Глава 1. Теоретические основы системы управления государственным и муниципальным имуществом в современной российской экономике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы системы управления государственным и муниципальным имуществом в современной российской экономике



Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы системы управления государственным и муниципальным имуществом в современной российской экономике

1.1 Сущность понятия государственного и муниципального имущества, субъектов и объектов управления имуществом

1.2 Исторический и зарубежный опыт управления государственным и муниципальным имуществом

1.3 Современное состояние и приоритеты совершенствования механизма управления государственным и муниципальным имуществом в современной российской экономике

Глава 2. Особенности управления государственным и муниципальным имуществом (на примере г. Москвы)

2.1 Анализ форм и методов управления государственным и муниципальным имуществом

2.2 Анализ деятельности органов управления государственным и муниципальным имуществом

2.3 Анализ эффективности управления государственным и муниципальным имуществом

Глава 3. Методические рекомендации по совершенствованию механизма управления государственным и муниципальным имуществом

3.1 Организационные предложения по совершенствованию управления государственным и муниципальным имуществом

3.2 Экономические предложения совершенствования механизма управления государственным и муниципальным имуществом

3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий

Заключение

Список использованных источников


Введение

 

Российская Федерация, а также ее субъекты и муниципальные образования являются равноправными участниками гражданских правоотношений и обладателями права собственности на имущество.

Согласно Гражданскому кодексу РФ существует два вида государственной собственности: федеральная и субъектов РФ. Субъекты права федеральной собственности - это само государство, а также республики, области, города федерального значения.

Муниципальная собственность существует параллельно с государственной, являясь при этом отдельной формой собственности.

Данные формы собственности сближает то, что через посредство органов публичной власти обе названных формы обеспечивают не частные, а общественные интересы. При этом данные формы собственности имеют и существенные различия между собой. Субъектами права государственной собственности выступают государство и гособразования как публично-властные структуры, отделенные от гражданского общества; субъекты муниципальной собственности - это городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования, наделенные правом на местное самоуправление.

В современном гражданском праве природа субъектно-объектных отношений в управлении государственной и муниципальной собственностью является малоизученной, что обуславливает в актуальность темы исследования.

Цель работы заключается в изучении сущности субъектов и объектов управления государственной и муниципальной собственностью.

В соответствии с поставленной целью задачами работы будет являться рассмотрение следующих вопросов:

. Изучение понятий государственной и муниципальной собственности, субъектов и объектов управления.

. Рассмотрение зарубежного опыта управления государственной и муниципальной собственностью.

. Анализ современного состояния и приоритетов совершенствования механизма управления государственным и муниципальным имуществом в современной российской экономике.

. Исследование особенностей управления государственным и муниципальным имуществом на примере г. Москвы.

. Разработка рекомендаций по совершенствованию механизма управления государственным и муниципальным имуществом.

Объект исследования - государственная и муниципальная собственность.

Предмет исследования - субъекты и объекты управления государственной и муниципальной собственностью.

управление государственное муниципальное имущество


Рисунок 1.1 Субъекты и объекты права собственности

 

К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относится все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Движимые вещи определены Гражданским кодексом РФ как вещи, не относящиеся к недвижимости.

Недвижимое имущество:

-  земельные участки, участки недр,

-  здания, сооружения, объекты незавершенного строительства,

-  воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты,

-  иное имущество, относимое к недвижимому.

Движимое имущество:

-  ценные бумаги,

-  денежные средства,

-  интеллектуальная собственность и другие результаты интеллектуальной деятельности.

Государственной собственностью в РФ признается два вида имущества: принадлежащее на праве собственности РФ - федеральная собственность, и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - собственность субъектов РФ. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Государственное или муниципальное имущество может находиться у предприятия и учреждения в хозяйственном ведении или оперативном управлении (ст.294 и 296 Гражданского кодекса РФ).

А.В. Венедиктов понимал под управлением, возложенным на госорган в отношении предоставленного ему государством имущества, всю совокупность функций и соответственно обязанностей и прав, осуществляемых им в отношении этого имущества, и всю совокупность правовых действий, совершаемых госорганом по поводу этого имущества, а не только административно-правовые функции и административно-правовые акты управления. При этом, имея в виду непосредственно деятельность государственных предприятий, ученый утверждал, что вышестоящие органы совершают по отношению к имуществу лишь акты административно-правового характера [9, с.25].

