем фактического материала и адекватность методологической базы исследования.

Структура дипломной работы определяется поставленными задачами. Дипломное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (50 наименований научной и 8 наименований художественной литературы).

Теоретическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты позволили расширить представления о когнитивно-дискурсивных особенностях и функционировании языковых единиц со значением меры и степени, выявить составляющие когнитивно-синтаксической категории меры и степени. Работа создает предпосылки для дальнейших исследований когнитивных категорий в когнитивно-дискурсивном аспекте.

Практическая ценность работы состоит в том, что ее положения могут быть использованы в практическом преподавании русского языка в средней школе, при подготовке дидактических пособий, а так же при написании курсовых и дипломных работ в вузе.

 


 

Заключение

Проведенное нами исследование языковых единиц со значением меры и степени с точки зрения их семантики и функционирования в предложении и тексте позволило сделать следующие выводы.

Понятийные категории в современном языкознании - это смысловые компоненты общего характера, свойственные не отдельным словам, а обширным классам слов, выражаемые в естественном языке разнообразными средствами. В отличие от скрытых категорий и грамматических категорий, понятийные категории рассматриваются безотносительно к тому или иному конкретному способу выражения (прямому или косвенному, явному или неявному, лексическому, морфологическому или синтаксическому). Эти категории иногда называют когнитивными. Они обычного характеризуются полевой структурой, с «ядром (центром)» и «периферией» в составе соответствующего функционально-семантического поля. Понятие функционально-семантического поля связано с представлением о некотором условном пространстве языковых средств и функций, требующем выявления его центральных и периферийных компонентов. В основе ФСП лежит понятийная категория.

Ведущим явлением категории, согласно когнитивному подходу, является явление инварианта, прототипа - единицы, проявляющей в большей степени свойства, общие с другими единицами данной группы. Особенности процесса категоризации свидетельствуют, что отнесение объекта к некому более общему классу осуществляется на основе определенных, всегда субъективных, представлений о мире.

Категория, как объединение неких сущностей, формируется на основе какого-либо концепта или концептуальной структуры, выражающих идею подобия или сходства объединяемых единиц, а механизм категоризации состоит в сопоставлении двух концептуальных структур в результате которого и делается вывод о принадлежности к той или иной категории.

Основное содержание категории меры и степени формируются в поле квалитативности. Дополнительным к квалитативности выступает квантитативность - вторая основополагающая категория человеческого мышления и языка. Только те признаки способны оказаться объектом измерения меры или оценки степени, которые располагаются на пересечении категорий квалитативности и квантитативности.

Каждый признак, оставаясь признаком (находясь в рамках категории квалитативности) может быть квалитативным или квантитативным. Именно по этой причине исследуемая категория имеет двойное название: характеристикой меры обладают квантитативные признаки, а характеристикой степени - квантитативные. Именно взаимодействие квалитативности и квантитативности позволяет дифференцировать меру и степень как две составляющие субкатегории.

Совокупности признаков каждой единицы, входящей в изофункциональный ряд, проявляются в плане содержания, в плане выражения и в плане функционирования на том языковом уровне, в состав которого она входит - на уровне словосочетания, на уровне предложения, на уровне сложного синтаксического целого и промежуточных ярусах, которые могут быть выявлены на каждом уровне. Точкой отсчета при классификации единиц каждого изофункционального ряда служит инвариантная единица.

Возможности формирования изофункциональных рядов у различных синтаксических конструкций различны, что определяется рядом факторов, ограничивающих верхнюю и нижнюю границы ряда.

Первым и основным фактором, ограничивающим изофункциональный ряд «снизу», является семантическая структура. В зависимости от числа пропозиций и возможности их импликации, свертывания, нижняя граница ряда может располагаться на ярусе простого осложненного или даже сложного предложения.

Конструкции со значением меры и степени качества в большинстве своем нижней границей изофункциональных рядов имеют сложноподчиненное предложение. Это обусловлено, во-первых, тем, что когнитивная ситуация меры или степени всегда полипропозициональна, поскольку включает в себя процедуру сопоставления (сравнения) двух пропозиций, а во-вторых, тем, что логическая пропозиция, выражающая отношения меры и степени, всегда эксплицитна и представлена неполнозначным словом (градуатором), а также словами-коррелятами. Это затрудняет свертывание конструкции со значением меры и степени до простого предложения.

