Сод-ие и з-чи ознакомления дошк-ков с произв-ми живописи. М-дика ознакомления Дс произв-ми живописи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сод-ие и з-чи ознакомления дошк-ков с произв-ми живописи. М-дика ознакомления Дс произв-ми живописи.



Осн. Ф-ции изо иск-ва. Познавательная ф-ция иск-ва. При детальном рассматривании картины, анализе изображённого на ней Д учат устанавливать взаимосвязи в сод-нии произв-ия: уметь объяснить. почему художник посвятил картину данной теме, какие ср-ва выразит-ти испол-л, чтобы раскрыть сод-ие задуманного.Д подводят к осознанию замысла художника (о чём написана картина), к пониманию связи между содержанием произведения и выразит. Сред-вами. У Д формируется нравственнее сознание. Эстетическая функция. Это учит Двидеть красоту человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведении иск-ва явление с реальной действительностью. М-дика работы по ознакомлению дошк-ков с живописью. Предварит. работа включает зад-я и игровые упр-ия по обогащению и активизации словаря, развитию выразит-ти речи, формированию монологич. речи, чтение худ. Произв-й, сюжет кот. был бы созвучен теме картины. После чтения проводится краткая беседа о том, как Д понимают прочитанное. такие м-ды помогают дошк-ку легче понять сод-ие картины, пополнить словарь. перед тем как познакомить Д с произведением, в-ль изучает его, (не просто осматривает), определяет, о чём картина, устанавливает связь между сод-ем и ср-вами выразит-ти, цветом и композицией, построением и настроением произведения, решает, что в картине звучит наиболее ярко. После детального изучения отбирает слова, необходимые для рассказывания. М-ды и приёмы при ознакомлении Д с живописью. пояснение – широко применяется при первых беседах для уточнения представлений До портрете. Сравнение – повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение. Акцентирование деталей – усиливает восприятие ребёнка, пом-т установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приёма заключена в том, что восприятия картины закрывается всё изображение листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части. М-д вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у Допределённые чувства, эмоции, настроение. тактильно-чувственный м-д. Данный м-д заключается в том. что в процессе восприятия в-ль прикасается к реб-ку руками (поглаживает, ласкает, удерживает и т.д.). Цель данного м-да – вызвать чув-ва детей, пережить адекватное состояние изображённого образа. Он действует на эмоц. состояние детей, вызывает ответные реакции, особенно у застенчивых, но при условии, если между детьми и воспит-лем есть взаимная искренность. М-д оживления детских эмоций с помощью литерат. и песенных образов.приём «вхождения» в картину – Д предлагается представить себя на месте изображённого человека. Это учит переживать, будит детское воображение. М-д музыкального сопровождения – звучит музыка, настроение которой созвучно настроению картины, т.е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Музыка может быт фоном для рассказа в-ля. Программные з-чи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством на протяжении всего пребывания ребёнка в детском саду можно разделить на четыре группы: Первая группа – содержательная, ставящая целью обучения Д умению понимать, что изображено на картине, о чём рассказал художник в своём произведении, что хотел выразить. Вторая группа – изобразительно-выразительная. Педагог учит Двоспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем (как он изобразил действующих лиц, выразил замысел, раскрыл содержание произведения). Третья группа – эмоционально-личностная. В неё входят з-чи, решая которые в-ль формирует у ДУ давать эстетическую оценку произведению. Четвёртая группа – в-льная. З-ча направлена на то, чтобы педагог мог наметить, какие нравственно – эстетические качества, познавательные интересы формировать, какие чувства воспитывать в процессе обучения Д восприятию искусства.

 