Государственная собственность в настоящее время рассматривается как многообразные отношения, построенные по иерархическому принципу:

) внутри органов законодательной и исполнительной власти, которые связаны с владением, пользованием и распоряжением государственным имуществом, утверждением бюджета;

) между центральными и региональными органами государственной власти и местного самоуправления;

) между аппаратом государства и государственными предприятиями как реальными товаропроизводителями [6, с.14]. Таким образом, по отношению к государственной собственности акцентируется не собственнический, цивилистический аспект, а управленческий.

Средства бюджетов и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ или казну субъектов РФ, в соответствии с уровнем принадлежности имущества.

Аналогично, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего муниципального образования.

Право муниципальной собственности отражено в Гражданском Кодексе, статье 215. "Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью… Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего муниципального образования".

Главным субъектом владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью является население муниципального образования. Органы местного самоуправления лишь управляют муниципальной собственностью и на этом основании являются второстепенными субъектами права муниципальной собственности.

Субъектами права хозяйственного ведения являются только унитарные предприятия. На праве оперативного управления могут создаваться казенные предприятия и учреждения.

Муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями, составляет, наряду со средствами местного бюджета, муниципальную казну. Это имущество может быть сдано в аренду, передано в безвозмездное пользование, использовано для предоставления услуг, с ним могут совершаться собственником иные сделки, не запрещенные законом.

Рисунок 2.1 - Направления деятельности Департамента

 

Функции Департамента в области арендных отношений и использования помещений нежилого фонда осуществляются Управлением договорных отношений Департамента совместно с Управлениями по работе с недвижимостью в округах города Москвы Департамента.

В настоящее время в рамках совместной деятельности работа осуществляется по следующим направлениям:

-  Осуществление контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью объектов нежилого фонда имущественной казны города Москвы, и при выявлении нарушений принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы необходимых мер по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.

-  Подготовка проектов распоряжений о предоставлении объектов нежилого фонда имущественной казны города Москвы в арендное пользование государственным и муниципальным учреждениям, органам государственной власти, органам местного самоуправления, и иным юридическим и физическим лицам.

-  Переоформление договоров аренды объектов нежилого фонда имущественной казны города Москвы на новый срок, внесение необходимых изменений в указанные договоры по заявлению арендаторов таких объектов.

-  Учет договоров аренды объектов нежилого фонда имущественной казны города Москвы.

-  Подготовка аукционов на право заключения договоров аренды объектов нежилого фонда имущественной казны города Москвы и заключение договоров аренды по результатам проведенных аукционов в порядке, установленном законодательством.

-  и другие.

Управление по работе с государственными унитарными и казенными предприятиями создано для реализации имущественной политики Правительства Москвы в целях обеспечения финансовыми ресурсами бюджета города за счет эффективного использования объектов государственной собственности.

Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с отраслевыми и территориальными органами управления Правительства Москвы.

В соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Законом города Москвы от 17 декабря 2008 г. № 66 "О приватизации государственного имущества города Москвы" Департамент имущества города Москвы, как орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий функции по выполнению полномочий собственника в сфере приватизации имущества и имущественных комплексов (предприятий) города Москвы проводит комплекс мероприятий, направленных на обеспечение эффективной приватизации имущества, в целях получения максимального возможного дохода от приватизации имущества города Москвы, выхода из непрофильных активов, не связанных с обеспечением жизнедеятельности города, безопасности и здоровья граждан и реализацией иных стратегически важных целей.

В качестве одного из направлений деятельности Департамента имущества города Москвы является ускоренная приватизация имущества для целей привлечения денежных средств, направляемых на модернизации экономики. Одной из задач приватизации также является разгосударствление экономики и привлечение частных инвестиций в наиболее перспективные сферы финансово-экономической деятельности.

Функции Департамента имущества города Москвы в области продажи и приватизации объектов недвижимости, а также приватизации нежилых помещений в рамках субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляет Управление казны Департамента имущества города Москвы; вопросы по приватизации пакетов акций (долей), находящихся в собственности города Москвы, курирует Управление корпоративных отношений и финансовых активов Департамента имущества города Москвы.

