Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Теоретические основы формирования межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания школьников↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время в связи с гуманитаризацией и демократизацией школьного образования большое внимание уделяется поиску наиболее эффективных методов и форм работы с учащимися. Специфика предмета «Иностранный язык» предполагает овладение учащимися коммуникативной компетенцией как межкультурному общению на иностранном языке. Все это невозможно без привлечения культуроведческого компонента. Открытость политики Российской Федерации мировому сообществу и являющаяся следствием этого интернационализация всех сфер повседневной жизни общества стимулировали возникновение в нашей стране возможностей реального использования иностранных языков как средств взаимодействия разных национальных культур и традиций. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа. События последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания гражданственности граждан страны возрастает многократно. В науке созданы предпосылки для решения обозначенной выше проблемы в трудах классиков отечественной педагогики (Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.). Различные аспекты гражданского воспитания представлены в работах по теории и методике воспитания (Е.В. Бондаревская, О.С. Богданова, Б.Т. Лихачев, А.Н. Тубельский, С.Н. Чистякова, Г.Н. Филонов, М.И. Шилова, Н.Е. Щуркова, Е.А. Ямбург и др.). Проблема становления различных аспектов гражданской позиции обсуждается в исследованиях Л.Н. Боголюбова, Н.М. Воскресенской, Б.Ф. Горелика, А.Ю. Лазебниковой, В.И. Купцова, И.Л. Судаковой, Я.В. Соколова, Г.Н. Филонова, Л.Л. Хоружей и др. Но в их работах не уточнялся вопрос о формировании межкультурной коммуникации. Различные аспекты формирования межкультурной коммуникации представлены в работах О.С. Газмана, Н.М. Таланчука, Е.В. Бондаревской, Г.В. Елизаровой. Но в их работах не поднимался вопрос о гражданском воспитании. Анализ научных исследований позволяет констатировать их несомненную теоретическую и практическую значимость для решения проблемы гражданского становления личности, однако следует отметить, что большинство этих подходов были оформлены во второй половине XX века и не отражают реалий современного этапа общественного развития России. В современных условиях значимой выступает необходимость разрешения противоречий между общественно-государственным заказом на воспитание социально активных граждан и недостаточным вниманием современной школы к формированию гражданской позиции учащихся; между потребностью подростков в гражданской самореализации и недостаточной разработанностью педагогических условий становления их гражданской позиции в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. Поиск путей разрешения данных противоречий делает актуальной выбранную тему. Объект исследования: система гражданского воспитания школьников. Предмет исследования: формирование межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания школьников. Цель исследования: определить условия формирования межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания школьников. Гипотеза - при формировании межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания необходимо учитывать следующие условия: 1) если у школьников развита потребность изучать историю и культуру не только своей страны, но и страны изучаемого языка; 2) если учитель создает ситуации общения, вызывающие интерес рассказать об этом иностранным друзьям. Задачи исследования: Выявить сущность гражданского воспитания школьников Определить специфику работы по формированию межкультурной коммуникации при изучении иностранного языка Создать модель формирования межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания Апробировать способы формирования межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания. Тема, цель, и задачи исследования обусловили выбор комплекса методов исследования: анализ научной литературы по теме исследования, анализ и обобщение опыта педагогической практики гражданского воспитания, наблюдение, анкетирование, систематизация, обобщение. