Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Индивидуальное и групповое консультирование↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Команда как дескриптивное, идеологическое и метафорическое понятие. Признаки и принципы командной работы. Комплектование команды. Использование психодиагностических методов для оптимизации состава команды. 55. Этапы становления команды: Знакомство (углубление знакомства). Формирование общего видения. Позиционирование (макропозиционирование и микропозиционирование). Командная сыгровка. Планирование первого шага. Особенности семейного консультирования. Основные принципы, цели и задачи. Основные подходы к психологической помощи семье. Типичные проблемы семьи и способы их решения. Супружеское консультирование. Специфика, цели и методы работы. 60. Детско-родительское консультирование. Специфика, цели и методы работы.
1. Задачи орг. Психологии Организационная психология – прикладная отрасль психологии, изучающая все аспекты психической деятельности и поведения людей в организациях с целью повышения организационной эффективности и создания благоприятных условий для труда, индивидуального развития и психического здоровья членов организации. Организационная психология решает такую задачу как изучение субъектов организационного поведения и разработка психологически обоснованных технологий для решения организационных задач, связанных с «человеческим фактором» и внедрением этих технологий в организационную реальность. Вытекающие из этого перечня подзадачи диктуют, что же нужно делать организационному психологу. Суть их заключается в следующем. 1. Диагностировать в терминах психологического знания организационную проблематику. 2. Проводить исследования, позволяющие конкретизировать специфические организационные переменные, выявлять причинно-следственные связи между поведением организационных субъектов и эффективностью организации. 3. Разрабатывать рекомендации по оптимизации поведения для участников организационного процесса. 4. Внедрять данные рекомендации в организационную среду, учитывая возможное сопротивление сотрудников и менеджеров такой интервенции. Решение задач организационной психологии всегда направлено на повышение эффективности организационной деятельности за счет использования психологических феноменов, связанных с личностью, группой, их деятельностью, поведением, отношениями и осведомленностью.
2. Принципы Стадии жизни организации 1 – формирование. На этой стадии для организации важно найти тот товар, который может быть предложен потребителю. Определение цели через уточнение представлений о клиенте, его специфических потребностях, и соотнесение с представлениями о задачах деятельности организации. Предпринимательская стратегия – привлечение внимания к товару, поиск своего потребителя, организация продажи и сервиса, привлекательность для клиента. Работники должны быть новаторами, инициативными, контактными, с долговременной ориентацией, готовыми рисковать, не боящимися ответственности. Малая сменяемость ведущих сотрудников.
Индивидуальное и групповое консультирование Индивидуальное консультирование - это работа практического психолога, направленная на одного клиента при отсутствии посторонних лиц. Исходным условием для проведения консультирования во всех случаях является переживание клиентом неадекватности собственных отношений и действий в актуальной ТЖС, осознание безысходности которой достигнуто им после ряда неудавшихся попыток изменить своё положение. Проблемная ситуация, с которой человек обращается к консультанту, содержит три компонента: - объективную проблематику, - отношение к ней клиента, - неадекватные попытки клиента достичь желаемого. Консультирование выступает для клиента как возможность доступа к более широкому социальному опыту, информации, идеям, методам и специальным приёмам, пригодным для преобразования ситуации. Оно позволяет обеспечить соответствие между позицией личности-В-ситуации и требованиями ситуации и осуществляется после поступления заказа, в котором клиент выразил потребность в помощи. В функции консультанта входит: 1) составление портрета индивидуальности (диагностическая функция); 2) определение возможностей и средств психологической помощи (психотерапевтическая функция); 3) направление клиента к нужному специалисту (диспетчерская); 4) сообщение клиенту нужных ей знаний о её проблеме и путях её разрешения (информационная функция). Р. Кочюнас приводит перечень специальных проблем, которые требуют особого внимания к индивидуальности клиента. Сюда относится консультирование: - клиентов при реакциях страха и фобиях; - враждебно настроенных и агрессивных клиентов; - «немотивированных клиентов»; - клиентов, предъявляющих завышенные требования; при переживании вины; плачущих клиентов; истерических личностей; - обсессивных личностей; - при параноидальных расстройствах; - шизоидных личностей; - асоциальных личностей; - при алкоголизме; - с психосоматическими расстройствами; - с депрессией и суицидальными намерениями; - при переживании утраты; - беседы с умирающим человеком; - при сексуальных проблемах. Навыки индивидуального консультирования включают: 1) навыки слушания; 2) навыки предоставления информации, 3) навыки предложения советов; 4) навыки, позволяющие «разговорить» собеседника; 5) навыки провоцирования; 6) навыки оказания поддержки. Общий принцип индивидуальной психологической помощи таков: чем больше клиент узнаёт о себе - о том, каков он как личность, чем больше он осознаёт свои роли в системе социальных, в т.ч. гендерных отношений, тем проще ему принимать решения, тем выше его способность использовать во благо себе и людям собственные природные и социальные ресурсы.