Управление оценки и аудита обеспечивает реализацию Департаментом имущества города Москвы задач и функций, установленных Положением о Департаменте, распорядительными документами Правительства Москвы в части организации работы по проведению независимой оценки имущества города Москвы, осуществления межотраслевой координации управления имуществом по вопросам оценки его рыночной стоимости, а также по вопросам организации аудита государственных унитарных, в том числе казенных, предприятий города Москвы, государственных учреждений города Москвы и хозяйственных обществ с долей города Москвы в уставном капитале.

Деятельность в сфере передачи имущества религиозного назначения в собственность осуществляет Отдел по работе с объектами культурного наследия и религиозными организациями Управления по разграничению государственной собственности, работе с объектами культурного наследия и религиозного назначения Департамента. В обязанности Отдела входит работа по обращениям религиозных организаций различных конфессий.

Деятельность в сфере учета и оформления прав на государственное имущество города Москвы осуществляет Управление учета и оформления прав на государственное имущество города Москвы. Положение об Управлении разработано на основании Положения о Департаменте имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25.02.2011 № 49-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте имущества города Москвы".

В рамках компетенции Департамента имущества города Москвы по реализации Федерального закона РФ от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" проводится работа Управлением координации и реализации полномочий собственника в отношении имущества государственных учреждений города Москвы, в том числе по рассмотрению и согласованию проектов распорядительных актов Правительства Москвы и органов исполнительной власти города Москвы по вопросам, касающимся функционирования и развития системы и правового положения государственных учреждений города Москвы.

Департамент имущества города Москвы осуществляет имущественную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с: Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Законом города Москвы от 17 декабря 2008 года № 66 "О приватизации государственного имущества города Москвы".

Рисунок 2.2 - Механизм совершенствования системы управления

 

В рамках Государственных контрактов заключенных Департаментом по результатам аукционов в электронной форме со специализированными организациями осуществляющими функции по организации и проведению аукционов на право заключения договора аренды, в 2012 году реализации подлежит 1200 объектов имущественной казны на общую площадь 300 тыс. кв. м.

В рамках реализация подпрограммы "Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг города Москвы" Управление договорных отношений Департамента проводит организационные мероприятия по выпуску распорядительных актов Департамента о выставлении на торги по аренде объектов нежилого фонда, находящихся в имущественной казне города Москвы и предназначенных под размещение сетевых магазинов.

Годовой план 2012 года по выставлению на торги объектов нежилого фонда под размещение сетевых магазинов установлен в количестве 200 объектов.

В целях рационального использования государственного имущества, переданного в пользование госпредприятиям, которые длительное время не осуществляли хозяйственную деятельность, имели задолженности перед бюджетом и использовали имущество не по назначению, в процессе проведения ликвидационных мероприятий у предприятий-должников изъято более 500 тыс. кв. м городских площадей производственного и административного назначения.

В настоящее время приведено в соответствие с действующим законодательством более 90% учредительных документов госпредприятий города Москвы.

Проведена реорганизация предприятий городского наземного пассажирского транспорта (Мосгортранс), позволяющая создать в рамках действующего законодательства современную систему управления предприятиями городского пассажирского транспорта.

На базе четырех действующих предприятий городского грузового транспорта в рамках реализации программы "Продовольственный холод" создано государственное унитарное предприятие города Москвы "Мосавтохолод".

Проводятся мероприятия по реструктуризации государственных предприятий, находящихся в ведомственном подчинении Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства. Комитета здравоохранения, Управления экономической, научно-технической и промышленной политики в строительной отрасли и др.

Особое место в области управления городским имуществом отводится вопросам управления принадлежащих городу Москве пакетами акций, оптимизации структуры и повышения эффективности городского портфеля акций в целом. На начало 2012 года город Москва является владельцем акций (долей) в 423 хозяйственных обществах с ориентировочной стоимостью чистых активов порядка 400 млрд. руб., в том числе в следующих отраслях: топливно-энергетической, строительстве, промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, финансах, транспорте, науке, розничной и оптовой торговли, рынках, ритуальных услуг и др.

Сегодня политика города направлена на выход из состава акционеров неэффективных низкодоходных пакетов акций, где город не имеет блокирующего пакета акций, и сохранение городской доли в эффективных обществах с контрольными пакетами, а также в стратегических, градообразующих и социально значимых предприятиях.