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Только любовь, осмысление своей истории, уважение к предкам, искреннее сопереживание достижениям и недостаткам всех реформ государства могут выявить в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина. Нынешние школьники растеряны, поскольку не могут найти объяснения всем противоречиям хода истории и при и изучении иностранного языка. Преподавание в современной России иностранных языков на сегодняшний момент испытывает острую потребность в пересмотре основных своих положений. Эти новые условия - "открытие" России, ее стремительное вхождение в мировое сообщество, безумные скачки политики, экономики, культуры, идеологии, смешение и перемещение народов и языков, изменение отношений между русскими и иностранцами. Анализ литературы позволил сделать вывод, что сущность гражданского воспитания заключается в том, что оно представляет собой единый комплекс, включающий следующие направления: политическое; экономическое; нравственное и социальное воспитание. Специфика формирования межкультурной коммуникации при изучении иностранного языка состоит в том, что языковая коммуникативная функция обеспечивает межкультурное общение. Возникает ситуация встречи коммуникантов, которые пользуясь одним и тем же языком, неодинаково воспринимают информацию. Было выяснено, что модель формирования межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания представляет собой три ступени: начальное образование (закладываются основные моральные ценности; развиваются коммуникативные способности); основная школа (приобретаются знания и умения, необходимые для самостоятельной жизни); средняя школа (совершенствуются умения защищать свои права и права других людей; возрастает потребность в общении). Таким образом, теоретический анализ показал, что при формировании межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания огромную роль играют следующие факторы: потребность учеников в изучении истории и культуры не только своей страны, но и страны изучаемого языка; потребность в общении. На следующем этапе работы были апробированы способы формирования межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания. В ходе анализа образовательной ситуации было установлено, что только половина из учеников 8-9 классов считают себя гражданином. Качества, которые они выделяют - это уверенность в себе, воля и честность, самоконтроль, смелость. На основе теоретического анализа была составлена программа формирования межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания. В программе определены организационные формы работы с подростками, осуществлен подбор специального материала. Далее были разработаны методические рекомендации по формированию межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания. В практическом плане работа показала, что современное преподавание иностранного языка невозможно без привития учащимся иноязычной культуры и создания ситуаций общения. Таким образом, можно утверждать, что цель исследования достигнута и выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение. Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике учителей общеобразовательной школы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Боголюбов Л.Н. Концепция гражданского образования в общеобразовательных школах. - М.: Изд-во Сфера, 2009. - 191 с. 2. Богдаревская Е.В. Научно-теоритические основы личностно- ориентированного образования. Личностно- ориентированный образовательны процесс: сущность, содержание, технологии. - Ростов н/ Дону: Педагогика, 1995. - С. 5- 22. . Бонк Н.А. Английский для международного сотрудничества. - М.: СП «Прин- Ди», 1992. - 115 с. . Булкин А.П. Изучение иностранных языков в России. Социокультурный аспект // Иностранные языки в школе, 1998. - №6. - С. 8-11. . Витлин Ж.Л., Московкин Л.В. Международная конференция. Современные методы преподавания и изучения иностранных языков //Иностранные языки в школе, 1998 - №3. - С. 5-10. . Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности: теоритические и методологические проблемы. - М.: Изд-во АПН СССР, 1989. - 150 с. . Ги Лефрансуа Психология для учителя.- СПб.: «Прайм-Еврозиан», 2003. - С. 275- 304. . Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/Материал из Википедии - свободной энциклопедии. - электрон. ресурс - М.: Copyright, 2008. - Режим доступа: http://slovardalja.net . Дик Н.Д. Воспитательная система образовательных учреждений. - Ростов: Изд-во Феникс, 2006. - 320 с. . Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. - СПб.: КАРО, 2005. - 352 с. . Жаркова Т.И. Отражение национального характера в пословицах и поговорках // Иностранные языки в школе. - 2008. - №1. - с. 75-78. . Круцкая Н.Ф. Современные тенденции развития гражданского образования. - Киров: Изд- во Вят ГГУ, 2005. - 242 с. . Машенникова В.Ш. Педагогическая модель социально- ориентированной личности студента. Методологическое пособие. - Казань: ИСПО РАО, 2006. - 124 с. . Никитин А.Ф., Соколов Я.В. Граждановедение. - М: Изд-во Феникс, 1990. - 156 с. . Ожегов С.И. Толковый словарь Ожегова / Материал из Википедии - свободной энциклопедии. - электрон. ресурс - М.: Copyright, 2008. - Режим доступа: <http://slovarozhegova.ru> . Политическое образование и гражданская позиция молодого поколения России: Материалы Всероссийской научно- практической конференции. - Казань: Казан. Фед. Ун-т, 2010. - 384 с. . Починок Т.В. Формирование социокультурной компетенции как основы межкультурного общения // Иностранные языки в школе. - 2008. - №7. . Розенталь М.М. Философский словарь / М.М. Розенталь. - электрон. словарь. - М, 1972. - Режим доступа: http://mirslovarei.com . Солощенко Ю.А. Международные проекты как один из путей межкультурной интеграции в образовании //Иностранный язык. - 2007. - №8. - с. 77 - 80. . Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М.: ТЦ «Сфера», 2003. - с. 18- 27. . Таврилычева Г.Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы// Воспитание школьников. - 2010. - №3. - с. 3- 9. . Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. - М., 1935. . Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с. ВВЕДЕНИЕ
