Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепция кубертена как квинтэссенция гуманистической идеи
Именно в это сложное для Европы и всего мира время кризиса гуманизма на арене истории появляется фигура человека, с именем котором связано возрождение гуманистических идей. Речь идет о бароне Пьере де Кубертене, с именем которого связано появление концепции современного олимпизма. Пьер де Фреди, барон де Кубертен родился 1января 1863 года. Он закончил Парижский лицей и военную школу в Сенсоре, но отказался от военной карьеры и продолжил образование в Парижской свободной школе политических наук, после окончания которой почти одновременно получил три бакалаврские степени: гуманитарных наук (1880), точных наук (1881) и права (1885). Кубертен известен миру, прежде всего, возобновлением Олимпийских Игр и началом олимпийского движения как социально-культурного явления с ярко выраженным гуманистическим началом, хотя сам этот выдающийся общественный деятель Франции возражал, когда его называли «основоположником современных Олимпийских игр и объяснял, что считает себя лишь инициатором их возрождения. По сути, он был прав, поскольку само понятие Олимпийских Игр, как отмечает венгерский исследователь Ласло Кун, было возвращено в сферу общественного интереса еще в эпоху Возрождения. Матео Палмиери, итальянский государственный деятель того времени в одной из своих работ, написанной около 1450 года, ссылаясь на идеи античного мира, упоминает об олимпизме. На олимпиады античности ссылается и Петрус Фабер в своей работе «Агонистикон», изданной в Париже в 1592 году [Кун 1982: 219]. К «пионерам олимпизма, как считает Л. Кун, можно отнести также юриста Иоханнеса Аквилла, который в 1516 году организовал в Бадене «показательные олимпийские выступления», и прокурора Роберта Довера, организовавшего в 1604 году при поддержке Якова I в Бартоне-на-Хасе серию соревнований, получивших название «Олимпийские игры» [там же]. Но тем не менее именно барон де Кубертен претворил в жизнь олимпийскую идею, поставив спорт на службу гуманистическим идеалам. Олимпийская концепция и практическая деятельность Кубертена – предмет многочисленных исследований. За рубежом издано множество трудов, посвященных Пьеру де Кубертену, его жизни, взглядам, вкладу в олимпийское движение. К числу наиболее известных относятся, например, такие, как «Олимпийская идея» К. Дима, «Жизнь и педагогическая деятельность Пьера де Кубертена» П. Булонье и «Великий символ. Пьер де Кубертен и возрождение современных Олимпийских игр» Дж. Макэлуна. Активную работу по изучению и пропаганде идей Кубертена ведет Международный комитет его имени, который подготовил и издал целую серию брошюр, посвященных взглядам Кубертена на наиболее актуальные вопросы спорта и олимпизма.
И всё же мысли и дела Кубертена, не говоря уже о его жизни, остаются пока еще мало известными. Даже среди членов МОК очень немногие понимают то, о чем действительно говорил Кубертен, хотя они и заинтересованы в том, чтобы статус олимпийского движения был выше других спортивных соревнований. Следует отметить, что не всегда олимпийская концепция Кубертена оценивается положительно. Встречаются и негативные оценки, в которых утверждается, что концепция Кубертена «является отражением устаревшей романтической и идеалистической философии»; «представляет собой целое море мифов, идеологий и предрассудков», что «Кубертен так и не свел свои идеи в более или менее строгую систему норм и ценностей» [Столяров 2013: 7 – 8]. Такого рода оценки в первую очередь объясняются тем, что исследователи пытаются оценить олимпийскую концепцию Кубертена, опираясь на отдельные выдергиваемые из контекста фразы, а не на все его публикации и выступления, не стремятся выяснить строгую, хотя и не лежащую на поверхности, логику этой концепции. На определенном этапе своей деятельности Кубертен действительно пришел к выводу о необходимости возрождения Олимпийских игр и много сил отдал для реализации этой идеи. Однако не стоит забывать, что эта идея подчинена главному замыслу Кубертена – реформировать существовавшую в тот период систему образования и воспитания. В 1909 году в книге под названием «Битвы за физическое воспитание. Кампания продолжительностью в 21 год (1887-1908)» Кубертен писал: «В течение пятидесяти лет мое существование было связано с педагогической реформой, в которой я начал прозревать первейшую и важнейшую необходимость нашего времени. Решительно отвергая все, что могло бы увлечь меня по другой стезе, с того момента я ориентировал себя исключительно в этом направлении» [Coubertin 1908].
