Школьная система Великобритании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Школьная система Великобритании



В Англии действует система бесплатного общего образования, независимо от социального положения и национального происхождения. Существуют муниципальные и частные школы. Частные являются платными.

Обязательное образование разделено на четыре стадии: с 5 до 7 лет, с 7 до 11 лет, с 11 до 14, с 14 до 16 лет. Начальное образование включает в себя первые две стадии. Основное время в начальной школе посвящено изучению английского языка (40%), физическому воспитанию (15%), труду и искусству (12%), остальное время распределено на арифметику, историю, географию, природоведению, религии.

Примерно половина учебного времени средней школы занята обязательными базовыми дисциплинами, другая половина времени отводится на обязательные курсы по выбору. В базовые предметы входят: английский и литература, математика, религия, естествознание. По выбору ученики занимаются до 16-ти лет: один из иностранных языков, история, география, искусство, спорт, музыка. Программы по этим предметам составляются по желанию учащихся и их родителей.

Среднее образование представлено объединенной школой для 11 - 15-летних и следующими за ними грамматической и современными школами для 15 - 17-летних.

Срок обучения в общеобразовательной школе составляет 13 лет. Обязательны 11 лет обучения. По достижении 14 лет учащиеся могут поступать в профессиональные школы. После 16 лет они могут продолжить образование или идти работать. К этому времени они могут получить сертификат обычного уровня. После 13 лет успешного обучения вручается сертификат повышенного уровня.

При оценке знаний систематически используют тесты. Контроль за результатами обучения включает 3 равнозначных элемента: проверку, учет, диагностику. Контроль ориентирован на знания, навыки, умения. В соответствии со стандартами выделяют 3 уровня достижений: запоминание, умение пользоваться в нештатной ситуации, применение в реальной жизни.

Помимо текущего контроля и оценки знаний, существуют и экзаменационные проверки, которые проводятся два раза в начальной школе, два раза в средней школе.

Профессиональное образование включает 4 уровня готовности: 1- компетентность, позволяющая производить однообразную работу, 2- способность делать работу самостоятельно и ответственно, 3- выполнение сложных и оригинальных работ, 4- выполнение специальных персональных заданий. Сейчас достигается цель вывести всех учащихся на второй уровень. Так, например, выпускник, закончивший школу сельскохозяйственного профиля сможет самостоятельно вести фермерское хозяйство.

Руководит системой образования Министерство образования, которое устанавливает общенациональные стандарты, рекомендации, инспектируют учебные заведения, субсидируют до 60% школьного бюджета. Каждая школа самостоятельно определяет учебный план.

В Англии сложилась устойчивая децентрализованная система управления образованием. В основном организацией работы бюджетных школ заняты местные органы образования. В их компетенции материальное обеспечение школ, контроль приема в школу, размещение фондов, мониторинг качества обучения и т.д.

 

2.2 Понятие образовательного стандарта, его структуры и функций

 

Характерная для современной России демократизация общественной жизни стимулировала поиски нового содержания образования и новых форм организации. Открывшаяся небывалая прежде свобода раскрепостили педагогические коллективы для творчества. Появились альтернативные школы, негосударственные образовательные учреждения. Демократизация школы привела к появлению множества различных программ и учебных планов, учебников и пособий, курсов и семинаров. В таком разнообразии трудно ориентироваться учителям в содержании предмета и необходимом объеме его преподавании. При этом как отмечает Глейзер Г. Д. в своей статье непрофессиональные инновации в области как организации и методики учебно-методического процесса, так и подготовки учебно-методической литературы стали нередки. В результате неумелого новаторства педагогов происходит отторжение от школы немалого числа учащихся, не вписывающихся в так называемые инновационные процесс.

В связи с этими проблемами и встал вопрос о стабилизации системы образования через его содержание путем стандартизации.

Вопрос о государственных образовательных стандартах в последние годы является предметом горячих дискуссий. Большинство их участников пытаются выяснить, что подлежит стандартизации, каким должен быть государственный стандарт. Для ответа на эти вопросы сначала нужно дать определение стандарту. Загвязинский В.И. дает следующее его определение: «стандарт-это установление и соблюдение определенных норм в каком-либо виде деятельности и в создаваемых в процессе деятельности результатах»[11, 57-59]. Под стандартом же образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности личности и системы образования по достижению этого идеала. Стандартизация образования всегда осуществлялась в различных странах с помощью разработки учебных планов и программ, установления определенного уровня образования и др. Стандарт нормирует обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки учащихся и требования к уровню подготовки выпускников.

Согласно коллективу, работавшему над книгой «Учебные стандарты школ России», функции образовательного стандарта заключаются в следующем:

. Обеспечение права на полноценное образование. Оно заключается в обеспечении необходимого уровня образования для полноценного развития личности и возможности продолжения обучения в профессиональной сфере.

. Сохранения единства образовательного пространства страны. Это позволяет добиться внутри страны гарантированного содержания и уровня подготовки учащихся не ниже задаваемого стандарта.

. Гуманизация образования. Это освобождает ученика от непосильной учебной нагрузки и позволяет реализовать свои интересы и склонности.

