Структура технологии обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура технологии обучения



Рассмотрим структуру технологии обучения. В нее входят следующие основные компоненты:

1. Предварительная диагностика уровня усвоения учебного материала. Предварительная диагностика необходима в большинстве случаев при начале изучения какого-либо курса предметов.

2. Организация деятельности учащихся по усвоению и закреплению учебного материала. Эта часть является наиболее разработанной в педагогике. Она включает разнообразные методики преподавания, разработанные ранее.

3. Выбор приемов и методов дополнительной работы группой или отдельными учащимися для устранения пробелов в знаниях, умениях, навыках. Разработанные методики чаще всего перечисляют или описывают такие методы наряду с другими. Отдельного описания таких методов на сегодняшний день не имеется.

4. Диагностика причин отставания учащихся. Созданы тесты для отдельных классов по определенным дисциплинам. Диагностические средства включают в себя набор заданий по результатам выполнения, которых однозначно делаются выводы об имеющихся пробелах в знаниях учащихся. Определение причин отставания, естественно, предполагает дальнейшую работу по его ликвидации и убеждает в необходимости следующего компонента.

5. Выбор методики, снимающей пробелы в знаниях и опыте у учащихся всего класса. Эта группа близка к методикам организации деятельности учащихся всего класса, однако, имеет специфику, в силу которой вариантов объяснений при работе с пробелами может быть значительно больше. Ведь если в результатах диагностики причин учитель выявил ряд тем, которые изучались ранее и не были усвоены учащимися класса, то теперь, после прохождения множества новых тем, повторное объяснение материала можно строить с учетом других, изученных тем. Главное, чтобы объяснение строилось на темах, хорошо усвоенных учащимися.

6. Контроль качества усвоения материала. Технология уделяет значительно больше внимания процессу контроля. Если при использовании методики основное внимание уделяется процессу организации деятельности учащихся по освоению знаний и накоплению опыта, то в технологии компонента организации деятельности и контроля равнозначны - это два взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга блока. Недостаточное внимание к любому из них ведет к снижению возможностей преподавателя и всей педагогической системы в целом.

Выделение контроля в самостоятельный компонент позволяет основательно разработать этот блок. Таким образом, технология, кроме методики организации деятельности учащихся, особое внимание уделяет вопросам контроля качества усвоения, диагностики причин отставания учащихся. Разработка и создание технологии требует особенно тщательной и объемной проработки именно этого блока, так как он является ключевым при организации обучения, ориентированного на качество усвоения. На современном этапе развития нашей страны наблюдается повышенное внимание к качеству образования. По-видимому, это в ближайшие годы будет играть доминирующую роль в педагогической и психологической практике, а это означает, что перевод используемых сегодня методик на технологическую ориентированность являются одной из важнейших задач педагогики и психологии.

Место контроля в обучении

Контролирование, оценивание знаний и умений обучаемых являются составными частями диагностирования. Б.Д. Лихачев определяет это понятие следующим образом. Это процесс получения информации о состоянии наблюдаемого или изучаемого объекта с помощью совокупности методов, способов, приемов то есть оно понимается здесь как процесс оценивания и анализа результатов обучения. И.П. Подласый отмечает, что в нынешней теории обучения еще нет установившегося подхода к определению понятий: оценка, контроль, проверка, учет и что они нередко смешиваются, взаимозамещаются, употребляются то в одинаковом, то в различном значении.

Общим родовым понятием выступает контроль, как выявление, измерение, оценивание знаний, умений учащихся. Само выявление и измерение является проверкой. Основной функцией проверки является обеспечение обратной связи между учителем и учеником, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, выявление пробелов и недостатков в знаниях. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности учащегося, но и объема учебного труда последнего. Такая обратная связь важна как для учителя, так и для учащегося. Учителю она позволяет оценивать результаты, корректировать свои действия, строить последующий этап обучения на основе достигнутого на предшествующих этапах, дифференцировать методы и задания с учетом индивидуального продвижения и развития учащегося. Не менее важна обратная связь для учащихся, благодаря которой, они получают информацию о недостатках своей работы и достижений, могут получить оценку своей деятельности, советы по корректированию.

Кроме проверки контроль знаний содержит в себе две составляющих: оценивание как процесс и оценку как результат проверки. Здесь следует отметить, что важно различать эти два понятия. Некоторые авторы используют понятие оценки и как процесс и как результат его - оценку в баллах как, например, в учебнике педагогики Подласого И.П. Другие выделяют вторую составляющую как отметку. Это делает в своей работе Амонашвили Ш.А. Мы, следуя ему, тоже будем под оценкой понимать процесс, деятельность оценивания, осуществляемая учителем, а под отметкой результат этого процесса, его условно-формальное отражение. Иначе уподобление оценки и отметки равносильно отождествлению процессу решения задачи с его результатом [1, 15-16].

