Олимпизм как важнейшая практическая составляющая 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Олимпизм как важнейшая практическая составляющая



Современного гуманизма

 

    Олимпизм – это не умозрительная теория, предполагающая формирование спортивной культуры человечества исключительно на «бумаге», а сознательная, целенаправленная работа по разъяснению и пропаганде гуманистических идеалов и ценностей в духе олимпизма, который является неотъемлемым элементом культуры человечества, важной частью образа и стиля жизни миллионов людей во всем мире.

    Под олимпизмом как частью гуманистической концепции в практической ее реализации мы понимаем спортивную деятельность в рамках состязательной активности, направленную на совершенствование физических, психических и духовных способностей индивидов, ограниченную рамками установленных правил.

    Практическая реализация олимпизма началась намного раньше его теоретической концепции, которая получила свое философское и культурологическое оформление относительно недавно. Спортивное движение, из которого вышел олимпизм, было частью идеологической пропаганды коммунизма, национал-социализма и фашизма, расцветших в 20-30-е годы ХХ столетия. Так, в молодой советской стране был создан «Красный спортинтерн» – независимая спортивная организация, основанная на ценностях гуманизма, важными из которых является обеспечение доступного физического развития для всех и каждого, воспитание классовой солидарности и интернационализма.

На Западе практическая реализация олимпийского движения началась в Германии, но посмотрим, как была в исковеркана и растоптана в этом движении идея Кубертена.

Немецкие нацисты понимали важную идеологическую составляющую спортивной ориентации. В немецких архивах сохранилось множество писем, адресованных “рейхсканцлеру Адольфу Гитлеру”, в которых излагались “многолетние чаяния немецких гимнастических и спортивных союзов”. Представители этих организаций показательно выпячивали свои националистические настроения, пытались обратить на себя внимание Гитлера, чтобы в будущем оказаться в “сиянии новой империи”. Прошения, которые поступали в имперскую канцелярию в первые месяцы “национальной революции”, в основном, содержали в себе вполне конкретные просьбы. Часть из них касалась учреждения спортивными союзами почетных наград и премий. А.В. Васильченко приводит несколько таких показательных примеров: «8 марта 1933 года автомобильный клуб Мюнхена… просил у Гитлера средства на призы для победителей весенней автогонки. Рейхсканцелярия выделила на эти цели 300 рейхсмарок. 5 апреля Берлинское всеобщее объединение мотоспорта запрашивало средства на изготовление дипломов и медалей, посвященных “национальному возрождению Германии 1933 года”. Было выделено 40 рейхсмарок. В петиции от 3 мая Дрезденский клуб мотоциклистов заявлял о желании учредить почетную премию для участников Немецкого уличного чемпионата… Когда клубу было переведено 40 рейхсмарок, то в знак благодарности в рейхсканцелярию было направлено письмо, в котором говорилось о том, что отныне и впредь все соревнования, проводимые по линии клуба, “будут служить национальной объединительной идее”» [Васильченко 2012: 10 – 11].

Это время было отмечено небывалым расцветом в Германии физкультурно-спортивных организаций и объединений. Конечно, большинство появившихся в 30-е годы стрелковых и конноспортивных клубов, легкоатлетических и гимнастических союзов был политически идеологизированы. Но уже в 1933 году Немецкий имперский комитет, появившийся на базе объединения нескольких гимнастических союзов, руководство которого придерживалось, как сказано в архивных документах, “либерально-марксистского мировоззрения”, стал подвергаться многочисленным нападкам в национал-социалистической прессе. И перед руководством комитета встала весьма насущная задача: доказать необходимость дальнейшей деятельности организации. В этой связи можно считать удачным тактическим ходом, когда руководство имперского комитета оказалось включено в состав Олимпийского организационного комитета, который должен был заняться подготовкой Олимпиад, проводимых в 1936 году на территории Германии.