24. Методич. Ос-ти рук-ва рисованием(Р) в группе «Малыши»:игровая мотивация, анализ объектов изображения, показ способов действия, художественное слово, совместное творчество, способы оказания помощи, анализ детских рисунков. Приемы обучения Р в разных возрастных группах детского сада. Первая младшая группа. Прежде всего сама деят-ть воспит-ля явл. наглядной основой. Реб. следит за рисунком восп-ля и начинает подражать ему. В ДВ подражание выполняет активную обучающую роль. У реб., наблюдающего за тем, как создается рисунок, развив. и спо-ть видеть ос-ти формы, цвета в плоскостном их изображении. Но одного подражания недостаточно для развития способности самостоятельно мыслить, изображать, свободно использовать приобретенные навыки. Поэтому приемы обучения Д также последовательно усложняются. Рекомендуется постепенное вовлечение Д в совместный пр-сс Р с восп-лем, когда реб. дорисовывает начатую им работу - проводит ниточки к нарисованным шарам, стебельки к цветам, палочки к флажкам и т. п. Положит. в этом приеме явл. то, что реб. учится узнавать изображаемый предмет, анализировать уже нарисованные и недостающие части, упражняется в проведении линий (разного характера), получает радость и эмоцион-е удовлетворение от рез-та своего труда. Восп-ль может использ-ть показ приемов Р и словесное объяснение, а Д будут сами выполнять задание без опорного рисунка. Слово, подкрепленное наглядным мат-лом, поможет реб. проанализировать виденное, осознать его, лучше запомнить задание. Но у реб. младш. Гр. еще недостаточно развита способность памяти длительное время сохранять воспринятое с достаточной четкостью (в данном случае - это объяснение педагога): он либо запоминает только часть указаний и выполняет задание неверно, либо ничего не может начать без повторного объяснения. Вот почему восп-ль должен еще раз объяснять задание каждому ребенку. К концу третьего года жизни многие Д уже не требуют дополнит. объяснений: они могут рисовать самостоятельно, пользуясь приобретенными Н и после одного раза объяснения задания. На обучение Д положительное влияние оказывает использование различных игровых моментов. Включение игровых ситуаций делает предмет изображения более близким, живым, интересным. В рисовании красками результатом деят-ти для маленького реб. является яркое пятно. Цвет - сильный эмоциональный раздражитель. В этом случае педагог должен помочь ребенку понять, что цвет в рисунке существует для воссоздания образа. Надо добиваться того, чтобы Д, работая с красками, стремились улучшить сходство с предметами. Полезно младшим дош-м давать такую возможность самост. работать по замыслу на каждом занятии после выполнения учебного задания (если оно не было длительным). Такая форма самостоятельной работы детей создает предпосылку для будущей творческой деятельности. Задачи обучения во второй младшей группе связаны главным образом с развитием умений изображать различные формы, развитием технических навыков в пользовании карандашом и красками и умением изображать различные предметы. Проведение занятий Р с Д 3 лет требует конкретизации всего мат-ла. Без опоры на четкие представления обучение простейшим формам будет абстрактным, отвлеченным, непонятным для них. Восприятие окружающей жизни - основа методики обучения. Поэтому все образы, с которыми связываются линии, круги, точки, должны быть ранее восприняты, и не только зрительно, а в активной деятельности: «По дорожкам бегали», «Клубочки ниток наматывали и катали» и т. п. Активное познание предмета создает предпосылку и для активных действий при рисовании. Система игровых упражнений, разработанная Е. А. Флериной, учитывает эту ос-ть возраста. Например, при рисовании прямых горизонтальных линий-дорожек дети вместе с воспитателем показывают в воздухе всей рукой направление линии: «Вот какая длинная дорожка!» После этого на бумаге дети показывают, какая дорожка, и, наконец, рисуют ее карандашом или красками. В таком последовательном многократном повторении одного движения есть система, основанная на учете особенностей физич. Развит. 3летних Д: постепенный переход от более развитых крупных движений всей рукой к движению только кистью (пальцем по бумаге) и к еще более ограниченному движению карандашом, при котором пальцы связаны определенным положением. Производя эти движения, Д могут сопровождать действия словами, например: «Дождик: кап-кап», «Вот какая длинная ленточка» и т. п. Это словесное сопровождение усиливает ритмический характер процесса рисования, делает более интересным и легким само движение. Разговоры Д во время работы нельзя запрещать, они активизируют мысль детей, будят их воображение. Воспитателю следует умело направлять эти разговоры, связывая их с получаемым образом. В процессе занятия малыши все время активны, в их сознании должен жить образ, который они воплощают в рисунке. Эта активность вначале основана на подражании воспитателю. Он напоминает детям о предмете изображения, показывает новые движения, которыми необходимо овладеть детям. Сначала он производит движения рукой в воздухе, затем это движение повторяет вместе с детьми. Если кому-нибудь из ребят движение не удается, воспитатель помогает руке ребенка принять нужное положение и сделать соответствующее движение. Когда ребенок мускульно ощутит это движение, он сможет произвести его самостоятельно. Точно так же необходим вначале показ всех приемов Р. Воспитатель показывает, как правильно держать карандаш или кисть, как набирать на кисть краску и вести ею по бумаге. Самостоятельно действовать дети смогут тогда, когда все основные приемы будут им знакомы. При показе, как рисовать елку, воспитатель должен исходить из требований программы для данного возраста - передать основные признаки: вертикальный ствол, идущие в стороны ветви, зеленый цвет. Но эти признаки характеризуют и все другие деревья. Чтобы сохранить образ елки, воспитатель будет рисовать ствол линией, расширяющейся книзу, ветви (вверху -короче, внизу - длиннее) слегка наклонными, не фиксируя на этом внимания малышей. Важно, чтобы зрительный образ от рисунка не расходился с образом реального предмета, тогда в памяти детей сохранится правильное изображение. Показ приемов рисования важен до тех пор, пока дети не приобретут навыки в изображении простейших форм. И только тогда педагог может начать обучение дошкольников рисованию на наглядных пособиях без применения показа. Например, когда дети научились рисовать прямые линии и прямоугольные формы, педагог может предложить им нарисовать лопатки, не показывая приемы рисования. Воспитатель в начале занятия рассматривает с Д лопатку, обводит рукой ее контуры, все время поясняя свои действия. Рисунок после такого рассматривания ребята выполняют самост. Кому трудно, воспитатель предлагает самим обвести рукой лопатку, чтобы почувствовать ее форму.Хотя эти предметы остаются перед глазами Д и в процессе занятия, они еще не служат натурой. Трехлетнему ребенку недоступно совмещение процессов восприятия и изображения, которое требует умения распределить вним-е, анализировать, сравнивать рисунок с предметом.Изображаемый предмет исп-ся в начале зан-я для уточнения представлений о форме, цвете, частях предмета или в игровом плане для создания эмоционального настроя.В некоторых случаях, когда нельзя показать Д предмет, для оживления их представлений можно использовать картинку или хорошо выполненный воспитателем рисунок.Изображение предмета должно быть в крупном плане, с ярко выраженной формой, воспитатель обращает внимание детей на форму, обводя ее пальцем, и на цвет предмета. В процессе занятия картинку следует убирать, так как она в этой группе не может служить образцом. Приемы рисунка взрослого сложны для детей, и, кроме того, на картинке виден лишь результат работы, приемы остаются неизвестными. Картина или рисунок, выполненные в реалистическом духе, создающие художественный образ, м.б. исп-ны в мл. гр. только как объект для восприятия с целью уточнения представлений или создания интересов к теме.