Следуя принципам клиент-центрированного консультирования К. Роджерса, для достижения позитивного результата консультанту необходимо: а) находиться в психологическом контакте с клиентом; б) понимать, что клиент находится в состоянии неконгруэнтности, уязвимости и тревоги; в) быть конгруэнтным или интегрированным в отношения; г) эмпатийное восприятие системы личных взглядов клиента и доведение этого факта до клиента; д) ничем не обусловленное позитивное отношение консультанта к клиенту; е) безоценочное отношение и эмпатическое понимание. Индивидуальное консультирование клиентов осуществляется в соответствии с их запросами о помощи. Следует учитывать также типологию клиентов. Среди них: 1) клиенты, обращающиеся к психологу лишь в ситуации тупика; 2) мнительные клиенты, обращающиеся за психологической помощью по любому пустяковому случаю; 3) клиенты, просящие помочь кому-то другому (это манипулятивный тип запроса, и в этом случае практическому психологу следует проявить твердость и сказать, что он работает только с тем, кто сам к нему обращается). Наиболее распространенная причина обращения за консультацией - жалобы на трудности в общении. Клиенты с этим запросом делятся на три группы: I - клиенты, которые считают, что им общаться мешает застенчивость, неуверенность в себе; II - клиенты, которые считают, что вокруг них нет интересных людей; III - клиенты с трудностями в общении с другим полом. Консультанту необходимо подвести каждого клиента к пониманию того, как тот «делает» свою проблему, а затем помочь принять ответственность за свои затруднения (в большинстве случаев за трудностями общения скрываются личностные проблемы; зачастую клиенту мешает его характерное поведение, в основе которого лежат родительские программы). К установкам, затрудняющим процесс общения, относятся: а) представление о собственном превосходстве, б) завышенные требования к окружающим и одновременно отсутствие требований к себе. Клиенты I типа (застенчивые) в привычной социальной среде чувствуют себя хорошо, но как только попадают в окружение малознакомых или вообще незнакомых людей, замыкаются. Такая черта характера, если ее не корректировать, может привести к депрессии и алкоголизму. 3адача психолога в работе с таким типом клиентов - показать источник проблем, рекомендовать потихоньку выдавливать из себя эту черту характера, делая что-либо необычное в окружении малознакомых людей.
Методики психологической помощи: 1. Учиться заговаривать с самыми разными людьми и вести разговор. 2. Играть роль балаболки (препятствие застенчивых людей - установка: «Если начал говорить, говори только умные вещи!». Чтобы устранить этот барьер, нужно разрешите себе болтать всякую ерунду, хотя бы иногда). 3. Впадать в состояние счастливого детства. Первое время это лучше делать без свидетелей. Если клиенту тяжело настроить себя на то, чтобы стать чуть-чуть ребенком, ему рекомендуется почитать «Вредные советы» Г. Остера. 4. Учиться быть спонтанным. Можно начать с рассказывания анекдотов. Но попытайтесь рассказывать их к месту и, естественно, на одном дыхании. 5. Отзываться на просьбы о помощи. 6. Следите за своим лицом - оно должно выражать доброжелательность и готовность к улыбке. Клиенты II типа начинают свой рассказ с жалоб на то, как окружающие раздражают их - кто своей болтливостью, кто инертностью и т.д. Психолог может предложить клиенту задуматься о причинах поведения других людей, о том, что ими движет, что им необходимо. Трудности в общении часто бывают связаны с неумением прощать, с чрезмерным вниманием к мелочам, огрехам. Задача психолога - помочь клиенту концентрировать свое внимание на положительных качествах партнера, зная и обходя отрицательное в нем. В основе трудностей клиентов III типа лежат гендерные стереотипы. Многие клиенты уже приходят на консультацию с мнением о том, что виновники проблемных отношений с другим полом - они сами. Первое в работе с подобными трудностями - уделить внимание требованиям и ожиданиям, которые клиент связывает с представителями другого пола. О требованиях к партнеру клиент говорит без труда, но это стереотип. Часто к стереотипным требованиям к партнеру клиент добавляет стереотип своего собственного поведения (например, у женщины это внешняя холодность, неприступность, сокрытие заинтересованности мужчиной). Резюме: проблемы в общении - это проблемы личностные. Решить их можно методами личностного роста. Но не следует ждать от клиента быстрого преображения. Главное, чтобы он осознал проблему и захотел работать над собой.
Групповое психологическое консультирование. Групповое консультирование можно определить как вид работы, в котором помощь клиенту оказывается через механизм группового взаимодействия, что, в конечном итоге, позволяет человеку прийти к самопониманию и индивидуальным изменениям поведения. Среди различного типа групп, которые используются в психологической практике, психотерапии, психиатрии, выделим только те, которые ориентированы, прежде всего, на личностное и психологическое развитие: • развивающие группы; • консультационные группы; • терапевтические группы; • энкаунтер-группы, группы сензитивности, или группы личностного роста; • Т-группы. Развивающие группы – это группы, в фокусе работы которых предметом дискуссии являются эмоциональные или психологические вопросы. Такие группы наиболее часто используются в практической психологии образования. В отличие от других типов групп данный тип наиболее структурирован, здесь содержание работы, темы обсуждения задаются специалистом, «ведущим» группы. Очень важная особенность этих групп заключается в их профилактической направленности.