Целый ряд факторов, в том числе увлечение Кубертена историей и философией Древней Греции, определило его ориентацию на идеи гуманизма в поиске того идеала человеческого совершенства, на который должна ориентироваться новая система образования и воспитания человека. Ориентируясь на греческий идеал каллокагатии, Кубертен считал, что разделение тела и души – двух элементов единого, целостного человеческого бытия, рассмотрение их как двух совершенно независимых друг от друга факторов ведет к дисгармонии человека. Для Кубертена именно греческая философия явилась необходимой основой нового типа педагогики, целью которой является гармоничное соединение души и тела. В книге «Спортивная педагогика» Кубертен обосновал огромные возможности спорта для воспитания личности и совершенствования социальных отношений: «Среди всех сил, движущих современным миром и обогащающих человечество, нет, на мой взгляд, такой, на которую мы можем положиться больше, чем на спорт. Это сила, которая отвечает всем современным нуждам» [Coubertin 1922]. Причем особое значение Кубертен придавал обоснованию ценности спорта не только для повышения уровня физической подготовленности и улучшения здоровья, но и для развития интеллектуальных, нравственных, эстетических и других способностей личности. Он доказывал, что спорт способен формировать характер и укреплять нравственные силы, а также развивать инициативность, стойкость, энергичность, стремление к самосовершенствованию и пренебрежение к возможным опасностям, а значит, содействовать не только физическому, но и гармоничному духовному развитию взрослого человека. «Спорт не сводится к активности небольшой горстки людей, которым якобы нечем занять свое свободное время, и. он не является лишь формой мышечной компенсации интеллектуальной работы. Для каждого мужчины, каждой женщины и каждого ребенка независимо от их положения в обществе спорт -это возможность и путь самосовершенствования. Спорт необходим каждому, и ничто его не может заменить» [цит. по: Столяров 2013: 8], - писал он. Свое понимание спорта как гуманистического идеала Кубертен обосновывает в «Оде Спорту». самом его поэтическом произведении. Гуманизм спорта, по мнению основателя олимпийского движения, заключается в следующем: ● спорт помогает находить пропорции совершеннейшего творения природы человека, торжествующего в победе и сокрушающегося в неудаче; ● спорт указывает прямые, честные пути, которые ищут люди для достижения целей, поставленных в жизни; ● спорт требует высокой нравственности, справедливости, моральной чистоты, неподкупности; ● спорт способствует совершенству человека самого прекрасного творения природы, убеждая, что прогресс физический и прогресс нравственный – два пути к одной цели; ● спорт устанавливает хорошие, добрые, дружественные отношения между народами, сближает людей, жаждущих единства [Кубертен 1987].
Но, несмотря на позитивные стороны спорта, Кубертен отмечал его и негативное воздействие на человека. Он считал, что спорт «может вызывать как наиболее благородные, так и наиболее низменные чувства; он может развивать бескорыстие и алчность; может быть великодушным и продажным, мужественным и отвратительным» [цит. по: Столяров 2013: 9]. И далее: «Мы знаем, что спорт может привести к тяжелым злоупотреблениям, утонуть в меркантилизме и низменной грязи, и от такой судьбы нам необходимо его уберечь. Если этого не сделать, разрушатся все надежды, связанные со спортом, и он не будет играть никакой роли ни в школьном воспитании, ни в общественной жизни, а, напротив, поможет коррупции, дав ей дополнительный шанс» [там же]. Вот почему в своей системе образования и воспитания Кубертен на первое место ставил не любой спорт, а спорт воспитательный. Чтобы спорт мог выполнять свою воспитательную функцию, его, по мнению Кубертена, необходимо облагородить. Во многих своих публикациях он обсуждал этот вопрос и, чтобы избежать негативного влияния спорта на личность и социальные отношения и использования его в антигуманных целях, предлагал ввести ряд мер: запретить проведение спортивных соревнований за денежные призы; отказаться от строительства крупных стадионов, предназначенных исключительно для спортивных шоу; не превращать в зрелища соревнования, в которых участвуют спортсмены моложе 16 лет, и т.п. Развивая идею совершенствования идеального, гармонично развитого человека, Кубертен и пришел к мысли о возрождении Олимпийских игр и развертывание связанного с этими Играми Олимпийского движения,участники и организаторы которого ставят своей основной целью использование спорта в целях гуманистического воспитания и совершенствования личности. «В олимпизме, - писал Кубертен, словно в пучке солнечных лучей, собраны все те принципы, которые способствуют совершенству человека» [цит. по: Шанин 2001: 29]. Свою концепцию олимпизма Кубертен изложил в лекции, прочтенной им 25 ноября 1892 года в Сорбоннском университете по случаю пятилетней годовщины создания Французского легкоатлетического союза. Именно тогда он, как генеральный секретарь Союза, внес официальное предложение о возобновлении олимпийских игр. «Давайте, - предложил он - пошлем за рубеж гребцов, фехтовальщиков, бегунов и тем самым положим начало свободному движению спортсменов, с помощью которого в кровообращение старой Европы вольется идея мира. Это позволяет мне, пользуясь вашей поддержкой, внести предложение о возобновлении олимпийских игр, преобразованных в соответствии с требованиями современности» [Кун 1982: 226 – 227],
