Психодинамическая модель поведения семьи в процессе консультирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психодинамическая модель поведения семьи в процессе консультирования



 

“Ни одна другая психологическая теория не получила такого широкого распространения... как психодинамическая модель консультирования семьи”[16, стр.16].

а) Электрический подход в психодинамической модели консультирования.

Среди авторов, описывающих психодинамическую модель такого вида консультирования можно выделить Семаго М.М., Семаго Н.Я., которые делают акцент на динамику поведения семьи в момент выявления проблемы у ребенка [32, стр. 40-54] и Эйдемиллера Э.Г., который кроме этой работы преследует более глубокую цель. То есть не только определить проблемное поведение ребенка, но также выявить причину этой проблемы и то, какое действие эта причина оказывает на взаимоотношения в семье [35, стр.4-12].

Однако полное применение методов диагностики и психотерапии по Эйдемиллеру предусматривает длительную работу с семьей, которая по сути явилась бы семейным консультированием.

Поэтому психологу-электику для работы с личностью родителя может подойти упрощенный психодинамический подход в виде индивидуальной психотерапии А. Адлера [31, стр.191-197].

б) Психодинамическая модель поведения родителя на этапе выявления проблемы.

Модель дает возможность соблюдать последовательность этапов, сменяющих друг друга:

· стрессовая ситуация родителей,

· возникновение чувства вины,

· включение когнитивных механизмов адаптации,

· повышение самооценки,

· совместное принятие решения, выход из кризиса,

· составление плана работы с семьей.

В модели прослеживается то, как постепенно меняется восприятие родителями новой информации о ребенке, как они справляются с этой информацией и то как озадачиваются предстоящей коррекционной работой [32, стр.40-50].

фаза. Фаза шокового состояния. Несмотря на то, что сначала психолог сообщает о ребенке хорошие качества, а уже затем все остальное, у родителей в этот момент возникает разная степень растерянности. Может наблюдаться страх, ступорное состояние. Происходит резкое падение самооценки.

Тактика психолога на этом этапе - проявить эмпатию, эмоционально отреагировать.

Однако, необходимо дать родителю почувствовать свою вину, так как если преждевременно снять чувство вины, то снизится эффект консультирования [32, стр.44].

фаза. Фаза негативизма, отрицания поставленного диагноза.

Наряду со снятием чувства вины психологу необходимо выйти с клиентом на катарсис, то есть проявить способность к конфронтации, выйти на непоследовательность клиента в восприятии, в системе ценностей. Конфронтация ведет к восприятию и осознанию противоречия.

фаза. Фаза «хронической печали». Клиент уже не отрицает поставленного диагноза, но у него выражена эмоциональная отстраненность, утрата интереса к совместной работе. Задача психолога:

· продолжать работу направленную на снятие чувства вины,

· направить усилие на развитие рабочего сотрудничества,

· информирование о возможностях ребенка,

· информация о возможной помощи для ребенка,

· включение семьи в систему общественной поддержки.

4 фаза. Фаза реконвалесценции. Характерна тем, что происходит окончательная адаптация клиента относительно своей проблемы. Он готов сотрудничать, спрашивает о том, что можно сделать в данной ситуации.

Длительность отдельных фаз может варьировать от нескольких минут до ряда лет. Это зависит от:

· наличия дефекта у ребенка,

· ресурса родителей,

· квалификации и адекватности корреляционной работы с семьей [32, стр.44-45].

Следующий этап - это этап принятия решения и составление плана психокоррекционной работы в который обычно входит:

· работа психолога с родителем и его личностному росту,

· работа психолога с ребенком (если необходимо),

· работа родителя с ребенком.

в) Модель личностного роста родителя.

После того как выяснена причина проблемного поведения ребенка, наступает необходимость выяснить:

· почему родители воспитывают именно таким образом,

· как эта причина влияет взаимоотношения в семье [36, стр.4-5].

Работа по личностному росту прежде всего направлена на адекватное восприятие себя. Если есть необходимость, то провести коррекционную работу направленную на повышение чувства уверенности, на повышение самооценки [24, стр.647-648].

После такой работы клиент-родитель становится более уверенным. Он начинает более уверенно взаимодействовать с ребенком. Однако этой работы бывает недостаточно, так как у родителя обычно нарушены взаимоотношения в семье рабочем коллективе. Часто бывает, что родители сами являются «невротической личностью», а это требует длительной и упорной работы психодинамического подхода [31, стр.191-197].

Постепенно клиент научается вести себя по новому в семье, в обществе, научается ставить перед собой не фиктивные, а реальные цели.

Часто причины проблемного поведения ребенка затрагивают тему взаимоотношений в семье. В этом случае работа с родителями может быть направлена на процессы общения, на взаимоотношения [7, стр.74-76].

В результате человек становится сильнее. Он обучается тому, как начать и поддержать хорошую двухстороннюю коммуникацию, основанную на глубоком понимании чувств и мыслей другого человека. Клиент может, наконец, разрешить себе увидеть жизнь глазами другого члена семьи, в результате позволит себе и другим (в том числе и своему ребенку) быть самим собой [21, стр.200].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.158 (0.005 с.)