 

25.Рисование в группе «Почемучки»: краткая психолого-физиологическая характеристика возраста. Содержание, задачи, техника рисования. Д 4-5 л достаточно самостоятельные,инициативные, непосредственные и эмоциональные, но уже могут сдерживать себя. Их вопросам нет конца, настоящие «П». Д этой возрастной группы более выносливые. Среди значимых видов д-ти, кот-ми овладевает «П», и худ-ая д-ть. Высокая эмоциональность, чувствительность, реактивность, преимущественно образное мышление Д этого возраста способствует успешному становлению их изобразительной, музыкальной, худ-но-речевой, театрально- игровой д-ти. Начинают формироваться предпосылки трудовой д-ти. Возрастает возможность Д в сфере самообслуживания: они включ-ся в бытавуб д-ть взрослых, труд в природе. В процессе д-ти, общения формируется целенаправленность. Когда р-к играет, рисует и т д, он прежде всего ставит перед сабой цель, а затем стремится достигнуть ее, преодолевая преграды, овладевая новыми способами действия. В д-ти «П» возникает произвольное внимание, р-к способен сосредоточиться и удерживать внимание достаточно долго, если объект ему интересен. Задачи: -закреплять знание названий основных цветов (вишневый, салатовый, малиновый, лимонный); - знакомить с теплыми и холодными, контрастными и близкими по тональности, нейтральными цветами; - знакомить со средствами выразительности предметного, сюжетного и декоративного рисования; -стимулировать самостоятельность использования Д в рисунке выразительных средств; - знакомить Д с элементами белорусского геометрического орнамента. Технические приемы: -формировать элементарные У-я пользоваться красками, понимать разницу в работе акварелью и гуашью; -продолжать обучать правильному пользованию карандашом и кистью (в процессе закрашивания вести кисть в одном направлении, штриховать карандашом без просветов в разных направлениях, по косой, по окружности, не выходя за пределы контура); -формировать У-е рисовать карандашом и кистью вертикальные и горизонтальные линии различной ширины и нажима; -* знакомить с техникой работы восковыми мелками, а также различными штампами; - содействовать овладению конструктивным способом создания образа (частично- целостным); - помогать в практическом освоении сюжетной композиции (линейная, фризовая, по все поверхности листа бумаги); - обучать использованию элементов белорусского геометрического орнамента в построении декоративных композиций в квадрате, прямоугольнике, на силуэтах одежды, посуды, предметах быта).

