Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стилистические особенности на фонетическом уровне

Поиск

В английском языке, как и в любом другом, существуют определенные способы, или модели, организации звукового потока, использование которых ведет к созданию тех или иных акустических эффектов. Иными словами, на фонетическом уровне могут быть созданы стилистические приемы, то есть особое сочетание и чередование звуков в их синтагматической последовательности, которые в сочетании с другими средствами образуют различные стилистические эффекты [16, c. 84].

Центральное место занимает анализ звуковой организации поэтической речи, в которой стилистическое значение фонетических средств особенно велико. Поэзию от прозы принципиально отличает более музыкальное, эстетически совершенное сочетание звуков. Как составной элемент художественной формы фоника служит наиболее полному, яркому воплощению замысла поэта, усиливая другие экспрессивные средства поэтической речи [11, с. 52]. Поскольку песенные произведения являются поэтическими произведениями, остановимся на более подробном рассмотрении фонетических выразительных средств.

И.В. Арнольд подразделяет фонетические стилистические средства на исполнительские и авторские [2]. Исполнительскими называются фонетические средства, допускающие варьирование, имеется в виду, что при перекодировании произведения из письменной формы в устную возможны, в известных пределах, некоторые различия в интерпретации его звучания, что, естественно, изменяет и смысловую интерпретацию.

Напротив, фонемный состав текста, его инструментовка и стихотворный размер целиком зависят от автора; эти фонетические средства можно назвать авторскими. Авторские фонетические средства, повышающие экспрессивность речи и ее эмоциональное и эстетическое воздействие, связаны со звуковой материей речи через выбор слов и их расположение и повторы. В своей совокупности эти средства рассматриваются учением о благозвучии, или эвфонией. Эвфонией, или инструментовкой, называют совокупность способов отбора и комбинации звуков, придающих высказыванию (чаще всего поэтическому тексту) определенный звуковой строй, а отсюда - эмоциональную и экспрессивную окраску. Важную роль в инструментовке и других фонетических средствах играют повторы как отдельных звуков, так исловесные [15].

И.Р. Гальперин выделяет следующие фонетические выразительные средства: аллитерация, ассонанс, звукоподражание или звукозапись, рифма, ритм [10, с. 50].

Аллитерация - это намеренное многократное повторение одинаковых (или акустически сходных) звуков или звукосочетаний. Аллитерация является одним из древнейших стилистических средств в английской поэзии.

Она широко используется в фольклоре, пословицах, поговорках, устойчивых словосочетаниях: safe and sound; blind as a bat; tit for tat [47].

Аллитерация наиболее часто употребляется в поэзии, где роль ее экспрессивная - аллитерируемые слова выделяют важнейшие понятия. Аллитерация создает определенный мелодический и эмоциональный эффект:

 

O, my love is like a red, red rose,

That's newly sprung in June., my love is like the melodie,

That's sweetly played in tune. (R. Burns)

 

Здесь наблюдается повтор звуков [l] и [r] [38].

Ассонанс - намеренное многократное повторение одинаковых (или акустически сходных) гласных в близкой последовательности с целью звуковой и смысловой организации высказывания: Tenderly bury the fair young dead.(M. La Costa) [50].

Звукоподражание - использование слов, фонетический состав которых напоминает называемые в этих словах предметы и явления - звуки природы, крики животных, движения, сопровождающиеся каким-нибудь шумом, речь и различные звуки, которыми люди выражают свое настроение, волю и т.д.: bubble n - журчание, splash п - плеск, rustle n - шорох, buzz v - жужжать, purr v - мурлыкать, flop п - падение, babble n - болтовня, giggle n - хихиканье, whistle n - свист и т.д. [2]

И.В. Арнольд дает следующее определение рифме. Рифмой называется особый вид регулярного звукового повтора, а именно повторение более или менее сходных сочетаний звуков на концах строк или в других, симметрично расположенных частях стихотворений, выполняющее организующую функцию в строфической композиции [2].

Рифма, таким образом, имеет двойную природу: как и всякий эвфонический звуковой повтор, она является фактом инструментовки, и, как регулярный повтор, она выполняет композиционную функцию.

Композиционная роль рифмы состоит в звуковой организации стиха, рифма объединяет строки, оформляющие одну мысль, в строфы, делает более ощутимым ритм стиха, способствует запоминаемости поэтического произведения. Довольно распространенное определение рифмы как концевого созвучия неточно. Действительно, чаще всего рифмуются, т.е. совпадают по звучанию, именно концы строк, начиная от последнего ударного слога, однако возможны также рифмы в середине строки (цезурные), в начале строки (головные) и акромонограммы [23].

И.В. Арнольд классифицирует рифмы следующим образом: положение рифмы в стихе и строфе подчиняется той или иной схеме. По вертикальному размещению различают рифмы смежные (аа, bb), перекрестные (ab, ab) и опоясывающие (ab, bа). Важно также отметить расстояние между стихами, соединенными рифмой, и число стихов, объединенных одной рифмой. По слоговому объему рифмы делятся на мужские (ударение на последнем слоге), женские (ударение на предпоследнем слоге) и дактилические (ударение на третьем от конца слоге). Для английского стиха, благодаря редукции окончаний и преобладающей в исконных словах односложности, характерны мужские рифмы.

Одинаковость позиций может быть разной: по сходству положения в стихе различают концевые рифмы, внутренние, начальные (редкий вид) и рифменные акромонограммы [2].

Концевое положение рифм общеизвестно и пояснений не требует. Внутренние рифмы можно проиллюстрировать следующим отрывком из юмористического стихотворения Гильберта и Селливана "Иоланта":

When you're lying awake with a dismal headache, and repose is tabooed by anxiety, I conceive you may use any language you chose to indulge in without impropriety [47].

И.Р. Гальперин дает следующее определение ритму. Ритм - это выразительное средство языка, основанное на равномерном чередовании соизмеримых единиц речи. Такими соизмеримыми единицами речи являются ударные и неударные слоги. Как и для всех германских языков, для английского языка характерно силовое (динамическое) ударение, падающее на первый слог. А так как в английском языке преобладают односложные или двусложные слова, то для английской речи характерно чередование одного ударного с одним неударным слогом [6].

Так как материалом нашего исследования является текст песни рэп-музыки, где графические средства являются основным способом передачи произносительных особенностей исполнителя, мы считаем важным рассмотреть и этот стилистический прием.

Термин графоны был впервые введен В.А. Кухаренко, который дает ему следующее определение - это умышленное искажение орфографической нормы, отражающее индивидуальные или диалектные нарушения нормы фонетической. В.А. Кухаренко различает интериорные графоны, которые реализуются в составе слова, например: cause - because, и контактные, которые реализуются на стыках слов, например: gonna - going to [15].

Основная функция графонов - характерологическая: при помощи их в речи персонажа выделяются фонетические особенности, которые характеризуют его, как представителя определенной социальной среды, диалекта или его индивидуальные особенности, графоны придают речи правдоподобие, живость, делают ее запоминающейся [4].

Итак, под фонетическими стилистическими средствами подразумевается отбор и употребление языковых средств фонетического уровня с определенным стилистическим заданием; это такая организация звукового потока, при использовании которых создается определенный акустический эффект. Основными фонетическими стилистическими средствами являются аллитерация, ассонанс, ритм, рифма, графоны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.240 (0.008 с.)