Концепция кубертена как квинтэссенция гуманистической идеи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция кубертена как квинтэссенция гуманистической идеи



    Именно в это сложное для Европы и всего мира время кризиса гуманизма на арене истории появляется фигура человека, с именем котором связано возрождение гуманистических идей. Речь идет о бароне Пьере де Кубертене, с именем которого связано появление концепции современного олимпизма.

    Пьер де Фре­ди, барон де Кубертен родился 1января 1863 года. Он закон­чил Парижский лицей и военную школу в Сенсоре, но отказался от военной карьеры и продолжил об­разование в Парижской свобод­ной школе политических наук, после окончания которой почти одновременно получил три бакалаврские степе­ни: гуманитарных наук (1880), точных наук (1881) и права (1885).

    Кубертен известен миру, прежде всего, возобновлением Олимпийских Игр и началом олимпийского движения как социально-культурного явления с ярко выраженным гуманистическим началом, хотя сам этот выдающийся общественный деятель Франции возражал, когда его называли «основоположником современных Олимпийских игр и объяснял, что считает себя лишь инициатором их возрождения.

    По сути, он был прав, поскольку само понятие Олимпийских Игр, как отмечает венгерский исследователь Ласло Кун, было возвращено в сферу общественного интереса еще в эпоху Возрождения. Матео Палмиери, итальянский государственный деятель того времени в одной из своих работ, написанной около 1450 года, ссылаясь на идеи античного мира, упоминает об олимпизме. На олимпиады античности ссылается и Петрус Фабер в своей работе «Агонистикон», изданной в Париже в 1592 году [Кун 1982: 219]. К «пионерам олимпизма, как считает Л. Кун, можно отнести также юриста Иоханнеса Аквилла, который в 1516 году организовал в Бадене «показательные олимпийские выступления», и прокурора Роберта Довера, организовавшего в 1604 году при поддержке Якова I в Бартоне-на-Хасе серию соревнований, получивших название «Олимпийские игры» [там же]. Но тем не менее именно барон де Кубертен претворил в жизнь олимпийскую идею, поставив спорт на службу гуманистическим идеалам.

    Олимпийская концепция и прак­тическая деятельность Кубертена – предмет многочисленных исследований. За рубежом издано множе­ство трудов, посвященных Пье­ру де Кубертену, его жизни, взгля­дам, вкладу в олимпийское дви­жение. К числу наиболее извест­ных относятся, например, такие, как «Олимпийская идея» К. Дима, «Жизнь и педагогическая деятель­ность Пьера де Кубертена» П. Булонье и «Великий символ. Пьер де Кубертен и возрождение со­временных Олимпийских игр» Дж. Макэлуна. Активную рабо­ту по изучению и пропаганде идей Кубертена ведет Международный комитет его имени, который под­готовил и издал целую серию бро­шюр, посвященных взглядам Кубертена на наиболее актуальные вопросы спорта и олимпизма.

    И всё же мысли и дела Кубертена, не говоря уже о его жизни, остаются пока еще мало известными. Даже сре­ди членов МОК очень немно­гие понимают то, о чем действи­тельно говорил Кубертен, хотя они и заинтересованы в том, что­бы статус олимпийского движения был выше других спортивных соревнований.

    Следует отметить, что не всегда олимпийская концеп­ция Кубертена оценивается поло­жительно. Встречаются и негатив­ные оценки, в которых утвержда­ется, что концепция Кубертена «является отражением устарев­шей романтической и идеалисти­ческой философии»; «представляет собой целое море мифов, идеологий и предрассуд­ков», что «Кубертен так и не свел свои идеи в более или менее строгую систему норм и ценностей» [Столяров 2013: 7 – 8]. Такого рода оценки в первую очередь объясняются тем, что ис­следователи пытаются оценить олимпийскую концепцию Кубертена, опираясь на отдельные вы­дергиваемые из контекста фра­зы, а не на все его публикации и выступления, не стремятся выяс­нить строгую, хотя и не лежащую на поверхности, логику этой кон­цепции.

