Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность гражданского воспитанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Прежде чем начать говорить о сущности гражданского воспитания следует остановиться на понятии самого процесса воспитания. Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации. Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов. Направление воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления воспитательной работы - гражданское, правовое, экономическое, экологическое. Интересные подходы, которые более всего отвечают возможностям обновления воспитательной деятельности в нашей стране представлены в концепциях Е.В. Бондаревской, О.С. Газмана (2; 6). В контексте данной темы кратко охарактеризуем некоторые из них. Е.В. Бондаревская выдвигает общую цель: воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. В концепции для реализации цели определены содержательные базовые компоненты, которые включают: интернализацию детьми универсальных общечеловеческих ценностей, сохранение совокупного духовного опыта человечества: диалог между различными культурами и народами; уважение к человеческой жизни, осознание ее неприкосновенности; свобода и ответственность. Формирование опыта гражданского поведения: участие в гражданских дел проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека, противодействие аморальным явлениям. Овладение детьми ситуациями реальной ответственности, самостоятельности: принятия решений, свободный выбор поступков и ответственности за них, выбор способов саморегуляции поведения во всех сферах жизнедеятельности, овладение способами самовоспитания и совершенствования и другое (2). Другой подход, изложен в концепции руководителя авторского коллектива О.С. Газмана. По его мнению, цель заключается в том, чтобы обеспечить каждому школьнику базовое образование и культуру как основу для жизненного самоопределения. Автор выделил основные задачи педагогической работы направлены на формирование способности личности к культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Основные направления воспитательной деятельности отражены в целевых программах: «Здоровье»; «Учение»; «Общение»; «Досуг»; «Семья». При этом реализация программ происходит с обеспечением процессов самоопределения, самореализации, самоорганизации, самореабилитации, которые выступают важнейшими компонентами саморазвития личности и становятся основными направлениями педагогической работы (6). Таким образом, в данных концепциях отражаются различные подходы к воспитанию и осуществление их различными путями. Можно сказать, что авторы акцентируют свое внимание на формировании гражданского воспитания. Анализ литературы позволил выявить, что основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения (9;17). Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества - особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры в нем. Говоря о гражданском воспитании, необходимо рассмотреть такие понятия, как «гражданин» и «гражданственность». В России содержание понятия «гражданин» менялось на протяжении длительного периода и в настоящее время в педагогической литературе не всегда можно найти его четко обозначенный смысл. Это можно объяснить тем, что гражданское общество в нашей стране находится в стадии становления и данное понятие интерпретировано в научной литературе только с одной стороны - юридической, общий смысл которой сводится к тому, что «гражданином является человек, который не только знает свои права и обязанности, но и уважает права другого, видя в этом залог прогрессивного развития страны» (1, 12). Словарь В.И. Даля дает нам такое определение: «гражданин - городской житель, горожанин. Член общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек, из составляющих народ, землю, государство» (8). В словаре С.И. Ожегова встречается следующее определение: «гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей» (15). Согласно словарю Д.Н. Ушакова: «гражданин- подданный какого-либо государства» (23). Следовательно, понятие «гражданин» имеет не только юридический смысл (принадлежность лица к государству), но и особый моральный. Быть гражданином - значит занимать активную нравственную позицию, глубоко осознавать свой патриотический долг и ответственность по отношению к Отечеству, народу, национальным ценностям, святыням, культуре. Истинный гражданин - это нравственный человек. Именно нравственные показатели являются составляющими понятий «гражданин», «гражданственность», «гражданское воспитание». Здесь и милосердие, справедливость, ответственность, честность, трудолюбие, порядочность, а также необходимые для установления правильных отношений в школе и семье, обществе определенные нравственные правила: быть настоящим товарищем, трудиться на совесть, не брать чужого… Понятие «гражданственность» - многозначно. В литературе встречаются несколько определений. Согласно словарю Д.Н. Ушакова, «гражданственность - состояние гражданской общины; понятия и степень образования, необходимые для составления гражданского общества» (23). Философский словарь дает следующее определение: «гражданственность - это нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств на его права и интересы» (18). Следовательно, гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними. Таким образом, воспитание гражданственности - это целенаправленная и систематическая деятельность школ по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Гражданское воспитание представляет собой систему общечеловеческого ценностного отношения к глобальным проблемам, социальным группам, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни и сознания. Оно гражданское потому, что определяется принципиальными общегосударственными, конституционными мировоззренческими позициями, воплощающимися в реальную практику общественных отношений. Педагогу, начинающему заниматься проблемой формирования гражданской компетентности, прежде всего, необходимо знание терминологии, ключевых понятий гражданского образования. Системное знание терминологии поможет учителю, во-первых, более ясно осмыслить представление о назначении, роли, смысле гражданского образования; во-вторых, будет способствовать конструктивному диалогу с коллегами, учащимися, родителями, общественными организациями. Гражданская позиция - это единство реальных практических дел и душевных переживаний за судьбу страны. Гражданская позиция выражается в готовности прийти на помощь нуждающимся. Гражданское общество - это общество, в котором социальные, экономические и культурные связи между людьми обладают независимостью по отношению к государственным учреждениям, это совокупность негосударственных отношений и организаций, выражающих частные (индивидуальные и коллективные) интересы граждан в различных сферах. Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина. Ключевую роль играет семья, так как именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др. Система гражданского воспитания включает в себя: комплекс целей-функций, формируемых с учетом возрастных возможностей усвоения общегражданских и общечеловеческих политических идей детьми; содержание и формы гражданского воспитания в школе, внешкольных и общественных организациях, средств массовой информации, трудовых коллективов. Ей присущи противоречия и «механизмы» их разрешения, обеспечивающие также определенные критерии гражданской воспитанности. Функции гражданского воспитания разделяются на образовательные, воспитательные и развивающие. Образовательная функция заключается в том, чтобы раскрыть школьникам общечеловеческие и общегражданские политические ценностные ориентации перестройки и обновления общества, вооружить школьников умениями политического диалога и культурного ведения дискуссии, ораторского и организаторского искусства, четкого и ясного изложения мысли в свободной устной речи. Оно развивает способность эмоционального, убедительного, аргументированного монолога, обращенного к слушателям, формирует у школьников устойчивую систему привычного ответственного гражданского сознания, умения отстаивать свои убеждения, учит жить в условиях демократии и гласности. Воспитательная функция гражданской работы с детьми проявляется по мере включения учащихся в посильную и доступную общественно гражданскую деятельность. Именно в ней происходит формирование у школьника таких чувств высшего порядка, как патриотизм и интернационализм, а также высоких морально-политических качеств: порядочности, морально-политической чистоплотности в отношениях с людьми, к общественному достоянию, сознательной дисциплинированности, ответственности, политического чутья, критичности, способности исправить свои ошибки. Развивающая функция гражданской работы с детьми вытекает из образовательной и воспитательной. Гражданское познание и деятельность формируют способность политического мышления, умения каждый общественно важный факт, событие осмыслить с позицией нового политического мышления. Школьники учатся самостоятельно разбираться в потоке политической информации, давать ей оценку, противостоять манипулированию их сознанием. Функции гражданского воспитания реализуются в целостном педагогическом процессе с учетом возрастных возможностей и особенностей детей. В современном мире вся атмосфера общественной и личной жизни людей насыщена политической информацией, противоречивыми установками, оценками, ценностными ориентациями. Дети любого возраста, живя и действуя в той атмосфере, не изолированы от политических влияний и воздействий. Политическая идеология преломляется в их сознании под влиянием взрослых. Это требует от педагогов и родителей быть вооруженными знанием особенностей детского восприятия политической информации, сознания и осмысления фактов и событий. Результатом гражданского воспитания станут такие проявления учеников, как: уважение к закону при развитии инициативы, ответственности, умения пользоваться личными свободами; приверженность системе демократических и гражданских ценностей, основанная на разуме, чувствах и опыте личности; руководство универсальными человеческими принципами при столкновении различных воззрений на нормы морали и жизненные ценности. главный результат гражданского воспитания - это то, что оно формирует уважение к людям, терпимость к противоположной точке зрения, учит правилам общественной полемики. Тем самым оно способствует цивилизованному диалогу в обществе, а также дает каждому гражданину возможность участвовать в обсуждении и выработке важных для общества решений. Гражданское воспитание - такое словосочетание иногда употребляют при обсуждении проблем гражданского образования, подчеркивает основную направленность деятельности педагогов. Предметное обучение по общественно-политическим дисциплинам только тогда можно назвать гражданским образованием, когда преподавание носит подчеркнуто воспитательный характер, когда оно направлено не на передачу некоей суммы знаний, а на формирование личностной позиции в системе общественных отношений. Эффективность воспитания определяется не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности (16). Таким образом, гражданское воспитание представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное воспитание, реализуемое через учебные курсы, внеклассную работу, а также через создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, через формирование социальной и коммуникативной активности средствами учебных дисциплин. Такое воспитание должно способствовать формированию у учащихся системы гражданских ценностей, развивать критичность их мышления и широту кругозора, способствовать тому, чтобы воспитанники признавали равноправие и равноценность различных точек зрения, умели сочетать свою философию с культурным и национальным плюрализмом, стремились выделить личностный смысл в любой деятельности. Так же можно сделать вывод, что при гражданском воспитании огромную роль играет потребность изучать историю и культуру своей страны и страны изучаемого языка, что является одним из условии формирования межкультурной коммуникации, которой посвящен следующий параграф.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 1002; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.251 (0.008 с.) |