Индивидуальное и групповое консультирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальное и групповое консультирование



Команда как дескриптивное, идеологическое и метафорическое понятие. Признаки и принципы командной работы.

Комплектование команды. Использование психодиагностических методов для оптимизации состава команды.

55. Этапы становления команды: Знакомство (углубление знакомства). Формирование общего видения. Позиционирование (макропозиционирование и микропозиционирование). Командная сыгровка. Планирование первого шага.

Особенности семейного консультирования. Основные принципы, цели и задачи.

Основные подходы к психологической помощи семье.

Типичные проблемы семьи и способы их решения.

Супружеское консультирование. Специфика, цели и методы работы.

60. Детско-родительское консультирование. Специфика, цели и методы работы.

 

 

1. Задачи орг. Психологии

Организационная психология – прикладная отрасль психологии, изучающая все аспекты психической деятельности и поведения людей в организациях с целью повышения организационной эффективности и создания благоприятных условий для труда, индивидуального развития и психического здоровья членов организации.

Организационная психология решает такую задачу как изучение субъектов организационного поведения и разработка психологически обоснованных технологий для решения организационных задач, связанных с «человеческим фактором» и внедрением этих технологий в организационную реальность. Вытекающие из этого перечня подзадачи диктуют, что же нужно делать организационному психологу. Суть их заключается в следующем.

1. Диагностировать в терминах психологического знания организационную проблематику.

2. Проводить исследования, позволяющие конкретизировать специфические организационные переменные, выявлять причинно-следственные связи между поведением организационных субъектов и эффективностью организации.

3. Разрабатывать рекомендации по оптимизации поведения для участников организационного процесса.

4. Внедрять данные рекомендации в организационную среду, учитывая возможное сопротивление сотрудников и менеджеров такой интервенции.

Решение задач организационной психологии всегда направлено на повышение эффективности организационной деятельности за счет использования психологических феноменов, связанных с личностью, группой, их деятельностью, поведением, отношениями и осведомленностью.

 

2. Принципы

Стадии жизни организации

1 – формирование. На этой стадии для организации важно найти тот товар, который может быть предложен потребителю. Определение цели через уточнение представлений о клиенте, его специфических потребностях, и соотнесение с представлениями о задачах деятельности организации. Предпринимательская стратегия – привлечение внимания к товару, поиск своего потребителя, организация продажи и сервиса, привлекательность для клиента. Работники должны быть новаторами, инициативными, контактными, с долговременной ориентацией, готовыми рисковать, не боящимися ответственности. Малая сменяемость ведущих сотрудников.
2 – интенсивный рост (закрепление на рынке). Организация растёт, увеличивается объём продаваемого товара, увеличивается число персонала, филиалов, подразделений, направлений деятельности. Если организации удаётся закрепиться на рынке и стабилизировать источники дохода, то она переходит к 3 стадии. Ориентация на поиск других (помимо уже зарекомендовавших себя) товаров и услуг, расширение круга потребителей, поставщиков и партнёров, закрепление собственного имиджа. Важной является готовность организации к борьбе, конкуренции. Стратегия динамического роста: нарастание объёмов и качества услуг и, соответственно, числа структур. Организационная закреплённость персонала, тесное взаимодействие, гибкость в изменяющихся условиях, проблемная ориентация.
3 – стабилизация. На этой стадии важно максимально стабилизировать свою деятельность: снизить себестоимость продукции за счёт сокращения издержек, максимально нормировать собственную деятельность. В связи с изменчивостью рынке цикл жизни товара ограничен, что накладывает такое же ограничение на стадийность жизни организации. Основная цель этой стадии – закрепление на достигнутом – трудно осуществима, так как проблемы, которые необходимо решать на этой стадии, носят в основном внутренний характер. Определяющим становится требование следования внутренним нормам, безо всякого творчества. Успешность организации на этой стадии зависит от её аутентичности существующим во внешней среде образцам. Стратегия прибыльности: поддержание системы в равновесии. Служащие достигают максимальных результатов при невысоком уровне затрат и низком уровне риска.
4 – кризис. Снижение эффективности деятельности (ниже границ рентабельности), потеря места на рынке, возможно, даже гибель организации. Цель этого этапа – сопротивление кризису, поиск путей выхода из критического состояния, нахождение альтернатив. Стратегия ликвидации: избавление от части производства, продажи с максимальной выгодой. Работники не привержены фирме, готовы работать короткое время, узко ориентированы.

