Глава I. Психологические проблемы переживания стресса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Психологические проблемы переживания стресса



Содержание

Введение

Глава I. Психологические проблемы переживания стресса

1.1 Определение стресса

Стресс и дистресс

Общий адаптационный синдром

Взаимосвязь эмоций и когнитивных процессов

Мероприятия снижающие уровень стресса

Эмоции как базовый компонент в структуре адаптивного поведения личности

Глава II. Подходы, методы, техники и методики, применяемые в данном виде консультирования

Общие консультативные подходы

Диагностический аспект консультирования

Сотрудничество с другими специалистами

Обучение родителей как важная часть психокоррекционной работы

Психодинамическая модель поведения семьи в процессе консультирования

Глава III. Процесс консультирования семьи, где имеется ребенок с отклонением в поведении

Этапы процесса консультирования

Коррекционная работа, направленная на дальнейшее снижение стресса

Выводы

Заключение

Литература


Введение

В дипломной работе показано значение эмоционального стресса в консультативной работе психолога на примере детско-родительских отношений.

Глава I. Психологические проблемы переживания стресса

Определение стресса

 

Стресс - это неспецифический ответ организма на любое представленное ему требование. Это может быть утомление, боль, страх, необходимость сосредоточиться, неожиданный огромный успех или наоборот проблема [28, стр.27].

Термин стресс был введен Гансом Селье в 1929 году. В настоящее время этот термин используется для обозначения целого ряда явлений:

· сильное, неблагоприятное отрицательно влияющее на организм воздействие;

· сильная, неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на воздействие стрессора;

· сильные, как благоприятные, так и неблагоприятные для организма реакции разного рода;

· неспецифические черты физиологических и психологических реакций организма при сильных, экстремальных на него воздействиях, вызывающих интенсивные проявления адаптационной активности;

· неспецифические черты физиологических и психологических реакций, возникающие при любых реакциях организма.

Таким образом, стресс в целом представляет собой неспецифический компонент адаптации, играющий мобилизующую роль и обуславливающий проявление энергетических и пластических ресурсов для адаптационной перестройки организма [28, стр.28-29].

Селье считал, что стрессовая реакция представляет собой неспецифический набор психофизических изменений, который не зависит от природы фактора, провоцирующего на стресс. Позднее однако было доказано, что общая картина психологических реакций может быть весьма специфична. В ее формирование вносят вклад и качественное своеобразие раздражителя и индивидуальные особенности организма.

 

Стресс и дистресс

 

Сущность реакции на стрессор заключается в активизации всех систем организма, необходимых для преодоления «препятствий» и возвращений всех систем организма к нормальным условиям существования. Если стрессовая реакция выполняет эту функцию, ее адекватная ценность становится очевидной. Не вызывает сомнения положение о том, что биологической функцией стресса является адаптация.

В связи с этим стресс предназначен для защиты организма от угрожающих и разрушающих воздействий различных модальностей как психических так и физических.

Поэтому возникновение стресса означает, что человек включается в определенную деятельность направленную на противостояние опасным для него воздействиям.

Со времен Селье принято различать конструктивный и деструктивный стресс. Другими словами не всякий стресс вреден. Стрессовая активация нередко является положительной силой, обогащая человека сознанием своих реальных возможностей.

Стресс - это аромат и вкус жизни. Поскольку он связан с любой деятельностью избежать его может лишь тот, кто ничего не делает. Кроме того некоторые виды деятельности обладают целебной силой и помогают держать механизмы стресса в хорошей форме. Так, трудотерапия лучший метод лечения некоторых душевных больных.

К сожалению, человек очень бурно реагирует по поводу тех или иных событий, которые на самом деле не требуют такой реакции. Адаптация организма при этом происходит сложнее [28, стр.29].

Следует подчеркнуть особую роль длительности воздействия неблагоприятного фактора. При длительном воздействии стрессовых факторов возможны перестройки в организме, которые могут повлечь за собой тяжелые последствия для здоровья человека. Например, сердечно-сосудистая патология, заболевания желудочно-кишечного тракта и т.п. Такой стресс наносит вред здоровью и его называют дистрессом.

Длительный стресс является своеобразным фоном для возникновения нейрогенных заболеваний. Так, человек может длительное время прибывать в плохом настроение. После этого срока «психогенная депрессия» переходит в депрессию, которая трудно поддается лечению и уже требует пристального врачебного внимания.

Таким образом главным и решающим фактором в возникновении депрессии является несостоятельность функциональной саморегуляции головного мозга при повышении уровня энергозатрат.

Так, при нервных перегрузках по последним данным происходит исчезновение из крови человека иммуноглобулина. Если учесть, что эти белковые молекулы, определяют состояние иммунитета, то можно понять, сколько заболеваний возникает у людей после нервного потрясения [14, стр.128].

При этом, в организме, как в цепи, рвется слабейшее звено, хотя все звенья одинаково находятся под нагрузкой. Пострадает при этом сердце, почки или желудочно-кишечный тракт - зависит в значительной мере от случайных обуславливающих факторов.

Реакция на стрессор происходит очень быстро, это объясняется анатомическим строением в коре головного мозга.

