Анализ эффективности управления государственным и муниципальным имуществом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ эффективности управления государственным и муниципальным имуществом



 

Изучение особенностей управления государственным и муниципальным имуществом в г. Москве показало, что для решения выявленных управленческих проблем необходимо использовать следующий механизм, представленный на рис.2.2.

 

Рисунок 2.2 - Механизм совершенствования системы управления

 

В рамках Государственных контрактов заключенных Департаментом по результатам аукционов в электронной форме со специализированными организациями осуществляющими функции по организации и проведению аукционов на право заключения договора аренды, в 2012 году реализации подлежит 1200 объектов имущественной казны на общую площадь 300 тыс. кв. м.

В рамках реализация подпрограммы "Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг города Москвы" Управление договорных отношений Департамента проводит организационные мероприятия по выпуску распорядительных актов Департамента о выставлении на торги по аренде объектов нежилого фонда, находящихся в имущественной казне города Москвы и предназначенных под размещение сетевых магазинов.

Годовой план 2012 года по выставлению на торги объектов нежилого фонда под размещение сетевых магазинов установлен в количестве 200 объектов.

В целях рационального использования государственного имущества, переданного в пользование госпредприятиям, которые длительное время не осуществляли хозяйственную деятельность, имели задолженности перед бюджетом и использовали имущество не по назначению, в процессе проведения ликвидационных мероприятий у предприятий-должников изъято более 500 тыс. кв. м городских площадей производственного и административного назначения.

В настоящее время приведено в соответствие с действующим законодательством более 90% учредительных документов госпредприятий города Москвы.

Проведена реорганизация предприятий городского наземного пассажирского транспорта (Мосгортранс), позволяющая создать в рамках действующего законодательства современную систему управления предприятиями городского пассажирского транспорта.

На базе четырех действующих предприятий городского грузового транспорта в рамках реализации программы "Продовольственный холод" создано государственное унитарное предприятие города Москвы "Мосавтохолод".

Проводятся мероприятия по реструктуризации государственных предприятий, находящихся в ведомственном подчинении Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства. Комитета здравоохранения, Управления экономической, научно-технической и промышленной политики в строительной отрасли и др.

Особое место в области управления городским имуществом отводится вопросам управления принадлежащих городу Москве пакетами акций, оптимизации структуры и повышения эффективности городского портфеля акций в целом. На начало 2012 года город Москва является владельцем акций (долей) в 423 хозяйственных обществах с ориентировочной стоимостью чистых активов порядка 400 млрд. руб., в том числе в следующих отраслях: топливно-энергетической, строительстве, промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, финансах, транспорте, науке, розничной и оптовой торговли, рынках, ритуальных услуг и др.

Сегодня политика города направлена на выход из состава акционеров неэффективных низкодоходных пакетов акций, где город не имеет блокирующего пакета акций, и сохранение городской доли в эффективных обществах с контрольными пакетами, а также в стратегических, градообразующих и социально значимых предприятиях.

В настоящее время город владеет контрольным пакетом акций (50%+1) в 50% от всего числа обществ с долей города Москвы, менее блокирующего пакета (25%+1) в 11,5% обществах с долей города Москвы. Данные цифры являются результатом, проводимой Департаментом имущества города Москвы начиная с 2006 года работы по оптимизации городского портфеля акций путем его реструктуризации и внедрения новой системы управления акционерными обществами с долей города Москвы. Количество предприятий с долей города в уставном капитале менее 25% уменьшилось на 60 %, количество предприятий со 100% долей города увеличилось в 4 раза, с контрольным пакетом акций в 2 раза. В результате реструктуризации городского портфеля акций у Департамента имущества появилась возможность сосредоточить свои усилия на работе с эффективными обществами.

Параллельно осуществлялся процесс нормативного регулирования деятельности акционерных обществ с долей города Москвы и внедрение новой системы управления в отношении акционерных обществ, деятельность которых признана эффективной. Утверждение в 2006 году постановлением Правительства Москвы от 02.06.2006 г. №304-ПП Стандартов корпоративного управления стало первым шагом в данном направлении. В рамках данных Стандартов были утверждены методические принципы формирования перечня пакетов акций, принадлежащих городу, рекомендуемых к приватизации (продаже). Базовым критерием для оценки и принятия городом Москвой как акционером решений о приватизации принадлежащего городу пакета акций был определен показатель интегральной доходности. Кроме того, была создана система контроля над деятельностью и принимаемыми решениями органов управления акционерного общества, в том числе порядком распределения чистой прибыли (дивидендная политика), совершением крупных сделок и сделок с заинтересованностью.