Индивидуальное и групповое консультирование

Индивидуальное консультирование - это работа практического психолога, направленная на одного клиента при отсутствии посторонних лиц.

Исходным условием для проведения консультирования во всех случаях является переживание клиентом неадекватности собственных отношений и действий в актуальной ТЖС, осознание безысходности которой достигнуто им после ряда неудавшихся попыток изменить своё положение.

Проблемная ситуация, с которой человек обраща­ется к консультанту, содержит три компонента:

- объективную проблематику,

- отношение к ней клиента,

- неадекватные попытки клиента достичь желаемого.

Консультирование выступает для клиента как возможность доступа к более широкому социаль­ному опыту, информации, идеям, методам и специальным приёмам, пригодным для преобразования ситуации. Оно позволяет обес­печить соответствие между позицией личности-В-ситуации и требованиями ситуации и осуществляется после поступления заказа, в котором клиент выразил потребность в помощи.

В функции консультанта входит:

1) составление портрета индивидуальности (диагностическая функция);

2) определение возможностей и средств психологической помощи (психотерапевтическая функция);

3) направление клиента к нужному специалисту (диспетчерская);

4) сообщение клиенту нужных ей знаний о её проблеме и путях её разрешения (информационная функция).

Р. Кочюнас приводит перечень специальных проблем, которые требуют особого внимания к индивидуальности клиента. Сюда относится консультирование:

- клиентов при реакциях страха и фобиях;

- враждебно настроенных и агрессивных клиентов;

- «немотивированных клиентов»;

- клиентов, предъявляющих завышенные требования; при переживании вины; плачущих клиентов; истерических личностей;

- обсессивных личностей;

- при параноидальных расстройствах;

- шизоидных личностей;

- асоциальных личностей;

- при алкоголизме;

- с психосоматическими расстройствами;

- с депрессией и суицидальными намерениями;

- при переживании утраты;

- беседы с умирающим человеком;

- при сексуальных проблемах.

Навыки индивидуального консультирования включают: 1) навыки слушания; 2) навыки предоставления информации, 3) навыки предложения советов; 4) навыки, позволяющие «разговорить» собеседника; 5) навыки провоцирования; 6) навыки оказания поддержки.

Общий принцип индивидуальной психологической помощи таков: чем больше клиент узнаёт о себе - о том, каков он как личность, чем больше он осознаёт свои роли в системе социальных, в т.ч. гендерных отношений, тем проще ему принимать решения, тем выше его способность использовать во благо себе и людям собственные природные и социальные ресурсы.

Следуя принципам клиент-центрированного консультирования К. Роджерса, для достижения позитивного результата консультанту необходимо:

а) находиться в психологическом контакте с клиентом;

б) понимать, что клиент находится в состоянии неконгруэнтности, уязвимости и тревоги;

в) быть конгруэнтным или интегрированным в отношения;

г) эмпатийное восприятие системы личных взглядов клиента и доведение этого факта до клиента;

д) ничем не обусловленное позитивное отношение консультанта к клиенту;

е) безоценочное отношение и эмпатическое понимание.

Индивидуальное консультирование клиентов осуществляется в соответствии с их запросами о помощи. Следует учитывать также типологию клиентов. Среди них:

1) клиенты, обращающиеся к психологу лишь в ситуации тупика;

2) мнительные клиенты, обращающиеся за психологической помощью по любому пустяковому случаю;

3) клиенты, просящие помочь кому-то другому (это манипулятивный тип запроса, и в этом случае практическому психологу следует проявить твердость и сказать, что он работает только с тем, кто сам к нему обращается).

Наиболее распространенная причина обращения за консультацией - жалобы на трудности в общении. Клиенты с этим запросом делятся на три группы:

I - клиенты, которые считают, что им общаться мешает застенчивость, неуверенность в себе;

II - клиенты, которые считают, что вокруг них нет интересных людей;

III - клиенты с трудностями в общении с другим полом.

Консультанту необходимо подвести каждого клиента к пониманию того, как тот «делает» свою проблему, а затем помочь принять ответственность за свои затруднения (в большинстве случаев за трудностями общения скрываются личностные проблемы; зачастую клиенту мешает его характерное поведение, в основе которого лежат родительские программы).