 

26.Методич-е ос-ти рук-ва рисованием(Р) в группе «Почемучки»: мотивация, анализ объектов изображения, показ способов действия, художественное слово, проблемные вопросы, совместное творчество, способы оказания помощи, анализ детских рисунков.

в-ль при рассматривании предмета пользуется обрисовывающим жестом и словесным объяснением. В процессе занятия воспитатель напоминает Д о натуре, предлагает посмотреть на нее и нарисовать. В этом возрасте Д еще не могут передавать изображение с определенной точки зрения, поэтому натура должна быть установлена так, чтобы они видели ее с наиболее характерной стороны и ясно различали основные части. При Р воспитатель должен обращать внимание ребят только на видимые части предмета. Натура используется и по окончании работы для сравнения с ней рисунков, хотя анализ в этой группе не может быть очень детальным и соответствует лишь программным требованиям. Учитывая особенности 4летних Д, следует в различные приемы обучения включать игровые моменты. Например, кукла-неваляшка просит нарисовать ее портрет, при анализе работ она смотрит и оценивает рисунки. Игра всегда вносит оживление и радость в работу Д, что повышает их активность. В ср. гр. для лучшего воспроизведения образа могут быть использованы картинка или рисунок воспитателя. Д 4 лет еще нельзя знакомить с каким-л. приемом Р на основе картины. Она здесь служит лишь ср-м оживления детских представлений о том или ином предмете. Показ приемов Р в средней группе продолжает занимать значительное место в обучении на тех занятиях, где дается новый программный мат-л: последовательность изображения частей предмета, понятие о ритме, узоре и т. д. При всех последующих занятиях с подобным же программным мат-м, но на другие темы (неваляшка, матрешка, кукла) показ не нужен, его можно заменить рассматриванием предмета, картинки. В декоративном же Р он особенно необходим, так как дети впервые знакомятся с композицией узора. Понятие о том, что означает ритм в узоре и как его создавать в рисунке, ребенок может получить, только наглядно увидев, как ритмично движется рука воспитателя, нанося мазки на полоску бумаги. Затем ребенок в точности повторяет то, что делал воспитатель. В декоративном Р может быть использован образец рисунка, выполненный в-лем, на основе кот. он вначале знакомит детей с принципом построения узора, с теми элементами, которые в него входят, показывает, как надо работать. Если ребенок проявляет инициативу и создает что-то свое, воспитателю следует одобрить его работу, при анализе обратить внимание всех детей на то, что каждый из них смог бы тоже придумать что-нибудь интересное. Образец в предметном и сюжетном Р не может быть применен, так как он будет сковывать инициативу и воображение ребенка. Использование художественного слова в средней группе занимает большее место, чем в предыдущих группах. С одной стороны, художественный словесный образ можно использовать в связи с темой Рдля того, чтобы пробудить интерес, оживить в памяти детей образы, ранее воспринятые в жизни. В этих случаях словесный образ должен главным образом воздействовать на чувства Д и в то же время ясно передавать внешние черты предмета, указывая на какой-либо один зримый признак. В другом случае воспитатель выбирает загадку, которая дает образ с некоторыми отличительными признаками и предлагает нарисовать отгадку. В этом случае словесный образ будет являться содержанием детских работ. При заключительном анализе рисунков в конце зан-я эта загадка будет служить критерием правильности рисунка. В средней группе анализ рисунков в конце занятия может быть построен по-разному. В ср. гр. можно устроить выставку всех рисунков после занятия и затем провести анализ отдельных работ, которые выбирают дети. Плохие работы, так же как и в младшей группе, показывать не следует, чтобы не снижать интереса и настроения ребенка. Д ср. гр. могут заметить достоинства и недостатки в работах своих сверстников, но свою собственную работу оценить бывает еще трудно, т.к сам пр-сс Р доставляет им большую радость и чаще они бывают довольны рез-том своего труда.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.013 с.)