Основная особенность консультационных групп заключается в их сосредоточенности на личности, а не на теме. Здесь всегда ограничено число участников (от пяти до десяти), а сам процесс не определяется только ведущим. Роль специалиста состоит, в первую очередь, в том, чтобы создать обстановку, в которой участникам легко и безопасно можно делиться личностными проблемами. Энкаунтер-группы, группы сензитивности, группы личностного роста – это группы для тех, кто готов исследовать и реализовывать свой психологический потенциал. Их цель – обеспечить возможность всем психологически здоровым людям исследовать и реализовывать свои психологические ресурсы. Прежде всего это касается скрытых возможностей их самоосознания и общения. Здесь основная задача специалиста – создать условия доверия, открытости и готовности к межличностному риску, которые обеспечивают участников интенсивным личностным, интимным опытом. Можно сказать, что это своеобразная «микролаборатория», в которой с помощью соответствующих условий и специалиста обеспечивается получение интенсивного личного опыта. Например, группы личностного роста часто проводятся в уик-энд в форме «марафона». Интенсивная форма «проживания», длительность процесса, возникающая усталость и т. п. – все это позволяет избавиться человеку от тех или иных ролей, «сменить фасад», научиться быть «открытым» в общении. Т-группы направлены на то, чтобы подчеркнуть роль отдельного участника, и фокусируются на отношении каждого члена группы к тому, что происходит в группе в каждый момент времени. В отличие от консультационных и энкаунтер-групп, они больше ориентированы на решение конкретных задач и сосредоточены на том, как группа функционирует, на обучении участников лучше реализовывать себя в групповом процессе. Как и в случае индивидуального консультирования, у группового консультирования есть как преимущества, так и то, что не позволяет использовать его как эффективное средство работы специалиста. К преимуществам группового консультирования, как правило, относят: • практичность, которая проявляется в том, что консультант с его помощью получает возможность обслужить большее количество клиентов за единицу времени; • возможность непосредственно увидеть и узнать, что другие люди тоже имеют аналогичные проблемы; • возможность использовать социальное влияние (обратную связь) как средство решения проблем, имеющих межличностную природу; • возможность для клиента осваивать новые способы поведения и получать поддержку от таких же, как он, людей; • возможность приобрести навыки эффективного поведения и межличностных отношений, моделируемых и руководителем, и другими членами группы; • возможность клиента не только получить помощь от консультанта и других членов группы, но также и самому помочь другим, что существенно влияет на его «Я» – концепцию. Ограничения данного вида работы заключаются в следующем: • не все клиенты могут работать в группе. Некоторым нужен опыт индивидуального консультирования, один на один с консультантом, где они прорабатывают ряд базовых проблем, без решения которых работа в группе становится невозможной; • групповое консультирование предъявляет особые требования к консультанту, который должен уметь одновременно сосредоточиваться на беспокойствах каждого клиента, отвечать на взаимодействия членов группы и отслеживать групповую динамику; • при консультировании в группе всегда есть риск нарушить баланс между личными и собственно групповыми проблемами (проблемы «группового процесса»); • далеко не каждый клиент может довериться группе, что ограничивает возможности его «самораскрытия»; • трудно быть абсолютно уверенным в вопросе о том, каким категориям клиентов больше подходит групповая форма работы, а каким – индивидуальная; • давление групповых норм может заставлять клиентов необоснованно заменять нормами группы свои собственные; • в результате работы в группе могут происходить «сдвиги» в мотивационной сфере, в целевых установках клиентов. В частности, групповой опыт может стать «самоценностью»; • группа может использоваться клиентом не для изменений в своем внутреннем мире, а для самовыражения; • в группе есть все условия как для психологического роста, так и для психологического разрушения. Всегда есть шанс, что участники группы уязвимы и могут получить «психологические травмы» при конфронтации с другими членами группы, так же как и шанс, что специалист может потерять контроль над ситуацией в группе. Специалисты используют ряд критериев, которые позволяют определить возможности эффективного использования группового консультирования в работе с клиентами. Групповое консультирование очень эффективно, когда у клиента проблемы с «Я-концепцией» (недостаток уверенности в себе, потеря чувства собственного достоинства и т. п.). Оно неэффективно в следующих случаях: • когда клиент находится в состоянии кризиса; • когда для защиты клиента необходима особая конфиденциальность; • при сообщении результатов тестирования, связанных с «Я» – концепцией; • когда клиент испытывает слишком сильный страх перед разговором; • когда клиент чрезвычайно непродуктивен в области навыков межличностных отношений; • когда клиент очень ограничен в осознании своих собственных чувств, мотивов и поведения; • когда есть отклонения в сексуальном поведении; • когда потребность клиента во внимании слишком велика, чтобы быть управляемой в условиях группы.
52. Планирование служебной, профессиональной и социальной карьеры и личностного роста сотрудников организации.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 5908; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.54.190 (0.01 с.) |