В имперской канцелярии прекрасно понимали, насколько важны были для страны Олимпийские игры. Председатели комитета А. Доминикус и Ф. Линнеман так писали новому рейхсканцлеру, А. Гитлеру: «Имперский комитет физической культуры сохранит свою верность прошлым установкам и приложит все силы для того, чтобы содействовать национальному обновлению, которое мощным потоком сегодня накрыло всю Германию. Пусть гимнастическое движение небольшими ручейками и речушками сольется в столь же мощный поток, который будет способствовать увеличению силы молодежи, укреплению национального мышления, воспитанию могучего поколения людей» [цит. по: Васильченко 2012: 20]. Спортивные руководители Германии считали, что «физическая культура во всех народных кругах и возрастных группах должна быть унифицирована с учетом общенациональной точки зрения, что имеет своей целевой установкой воспитание здорового и сильного поколения. Спорт должен стать средством национального воспитания» [Васильченко 2012: 37 – 38]. Программа спортивного образования предусматривала полную унификацию всех органов и учреждений, внедрение в школах обязательных ежедневных уроков физкультуры, спортивную нагрузку для всех студентов 4-го семестра обучения (не менее четырех часов в неделю), обязательное участие в военно-спортивных занятиях во время отдыха на каникулах. Иными словами, необходима была «национальная одержимость спортом» [Васильченко 2012: 38].

Следует отметить, что такого рода национальная одержимость поддерживалась П. Кубертеном. Об этом свидетельствует председатель Олимпийского Комитета Германии Карл Дим, по словам которого Кубертен приветствовал «перевороты в Германии как знак поворота в мире, который охватит в не слишком далеком будущем все народы» [Krüger 1972: 98] и «хвалил Германию как страну, которая первой в Европе стала рассматривать физическую культуру как всеобщее право граждан и благодаря своей щедрой коммунальной политике последних лет… предоставила каждому возможность заниматься спортом, не принуждая записываться в какое-либо общество. Он надеется, что Олимпийские игры в Берлине станут выдающимся культурным событием» [Krüger 1972: 62].

После распоряжения Гитлера от 5 октября 1933 года о грандиозном расширении олимпийского стадиона, которое превзошло самые смелые мечты немецких олимпийских чиновников, и обещания Геббельса «предоставить весь аппарат его Министерства пропаганды на службу олимпийской пропаганде», жребий в Германском рейхе был брошен в пользу показного проведения Олимпийских игр. С помощью такого «доказательства» миролюбия нового режима руководство рейха собиралось отвлечь внимание иностранных держав от тайной милитаризации страны, одновременно надеясь, что безупречная организация Игр произведет положительное впечатление на мировое общественное мнение» [Тайхлер 139].

Германский рейх проявил гибкость и постарался подать себя как «оплот олимпийского духа». И ничего не подозревавший Кубертен 4 августа 1935 года выступает по немецкому радио, вновь излагая известные положения своей концепции неоолимпизма, главным из которых был следующий принцип: «Идея мира – существенная составная часть олимпизма». Этот принцип никак не соотносился с «олимпийским движением» нацистской Германии. Но Кубертен искренне верил миролюбивые планы этой страны, считая, что именно в ней возродится «дух олимпизма.

Перед стартом эстафеты с олимпийским огнем в Олимпии, Кубертен завершил свою речь похвалой немецким организаторам и участникам эстафеты с олимпийскими факелами по маршруту Олимпия – Берлин, выразив свое почтение Гитлеру, который всем «трудностям с самого начала противопоставил свою волю, руководствуясь девизом “Мы хотим строить”» [Тайхлер 150]. Под словом construction («строительство») подразумевал не создание какого-то строительного объекта, а само олимпийское дело.

