Системный подход в орг. Психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системный подход в орг. Психологии



Системный подход представляет собой междисциплинарную систему принципов и способов построения исследовательской деятельности, используемых в естественных и гуманитарных науках. Системный подход по-разному рассматривается в анализе планирования, проектирования, оценки и развития организации. Имеются как точки зрения, которые принимают исключительно системный подход, так и попытки скорректировать проблемы, возникающие при реализации системного подхода. В исследованиях организаций системный подход полностью не отвергается, в отличие, например, от психологии личности, где гуманистические взгляды, трактовка внутреннего мира личности не позволяют принять системный подход и исследователи часто критикуют его за эклектичность.

Возникновение системного подхода связывают с общей теорией систем Л. фон Берталанфи. Данный подход рассматривает различные объекты, события, состояния как системы. Система определяется как совокупность элементов, связанных друг с другом и образующих в своем взаимодействии целостность и единство. Система обладает рядом характеристик.

  • 1. Целостность — несводимость любой системы к сумме образующих ее частей и невыводимость из какой-либо части системы ее свойств как целого.
  • 2. Структурность — связи и отношения элементов системы упорядочиваются в некоторую структуру, которая и определяет поведение системы в целом.
  • 3. Взаимосвязь системы со средой, которая может иметь «закрытый» (не изменяющий среду и систему) или «открытый» (преобразующий среду и систему) характер.
  • 4. Иерархичность — каждый компонент системы может рассматриваться как система, в которую входит другая система, т.е. каждый компонент системы может быть одновременно и элементом (подсистемой) данной системы, и сам включать в себя другую систему.
  • 5. Множественность описания — каждая система, являясь сложным объектом, в принципе не может быть сведена только к какой-то одной картине, одному отображению, что предполагает для полного описания системы сосуществование множества ее отображений.

Кроме перечисленных характеристик системы выделяют целеустремленность, саморазвитие для живых и социальных систем.

Организации не могут рассматриваться «психологично», так же индивидуально, как личность, потому гуманистические рассуждения о мифологичности, голономности и пр. в исследовании организаций представляются неуместными. Системный подход в отечественной психологии рассматривается как один из важных при исследовании психологических процессов в социальных системах, являющихся объектами наивысшей сложности.

Именно работы по системному подходу послужили отправными точками для исследования социальных систем и социально-психологических характеристик профессиональных коллективов.

Системой принято называть любое достаточно сложное образование, состоящее из взаимосвязанных, скоординированных в функциях элементов, которое взаимодействует с внешней средой как целое.

Система должна обладать следующими свойствами.

  • 1. Система состоит из нескольких уровней организации, упорядоченных по иерархическому принципу, причем каждому уровню организации присущи свои характерные способы взаимосвязи и координации между специфическими для данного уровня единицами.
  • 2. В объединении системных единиц каждого уровня участвует часть их материалов и свойств.
  • 3. Системные единицы могут непрерывно обновляться, однако система при постоянных внешних факторах сохраняет основные особенности своей организации.
  • 4. Любая система взаимодействует как с неорганизованной внешней средой, так и с остальными системами, вместе с которыми она может входить как составная часть в еще более обширную и сложную «надсистему».
  • 5. Взаимосвязи между единицами можно разделить на внутренние, непосредственно направленные на реализацию цели, и внешние, имеющие опосредованное отношение к реализации цели, хотя и важные для функционирования системы.
  • 6. Системные единицы одного уровня сложности в основе своей однородны (в смысле возможности выполнения необходимых функций) и в то же время функционально разнообразны (в смысле реального освоения функций).
  • 7. Внешняя среда переменна как в пространстве, так и во времени, при этом можно различать изменения быстрые и медленные.
  • 8. На быстрые изменения внешней среды система реагирует путем изменения соотношения между видами системных единиц (экстенсивное изменение), на медленные — за счет изменения содержания единиц, включения новых свойств, усложнения (интенсивное изменение).
  • 9. С целью уменьшения влияния быстрых изменений внешней среды сложная система развивает способность менять свое состояние. При этом проявляется способность быстро обрабатывать и анализировать информацию о состоянии внешней среды, способность принимать решения и организовывать внутреннее взаимодействие, обеспечивающее оптимальную активность в данных условиях, фиксировать рассогласование намерения с реальными результатами и соответственно корректировать либо действия, либо намерения (т.е. использовать принцип обратной связи).

Развитие как последовательность изменений, происходящих в системе, имеет место, когда между отдельными его стадиями сохраняются отношения преемственности. При этом на каждой стадии процесса можно выделить три основных типа элементов:

  • — наиболее развитые в настоящий момент действительные элементы;
  • — слабо развитые потенциальные элементы более высокого уровня сложности противоположной отрицающей формы;
  • — опосредующие элементы, снимающие основное противоречие.

Процесс развития системы — процесс снятия основного противоречия, отраженный в последовательных ступенях переходов, превращения потенциальных элементов в действительные с помощью опосредующих.

По проявлению во внешней среде этапы процесса развития можно охарактеризовать как:

  • — стабильное функционирование на данном уровне сложности в фиксированных границах своего влияния;
  • — появление и формирование на данном уровне сложности в фиксированных границах своего влияния;
  • — интенсивные изменения, переход системы на более высокий уровень;
  • — закрепление системы на новом уровне в старых границах за счет роста единиц внешней сложности;
  • — экстенсивное изменение системы во внешней среде, расширение границ влияния;
  • — создание новых границ влияния и переход к стабильному функционированию на новом уровне.

По составу и соотношению основных элементов в процессе развития сложной системы выделяются этапы:

  • 1) ослабление — зарождение — ослабление действительных элементов, появление единичных потенциальных элементов;
  • 2) старость — формирование — агрегирование потенциальных элементов в поисках новых способов организации, осуществляемое при активном содействии опосредующих элементов;
  • 3) гибель — рождение — создание новых способов организации, превращение потенциальных элементов в действительные;
  • 4) рост — экстенциальное изменение, рост числа элементов с новой сложностью внутри старых границ действительных элементов;
  • 5) расцвет — систему полностью характеризуют действительные элементы нового уровня сложности, действующие во внешней среде;
  • 6) зрелость — предпосылки — выделение из числа действительных опосредующих элементов, создающих предпосылки для проявления новых потенциальных элементов.

Единицы каждого уровня сложности проходят полный цикл, но система в целом продолжает существовать. Циклы сосуществующих форм — действительной и потенциальной — сдвинуты по фазе, что на каждом из этапов порождает свое специфическое содержание основному противоречию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.004 с.)