В сером бугре гипоталамуса находятся ядра, которые являются центром вегетативной нервной системы. Они оказывают влияние на эмоциональные реакции организма и так тесно связаны с гипофизом, что их нейросекреторные клетки залегают в ядрах гипоталамуса, а многочисленные окончания находятся в гипофизе.

Возбуждение происходит следующим образом. Стрессор возбуждает гипоталамус. Гипоталамус провоцирует вещество дающее сигнал гипофизу, а гипофиз в ответ выделяет в кровь адренокортикотропный гормон (АКТГ). Под влиянием АКТГ внешняя кортиковая часть надпочечников выделяет кортикоиды. Все это приводит к сморщиванию вилочковой железы, атрофии лимфатических узлов, торможению воспалительных реакций, продуцированию сахара [28, стр.37-38].

 

Общий адаптационный синдром

 

Количество различных раздражителей равной силы не всегда вызывают одинаковый синдром у разных людей. Даже один и тот же раздражитель у разных людей вызывает разную реакцию.

Существует понятие об общем адаптационном синдроме (О.А.С.), его также называют синдромом биологического стресса. Он является общим для всех живых существ и протекает по типу трехфазной реакции. Сначала человек ощущает трудность, затем втягивается и, наконец, чувствует, что больше нести тяжесть не в состоянии [28, стр.46]

Таким образом существует три фазы общего адаптационного синдрома (ОАС): фаза тревоги (А), фаза сопротивления (Б), фаза истощения (В).

Фаза тревоги. В ней организм меняет свои характеристики так как подвергнут стрессу. Если сопротивление организма на этой фазе недостаточно (сильный стрессор), то может наступить смерть.

Фаза сопротивления. Эта фаза отличается высоким уровнем сопротивляемости организма к воздействию вредоносных факторов. Она выражает усилия организма поддерживать состояние гомеостаза. В фазе сопротивления практически исчезают признаки тревоги.

Фаза истощения. Она наступает в том случае, если воздействие стресса будет продолжаться и, в итоге, адаптивные механизмы исчерпают себя. В результате общего адаптационного синдрома поддерживается в организме гомеостаз (постоянно внутренней среды).

Эксперименты на животных убеждают, что способность к адаптации не безгранична. Можно безрассудно расходовать эту энергию, а можно научиться растягивать запас надолго. Речь идет об ответственности за свое здоровье.

Утверждение, что чрезмерный стресс и эмоциональные расстройства зависят от способа интерпретации индивидом своего окружения, прямо связано с признанием личностной ответственности человека за свое отношение к происходящему и, таким образом, за свое здоровье.

Б) Социальная поддержка при выходе из кризиса

Многие клиенты испытывают стресс из-за того, что они находятся как бы вне окружающего мира, ощущают недостаток межличностных отношений [32, стр. 49-51]

Выводы

 

В работе показано влияние эмоционального стресса на процесс консультирования семьи где имеется ребенок с проблемным поведением.

Опираясь на современные представления ученых о родительском эмоциональном стрессе появилась возможность исследовать его в процессе консультирования.

Благодаря исследованию появилась возможность с одной стороны наблюдать индивидуальную реакцию мамы и работать со стрессом (стр. 17), а с другой стороны в процессе поэтапной работы наблюдать за появлением адаптивного поведения у мамы (стр. 34).

Таким образом, на основании исследования сделаны выводы:

13.Работа с родительским стрессом в той или иной степени является определенным этапом в подобном виде консультирования.

14.Правильная поэтапная работа со стрессом привела маму к адаптивному поведению.

15.Появление адаптивного поведения мамы привело к тому, что у нее не развилась фаза негативизма и отрицания поставленного психологического диагноза.

16.Отсутствие фазы негативизма и отрицания спосоюствует сохранению консультативного процесса.

17.Составление плана работы со стрессом должно осуществляться индивидуально и зависит:

· от ресурса клиента (характер, физиологические особенности)

· от образования клиента

· от степени выраженности эмоционального стресса

· от тяжести нарушений у ребенка.

1. Эта особенность консультирования, направленная на работу со стрессом может широко применяться в работе с семьей, где имеется проблемный ребенок, так как она дает возможность решать проблемы на более глубоком уровне. При этом она затрагивает не только проблемы ребенка, но и проблемы родителей.

 


Заключение

Дипломная работа посвящена особенностям консультирования ребенка с проблемным поведением. Но более конкретно уделяется внимание особенностям, связанным с влиянием эмоционального стресса на родителя.

Тема детско-родительских отношений остра и злободневна. Однако работа с проблемными детьми часто велась на уровне симптома.

В настоящее время ряд авторов внесли изменения в консультирование данного вида. Для этой цели в работе сделана попытка исследовать родительский стресс.

На основании исследования мы видим, что при условии поэтапной работы со стрессом появляется адаптивное поведение клиента. Поэтому, с одной стороны, правильная работа со стрессом дает возможность удержать маму от преждевременного прекращения работы. С другой стороны, признание своей вины и понимание того, что нежелаемый результат вызван самим родителем способны привести к возникновению нового мотива, а значит и новой консультативной цели.

