Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взгляды Н.Д. Левитова на природу характера

Поиск

 

В общем, или широком, смысле под характером человека Левитов понимает индивидуальные ярко выраженные и качественно своеобразные психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки.

Из этого определения вытекает, что когда речь идет о характере человека, то имеются в виду все его индивидуально выраженные и своеобразные психологические черты. Характеризовать человека всегда означает дать психологию его как индивидуальности, выделить не сумму ее качеств, а те черты, которые отличают данного человека от других людей и вместе с тем структурно целостные, т.е. представляют собой известное единство.

Формирующийся в процессе обучения, воспитания и жизненного опыта характер оказывает влияние на поведение и поступки человека, в которых он наиболее адекватным образом проявляется.

Существует выражение: «Не сошлись характерами». Это значит, что характеры данных людей таковы, что дают разное направление поведению и поступкам и потому оказываются обычно несовместимыми.

Глубина и проницательность в познании характера человека проявляются прежде всего в открытии его индивидуальных черт, причем эти черты, как бы они ни казались разнообразными, а иногда и противоречивыми, образуют не агрегат, не комплекс, а органическое целое.

Советские психологи, раскрывая сущность характера, в качестве одного из основных признаков указывают на индивидуальное своеобразие. Так, согласно определению, данному А.Г. Ковалевым и В.Н. Мясищевым, характер-это личность в ее своеобразии. В.А. Крутецкий начинает свое определение характера так: «Характер - это индивидуально-своеобразное сочетание существенных свойств личности…».

К.К. Платонов к характеру относит совокупность наиболее выраженных и относительно устойчивых черт личности, «Типичных для данного человека и систематически проявляющихся в его действиях и поступках». [11]

Если исключить из определения характера такой его важный признак, как индивидуальное своеобразие, то можно прийти к схематизму и формализму в понимании характера, к недооценке его многообразных вариантов.

Индивидуальное своеобразие каждого человеческого характера не исключает, а, наоборот, требует одновременного признания в характере некоторых общих или типических черт.

Характер в строгом, или собственном, смысле слова определяется как психический склад личности человека, выраженный в ее направленности и воле. В житейском словоупотреблении обычно так и понимается характер. Когда говорят о человеке с характером или, наоборот, о слабохарактерности или бесхарактерности, то дают оценку человеку по его направленности и воле.

Нельзя определить характер человека, не зная, какие цели ставит пред собой этот человек и насколько эти цели важны с общественной точки зрения. Давая содержательную характеристику человеку, мы всегда в той или другой мере оцениваем его личность с моральной, общественной точки зрения.

Чернышевский считал всякий характер подлежащим моральной оценке и включал в него прежде всего черты направленности. При оценке характера наиболее важно установить, заботится ли человек о других, а не только о своем собственном благополучии, не предается ли бесплодным мечтам, занимается ли полезной деятельностью и борьбой со всем тем, что мешает человеческому счастью.

Ушинский писал, что понятие характера образуется путем наблюдений не над содержанием, а над формами человеческой деятельности. Однако все учение Ушинского о воспитании характера, и прежде всего о влиянии характера воспитателя на характер воспитанника, говорит о том, что формальные качества характера великий русский педагог не отрывал от содержания.

Советские писатели, раскрывая характеры, имеют в виду направленность сознания и деятельности человека.

Жизненные наблюдения показывают, что невозможно понять характер, не зная направленности человека. Ответы на вопрос: «Какой у этого человека характер?» - всегда в той или другой мере содержат указание на отношение к действительности. Такие черты характера, как решительность, смелость, мужество, включают в себя оценку с общественной точки зрения. Ставя вопрос о воспитании характера, мы интересуемся тем, к чему стремится данный человек, соответствуют ли его стремления целям воспитания.

Признание направленности одной из важнейших сторон характера не означает того, что ею характер исчерпывается. Характер формируется, воспитывается и получает свою определенность в трудовой практике, в общественных отношениях и более всего в жизненных конфликтах, в борьбе. Все это требует от человека силы воли для формирования твердого характера.

В волевых процессах характер получает одно из наиболее адекватных себе выражений.

В жизни широко пользуются терминами «сильный характер», «человек с характером», «слабохарактерность», тем самым выделяя в психическом складе человека волю. Оставаясь в пределах широкого понимания характера как психического склада, мы можем найти немало ярких характеров среди слабовольных людей, но мы не можем признать сильным характер слабовольного человека - человек с характером не может быть слабо - вольным.

Недостатки характера всегда в той или другой мере являются выражением слабоволия. Поэтому педагогические мероприятия, направленные на искоренение этих недостатков, прежде всего имеют своей целью укрепление воли.

Структура, форма характера всегда тесно связаны с его содержанием. Если, изучая характер в широком смысле слова, мы каждую деятельность человека стараемся понять как выражение черт его характера, то при характеристике человека как личности, как общественного существа было бы совсем непозволительно отрывать форму от содержания-для нас важнейшими вопросами являются: на что направлена деятельность данного человека, кому и чему служит его воля?

Значение содержательной стороны характера очень ярко проявляется, когда речь идет о тех чертах характера которые определяют его общую структуру как психического склада: цельность - противоречивость, единство - раздробленность, статичность - динамичность, широта - узость, сила - слабость. [6]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.70.108 (0.009 с.)