Присутствовавшие, как писал Кубертен в своих воспоминаниях, аплодировали, выражали одобрение, желали успеха, но на деле никто не понял существа вопроса. Полное отсутствие понимания по-настоящему сказалось тогда, когда дошло до конкретного осуществления олимпийской идеи. За первым приливом воодушевления, как обычно, последовал период всеобщих опасений и беспокойства. Однако это не обескуражило Кубертена. Весной 1893 года он уже создает Комитет по подготовке к созыву учредительного конгресса. Благодаря международному пацифистскому движению, он устанавливает связи с теми государствами, где спортивная жизнь получила уже довольно широкое развитие. На учредительном конгрессе, созванном после двух предварительных совещаний и широкой переписки 16 июня 1894 года в Сорбоннском университете, кроме французов и греков, были представлены также англичане, американцы, шведы, испанцы, итальянцы, бельгийцы, русские и венгры. Такие удаленные страны, как Австралия и Япония, письменно сообщили о своем присоединении. Делегаты единогласно присягнули на верность принципу любительства, а затем создали Международный олимпийский комитет (МОК). Было решено начиная с 1896 года «в интересах поддержания а развития физического воспитания и содействия дружескому общению народов в этой области раз в четыре года проводить по образцу эллинских олимпиад большие игры, на которые будут приглашаться все цивилизованные народы» [Кун 1982: 227]. В Хартии МОК – основном документе, принятом на Парижском конгрессе 1894 года, – было зафиксировано, что «в интересах морали Международный конгресс и отдельные страны считают необходимым возродить на международной основе олимпийские игры в современной форме, но с соблюдением древних традиций» [там же]. Первую Олипиаду было решено провести в 1986 году в Греции – стране-наследнице античных традиций. Так возрождение олимпийской идеи, во имя которой Кубертен затратил столько усилий, вступило в период конкретной реализации. Следует отметить, что Кубертен, несмотря на то, что рассматривал концепцию олимпизма в контексте своих педагогических взглядов, был категорически против организации детских Олимпийских игр, которые, по его мнению, противоречат реализации воспитательных задач олимпийского движения. В своей культовой работе «Олимпийские мемуары» он говорит о недопущении детских соревнований в программе Олимпийских игр, называя такое решение «практичным и опасным». Кубертен полагал, что содействовать решению педагогических, воспитательных задач олимпийского движения, реализации его идеалов будет комплекс предлагаемых им следующих средств: ● гуманистическая ориентация участников и руководителей олимпийского движения на использование спорта в целях воспитания, совершенствования личности и социальных отношений;
● проведение научных олимпийских конгрессов для обсуждения спортивно-педагогических проблем; ● развертывание в олимпийском движении спортивного воспитания, которое ориентируется на идеалы олимпизма; ● интеграция спорта с искусством, в том числе включение художественных конкурсов в программу Олимпийских игр; ● создание и использование олимпийской атрибутики и символики: Олимпийская хартия, олимпийский флаг, зажжение олимпийского огня, олимпийская клятва спортсменов и судей и т.п., — восходящей к религиозному ритуалу античности [Столяров 2013: 10]. Именно с этим пониманием направленности олимпийского движения связан сформулированный Кубертеном девиз «Возвышенный дух в развитом теле!», в соответствии с которым олимпиец – это атлет, который демонстрирует не только спортивное мастерство, но также полноценное и пропорциональное развитие физических, психических и духовных качеств, т.е. представляет собой разносторонне и гармонично развитую личность. Кубертен полагал, что только нравственные ценности способны придать спорту, спортивным соревнованиям и рекордам подлинно человеческую, гуманистическую направленность. Конечно, по мнению главного идеолога олимпийского движения, есть плод усилий, прежде всего, людей творческих профессий – музыкантов, художников, мыслителей, литераторов, историков, педагогов. Но гуманизм как форма проявления нетипичных человеческих качеств не может не покровительствовать спортивной деятельности, обеспечивающей физическую тренированность разносторонне развитого человека. Так Кубертен функционально связывает спортивную жизнь с деятельностью в других общественно-культурных сферах, где идет борьба за осуществление идеалов гуманизма.