В последнее время в связи с гуманитаризацией и демократизацией школьного образования большое внимание уделяется поиску наиболее эффективных методов и форм работы с учащимися. Специфика предмета «Иностранный язык» предполагает овладение учащимися коммуникативной компетенцией как межкультурному общению на иностранном языке. Все это невозможно без привлечения культуроведческого компонента. Открытость политики Российской Федерации мировому сообществу и являющаяся следствием этого интернационализация всех сфер повседневной жизни общества стимулировали возникновение в нашей стране возможностей реального использования иностранных языков как средств взаимодействия разных национальных культур и традиций. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа. События последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания гражданственности граждан страны возрастает многократно. В науке созданы предпосылки для решения обозначенной выше проблемы в трудах классиков отечественной педагогики (Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.). Различные аспекты гражданского воспитания представлены в работах по теории и методике воспитания (Е.В. Бондаревская, О.С. Богданова, Б.Т. Лихачев, А.Н. Тубельский, С.Н. Чистякова, Г.Н. Филонов, М.И. Шилова, Н.Е. Щуркова, Е.А. Ямбург и др.). Проблема становления различных аспектов гражданской позиции обсуждается в исследованиях Л.Н. Боголюбова, Н.М. Воскресенской, Б.Ф. Горелика, А.Ю. Лазебниковой, В.И. Купцова, И.Л. Судаковой, Я.В. Соколова, Г.Н. Филонова, Л.Л. Хоружей и др. Но в их работах не уточнялся вопрос о формировании межкультурной коммуникации. Различные аспекты формирования межкультурной коммуникации представлены в работах О.С. Газмана, Н.М. Таланчука, Е.В. Бондаревской, Г.В. Елизаровой. Но в их работах не поднимался вопрос о гражданском воспитании. Анализ научных исследований позволяет констатировать их несомненную теоретическую и практическую значимость для решения проблемы гражданского становления личности, однако следует отметить, что большинство этих подходов были оформлены во второй половине XX века и не отражают реалий современного этапа общественного развития России. В современных условиях значимой выступает необходимость разрешения противоречий между общественно-государственным заказом на воспитание социально активных граждан и недостаточным вниманием современной школы к формированию гражданской позиции учащихся; между потребностью подростков в гражданской самореализации и недостаточной разработанностью педагогических условий становления их гражданской позиции в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. Поиск путей разрешения данных противоречий делает актуальной выбранную тему. Объект исследования: система гражданского воспитания школьников. Предмет исследования: формирование межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания школьников. Цель исследования: определить условия формирования межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания школьников. Гипотеза - при формировании межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания необходимо учитывать следующие условия: 1) если у школьников развита потребность изучать историю и культуру не только своей страны, но и страны изучаемого языка; 2) если учитель создает ситуации общения, вызывающие интерес рассказать об этом иностранным друзьям. Задачи исследования: Выявить сущность гражданского воспитания школьников Определить специфику работы по формированию межкультурной коммуникации при изучении иностранного языка Создать модель формирования межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания Апробировать способы формирования межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания. Тема, цель, и задачи исследования обусловили выбор комплекса методов исследования: анализ научной литературы по теме исследования, анализ и обобщение опыта педагогической практики гражданского воспитания, наблюдение, анкетирование, систематизация, обобщение. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В данной главе поставлены следующие задачи: определить сущность гражданского воспитания; охарактеризовать специфику работы по формированию межкультурной коммуникации при изучении иностранного языка; определить модель формирования межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.76.168 (0.009 с.) |