Олимпийский Комитет Германии обхаживал Кубертена, выступив с инициативой проведения Игр в контексте с эллинской традиции, побудив «выдающихся мужей международной духовной жизни прочитать лекции, посвященные Играм» [Тайхлер, 140]. И Кубертен, которому оставалось чуть больше года до смерти, видимо, испытывал искреннее чувство благодарности к Германии. Он явно не мог (или не хотел) распознать политически-пропагандистской эксплуатации олимпийского церемониала, доведенного немецкими исполнителями до совершенства, в котором равным образом слились нацистская пропагандистская рутина и организационный и творческий талант председателя ОК Карла Дима, в результате чего инсценировка берлинских Игр должна была показаться ему адекватной реализацией его religio athletae («религии атлетов»). И он искренне верил заявлению К. Дима, подчеркивающего, что «осуществляемая нами в Международном олимпийском институте работа протекает в духе искреннего миролюбия, которое, как провозгласил наш фюрер и рейхсканцлер, рассматривается как политика немецкого народа» [цит. по: Тайхлер 171 – 172].

К этому моменту в Германии стрелки уже были переведены на войну и агрессию. Кубертен умер в Женеве 2 сентября 1937 года, смерть уберегла его от разочарованного осознания того, что он заблуждался и завещал свое наследие недостойным преемникам. Впоследствии «олимпийское воодушевление» партийных и государственных инстанций Германии оказалось на поверку политическим расчетом, внешнеполитическим инструментом для достижения мирового господства. Таким образом, «национальная идея» фашистской Германии крайне отрицательно сказалась на всем олимпийском движении, до неузнаваемости исказив в глазах общественности его гуманистические идеи.

После второй мировой войны новое информационное и технократическое общество вернулось к жизнеутверждающим идеям олимпизма. Внимание к ним (как к идее, так и к методам ее воплощения с эстетической точки зрения) и их популярность явились следствием сохранившейся у людей жажды идеала, хотя олимпийская идея в это время рассматривалась, прежде всего, как важное средство повышения популярности, престижа, государственного самоопределения.

В 70-80-е годы ХХ века Олимпийские игры перестали быть единственным проводником идеи олимпизма, который начинает приобретать известность как совокупность не только спортивных, но и педагогических, моральных и организационных принципов.

В течение XX века небывалого подъема в своем развитии достигли науки, связанные с физической культурой и спортом, и прежде всего спортивная педагогика, которая явилась делом реализации олимпизма на практике. Но тем не менее, несмотря на то, что ценность олимпизма как средства гуманистического воспитания личности доказана практикой его развития, как показывают научные исследования, постоянное нарастание негативных тенденций при практической реализации идей олимпизма, высвечивают глубокую пропасть между высокой теоретической ценностью олимпийской концепции и ее неадекватной практической реализацией. В связи с этим наше дальнейшее исследование будет посвящено итоговым результатам, к которым на сегодняшний день пришел олимпизм как гуманистическая философская концепция.

Олимпийское движение, в первую очередь, базируется на огромном социально-культурном потенциале спорта. Роль спорта и всего, что его окружает – спортивных соревнований, подготовки к ним, полагалась Кубертеном средством, способным внести огромный вклад в совершенствование человека, человеческих отношений и общества в целом. Основным катализатором подобного рода изменений и призвано стать олимпийское движение.

Кубертеновский подход является основой официальных трактовок, целей и задач олимпийского движения, и, как следствие, – идеалов и ценностей олимпизма. Первоосновой этих трактовок является Олимпийская хартия, в которой подчеркивается, что именно Кубертену принадлежит «концепция современного олимпизма» в контексте его педагогической ориентации: «Целью олимпийского движения является содействие построению мирного и более лучшего мира через воспитание молодежи средствами спорта в соответствии с идеями Олимпизма и его ценностями» [Олимпийская хартия 2011: 10].

В Олимпийской хартии дается определение олимпизма как «философии жизни»: «Олимпизм представляет собой философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума. Олимпизм, соединяющий спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, воспитательной ценности хорошего примера, социальной ответственности и на уважении к всеобщим основным этическим принципам» [там же, с. 9].

