Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие консультативные подходы

Поиск

 

а) Клиент-центрированный подход

Основные положения клиент-центрированного подхода в психологическом консультировании опираются на точку зрения Роджерса о природе человека [26, стр. 36-38], [31, стр. 551-556].

Каждый человек обладает потенциалом двигаться в естественном положительном направлении. Каждому клиенту присуще чувство собственной ценности и достоинства, способность направлять собственную жизнь и двигаться в направлении самоактуализации, личностного роста. Таким образом, личность есть постоянно развивающийся гештальт и это развитие происходит на основе познания собственного мира.

Поведение человека в большей степени согласуется с его Я - концепцией, то есть степенью согласованности между Я - реальным и Я - идеальным. Чем больше степень различия между ними, тем больше степень дискомфорта личности, тем больше препятствия к личностному росту и возможности возникновения невротических состояний.

В таком состоянии человек воспринимает себя и свои отношения с людьми так, чтобы это соответствовало его Я - структуре. Для этой цели он прибегает к защите, часто искажая или отрицая восприятие.

Поэтому основной целью клиент-центрированного подхода является устранение несоответствия между переживаниями клиента и той ситуацией, которая существует на самом деле.

Для осуществления этой цели психологу необходимо понять и разделить переживания консультируемого, не забывая о том, что «ключи к исцелению» находятся у самого клиента. Основные методы работы направлены при этом на выражение подлинного чувства эмпатии [17, стр. 32].

В клиент-центрированном подходе основная опора делается на первичную эмпатию и навыки присоединения.

Благодаря этому клиент успокаивается. Он видит, что его слушают и понимают, постепенно его эмоции уходят на второй план. Клиент начинает задумываться, а затем и бороться со своей запутанной и искаженной символикой переживаний. Психолог же периодически хвалит и поддерживает его в процессе становления.

Затем консультант может уже эмпатийно высказаться. Вопросы задаются в основном открытые и лишь иногда - закрытые. Это делается для того, чтоб не вызывать сопротивление. Всё это способствует возникновению инсайта. Однако в применении этого подхода есть свои ограничения. Так, если клиент неразговорчив, то это может затянуть консультирование.

В современном клиент-центрированном подходе консультант не только эмпатийно выслушивает клиента и задаёт открытые вопросы, а также делится своим опытом и чаще вступает в конфронтацию с клиентом.

Итак, в результате клиент-центрированного подхода происходит разрешение инконгруэнтности, то есть возникает состояние соответствия между переживаниями клиента и действительной ситуацией.

Если рассмотреть весь процесс с точки зрения клиента и отбросить на некоторое время участие консультанта, благодаря которому осуществление роста становится возможным, то получится схема:

· клиент пришёл за помощью,

· он легко обнаружил свои проблемы и их источники в противоречивых запутанных желаниях,

· достиг инсайта,

· увидел последствия этого инсайта и выбрал более весомые виды удовлетворения,

· осуществил свой выбор через позитивные планы, которые затем были реализованы на практике,

· он стал независимым от дальнейшей помощи консультанта [26, стр. 191-215].

б) Бихевиоральный подход

Если клиент-центрированный и психодинамический подходы помогают клиенту разобраться в том, что происходит в его внутреннем мире, то бихевиоральный подход применяется на этапе обучения и перехода к действию.

Чаще всего он направлен на повышение чувства уверенности и научение новым формам поведения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.140 (0.005 с.)