Описание работы по разработке уровней и критериев 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описание работы по разработке уровней и критериев



Идея разработки критериев пришла, после анализа системы оценивания в Великобритании, где существуют и успешно используются в практике похожие критерии оценки и уровни. Перенос английской системы на российскую «почву» возможен только с учетом нашего содержания образовательной области Биология и соответствующих программ.

В создании разработок уровней и критериев оценки успешности мы опирались на имеющиеся и предлагаемые к использованию учителям критерии оценки, которые мы считаем очень общими и требуют конкретизации (приложение 2).

За основу были взяты из государственного стандарта требования к уровню подготовки выпускников общеобразовательных средних (полных) школ. Как уже было, сказано выше, они состоят из перечислений умений: характеризовать, обосновывать, объяснять, определять и т.д. Мы считаем подбор этих требований удачными, так как они основываются на закономерностях усвоения материала, которые были нами рассмотрены. Согласно этапам усвоения материала отметка «3» ставится при пересказе параграфа, лекции учителя и т. д., учащиеся должны опознавать, различать, описывать. Отметка «4» - должны объяснять, применять знания в практике, в известных, типовых ситуациях. Отметка «5» - ученики умеют обосновывать свои выводы, доказывать, приводя соответствующие аргументы, систематизировать и т. д.

Для апробации применения данных разработок, мы составили примерные вопросы итоговой работы по общей биологии. Она состоит из нескольких тестовых вопросов и вопросов со свободным ответом. Задания не включают в себя практику, те практические навыки, которыми овладевают учащиеся на предмете биологии, так как в школе, где проводилась апробация не было возможности организовать такие практические работы. Примеры заданий находятся в Приложении 5.

Результаты использования разработанных критериев оценки

Разработанные нами уровни и критерии оценки успешности учащихся были использованы учителями школы №3 для оценивания подготовки учащихся к экзамену по биологии, выбравших данный предмет.

После этого мы провели снова интервью с учителем, использовавшим наши разработки и другими учителями. Примерные вопросы интервью приведены в Приложении 6.

В результате работы по оцениванию ответов учащихся учителями были выявлены как недостатки, так и положительные стороны применения разработок критериев.

К преимуществам учителя отнесли: содержание требований стандарта по биологии и критериев оценки в одном документе, поэтому ими удобно пользоваться в работе. Так же педагоги отметили, что данными разработками можно воспользоваться при составлении тематического и поурочного планирования, особенно молодыми специалистами.

К недостаткам было отнесено объемность критериев, что затрудняет работу с ними. Чтобы этот недостаток устранить мы оформили их в виде таблицы (Приложение 4).

В целом критерии и уровни оценивания преподаватели оценили положительно, отметили, что задания для учащихся соответствуют данным критериям и, что они хотели бы использовать данные разработки критериев в своей работе после устранения недостатков.

 


Заключение

 

Сделанные разработки могут использоваться как для итоговой оценки подготовки выпускников общеобразовательной средней (полной) школы, так и при периодическом контроле усвоения отдельных тем раздела «Общей биологии».

Как отметили учителя данные разработки они хотели бы использовать в своей практике как непосредственно для оценки, так и при составлении тематического и поурочного планирования.

Хотелось бы отметить, что если требования и критерии будут открыты не только для учителей, но и для учащихся. Знание требований будет служить ориентиром, средством оценки своих возможностей для школьников.

Апробирование разработок уровней требований и критериев оценки успешности учащихся по биологии и мнения учителей позволяют сделать вывод, что их использование обеспечивает объективную оценку биологической успешности.

 


Литература

 

7. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование. - М.: Педагогика, 1984. - 296 с.

8. Анастасова Л.П., Анисимова В.С., Короткова Л.С. Способы и приемы контроля знаний, умений и навыков по курсу общей биологии. - М.: «Высшая школа», 1986. - 70 с.

9. Барбарига А.А. Среднее и среднее специальное образование в современной Англии. Критический анализ. - Киев-Одесса «Вища школа», 1985. - 127 с.

10.Беспалько В.П. Проблема образовательных стандартов в США и России // Педагогика. -1995. - №1. - с. 89-94.

11.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 193 с.

12.Биология в школе: Сб. нормат. документов / Сост. В.И. Сивоглазов. - М.: Просвещение, 1987. - 224 с.

13.Воскресенская Н.М. Великобритания: стратегические направления развития образования // Педагогика. - 1996. - №4. - с. 91-98.