Следующим этапом стало утверждение постановлением Правительства Москвы от 03.07.2007 г. № 576-ПП принципов стратегического и оперативного планирования, организации системы контроля и оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы, а также принципов взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при реализации прав акционера по акциям, находящимся в собственности города Москвы. Данным документом, был заложен механизм осуществления перехода к современным формам стратегического и оперативного планирования и оценки экономической эффективности акционерных обществ, с появлением которого Департамент имущества начал процесс внедрения унифицированной системы планирования деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы, что позволило городу как акционеру более эффективно контролировать финансово-хозяйственную деятельность акционерных обществ с долей города, обеспечивать сохранность городского имущества и предотвращать возможность осуществления руководством акционерных обществ, а также другими акционерами действий, направленных на нанесение ущерба бюджету города, вывод активов и снижение экономической эффективности деятельности акционерных обществ с долей города Москвы. Внедрение указанных принципов является одним из основных условий, при которых город готов продолжать свою работу с обществом в качестве акционера. Только при условии внедрения принципов во вновь создаваемых обществах город будет участвовать в проектах создания новых обществ.

Благодаря внедрению новой системы управления и комплекса мер по повышению эффективности деятельности хозяйственных обществ, пакеты акций (долей) которых находятся в собственности города Москвы, была обеспечена положительная динамика поступления дивидендов в бюджет города Москвы, рост стоимости чистых активов, несмотря на общее сокращение обществ, плательщиков дивидендов. В 2011 году в бюджет города было перечислено доходов в виде дивидендов более 27,2 млрд. руб., что почти в 13,6 раза больше чем в 2010 году.

Следующей задачей, стоящей в рамках совершенствования системы управления городским пакетом акций - привлечение к работе в органах управления и контроля акционерных обществ с долей города лиц, не являющихся государственными служащими - внешних директоров. Привлечение внешних директоров на должности генеральных директоров и для работы в Советах директоров является сегодня необходимостью, так как организация профессионального управления силами сотрудников Департамента имущества города Москвы затруднена в силу разнородности и специфики деятельности каждого акционерного общества и ограниченной штатной численности. Профессиональный менеджмент, отобранный по критериям и на условиях, определенных собственником, должен быть основным инструментом для обеспечения внедрения утвержденных городом стандартов и системы корпоративного управления в акционерных обществах с долей города Москвы. При этом, все проводимые городом Москвой как акционером мероприятия по совершенствованию модели корпоративного управления, внедрению принципов и механизмов планирования деятельности акционерных обществ являются неотъемлемой частью комплекса действий, способствующих активизации процесса перехода акционерных обществ с долей города Москвы на рыночные методы привлечения финансовых ресурсов c использованием инструментов рынка ценных бумаг и выводу ценных бумаг акционерных обществ с долей города на фондовый рынок.

Постановлением Правительства Москвы от 20.09.2011 № 430-ПП Утверждена Государственная программа города Москвы "Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012-2016 гг.". В рамках данной Программы утверждена подпрограмма "Управление находящимися в городской собственности пакетами акций и долями в уставных капиталах хозяйственных обществ.

Основным инструментом реализации приватизационных процессов является Среднесрочная программа приватизации на 2011-2013 г., утвержденная постановлением Правительства от 14 сентября 2010 г. № 816-ПП "О среднесрочной программе приватизации государственного имущества города Москвы на 2011-2013 гг.". С помощью Среднесрочной программы приватизации осуществляется частичная реализация Государственной программы "Имущественно-земельная политика города Москвы" в части достижения целевой структуры собственности города Москвы.

Планирование приватизации имущества города Москвы носит, как правило, перспективный характер и предполагает составление перечня объектов, находящихся в собственности города Москвы, подлежащих приватизации в среднесрочной перспективе, с учетом сложившейся конъюнктуры рынка, исключения "недружественного поглощения" и сохранения потенциала рабочих мест.

Департаментом имущества города Москвы на конкурсной основе осуществлен отбор организаторов торгов в соответствии с требованиями федерального законодательства о государственном заказе. Перечень объектов, подлежащих приватизации сформирован в лоты, в отношении которых проведены открытые аукционы по отбору организации - продавцов.

В течение 2011-2012 гг. в Отдел по работе с объектами культурного наследия и религиозными организациями поступило порядка 237 обращений религиозных организаций, из них 71 обращение, касающееся передачи имущества в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2010 № 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности".

Существом имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства - льготной приватизации, является возможность приобретения арендуемого ими имущества на бесконкурсной основе. То есть в данном случае субъектам малого и среднего предпринимательства отдается предпочтение перед иными участниками оборота на выкуп недвижимого имущества, арендуемого ими. При этом цена выкупаемого имущества равна его рыночной стоимости.

В Департамент имущества города Москвы поступает множество заявок от представителей малого и среднего бизнеса, арендующих городские помещения, желающих выкупить арендуемые ими площади. Сотрудники Департамента проводят анализ поступивших заявок на предмет соответствия требованиям законодательства. В случае соблюдения всех требований, Департамент начинает работу по исключению помещения из Перечня госимущества, предназначенного для передачи во владение и пользование субъектам малого и среднего предпринимательства. Затем проводится оценка рыночной стоимости выкупаемых помещений независимым оценщиком. По итогам оценки с арендатором заключается прямой договор купли-продажи государственного имущества, и предприниматель становится собственником помещений.


Глава 3. Методические рекомендации по совершенствованию механизма управления государственным и муниципальным имуществом



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.007 с.)