Правовое регулирование деятельности редакции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое регулирование деятельности редакции



 

 

Любая редакция СМИ функционирует в рамках соответствующей правовой системы. Право - это система обязательных для всех правил, санкционированных и признаваемых государством. С помощью права, которое состоит из правовых норм, зафиксированных в нормативно-правовых актах, регулируется основная часть общественных отношений, в том числе возникающих в процессе сбора, подготовки и распространения массовой информации с помощью периодических печатных изданий. Регулирование этих отношений с помощью нормативно-правовых актов принято считать правовым регулированием.

Правовое регулирование - это осуществляемое при помощи права, всей системы правовых средств воздействие на общественные отношения, на поведение людей [8]. Оно приходит на смену регулирования каких-либо отношений с помощью иных социальных норм: моральных, религиозных, технических и др., - в связи с тем, что эти слабо гарантированные и инертные в изменении социальные регуляторы перестают оказывать надлежащее, объективно требуемое обществом регулятивное воздействие, что проявляется в дестабилизации общественных отношений, выражаемой в различных формах причиняемого вреда, после чего право наращивает свой регулятивный массив пропорционально росту такой дестабилизации [30].

Правовое регулирование деятельности редакции представляет собой сложный и многообразный процесс, осуществляемый с помощью специальных механизмов. Главенствующее место среди этих механизмов занимают нормативно-правовые акты: законы, подзаконные акты, локальные редакционные акты.

Нормативно-правовые акты устанавливают общие и юридически обязательные правила поведения для тех, кому они адресованы. Например, согласно Конституции РФ «каждому гарантируется свобода слова и мысли» (ст.29). Данная норма права адресована всем, кто находится под юрисдикцией Российской Федерации. Существуют нормы права, адресованные более определенному кругу лиц. Так, согласно закону о СМИ, «учредитель [СМИ] утверждает устав редакции и (или) заключает договор с редакцией средства массовой информации (главным редактором)» (ст.18).

Нормы права излагаются в различных по своей юридической силе нормативно-правовых актах. В зависимости от субъекта, уполномоченного государством на их принятие, нормативные акты подразделяются на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти, в том числе Президента РФ (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).

Все нормативно-правовые акты находятся между собой в строгой иерархической соподчиненности. Это значит, что законы, принимаемые высшим законодательным органом страны, обладают наибольшей юридической силой по отношению ко всем иным источникам права. Верховенство среди них на всей территории Российской Федерации принадлежит Конституции Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Основному закону. Конституция устанавливает охраняемые и защищаемые ею объекты.

Несмотря на важность конституционных норм, многие из них действуют в полной мере лишь через другие правовые нормы и лишь в сочетании с ними определяют поведение участников общественных отношений. Поэтому на базе Конституции РФ разрабатываются федеральные конституционные законы (ФКЗ), которые более детально раскрывают некоторые конституционные нормы. В таком качестве можно назвать ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Должность Уполномоченного учреждена в нашей стране, как говорится в общих положениях указанного закона «в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами» (ст. 1). В число таких прав, подлежащих защите, безусловно, входит и право граждан свободно искать, получать, подготовить и распространять информацию, в том числе с помощью СМИ.

Необходимо отметить, что хотя правовые нормы, содержащиеся в ныне действующей Конституции РФ, и являются нормами прямого действия, некоторые авторы выражают сомнения по этому поводу, поскольку по-прежнему широко распространен, по их мнению, правовой нигилизм среди должностных лиц и населения, как по причине кризиса духовности, так и в силу отсутствия полноценного гражданского общества и местного самоуправления в стране. [26]

Кроме конституционных законов, существуют также федеральные законы (ФЗ) и законы субъектов Российской Федерации, призванные урегулировать разные правоотношения в обществе. Они, как и ФКЗ, принимаются высшим законодательным органом страны - Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, а также представительными органами субъектов Российской Федерации. Нередко субъекты Российской Федерации принимают собственные законы в развитие федеральных законов. Так, в развитие Федерального закона «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» в ряде субъектов России были приняты собственные нормативные акты. В их числе Закон Ростовской области «О поддержке средств массовой информации в Ростовской области», Закон Алтайского края «О поддержке средств массовой информации и книгоиздания Алтайского края» и другие.

Наряду с законами деятельность редакций и СМИ регулируется также подзаконными актами. По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Роль подзаконных актов выполняют, например, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации. Выделяются также подзаконные акты органов местного самоуправления, действие которых ограничено рамками подвластной им территории. Например, муниципальная администрация вправе издать приказ, предусматривающий определенные льготы для сотрудников редакций местных СМИ.

Наделены правотворческими функциями также некоторые структурные подразделения правительственных органов, то есть министерства, ведомства. Они вправе издавать нормативно-правовые акты общего действия по урегулированию конкретных общественных отношений. Так, согласно положению о Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (далее - Минпечати) оно может издавать акты, регулирующие порядок регистрации периодических печатных изданий. Важно, чтобы эти акты не противоречили закону о СМИ, в противном случае они не будут иметь юридической силы. Так что в случае возникновения сомнений следует сравнивать его с законом, и все станет ясно.

Ведомственные акты подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Нормативные акты государственных органов, не прошедшие такую процедуру, недействительны.

Существуют также локальные, внутриведомственные акты (документы), с помощью которых регулируются правоотношения внутри редакции. К числу таких относятся устав редакции, должностные инструкции, трудовой договор, коллективный договор и другие документы локального характера.

Основная цель локального нормирования состоит в том, чтобы конкретизировать права и обязанности работников конкретной редакции, а в отдельных случаях - улучшать их правовое положение.

В системе нормативно-правовых актов, регулирующих редакционные отношения, центральное место, безусловно, занимают федеральные законы.

В юридической литературе всю совокупность этих законов принято называть законодательством. В некоторых формулировках под термином «законодательство» понимаются не только законы, но и другие нормативные документы, содержащие первичные правовые нормы (скажем, нормативные постановления Правительства РФ). В принципе же, в состав законодательства, кроме законов, допустимо включить и подзаконные нормативные акты, скажем, указы Президента, изданные в порядке делегирования законодательных правомочий, то есть переданных ему законодательным органом. [8]

Законодательство вместе с другими подзаконными актами является источником правового регулирования редакционных отношений. 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.005 с.)