Экономические предложения совершенствования механизма управления государственным и муниципальным имуществом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические предложения совершенствования механизма управления государственным и муниципальным имуществом



 

В качестве принципиально нового явления для теории и практики управления государственной собственностью представляется необходимым конкретизировать понятие государственной казны.

Казна предлагается в качестве одного из важнейших элементов управления использования государственной собственности, хотя на практике она пока что ассоциируется лишь с понятием казначейства, которое в некоторых странах осуществляет исключительно функции казначейского исполнения государственного бюджета.

Но казну государства должны формировать не только средства бюджета, но и иное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями (возможно за исключением имущества, изъятого из оборота, или имеющего особый режим использования, установленного законодательством страны). Дело в том, что казна может в полном объеме служить средством обеспечения обязательств государства, в том числе по внешним заимствованиям, что далеко не всегда возможно достичь исключительно за счет средств резервных статей бюджета. То есть государство (или его субъекты) могут выступать в хозяйственном обороте в качестве должника в кредитных организациях, в других гражданско-правовых сделках исключительно в пределах имущества казны.

Кроме того, целесообразность создания казны диктуется еще и тем, что она может служить, например, одним из показателей эффективности деятельности государственных органов управления, способствовать эффективному вовлечению государственной собственности в гражданский оборот, предотвращать ее нецелевое использование и отчуждение в интересах государственного собственника в целом. Необходимость введения понятия казны и нормативного правового регулирования процессов ее формирования и управления соответственно диктуются очевидным увеличением объема вовлечения государственной собственности в гражданский оборот, а также потребностью учета процедур отчуждения и приобретения объектов госсобственности.

Следует отметить, что целостная модель казны формируется, несмотря на еще видимую недостаточность нормативной правовой базы ее формирования и управления. В гражданском законодательстве стран с переходными экономиками понятие казны пока что отсутствует полностью, но должно быть, на наш взгляд, введено по указанным ранее причинам.

Не затрагивая бюджетную часть казны, акцентируем внимание на имущественной части казны (рис.3.1). Цель управления имуществом казны должна заключаться в повышении эффективности управления государственной собственностью, более широком ее вовлечении в гражданский оборот, совершенствовании системы ее учета и сохранности.

 

Рисунок 3.1 - Имущественная казна

 

Учет находящихся в казне объектов собственности, поиск и восстановление в учете интеллектуальной и иной государственной собственности, регистрация права собственности и сделки с имуществом казны являются обязательными элементами (управления государственной собственностью), обеспечивающими хранение имущества казны и его рациональное содержание.

Управление имуществом казны предусматривает:

-  ведение учета и инвентаризацию объектов казны;

-  оценку технического состояния и стоимостных показателей ее объектов;

-  использование, распоряжение и обеспечение сохранности объектов, учтенных в казне.

Учетной единицей казны (за исключением финансовых средств) является объект собственности, способный быть самостоятельным предметом сделки. Каждая вовлекаемая в сделку учетная единица должна иметь денежную оценку.

Управление распоряжением имуществом казны направлено на:

-  увеличение доходов государственного бюджета;

-  привлечение инвестиций и стимулирование предпринимательской активности на территории стран с переходной экономикой;

-  содействие сохранению и созданию новых рабочих мест;

-  удовлетворение потребностей населения в жизненно необходимых товарах и услугах;

-  обеспечение обязательств по гражданско-правовым сделкам.

Оборот объектов казны, создание и приобретение новых объектов или их выбытие (отчуждение, ликвидация) должен быть возможен только на законных основаниях и должен подлежать обязательному учету и регистрации.

Управление казной, исходя из принципа ее формирования, необходимо осуществлять по ее составляющим: управление денежными средствами бюджета и управление другим имуществом казны. Исходя из этого, возникает вопрос о необходимости совершенствования нормативной правовой базы, регулирующей порядок управления и распоряжения имуществом государственной казны, его учета.

В частности, необходим порядок регистрации прав на объекты собственности и сделок с ними, передачи имущества казны государственным предприятиям и учреждениям, а также его внесение в уставные капиталы акционерных, других хозяйственных обществ, четкое распределение полномочий в данной сфере между органами государственной власти и пр.

В целом, организация системы учета, хранения и содержания государственного имущества в казне должна, на наш взгляд, базироваться на принятии в стране специального Закона "О государственной казне".

Тем не менее, учитывая целенаправленный характер названных фондов, они, с нашей точки зрения, малопригодны для решения таких задач как, например, реформа предприятий или адресная поддержка развития негосударственного сектора экономики. Поэтому для реализации новой системы управления государственным имуществом предлагается создать специальный целевой Фонд реформирования государственного сектора (далее - Фонд), имеющий принципиальные отличия от перечисленных ранее инвестиционных целевых фондов, как по характеру его формирования, так и предполагаемым целям использования (см. рис.4).

 

Рисунок 3.2 - Фонд реформирования госсектора

 

Помимо средств имущественной казны, формирование и функционирование Фонда должно осуществляться за счет аккумуляции отчислений от продажи объектов госсобственности, аренды и иных форм распоряжения государственным имуществом. Исключение, вероятно, должны составлять только средства от продажи наиболее ликвидного государственного имущества, решения о которых вправе принять исключительно Президент или Кабинет Министров в целях увеличения неналоговых доходов или для покрытия текущего дефицита бюджета.

Следует отметить, что Фонд и казна представляют собой тесно связанные, но относительно самостоятельные структуры, позволяющие наиболее эффективно регулировать инвестиционные процессы. Средства Фонда должны использоваться для:

-  финансирования инвестиционных проектов исключительно на конкурсной основе на условиях возвратности, платности и срочности;

-  возвратного финансирования мероприятий, направленных на реформу государственных предприятий;

-  исполнения обязательств органов власти по предоставленным инвесторам гарантиям за счет средств Фонда (при недостатке средств

специализированных инвестиционных целевых фондов).

Наличие Фонда, с нашей точки зрения, по мере накопления его финансовых ресурсов также позволит перейти от финансирования отдельных объектов к комплексному обеспечению инвестиционных проектов во всех сферах деятельности государственного сектора экономики. Однако не допустимо отвлечение временно свободных средств Фонда на финансовые операции, не связанные с реализацией инвестиционных проектов.

Создание Фонда требует принятия специального нормативного правового акта, равно как и необходимости внесения соответствующих изменений и дополнений в ряд действующих.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.005 с.)