Основой для оценивания успеваемости учащегося являются итоги контроля, то есть результаты. Учитываются при этом как, качественные так и количественные показатели работы учащихся. Количественные показатели фиксируются преимущественно в баллах или процентах, а качественные в - оценочных суждениях типа «хорошо», «отлично» и т.д. Каждому оценочному суждению приписывается определенный, заранее согласованный балл, отметка, например, оценочному суждению «удовлетворительно» соответствует балл 3. Так, отметка это не число, получаемое в результате измерений и вычислений, а приписанное оценочному суждению значение. Количественные действия с оценками недопустимы и, чтобы избежать этого во многих странах мира оценки имеют буквенное обозначение, например, А, Б, С и т.д.

Функции отметки не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Отметка является средством стимулирования учения, положительной мотивацией. Именно под влиянием объективного оценивания у школьников создаются адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам.

Выделяют основные принципы диагностирования и контролирования успеваемости учащихся. В учебнике «Педагогика» И.П. Подласым эти принципы следующие: объективность, систематичность, наглядность.

Принцип систематичности заключается в проведении контроля на всех этапах дидактического процесса - от начального восприятия до их практического применения. Систематичность в том, что регулярному диагностированию подвергаются все учащиеся от начала обучения до его конца. Этот принцип требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором должны использоваться различные формы, методы, средства оценивания. Это исключает универсальность отдельных методов и средств контроля.

Принцип наглядности заключается в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Этот принцип так же требует оглашения и мотивации оценок. Для этого необходимо осуществлять объявление результатов контроля, обсуждать и анализировать их вместе с учениками, составлять планы по их коррекции.

Объективность заключается в обоснованном содержании диагностических заданий, равном отношении педагога ко всем обучаемым, точном и адекватном установлении критериев оценивания. Практически объективность диагностирования означает, что выставленные оценки совпадают независимо от используемых методов и средств контролирования, а так же педагогов, осуществляющих диагностику [22, 543-547].

К приведенным трем принципам контроля В.И. Загвязинский добавил еще два. Это субъективность, которая заключается в гуманистическом подходе учета реальных возможностей, здоровья учащихся. И еще один принцип - действенность, которая может выражаться в советах, указаниях о том, как улучшить достижения, на что следует обратить внимание и т.д. Последнее, как, видно, выделено из принципа наглядности, используемого у И.П. Подласого.

В педагогической практике различают и используют несколько видов контроля и оценивания: предваряющий, текущий, периодический и итоговый.

Предваряющий контроль является первым звеном в системе проверки. Он служит выявлению уровня знаний и умений, развития учащихся вновь сформированных классов, в которых учитель начинает преподавание. Он используется и для выявления базовых знаний, умений, уровня интереса и т.д. перед изучением нового раздела предмета.

Текущий контроль применяется в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Он осуществляется практически на каждом уроке в форме устного опроса, письменных работ, фронтальной беседы и т.д. Главная функция такой проверки - обучающая.

Периодический контроль проводится по пройденной крупной теме или целого раздела. Цель такой проверки выявить - качество усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных частях курса. Отсюда главные ее функции заключаются в систематизации и обобщении.

И, наконец, последнее звено в организации проверки - это итоговый контроль. Он проводится в конце каждой четверти и по завершению учебного года. Он не должен сводиться к механическому выведению среднеарифметического балла путем сложения полученных оценок. Это прежде всего диагностирование уровня освоения учебного материала за определенный курс. Возможные формы его организации - это зачеты, экзамены.

Педагог, вынося оценку, должен каждый раз обосновывать ее, руководствуясь критериями. Опытные учителя знают это и постоянно обращаются к такому обоснованию, что предохраняет их от возможных конфликтов с учащимися.

Причины субъективизма учителей могут быть разными. И.П. Подласый приводит такие причины как внешняя «привлекательность» учеников. Оказалось, что таким детям педагоги приписывают более высокий уровень интеллекта и более высокий статус в группе одноклассников, почти всегда завышают оценку. Так же оказалось, что учителя общаются больше с учащимися, сидящими за первыми партами, и выставляют им более высокие баллы. Многое зависит и от субъективных склонностей педагога. Еще одной важной причиной необъективной оценки является недостаточная разработка критериев оценивания. Как показали результаты исследований М.И. Скаткина, проверка и оценка усвоения знаний и умений учащихся может быть объективной только при точных требованиях к уровню их сформированности. Поэтому наиболее важным этапом в работе учителя при разработке и отборе различных способов, приемов, средств проверки и оценивания успешности учащихся является определение по возможности более точных требований к ним. Не менее важно следить, чтобы требования к уровню овладения предметом соответствовали объему и глубине изучения материала во избежание завышения или занижения оценки.

Учитель должен сознательно стремиться к объективной и реальной оценке достижений учащихся. Кроме того, необходимо всегда объяснять школьникам какая, почему и за что ставиться та или иная оценка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.150.55 (0.01 с.)