    На определенном этапе своей дея­тельности Кубертен действитель­но пришел к выводу о необходи­мости возрождения Олимпийских игр и много сил отдал для реали­зации этой идеи. Однако не стоит забывать, что эта идея подчинена главному замыслу Кубертена – реформировать суще­ствовавшую в тот период систему образования и воспитания.

    В 1909 году в книге под названи­ем «Битвы за физическое воспита­ние. Кампания продолжительно­стью в 21 год (1887-1908)» Ку­бертен писал: «В течение пятиде­сяти лет мое существование было связано с педагогической рефор­мой, в которой я начал прозре­вать первейшую и важнейшую не­обходимость нашего времени. Ре­шительно отвергая все, что могло бы увлечь меня по другой стезе, с того момента я ориентировал себя исключительно в этом направле­нии» [Coubertin 1908].

    Целый ряд факторов, в том числе увлечение Кубертена историей и философией Древней Греции, определило его ориентацию на идеи гуманизма в поиске того идеала человеческого совершенства, на который должна ориентироваться новая система образования и воспитания человека.

    Ориентируясь на греческий идеал каллокагатии, Кубертен считал, что разделение тела и души – двух элементов единого, целостного человеческого бытия, рассмотрение их как двух совершенно независимых друг от друга факторов ведет к дисгармонии человека. Для Кубертена именно греческая философия явилась необходимой основой нового типа педагогики, целью которой является гармоничное соединение души и тела.

    В книге «Спортивная педаго­гика» Кубертен обосновал огромные возмож­ности спорта для воспитания лич­ности и совершенствования соци­альных отношений: «Среди всех сил, движущих современным ми­ром и обогащающих человечество, нет, на мой взгляд, такой, на кото­рую мы можем положиться боль­ше, чем на спорт. Это сила, кото­рая отвечает всем современным нуждам» [Coubertin 1922].

    Причем особое значение Кубертен придавал обоснованию ценно­сти спорта не только для повыше­ния уровня физической подготов­ленности и улучшения здоровья, но и для развития интеллектуаль­ных, нравственных, эстетических и других способностей личности. Он доказывал, что спорт спосо­бен формировать характер и укре­плять нравственные силы, а также развивать инициативность, стой­кость, энергичность, стремление к самосовершенствованию и пре­небрежение к возможным опас­ностям, а значит, содействовать не только физическому, но и гар­моничному духовному развитию взрослого человека. «Спорт не сводится к активности небольшой горстки людей, которым якобы нечем занять свое свободное вре­мя, и. он не является лишь фор­мой мышечной компенсации ин­теллектуальной работы. Для каж­дого мужчины, каждой женщины и каждого ребенка независимо от их положения в обществе спорт -это возможность и путь самосо­вершенствования. Спорт необхо­дим каждому, и ничто его не мо­жет заменить» [цит. по: Столяров 2013: 8], - писал он.

    Свое понимание спорта как гуманистического идеала Кубертен обосновывает в «Оде Спорту». самом его поэтическом произведении. Гуманизм спорта, по мнению основателя олимпийского движения, заключается в следующем:

    ● спорт помогает находить пропорции совершеннейшего творения природы человека, торжествующего в победе и сокрушающегося в неудаче;

    ● спорт указывает прямые, честные пути, которые ищут люди для достижения целей, поставленных в жизни;

    ● спорт требует высокой нравственности, справедливости, моральной чистоты, неподкупности;

    ● спорт способствует совершенству человека самого прекрасного творения природы, убеждая, что прогресс физический и прогресс нравственный – два пути к одной цели;

    ● спорт устанавливает хорошие, добрые, дружественные отношения между народами, сближает людей, жаждущих единства [Кубертен 1987].