Другим фактором, ограничивающим развитие изофункционального ряда «сверху», являются синтаксические связи, эксплицирующие зависимости между пропозициями. Они настолько сильны, что не позволяют выход в сложноподчиненное предложение и в текст. Правда, возможны случаи бессоюзия, которое строится по модели развернутой сложноподчиненной конструкции.

Конструкции низших ярусов, выражающие отношения меры или степени, обычно представляют собой дискурсивную импликацию одной из пропозиций либо случаи синтаксической неполноты сложного предложения.

В конструкциях низших ярусов весь спектр синтаксических отношений, характерный для предложений со значением меры и степени качества, проявляется неполно, что вводит их в зону переходности с конструкциями иной категориальной семантики.

Инвариантной зоной изофункционального ряда конструкций со значением меры и степени является сложноподчиненное предложение, поскольку именно ив нем формальные и семантические признаки демонстрируют необходимую и достаточную степень выраженности и находятся в единстве.

Сложноподчиненные предложения со значением меры и степени можно считать предложениями позиционного типа, так как придаточное замещает синтаксическую позицию в главном. На этом основании можно выделить предложения меры и степени в самостоятельные синтаксические классы.

Анализ лингвистического материала показал, что сложноподчиненные предложения с придаточными качества, меры и степени качества представляют собой отдельную группу синтаксических конструкций, которая может быть противопоставлена сложноподчиненным предложениям других разрядов. Их основным отличием является вторичность синтаксической функции придаточного предложения, входящего в их состав. Значения меры или степени признака, манифестируемые в главном предложении, оставаясь инвариантными, выражаются путем указания на следствие, сравнение или цель в придаточном.

Исследование показало, что структурные параметры присловной-присоставной связи так же, как и параметры позиционности - обусловленности не являются достаточными для классификации сложноподчиненных конструкций со значением меры и степени; что возникает необходимость использования теории переходности и синкретизма; позиционный параметр заполнения синтаксической позиции также не может быть единственным классификационным. Типология конструкций, выражающих категориальное значение меры и степени инвариантного синтаксического яруса сложноподчиненного предложения, оказывается неполной без введения критерия наличия интенсификатора либо изофункционального ему явления (экспрессива в функции интенсификатора).

Все сказанное позволяет сделать вывод о многомерной структуре когнитивно-синтаксической категории меры и степени. Она формируется на когнитивном уровне и представляет собой результат взаимодействия системы других когнитивных категорий. В результате этого взаимодействия категория меры и степени получает такие внутренние свойства, которые позволяют ей получать свою языковую репрезентацию исключительно на синтаксическом уровне в конструкциях на ярусах от осложненного простого до бессоюзного сложного предложения. По этой причине мы и называем указанную категорию, помимо когнитивной, еще и синтаксической. Ее когнитивные свойства (квалитативная характеристика квантитативного признака либо квантитативная характеристика квалитативного признака в поле компаративности) дополняют определенным синтаксическими свойствами: обязательным наличием имплицитной или эксплицитной сравнительной конструкции и интенсификатора. Предпринятый в дипломной работе изофункциональный подход позволяет представить функционирование описываемой категории целостно, с учетом всех ее аспектов.

 


 

Список литературы

1. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика синонимичных средств языка. - М: Наука, 1974.

2. Бабайцева В.В., Система членов предложения в современном русском языке. - М., 1988.

3. Бабайцева В.В. Языковая деятельность: Переходность и синкретизм: Сб. статей научно-методического семинара «Textus». - Ставрополь: СГУ, 2002.

.  Бенвенист Э. Общая лингвистика. - М.: Прогресс, 1974.

5. Бондарко А.В. Теория значения в системе функциональной грамматики: На материале русского языка / РАН. Ин-т лингвистических исследований. - М.: Языки славянской культуры, 2002.

.   Бондарко А.В. Лингвистика текста в системе функциональной грамматики. // Сб.: Текст. Структура и семантика. - М., 2001.

.   Бондарко А.В. Функциональная грамматика. - М., 2002.

.   Васильев Л.М. Теоретические проблемы общей лингвистики, славистики, русистики. - Уфа, 2006.

.   Воротников Ю.Л. Степени качества в современном русском языке. ˗ М.: Азбуковник, 1999.

.   Гегель Г. Наука логики. - М., 1970. Т.1.

.   Дмитриев Ю.Я. Категория качества, количества и меры в историко-философском процессе. Генезис. Закономерности развития. Функции. - М.: Наука, 1995.