К установкам, затрудняющим процесс общения, относятся:

а) представление о собственном превосходстве,

б) завышенные требования к окружающим и одновременно отсутствие требований к себе.

Клиенты I типа (застенчивые) в привычной социальной среде чувствуют себя хорошо, но как только попадают в окружение малознакомых или вообще незнакомых людей, замыкаются. Такая черта характера, если ее не корректировать, может привести к депрессии и алкоголизму. 3адача психолога в работе с таким типом клиентов - показать источник проблем, рекомендовать потихоньку выдавливать из себя эту черту характера, делая что-либо необычное в окружении малознакомых людей.

Методики психологической помощи:

1. Учиться заговаривать с самыми разными людьми и вести разговор.

2. Играть роль балаболки (препятствие застенчивых людей - установка: «Если начал говорить, говори только умные вещи!». Чтобы устранить этот барьер, нужно разрешите себе болтать всякую ерунду, хотя бы иногда).

3. Впадать в состояние счастливого детства. Первое время это лучше делать без свидетелей. Если клиенту тяжело настроить себя на то, чтобы стать чуть-чуть ребенком, ему рекомендуется почитать «Вредные советы» Г. Остера.

4. Учиться быть спонтанным. Можно начать с рассказывания анекдотов. Но попытайтесь рассказывать их к месту и, естественно, на одном дыхании.

5. Отзываться на просьбы о помощи.

6. Следите за своим лицом - оно должно выражать доброжелательность и готовность к улыбке.

Клиенты II типа начинают свой рассказ с жалоб на то, как окружающие раздражают их - кто своей болтливостью, кто инертностью и т.д.

Психолог может предложить клиенту задуматься о причинах поведения других людей, о том, что ими движет, что им необходимо. Трудности в общении часто бывают связаны с неумением прощать, с чрезмерным вниманием к мелочам, огрехам.

Задача психолога - помочь клиенту концентрировать свое внимание на положительных качествах партнера, зная и обходя отрицательное в нем.

В основе трудностей клиентов III типа лежат гендерные стереотипы. Многие клиенты уже приходят на консультацию с мнением о том, что виновники проблемных отношений с другим полом - они сами. Первое в работе с подобными трудностями - уделить внимание требованиям и ожиданиям, которые клиент связывает с представителями другого пола. О требованиях к партнеру клиент говорит без труда, но это стереотип. Часто к стереотипным требованиям к партнеру клиент добавляет стереотип своего собственного поведения (например, у женщины это внешняя холодность, неприступность, сокрытие заинтересованности мужчиной).

Резюме: проблемы в общении - это проблемы личностные. Решить их можно методами личностного роста. Но не следует ждать от клиента быстрого преображения. Главное, чтобы он осознал проблему и захотел работать над собой.

 

Групповое психологическое консультирование. Групповое консультирование можно определить как вид работы, в котором помощь клиенту оказывается через механизм группового взаимодействия, что, в конечном итоге, позволяет человеку прийти к самопониманию и индивидуальным изменениям поведения.

Среди различного типа групп, которые используются в психологической практике, психотерапии, психиатрии, выделим только те, которые ориентированы, прежде всего, на личностное и психологическое развитие:

• развивающие группы;

• консультационные группы;

• терапевтические группы;

• энкаунтер-группы, группы сензитивности, или группы личностного роста;

• Т-группы.

Развивающие группы – это группы, в фокусе работы которых предметом дискуссии являются эмоциональные или психологические вопросы. Такие группы наиболее часто используются в практической психологии образования. В отличие от других типов групп данный тип наиболее структурирован, здесь содержание работы, темы обсуждения задаются специалистом, «ведущим» группы. Очень важная особенность этих групп заключается в их профилактической направленности.

Основная особенность консультационных групп заключается в их сосредоточенности на личности, а не на теме.

Здесь всегда ограничено число участников (от пяти до десяти), а сам процесс не определяется только ведущим.

Роль специалиста состоит, в первую очередь, в том, чтобы создать обстановку, в которой участникам легко и безопасно можно делиться личностными проблемами.

Энкаунтер-группы, группы сензитивности, группы личностного роста – это группы для тех, кто готов исследовать и реализовывать свой психологический потенциал. Их цель – обеспечить возможность всем психологически здоровым людям исследовать и реализовывать свои психологические ресурсы. Прежде всего это касается скрытых возможностей их самоосознания и общения.