    Но, несмотря на позитивные стороны спорта, Кубертен отмечал его и негативное воздействие на человека. Он считал, что спорт «мо­жет вызывать как наиболее бла­городные, так и наиболее низ­менные чувства; он может разви­вать бескорыстие и алчность; мо­жет быть великодушным и про­дажным, мужественным и отвра­тительным» [цит. по: Столяров 2013: 9]. И далее: «Мы знаем, что спорт может привести к тяжелым зло­употреблениям, утонуть в мер­кантилизме и низменной гря­зи, и от такой судьбы нам необ­ходимо его уберечь. Если этого не сделать, разрушатся все на­дежды, связанные со спортом, и он не будет играть никакой роли ни в школьном воспитании, ни в общественной жизни, а, напро­тив, поможет коррупции, дав ей дополнительный шанс» [там же].

    Вот почему в своей системе образова­ния и воспитания Кубертен на первое место ставил не любой спорт, а спорт воспитательный. Чтобы спорт мог выполнять свою воспитательную функцию, его, по мнению Кубертена, необходи­мо облагородить. Во многих сво­их публикациях он обсуждал этот вопрос и, чтобы избежать нега­тивного влияния спорта на лич­ность и социальные отношения и использования его в антигуман­ных целях, предлагал ввести ряд мер: запретить проведение спор­тивных соревнований за денеж­ные призы; отказаться от стро­ительства крупных стадионов, предназначенных исключитель­но для спортивных шоу; не пре­вращать в зрелища соревнования, в которых участвуют спортсмены моложе 16 лет, и т.п.

    Развивая идею совершенствования идеального, гармонично развитого человека, Кубертен и пришел к мысли о возрожде­нии Олимпийских игр и разверты­вание связанного с этими Играми Олимпийского движения,участни­ки и организаторы которого ста­вят своей основной целью исполь­зование спорта в целях гуманисти­ческого воспитания и совершенство­вания личности. «В олимпизме, - писал Кубертен, словно в пучке солнечных лучей, собраны все те принципы, которые способствуют совершенству человека» [цит. по: Шанин 2001: 29].

    Свою концепцию олимпизма Кубертен изложил в лекции, прочтенной им 25 ноября 1892 года в Сорбоннском университете по случаю пятилетней годовщины создания Французского легкоатлетического союза. Именно тогда он, как генеральный секретарь Союза, внес официальное предложение о возобновлении олимпийских игр. «Давайте, - предложил он - пошлем за рубеж гребцов, фехтовальщиков, бегунов и тем самым положим начало свободному движению спортсменов, с помощью которого в кровообращение старой Европы вольется идея мира. Это позволяет мне, пользуясь вашей поддержкой, внести предложение о возобновлении олимпийских игр, преобразованных в соответствии с требованиями современности» [Кун 1982: 226 – 227],

    Присутствовавшие, как писал Кубертен в своих воспоминаниях, аплодировали, выражали одобрение, желали успеха, но на деле никто не понял существа вопроса. Полное отсутствие понимания по-настоящему сказалось тогда, когда дошло до конкретного осуществления олимпийской идеи.

    За первым приливом воодушевления, как обычно, последовал период всеобщих опасений и беспокойства. Однако это не обескуражило Кубертена. Весной 1893 года он уже создает Комитет по подготовке к созыву учредительного конгресса. Благодаря международному пацифистскому движению, он устанавливает связи с теми государствами, где спортивная жизнь получила уже довольно широкое развитие. На учредительном конгрессе, созванном после двух предварительных совещаний и широкой переписки 16 июня 1894 года в Сорбоннском университете, кроме французов и греков, были представлены также англичане, американцы, шведы, испанцы, итальянцы, бельгийцы, русские и венгры. Такие удаленные страны, как Австралия и Япония, письменно сообщили о своем присоединении. Делегаты единогласно присягнули на верность принципу любительства, а затем создали Международный олимпийский комитет (МОК). Было решено начиная с 1896 года «в интересах поддержания а развития физического воспитания и содействия дружескому общению народов в этой области раз в четыре года проводить по образцу эллинских олимпиад большие игры, на которые будут приглашаться все цивилизованные народы» [Кун 1982: 227]. В Хартии МОК – основном документе, принятом на Парижском конгрессе 1894 года, – было зафиксировано, что «в интересах морали Международный конгресс и отдельные страны считают необходимым возродить на международной основе олимпийские игры в современной форме, но с соблюдением древних традиций» [там же].