Этот подход может широко применяться в консультировании данного вида, так как он расширяет возможности консультативного процесса и, тем самым, дает решать проблему на более глубоком уровне.

 


Литература

 

2. Айви А.Е. и др. Психологическое консультирование и психотерапия. - М.: Психотерапевтический колледж, 2000. - 487 с.

3. Анастази А. Психологическое тестирование. - М.: Педагогика, 1982. - 336с.

4. Альманах психологический тестов. Рисуночные тесты. - М.: изд. «КСП», 1997. - 320 с.

5. Бодалев А.А., Столин В.В. Семья в психологическом консультировании. - М.: Педагогика, 1989. - 206 с.

6. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. - М.: «Высшая школа», 1991. - 255 с.

7. Бурменская Г.В. и др. Возрасно-психологическое консультирование. - М.: изд. МГУ, 1990. - 136 с.

8. Берн Э. Игры в которые играют люди… - М.: Лист-Нью, 1997. - 336 с.

9. Венгер А.А., Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования детей младшего возраста. - Томск: «Пеленг», 1993. - 69 с.

10.Данилова Н.Н. Психофизиология. - М.: изд. МГУ, 1989. - 399 с.

11.Журнал практического психолога. - 1998, № 4.- 120 с. Статья Дорожевич А.Н. «Когнитивные механизмы адаптации к кризисным событиям».

12.Загвязинский В.И., Атахатов Р. Методология и методы психологического исследования. - М.: изд. центр «Академия», 2001. - 208 с.

13.Кулагина И.Ю. Возрастная психология.- М.: изд. УРАО, 1998. - 176 с.

14.Классический психоанализ детского возраста. /Под ред. Макарова В.В., Хасана Б.И./- Красноярск, 1994. - 132 с.

15.Каструбин Э.М. Ключ к тайнам мозга. - М.: изд. «Триада», 1995. - 239 с.

16.Лешли Д. Работать с маленькими детьми. - М: Просвещение, 1991. - 223 с.

17.Навайтис Г. Семья в психологическом консультировании.- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. - 224 с.

18.Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб.: изд. «Питер», 2000. - 224 с.

19.Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков- патопсихология.- М.: изд. «Институт практической психологии», 1996. - 128 с.

20.Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. /Составители: Астанов В.М., Микадзе Ю.В./-СПб.: изд. «Питер», 2001. - 256 с.

21.Психокоррекционная и развивающая работа с детьми./ Под ред. Дубравиной И.В./- М: изд. центр «Академия», 1999. - 160 с.

22.Психологическая помощь и консультирование в практической психологии./ Под ред. Тутушкиной М.К. /СПб: изд. «Дидактика Плюс», 1999. - 352 с.

23.Психологические средства корреляции дезадаптации личности. Автореферат Гузяевой Н.В. - Томск, 1999. - 27 с.

24.Прикладная психология. Опыт и перспективы. Межвузовский сборник. /Под ред. Хасана И.Б./- Красноярск, 1990.-176 с.

25.Психотерапевтическая энциклопедия. /Под ред. Карвасарского Б.Д. /- СПб.: изд. «Питер», 1998.-752 с.

26.Рубинштейн С.Я. Методики экспериментальной патопсихологии. - М.: «Апрель-Пресс», 1999.- 414 с.

27.Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. - М.: изд.ЭКСМО-Пресс, 1999. - 464 с.

28.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М.: изд. центр ВЛАДОС, 1999, книга I. - 384 с.

29.Селье Г. Стресс без дистресса. -М.: «Прогресс», 1979. - 124 с.

30.Семейная психотерапия и семейная терапия, 1997, № 2 - 128 с. Статья Вархатовой «Из опыта работы школьного психолога, проблема отношений «психолог-родитель».

31.Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и корреляция в детском возрасте. М.: изд. центр «Академия», 2002. - 232 с.

32.Хьелл Л. Зиглер Д. Теория личности. - СПб.: изд. «Питер», 1998. - 608 с.

33.Школа здоровья. Статья Семаго М.М., Семаго Н.Я. «Особенности корреляционной работы с семьей в процессе консультирования ребенка с отклоняющимся развитием», 1996, № 3 - 139 с.

34.Шевандрин Н.И. Психодиагностика, корреляция и развитие личности. -М.: изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 512 с.

35.Шванцара И. И др. Диагностика психического развития.- Прага: Авиценум, 1978. - 388 с.

36.Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. - М.: “Фолиум”, 1996. - 48 с.

37.Эмоции как базовый компонент в структуре адаптивного поведения личности. Автореферат Липуновой О.В. - Хабаровск, 2002. - 24с.

Содержание

Введение

Глава I. Психологические проблемы переживания стресса

1.1 Определение стресса

Стресс и дистресс

Общий адаптационный синдром

Взаимосвязь эмоций и когнитивных процессов

Мероприятия снижающие уровень стресса

Эмоции как базовый компонент в структуре адаптивного поведения личности

Глава II. Подходы, методы, техники и методики, применяемые в данном виде консультирования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.061 с.)