Здесь основная задача специалиста – создать условия доверия, открытости и готовности к межличностному риску, которые обеспечивают участников интенсивным личностным, интимным опытом. Можно сказать, что это своеобразная «микролаборатория», в которой с помощью соответствующих условий и специалиста обеспечивается получение интенсивного личного опыта. Например, группы личностного роста часто проводятся в уик-энд в форме «марафона». Интенсивная форма «проживания», длительность процесса, возникающая усталость и т. п. – все это позволяет избавиться человеку от тех или иных ролей, «сменить фасад», научиться быть «открытым» в общении.

Т-группы направлены на то, чтобы подчеркнуть роль отдельного участника, и фокусируются на отношении каждого члена группы к тому, что происходит в группе в каждый момент времени. В отличие от консультационных и энкаунтер-групп, они больше ориентированы на решение конкретных задач и сосредоточены на том, как группа функционирует, на обучении участников лучше реализовывать себя в групповом процессе.

Как и в случае индивидуального консультирования, у группового консультирования есть как преимущества, так и то, что не позволяет использовать его как эффективное средство работы специалиста.

К преимуществам группового консультирования, как правило, относят:

• практичность, которая проявляется в том, что консультант с его помощью получает возможность обслужить большее количество клиентов за единицу времени;

• возможность непосредственно увидеть и узнать, что другие люди тоже имеют аналогичные проблемы;

• возможность использовать социальное влияние (обратную связь) как средство решения проблем, имеющих межличностную природу;

• возможность для клиента осваивать новые способы поведения и получать поддержку от таких же, как он, людей;

• возможность приобрести навыки эффективного поведения и межличностных отношений, моделируемых и руководителем, и другими членами группы;

• возможность клиента не только получить помощь от консультанта и других членов группы, но также и самому помочь другим, что существенно влияет на его «Я» – концепцию.

Ограничения данного вида работы заключаются в следующем:

• не все клиенты могут работать в группе. Некоторым нужен опыт индивидуального консультирования, один на один с консультантом, где они прорабатывают ряд базовых проблем, без решения которых работа в группе становится невозможной;

• групповое консультирование предъявляет особые требования к консультанту, который должен уметь одновременно сосредоточиваться на беспокойствах каждого клиента, отвечать на взаимодействия членов группы и отслеживать групповую динамику;

• при консультировании в группе всегда есть риск нарушить баланс между личными и собственно групповыми проблемами (проблемы «группового процесса»);

• далеко не каждый клиент может довериться группе, что ограничивает возможности его «самораскрытия»;

• трудно быть абсолютно уверенным в вопросе о том, каким категориям клиентов больше подходит групповая форма работы, а каким – индивидуальная;

• давление групповых норм может заставлять клиентов необоснованно заменять нормами группы свои собственные;

• в результате работы в группе могут происходить «сдвиги» в мотивационной сфере, в целевых установках клиентов. В частности, групповой опыт может стать «самоценностью»;

• группа может использоваться клиентом не для изменений в своем внутреннем мире, а для самовыражения;

• в группе есть все условия как для психологического роста, так и для психологического разрушения. Всегда есть шанс, что участники группы уязвимы и могут получить «психологические травмы» при конфронтации с другими членами группы, так же как и шанс, что специалист может потерять контроль над ситуацией в группе.

Специалисты используют ряд критериев, которые позволяют определить возможности эффективного использования группового консультирования в работе с клиентами.

Групповое консультирование очень эффективно, когда у клиента проблемы с «Я-концепцией» (недостаток уверенности в себе, потеря чувства собственного достоинства и т. п.).

Оно неэффективно в следующих случаях:

• когда клиент находится в состоянии кризиса;

• когда для защиты клиента необходима особая конфиденциальность;

• при сообщении результатов тестирования, связанных с «Я» – концепцией;

• когда клиент испытывает слишком сильный страх перед разговором;

• когда клиент чрезвычайно непродуктивен в области навыков межличностных отношений;

• когда клиент очень ограничен в осознании своих собственных чувств, мотивов и поведения;

• когда есть отклонения в сексуальном поведении;

• когда потребность клиента во внимании слишком велика, чтобы быть управляемой в условиях группы.

 

52. Планирование служебной, профессиональной и социальной карьеры и личностного роста сотрудников организации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 5724; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.042 с.)