    Первую Олипиаду было решено провести в 1986 году в Греции – стране-наследнице античных традиций. Так возрождение олимпийской идеи, во имя которой Кубертен затратил столько усилий, вступило в период конкретной реализации.

    Следует отметить, что Кубертен, несмотря на то, что рассматривал концепцию олимпизма в контексте своих педагогических взглядов, был категорически против организации дет­ских Олимпийских игр, которые, по его мнению, противоречат ре­ализации воспитательных за­дач олимпийского движения. В своей культовой работе «Олимпийские мемуары» он говорит о не­допущении детских соревнова­ний в программе Олимпийских игр, называя такое решение «прак­тичным и опасным».

    Кубертен полагал, что содей­ствовать решению педагогиче­ских, воспитательных задач олим­пийского движения, реализации его идеалов будет комплекс пред­лагаемых им следующих средств:

     ● гуманистическая ориента­ция участников и руководителей олимпийского движения на ис­пользование спорта в целях вос­питания, совершенствования личности и социальных отноше­ний;

    ● проведение научных олим­пийских конгрессов для обсужде­ния спортивно-педагогических проблем;

    ● развертывание в олимпий­ском движении спортивного вос­питания, которое ориентируется на идеалы олимпизма;

    ● интеграция спорта с искус­ством, в том числе включение художественных конкурсов в программу Олимпийских игр;

    ● создание и использова­ние олимпийской атрибути­ки и символики: Олимпий­ская хартия, олимпийский флаг, зажжение олимпийско­го огня, олимпийская клят­ва спортсменов и судей и т.п., — восходящей к религиозному ри­туалу античности [Столяров 2013: 10].

    Именно с этим пониманием на­правленности олимпийского движения связан сформулиро­ванный Кубертеном девиз «Воз­вышенный дух в развитом теле!», в соответствии с которым олим­пиец – это атлет, который де­монстрирует не только спортив­ное мастерство, но также полно­ценное и пропорциональное раз­витие физических, психических и духовных качеств, т.е. пред­ставляет собой разносторонне и гармонично развитую личность.

    Кубертен полагал, что только нравственные ценности способны придать спорту, спор­тивным соревнованиям и рекор­дам подлинно человеческую, гу­манистическую направленность. Конечно, по мнению главного идеолога олимпийского движения, есть плод усилий, прежде всего, людей творческих профессий – музыкантов, художников, мыслителей, литераторов, историков, педагогов. Но гуманизм как форма проявления нетипичных человеческих качеств не может не покровительствовать спортивной деятельности, обеспечивающей физическую тренированность разносторонне развитого человека. Так Кубертен функционально связывает спортивную жизнь с деятельностью в других общественно-культурных сферах, где идет борьба за осуществление идеалов гуманизма.

        

 

 

    Пьер де Кубертен был не только идеологом современного олимпийского движения, но и законодателем и организатором его структуры, включающей три части: Международный олимпийский комитет, Национальные олимпийские комитеты и Международные федерации. Сферы деятельности и роль каждой из этих составных частей олимпийского движения Пьер де Кубертен определил в речи на открытии VIII Олимпийского конгресса в Праге в 1925 году.

    Создавая, планируя и направляя современное олимпийское движение, Пьер де Кубертен стремился придать ему полную автономию и ясное философское толкование. При этом свою увлеченность олимпизмом, веру в его возможности в совершенствовании человека, развитии взаимопонимания и сотрудничества Пьер де Кубертен сумел передать многим своим последователям, с большим упорством, энергией и настойчивостью боровшимся за претворение в жизнь олимпийских идей.