В настоящее время город владеет контрольным пакетом акций (50%+1) в 50% от всего числа обществ с долей города Москвы, менее блокирующего пакета (25%+1) в 11,5% обществах с долей города Москвы. Данные цифры являются результатом, проводимой Департаментом имущества города Москвы начиная с 2006 года работы по оптимизации городского портфеля акций путем его реструктуризации и внедрения новой системы управления акционерными обществами с долей города Москвы. Количество предприятий с долей города в уставном капитале менее 25% уменьшилось на 60 %, количество предприятий со 100% долей города увеличилось в 4 раза, с контрольным пакетом акций в 2 раза. В результате реструктуризации городского портфеля акций у Департамента имущества появилась возможность сосредоточить свои усилия на работе с эффективными обществами.

Параллельно осуществлялся процесс нормативного регулирования деятельности акционерных обществ с долей города Москвы и внедрение новой системы управления в отношении акционерных обществ, деятельность которых признана эффективной. Утверждение в 2006 году постановлением Правительства Москвы от 02.06.2006 г. №304-ПП Стандартов корпоративного управления стало первым шагом в данном направлении. В рамках данных Стандартов были утверждены методические принципы формирования перечня пакетов акций, принадлежащих городу, рекомендуемых к приватизации (продаже). Базовым критерием для оценки и принятия городом Москвой как акционером решений о приватизации принадлежащего городу пакета акций был определен показатель интегральной доходности. Кроме того, была создана система контроля над деятельностью и принимаемыми решениями органов управления акционерного общества, в том числе порядком распределения чистой прибыли (дивидендная политика), совершением крупных сделок и сделок с заинтересованностью.

Следующим этапом стало утверждение постановлением Правительства Москвы от 03.07.2007 г. № 576-ПП принципов стратегического и оперативного планирования, организации системы контроля и оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы, а также принципов взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при реализации прав акционера по акциям, находящимся в собственности города Москвы. Данным документом, был заложен механизм осуществления перехода к современным формам стратегического и оперативного планирования и оценки экономической эффективности акционерных обществ, с появлением которого Департамент имущества начал процесс внедрения унифицированной системы планирования деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы, что позволило городу как акционеру более эффективно контролировать финансово-хозяйственную деятельность акционерных обществ с долей города, обеспечивать сохранность городского имущества и предотвращать возможность осуществления руководством акционерных обществ, а также другими акционерами действий, направленных на нанесение ущерба бюджету города, вывод активов и снижение экономической эффективности деятельности акционерных обществ с долей города Москвы. Внедрение указанных принципов является одним из основных условий, при которых город готов продолжать свою работу с обществом в качестве акционера. Только при условии внедрения принципов во вновь создаваемых обществах город будет участвовать в проектах создания новых обществ.

Благодаря внедрению новой системы управления и комплекса мер по повышению эффективности деятельности хозяйственных обществ, пакеты акций (долей) которых находятся в собственности города Москвы, была обеспечена положительная динамика поступления дивидендов в бюджет города Москвы, рост стоимости чистых активов, несмотря на общее сокращение обществ, плательщиков дивидендов. В 2011 году в бюджет города было перечислено доходов в виде дивидендов более 27,2 млрд. руб., что почти в 13,6 раза больше чем в 2010 году.

Следующей задачей, стоящей в рамках совершенствования системы управления городским пакетом акций - привлечение к работе в органах управления и контроля акционерных обществ с долей города лиц, не являющихся государственными служащими - внешних директоров. Привлечение внешних директоров на должности генеральных директоров и для работы в Советах директоров является сегодня необходимостью, так как организация профессионального управления силами сотрудников Департамента имущества города Москвы затруднена в силу разнородности и специфики деятельности каждого акционерного общества и ограниченной штатной численности. Профессиональный менеджмент, отобранный по критериям и на условиях, определенных собственником, должен быть основным инструментом для обеспечения внедрения утвержденных городом стандартов и системы корпоративного управления в акционерных обществах с долей города Москвы. При этом, все проводимые городом Москвой как акционером мероприятия по совершенствованию модели корпоративного управления, внедрению принципов и механизмов планирования деятельности акционерных обществ являются неотъемлемой частью комплекса действий, способствующих активизации процесса перехода акционерных обществ с долей города Москвы на рыночные методы привлечения финансовых ресурсов c использованием инструментов рынка ценных бумаг и выводу ценных бумаг акционерных обществ с долей города на фондовый рынок.