.   Дружинина С.И. Синкретизм в системе сложноподчиненных предложений современного русского языка. - Орел: Изд-во Орел ГАУ, 2010.

.   Звегинцев В.А. Мысли о лингвистике. - М.: Изд-во МГУ, 1996.

.   Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1992.

.   Карамова А.А. Категория оценки в современном русском языке. - Уфа, 2002 г.

.   Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. - Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1972.

.   Кацнельсон С.Д. Содержание слова, значение и обозначение. - М.-Л., 1965.

.   Кобозева И.М. Теория речевых актов как один из вариантов теории речевой деятельности. // Новое в зарубежной лингвистике, вып. 17. - М., 1986.

.   Кобозева И.М. Грамматика описания пространства. // Логический анализ языка: Языки пространства. - М., 2000.

.   Колесов В.В. Русская ментальность в языке и тексте. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2007.

.   Колшанский Г.В. О проблеме соотношения субъективного и объективного факторов в языке. // Филологические науки. - М., 1970. - №1.

.   Кубрякова Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика, психология, когнитивная наука. // Вопросы языкознания. - М., 1994. - №4.

.   Кубрякова Е.С. О тексте и критериях его определения. // Сб.: Текст. Структура и семантика. - М., 2001.

.   Кубрякова Е.С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики // Известия РАН, 2004. - СЛЯ - Т.63. - №3.

.   Кубрякова Е.С. Парадигмы научного знания в лингвистике и ее современный статус. // Известия РАН, 1994. - СЛЯ - Т. 53 (2).

.   Лакофф Д. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении. - М., 2004.

.   Леденев Ю.И. состав и функциональные особенности класса неполнозначных слов в современном русском языке: Автореф. дис. докт. филол. наук. - М., 1973.

.   Леденев Ю.И. неполнозначные слова как показатели смысловых и синтаксических отношений. // Неполнозначные слова как средства выражения семантических и синтаксических отношений: Меж Изд-во СГУ, 2002.

.   Леденев Ю.Ю. Явления изофункциональности на различных ярусах синтаксической системы языка. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.

.   Леденев Ю.Ю. Норма языка и теория изофункциональности. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006.

.   Лосев А.Ф. История античной философии: в конспективном изложении. - М.: Мысль, 1993.

.   Никитин Е.П. Об одной тенденции в развитии философии. // Вопросы философи. - М., 2001. - №10.

.   НФС - Новейший философский словарь: 3-е изд., испр. - Минск: Книжный Дом, 2003.

.   Оболенский Л.Е. Вопросы философии. - М., 1987.

.   Павиленис Р.И. Проблема смысла: современный логико-философский анализ языка. - М: Мысль, 1983.

.   Павиленис Р.И. Понимание речи и философия языка // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып.ХYII. - М.: Прогресс, 1986.

.   Падучева Е.В. О семантике синтаксиса. - М., 1974.

.   Полянский А.Н. Пан содержания категории количества в русском языке. // НДВШ «Филологические науки», 1984, №1.

.   Рахилина Е.В. Когнитивный анализ предметных имен: семантика и сочетаемость. - М.: Русские словари, 2000, изд. 2, испр. и доп.

.   Родионова С.Е. Семантика интенсивности и ее выражение в современном русском языке. // Проблемы функциональной грамматики. Полевые структуры / Под ред. А.В. Бондарко. - СПб.: Наука, 2005.

.   Русская грамматика. Т. 2: Синтаксис / Н.Ю. Шведова (гл. ред.). - М.: Наука, 1980.

.   Рябцева Н.К. Размер и количество в языковой картине мира. // Логический анализ языка. Языки пространств. - М.: Языки русской культуры, 2005.

.   Советский энциклопедический словарь/ Под ред. А.М. Прохорова. - М.: Изд-во «Сов. Энциклопедия», 1990.

.   Солсо Р. Когнитивная психология. - СПб.: Питер, 2002.

.   Степанов Ю.С. Вступительная статья. // Энциклопедический словарь юного филолога. - М.: Педагогика, 1974.

.   Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.

.   Степанов Ю.С. Язык и метод. К современной философии языка. - М.: Языки русской культуры, 1998.

.   Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. - М.: Эдиториал УРСС, 2001.

.   Чернявская В.Е. Интертекстуальность как текстообразующая категория в научной коммуникации. - СПб, 2001.

.   Шибкова О.С. Монография: Становление категории «Качество»: логика, грамматика, когнитика. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006.

Выпускная квалификационная работа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.34.132 (0.013 с.)