Пьер де Кубертен был не только идеологом современного олимпийского движения, но и законодателем и организатором его структуры, включающей три части: Международный олимпийский комитет, Национальные олимпийские комитеты и Международные федерации. Сферы деятельности и роль каждой из этих составных частей олимпийского движения Пьер де Кубертен определил в речи на открытии VIII Олимпийского конгресса в Праге в 1925 году. Создавая, планируя и направляя современное олимпийское движение, Пьер де Кубертен стремился придать ему полную автономию и ясное философское толкование. При этом свою увлеченность олимпизмом, веру в его возможности в совершенствовании человека, развитии взаимопонимания и сотрудничества Пьер де Кубертен сумел передать многим своим последователям, с большим упорством, энергией и настойчивостью боровшимся за претворение в жизнь олимпийских идей.
Выводы по 1 главе Совершив экскурс в историю развития гуманистического учения, мы сделали следующие выводы: 1. С древнейших времен предпринимались попытки приблизить существование человека к совершенству и гармонии. Гуманистический идеал гармонично развитой личности ведет свое начало с античной эпохи. В то время под гармонично развитой личностью поднимался прекрасный, совершенный человек, для которого характерны сочетание внешних достоинств с внутренними, духовными, нравственными качествами, гармония тела и души. Этот идеал древние греки пытались воплотить в Олимпийских Играх, в основе которых лежала идея напоминать народам мира, чтобы они не расточали свою энергию на опасные, разрушительные и тормозящие прогресс конфликты, а направили ее на те возвышенные поступки и устремления, которые помогают утверждать и сохранять духовные ценности человеческого сознания. 2. В эпоху средневековья гуманистический идеал совершенной личности был заменен христианской доктриной богооткровения. Основой всех наук становится теология, утверждавшая приоритет духовного над телесным. Поэтому для средневековья античные идеи о взаимосвязи телесного и духовного развития как необходимого гармоничного сочетания личности были неприемлемы. 3. Гуманистическая линия развития человека была продолжена в эпоху Возрождения – переходную эпоху, которая сопровождалась необычайным подъемом во всех сферах жизни: в литературе, искусстве, науке, культуре. Эпоха Возрождения стала временем формирования принципиально новой культуры и мировоззрения, объединяемых понятием «гуманизм». Значительные изменения коснулись, фактически, всех сфер жизни – как материальной, так и духовной. Наследие Средневековья, было частично отторгнуто, частично подвергнуто серьезному пересмотру, вернулись, практически из небытия, многие достижения античности. Отдельные черты гуманизма присутствовали и в античной культуре, но возрожденческий гуманизм был объемнее и целостнее. Гуманизм означал не только то, что человек признается высшей ценностью, но и то, что человек объявляется критерием всякой ценности. В эпоху Возрождения складывается культ человека как земного бога. Человека всемерно возвеличивают за способность к самопознанию и постижению всей системы мироздания, рассматривают его как центральное звено этой системы. 4. В эпоху Просвещения важнейшими идеями являются идея знания и идея здравого смысла, не подчиненного религии. Просвещение явилось не только этапом в истории европейской философской мысли, но и заложило основы для формирования свободного человека Нового времени. Проблема человека, его истинной сущности занимает одно из центральных мест в философии Просвещения. Деятели Просвещения противопоставляли христианско-религиозной морали с присущей ей идеей отрешения от мирских благ разум, который воспринимался как высшая творческая сила человеческого гения. 5. Кризис гуманизма в XIX веке привел к тому, что образ человека, его личность, которую выковал гуманизм в античные и ренессансные имена, разложился. В это время человек перестает быть личностью и индивидуальностью. На смену гуманизму приходит антигуманизм, который уничтожает все лучшее в человеке, отрицая сам его образ. 6. Возрождение гуманистической идеи в конце XIX – начале ХХ столетия было связано с именем основателя олимпийского движения Пьером де Кубертеном, который считал, что разделение тела и души – двух элементов единого, целостного человеческого бытия, рассмотрение их как двух совершенно независимых друг от друга факторов ведет к дисгармонии человека. Кубертен обосновал огромные возможности спорта для воспитания личности. Особое значение Кубертен придавал обоснованию ценности спорта не только для повышения уровня физической подготовленности и улучшения здоровья, но и для развития интеллектуальных, нравственных, эстетических и других способностей личности. Он доказывал, что спорт способен формировать характер и укреплять нравственные силы, а также развивать инициативность, стойкость, энергичность, стремление к самосовершенствованию и пренебрежение к возможным опасностям, а значит, содействовать не только физическому, но и гармоничному духовному развитию человека. Развивая идею совершенствования идеального, гармонично развитого человека, Кубертен и пришел к мысли о возрождении Олимпийских игр и развертывание связанного с этими Играми Олимпийского движения,участники и организаторы которого ставят своей основной целью использование спорта в целях гуманистического воспитания и совершенствования личности.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.126.80 (0.031 с.) |