Постановлением Правительства Москвы от 20.09.2011 № 430-ПП Утверждена Государственная программа города Москвы "Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012-2016 гг.". В рамках данной Программы утверждена подпрограмма "Управление находящимися в городской собственности пакетами акций и долями в уставных капиталах хозяйственных обществ.

Основным инструментом реализации приватизационных процессов является Среднесрочная программа приватизации на 2011-2013 г., утвержденная постановлением Правительства от 14 сентября 2010 г. № 816-ПП "О среднесрочной программе приватизации государственного имущества города Москвы на 2011-2013 гг.". С помощью Среднесрочной программы приватизации осуществляется частичная реализация Государственной программы "Имущественно-земельная политика города Москвы" в части достижения целевой структуры собственности города Москвы.

Планирование приватизации имущества города Москвы носит, как правило, перспективный характер и предполагает составление перечня объектов, находящихся в собственности города Москвы, подлежащих приватизации в среднесрочной перспективе, с учетом сложившейся конъюнктуры рынка, исключения "недружественного поглощения" и сохранения потенциала рабочих мест.

Департаментом имущества города Москвы на конкурсной основе осуществлен отбор организаторов торгов в соответствии с требованиями федерального законодательства о государственном заказе. Перечень объектов, подлежащих приватизации сформирован в лоты, в отношении которых проведены открытые аукционы по отбору организации - продавцов.

В течение 2011-2012 гг. в Отдел по работе с объектами культурного наследия и религиозными организациями поступило порядка 237 обращений религиозных организаций, из них 71 обращение, касающееся передачи имущества в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2010 № 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности".

Существом имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства - льготной приватизации, является возможность приобретения арендуемого ими имущества на бесконкурсной основе. То есть в данном случае субъектам малого и среднего предпринимательства отдается предпочтение перед иными участниками оборота на выкуп недвижимого имущества, арендуемого ими. При этом цена выкупаемого имущества равна его рыночной стоимости.

В Департамент имущества города Москвы поступает множество заявок от представителей малого и среднего бизнеса, арендующих городские помещения, желающих выкупить арендуемые ими площади. Сотрудники Департамента проводят анализ поступивших заявок на предмет соответствия требованиям законодательства. В случае соблюдения всех требований, Департамент начинает работу по исключению помещения из Перечня госимущества, предназначенного для передачи во владение и пользование субъектам малого и среднего предпринимательства. Затем проводится оценка рыночной стоимости выкупаемых помещений независимым оценщиком. По итогам оценки с арендатором заключается прямой договор купли-продажи государственного имущества, и предприниматель становится собственником помещений.


Глава 3. Методические рекомендации по совершенствованию механизма управления государственным и муниципальным имуществом

Рисунок 3.1 - Имущественная казна

 

Учет находящихся в казне объектов собственности, поиск и восстановление в учете интеллектуальной и иной государственной собственности, регистрация права собственности и сделки с имуществом казны являются обязательными элементами (управления государственной собственностью), обеспечивающими хранение имущества казны и его рациональное содержание.

Управление имуществом казны предусматривает:

-  ведение учета и инвентаризацию объектов казны;

-  оценку технического состояния и стоимостных показателей ее объектов;

-  использование, распоряжение и обеспечение сохранности объектов, учтенных в казне.

Учетной единицей казны (за исключением финансовых средств) является объект собственности, способный быть самостоятельным предметом сделки. Каждая вовлекаемая в сделку учетная единица должна иметь денежную оценку.

Управление распоряжением имуществом казны направлено на:

-  увеличение доходов государственного бюджета;

-  привлечение инвестиций и стимулирование предпринимательской активности на территории стран с переходной экономикой;

-  содействие сохранению и созданию новых рабочих мест;

-  удовлетворение потребностей населения в жизненно необходимых товарах и услугах;

-  обеспечение обязательств по гражданско-правовым сделкам.

Оборот объектов казны, создание и приобретение новых объектов или их выбытие (отчуждение, ликвидация) должен быть возможен только на законных основаниях и должен подлежать обязательному учету и регистрации.