. Управления. Получение информации о реальном состоянии дел создает условия для принятия управленческих решений.

. Критериально-оценочная функция. Вытекает из стандарта как норматива, на который опирается система образования при определении содержания обучения, объема учебной нагрузки, оценки результатов обучения, аттестации учителей и учреждений.

. Функция повышения качества образования. Эта функция является главной в связи с рассматриваемой нами темой оценки качества биологического образования. Общеобразовательные стандарты фиксируют необходимый объем содержания образования и задают нижнюю границу уровня подготовки учащихся [30, 8-9].

В структуре государственного стандарта выделяют две составляющих: базисный учебный план и стандарты базовых образовательных областей. Базисный учебный план дает представление о структуре и содержании общего среднего образования, фиксирует комплекс нормативов, в соответствии, с которым разрабатываются конкретные планы общеобразовательных учреждений. Стандарты образовательных областей определяют обязательную часть содержания и требования к уровню усвоения этого содержания.

Таким образом, введение в практику образовательных стандартов призвано повысить общий уровень образованности и, следовательно, качество образования.

обучение образовательный биология успешность

2.2.1 Российский образовательный стандарт области Биология

Биологические знания необходимы для осознания современных экологических проблем, жизни как величайшей ценности, для гигиенического воспитания, понимания и соблюдения здорового образа жизни, понимания генетического здоровья человека, деятельности в сельском хозяйстве. Поэтому предмет биологии представляет одну из базовых областей общего среднего образования. Ее роль в системе школьного образования обусловлена значением биологических знаний в понимании законов природы и в практической деятельности человека, в формировании оптимальных взаимоотношений человека и природы, современной картины мира.

Главный объект биологии - это живая природа, компонентами которой являются: клетка, организм, популяция, вид, биоценоз, биосфера. Особое место в живой природе занимает человек. Являясь с одной стороны объектом живой природы, существование которой зависит от состояния биосферы, а с другой стороны - социальным существом. Поэтому его жизнь протекает по биологическим и по социальным законам. Поскольку человек существо социальное, от мира животных его отличают труд, речь, высокоразвитое мышление. Своей трудовой деятельностью существенно изменяет окружающий мир. Нередко эти изменения могут привести к серьезным нарушениям взаимосвязей в биосфере, от которых всецело зависит жизнь самого человека. Поэтому важно роль человека рассматривать с биосферных позиций, пересмотреть взаимоотношения человека и природы.

Чтобы рассмотреть все аспекты биологических систем в школьной программе, содержание ее разбито на три содержательные линии: организм - биологическая система; надорганизменные системы; многообразие и эволюция органического мира. Эти линии пронизывают все ступени обучения. На начальной ступени учащиеся лишь знакомятся с главными признаками живых организмов, начинают знакомиться с надорганизменными системами и взаимосвязями организмов и среды обитания. Знания на этой ступени формируются в виде представлений. В основной школе на основе представлений формируются более глубокие и углубленные знания о содержательных линиях. На ступени среднего общего образования главное звено указанных содержательных линий является теоретические знания, раскрывающие сущность биологических явлений и процессов, значения биологического разнообразия, сохранения равновесия в биосфере, происходит обобщение ранее изученного материала.

Предлагаемый стандарт по биологии включает в себя: обязательный минимум содержания, требования к уровню подготовки учащихся, оценка выполнения требований стандарта.

Обязательный минимум включает наиболее существенные вопросы содержания биологического образования. Он служит основой для формирования у учащихся биологической картины мира, ответственного отношения к природе, здорового образа жизни, психического и нравственного здоровья.

Каждая школа при обучении исходит из этого минимума, который составляет ядро учебного предмета. Для более глубокого изучения биологии он может быть расширенным.

В разделе «Требования к уровню подготовки учащихся» дается характеристика минимального, но достаточного для достижения целей общего образования уровня биологической подготовки. Требования описывают границу знаний и умений, которыми должны овладеть все психически и физически здоровые ученики, выполняющие свои обязанности в полном объеме. Они излагаются в форме различных видов деятельности, таких как, умение характеризовать, сравнивать, узнавать, обосновывать, делать выводы и т.д.

Для определения уровня достижения требований авторами предлагается проверочная работа. Она должна содержать не менее четырех вариантов, на выполнение ее выделяется примерно два часа.

Проверочная работа оформлена в виде тестовых заданий, вопросов со свободными вариантами ответов и заданий для проверки практических умений. По мнению разработчиков, задания позволят выявить результаты усвоения учащимися ядра содержания биологического образования: важнейших теорий, закономерностей, биологических понятий. Предусмотрены также задания на практические умения. Следовательно, экзамен состоит двух частей: практической и теоретической.

Государственный стандарт призван обеспечить единство образовательных требований к качеству знаний, умений, навыков, а, следовательно, в этом плане - единство образовательного пространства страны, он призван защитить учащихся от перегрузки, обеспечивать единую оценку успешности учебной деятельности и работы образовательных учреждений. Но строгая регламентация образования как считает В. И. Загвязинский, говоря о стандартизации, может привести к подавлению индивидуальности ребенка и творчества педагога. Отсюда требование достаточной гибкости стандартов и вариативности их использования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.7 (0.009 с.)