14.Воскресенская Н.М. Поиски образовательных стандартов за рубежом // Педагогика. - 1994. - №2. - с. 87-93.

15.Глейзер Г.Д. Новая Россия: общее образование и образующееся общество // Педагогика. - 2000. - №6. - с. 3-12.

16.Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 200 с.

17.Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. - М.: «Академия», 2001. - 192 с.

18.Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2001. - 384 с.

19.Качества знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. М.Н. Скаткина, В.В. Краевского. - М.: Педагогика, 1978. - 208 с.

20.Ковалев Г.С. Состояние российского образования (по результатам международных исследований) // Педагогика. - 2001. - №2. - с. 80-88.

21.Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12- летней школе). Проект // Народное образование. - 2000. - №2. - с. 55-58.

22.Левитас Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - М.: «Институт практической технологии», Воронеж: НПО «Модек», 1998. - 228 с.

23.Ленская Е. Ключевые компетенции как цель среднего образования / Идеи и технологии. Материалы к IV Всероссийской научно-практической конференции «Здравый смысл и достоинство в школе. Жизненные навыки и социальные умения в образовании». - М.: Генезис, 2001. - с. 178-182.

24.Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М.: Юрайт. 1999. - 523 с.

25.Образовательные стандарты. Материалы Международного семинара «Разработки образовательных стандартов в демократическом обществе». - СПб.: «Образование», 1995. - 166 с.

26.Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии / Сост. В.С. Кучменко. - М.: Дрофа, 2000. - 96 с.

27.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. - М.: «Академия», 1999. - 512 с.

28.Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Кн. 1. - М.: Владос, 2001. - 576 с.

29.Программно-методические материалы: Биология. 6-11 кл. / Сост. В.С. Кучменко. - М.: Дрофа, 1998. - 160 с.

30.Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5-11 кл. /Сост. Кучменко. - М.: Дрофа, 2001. - 224 с.

31.Розенберг Н.М. Проблемы измерений в дидактике. - Киев: «Вища школа», 1979. - 176 с.

32.Создание системы оценки качества знаний обучающихся. - Краснодар, 1994. - 142 с.

33.Стрюков Г.А. Стандартизация уровня подготовки и оценивания знаний учащихся // Педагогика. - 1995. - №6. - с. 12-17.

34.Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 9-11 кл. - М.: Дрофа, 1999. - 128 с.

35.Требования к знаниям и умениям школьников: Дидактико-методический анализ / Под ред. А.А. Кузнецова. - М.: Педагогика, 1987. - 176 с.

36.Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального и общего основного и среднего (полного) общего образования. Книга 2. Математика. Естественнонаучные дисциплины / Под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутовой. - М.: «ТЦ Сфера», «Прометей», 1998. - 336 с.

37.Чошанов М.А. Школьная оценка: старые проблемы и новые перспективы // Педагогика. - 2000. - №10. - с. 95-102.

38.The National Curriculum. London: HMSO, 1995.

 


Приложение 1

 

Вопросы для первого интервью с учителями:

39.Какими критериями оценки вы пользуетесь при выставлении отметок?

40.По каким критериям ставите отметку «3»?

41.По каким критериям ставите отметку «4»?

42.По каким критериям ставите отметку «5»?

43.Используете ли вы при этом требования государственного стандарта?

 


Приложение 2

 

Рекомендации по оценке знаний учащихся по предмету Биология.

Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей, учащихся необходимо учитывать:

- правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;

- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;

самостоятельность ответа;

речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Отметка «5»:

полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;

для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

раскрыто основное содержание материала;

в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

ответ самостоятельный;

определения понятий не полные допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3»:

- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

- определение понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

допущены ошибки и неточности при использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка «2»:

- основное содержание учебного материала не раскрыто;

не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Отметка «1»:

ответ на вопрос не дан.


Приложение 3

 

Разработки требований и критериев оценки биологической успешности

Оценка три (удовлетворительно) ставиться при выполнении следующих требований.

Тема: Эволюционное учение.

Характеризовать (давать определение понятиям, описывать):

- основные положения теории Дарвина, движущие силы эволюции: наследственную изменчивость и естественный отбор, критерии вида, определение понятия популяции и ее структуры.

Тема: Развитие органического мира.

Характеризовать (давать определение понятиям, описывать):

направления и пути эволюции: регресс, прогресс, понятие ароморфоза, идиоадаптации, дегенерации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.173 (0.027 с.)