 

     

 

 

 

Выводы по 1 главе

Совершив экскурс в историю развития гуманистического учения, мы сделали следующие выводы:

1. С древнейших времен предпринимались попытки приблизить существование человека к совершенству и гармонии. Гуманистический идеал гармонично развитой личности ведет свое начало с античной эпохи. В то время под гармонично развитой личностью поднимался прекрасный, совершенный человек, для которого характерны сочетание внешних достоинств с внутренними, духовными, нравственными качествами, гармония тела и души. Этот идеал древние греки пытались воплотить в Олимпийских Играх, в основе которых лежала идея напоминать народам мира, чтобы они не расточали свою энергию на опасные, разрушительные и тормозящие прогресс конфликты, а направили ее на те возвышенные поступки и устремления, которые помогают утверждать и сохранять духовные ценности человеческого сознания.

2. В эпоху средневековья гуманистический идеал совершенной личности был заменен христианской доктриной богооткровения. Основой всех наук становится теология, утверждавшая приоритет духовного над телесным. Поэтому для средневековья античные идеи о взаимосвязи телесного и духовного развития как необходимого гармоничного сочетания личности были неприемлемы.

3. Гуманистическая линия развития человека была продолжена в эпоху Возрождения – переходную эпоху, которая сопровождалась необычайным подъемом во всех сферах жизни: в литературе, искусстве, науке, культуре. Эпоха Возрождения стала временем формирования принципиально новой культуры и мировоззрения, объединяемых понятием «гуманизм». Значительные изменения коснулись, фактически, всех сфер жизни – как материальной, так и духовной. Наследие Средневековья, было частично отторгнуто, частично подвергнуто серьезному пересмотру, вернулись, практически из небытия, многие достижения античности.

Отдельные черты гуманизма присутствовали и в античной культуре, но возрожденческий гуманизм был объемнее и целостнее. Гуманизм означал не только то, что человек признается высшей ценностью, но и то, что человек объявляется критерием всякой ценности. В эпоху Возрождения складывается культ человека как земного бога. Человека всемерно возвеличивают за способность к самопознанию и постижению всей системы мироздания, рассматривают его как центральное звено этой системы.

4. В эпоху Просвещения важнейшими идеями являются идея знания и идея здравого смысла, не подчиненного религии. Просвещение явилось не только этапом в истории европейской философской мысли, но и заложило основы для формирования свободного человека Нового времени. Проблема человека, его истинной сущности занимает одно из центральных мест в философии Просвещения. Деятели Просвещения противопоставляли христианско-религиозной морали с присущей ей идеей отрешения от мирских благ разум, который воспринимался как высшая творческая сила человеческого гения.

5. Кризис гуманизма в XIX веке привел к тому, что образ человека, его личность, которую выковал гуманизм в античные и ренессансные имена, разложился. В это время человек перестает быть личностью и индивидуальностью. На смену гуманизму приходит антигуманизм, который уничтожает все лучшее в человеке, отрицая сам его образ.

6. Возрождение гуманистической идеи в конце XIX – начале ХХ столетия было связано с именем основателя олимпийского движения Пьером де Кубертеном, который считал, что разделение тела и души – двух элементов единого, целостного человеческого бытия, рассмотрение их как двух совершенно независимых друг от друга факторов ведет к дисгармонии человека. Кубертен обосновал огромные возмож­ности спорта для воспитания лич­ности. Особое значение Кубертен придавал обоснованию ценно­сти спорта не только для повыше­ния уровня физической подготов­ленности и улучшения здоровья, но и для развития интеллектуаль­ных, нравственных, эстетических и других способностей личности. Он доказывал, что спорт спосо­бен формировать характер и укре­плять нравственные силы, а также развивать инициативность, стой­кость, энергичность, стремление к самосовершенствованию и пре­небрежение к возможным опас­ностям, а значит, содействовать не только физическому, но и гар­моничному духовному развитию человека. Развивая идею совершенствования идеального, гармонично развитого человека, Кубертен и пришел к мысли о возрожде­нии Олимпийских игр и разверты­вание связанного с этими Играми Олимпийского движения,участни­ки и организаторы которого ста­вят своей основной целью исполь­зование спорта в целях гуманисти­ческого воспитания и совершенство­вания личности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.126.80 (0.031 с.)