Управление казной, исходя из принципа ее формирования, необходимо осуществлять по ее составляющим: управление денежными средствами бюджета и управление другим имуществом казны. Исходя из этого, возникает вопрос о необходимости совершенствования нормативной правовой базы, регулирующей порядок управления и распоряжения имуществом государственной казны, его учета.

В частности, необходим порядок регистрации прав на объекты собственности и сделок с ними, передачи имущества казны государственным предприятиям и учреждениям, а также его внесение в уставные капиталы акционерных, других хозяйственных обществ, четкое распределение полномочий в данной сфере между органами государственной власти и пр.

В целом, организация системы учета, хранения и содержания государственного имущества в казне должна, на наш взгляд, базироваться на принятии в стране специального Закона "О государственной казне".

Тем не менее, учитывая целенаправленный характер названных фондов, они, с нашей точки зрения, малопригодны для решения таких задач как, например, реформа предприятий или адресная поддержка развития негосударственного сектора экономики. Поэтому для реализации новой системы управления государственным имуществом предлагается создать специальный целевой Фонд реформирования государственного сектора (далее - Фонд), имеющий принципиальные отличия от перечисленных ранее инвестиционных целевых фондов, как по характеру его формирования, так и предполагаемым целям использования (см. рис.4).

 

Рисунок 3.2 - Фонд реформирования госсектора

 

Помимо средств имущественной казны, формирование и функционирование Фонда должно осуществляться за счет аккумуляции отчислений от продажи объектов госсобственности, аренды и иных форм распоряжения государственным имуществом. Исключение, вероятно, должны составлять только средства от продажи наиболее ликвидного государственного имущества, решения о которых вправе принять исключительно Президент или Кабинет Министров в целях увеличения неналоговых доходов или для покрытия текущего дефицита бюджета.

Следует отметить, что Фонд и казна представляют собой тесно связанные, но относительно самостоятельные структуры, позволяющие наиболее эффективно регулировать инвестиционные процессы. Средства Фонда должны использоваться для:

-  финансирования инвестиционных проектов исключительно на конкурсной основе на условиях возвратности, платности и срочности;

-  возвратного финансирования мероприятий, направленных на реформу государственных предприятий;

-  исполнения обязательств органов власти по предоставленным инвесторам гарантиям за счет средств Фонда (при недостатке средств

специализированных инвестиционных целевых фондов).

Наличие Фонда, с нашей точки зрения, по мере накопления его финансовых ресурсов также позволит перейти от финансирования отдельных объектов к комплексному обеспечению инвестиционных проектов во всех сферах деятельности государственного сектора экономики. Однако не допустимо отвлечение временно свободных средств Фонда на финансовые операции, не связанные с реализацией инвестиционных проектов.

Создание Фонда требует принятия специального нормативного правового акта, равно как и необходимости внесения соответствующих изменений и дополнений в ряд действующих.

Заключение

 

Изучение теоретических основ системы управления государственным и муниципальным имуществом в современной российской экономике позволило сделать следующие выводы.

Государственной собственностью в РФ признается два вида имущества: принадлежащее на праве собственности РФ - федеральная собственность, и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - собственность субъектов РФ. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты - республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность). Следовательно, субъектами права государственной собственности выступают именно соответствующие государственные (публично-правовые) образования в целом, т.е. Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т.д.

Субъектами права муниципальной собственности объявлены городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом.

В качестве объектов как государственной, так и муниципальной собственности могут выступать различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия и другие имущественные комплексы, жилищный фонд и нежилые помещения, здания и сооружения производственного и непроизводственного назначения, а также оборудование, транспортные средства и иные "средства производства" и предметы бытового, потребительского характера.

В зарубежной практике управления имуществом широко применяются механизмы партнерства публичного (государственного и муниципального) и частного секторов экономики, опирающиеся на сотрудничество между государственными и частными организациями в решении общественных проблем. Такое сотрудничество строится на договорной основе, частично оно воплощается в форме концессий, предоставляемых государством частным фирмам для решения социально-экономических проблем, с которыми не способны справиться государственные органы, распоряжающиеся имуществом казны.

Изучение особенностей управления государственным и муниципальным имуществом на примере г. Москвы показало следующее.

Целью управления имуществом является удовлетворение общественных потребностей, выполнение внутренних и внешних обязательст



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.150.175 (0.064 с.)