Изложенные в Хартии тезисы активно развиваются многими авторами и поддерживаются на официальных мероприятиях. Основным критерием этого развития является идеал «антично - возрожденческого» гармонично развитого человека в прекрасном мире. В качестве центральной фигуры олимпийского движения и основной его цели в будущем необходимость достижения этого гуманистического идеала человека и мира отмечают и высшие руководители организаций. Так, один из Президентов МОК Э. Брендедж некогда сказал: «Основной целью олимпийского движения... является широкое и всестороннее развитие человека, в котором спорт, исполненный красоты и высоких моральных качеств, является важным звеном – но только одним звеном... В равномерном развитии физических, умственных и духовных качеств человека они (т.е. спортивные соревнования) являются лишь эпизодами, одним из средств, а не целью» [цит. по: Френкин 1965: 15].

Трудно не согласиться с данным мнением, раскрывающим олимпийскую идею с точки зрения ценностей совершенства и гармонии, а не с позиций физического укрепления тела. Ведь через спорт  мы должны стремиться сформировать и развить гармоничную личность, обладающую, с одной стороны, сильным и здоровым телом, а с другой – сильной и здоровой душой. Таким образом, олимпийская идея имеет целью обновление человека, ориентацию его на отказ от сиюминутности, ложно понимаемой масштабности, помпезности, ненужного усложнения. В идеале она должна лежать в основе любой попытки практической реализации, пронизывать ее, не допуская отклонений от основной линии.

Сегодня Олимпийская идея – это философия, приветствующая духовный рост вместе с развитием физических способностей, и, одновременно, конечная цель гармоничного роста и совершенства индивидуальности. К тому же Олимпийская идея, направленная на воспитание индивидуальностей и масс так, чтобы сформировать физически и умственно гармонически развитые человеческие типы, нацелена на достижение древнегреческого идеала «калос кагатос» в его современном звучании. Таким образом, становится очевидным, что Олимпийская идея имеет исключительно педагогический и воспитательный смысл, и прямо воздействует в спортивном движении и на огромные народные массы. 

    Олимпийские игры – здоровая античная традиция, блестящая форма реализации скрытых трансцендентных сущностей олимпийской идеи через понятные, насущные стороны жизни: спорт, атлетику, состязание, творчество и искусство. Древние олимпийские игры являются важным ценностным примером для реализации олимпийской идеи. Их философская, а не практическая модель является одним из средств, противостоящих ныне антигуманистическим тенденциям общества.

    В данном случае реально обратиться к проблемам молодежной среды, в которой имеют место различные формы негативного поведения и агрессивные поступки. 

    Во второй половине ХХ столетия, как отмечает М.Я. Сараф, получил развитие опасный тип спортивной ориентации в молодежных субкультурах, как для самих этих образований, так и для спорта в целом – «спортивность как внешний признак, спортивность, не имеющая в качестве своих главных ценностей ценности спорта, спортивность достижений и физического совершенства личности» [Сараф 1998: 213]. Такого рода спортивность получила распространение среди молодежных фан-групп, ставящих самоцелью физиче­ское развитие и стремящихся к достижению физического превосходства над другими группами, что отчасти сближает такого рода молодежные объединения с криминальными группами.

Д.Ю. Чувилкин пишет: «Культ силы, решительность и беспощадность в драках с против­ником, ориентация на физическое самосовершенствование – одна из главных субкультурных черт территориальных объединений молоде­жи. В группировках поощряются занятия спортом, особенно силовыми видами. Не сумевшие попасть в официально организованные спортив­ные секции в школах, спортивных обществах занимаются у себя дома или в специально оборудованных подвалах» [Чувилкин 1999: 93]. При этом мотивы к спортивным занятиям у подростков носят чаще всего асоциальный характер – связанный с повышением авто­ритета за счет превосходящей физической силы. Таким образом, к настоящему времени в молодежной среде оформилась спортивная субкультура, имеющая свою собственную идеологию, систему норм и ценностей, которая стоит в стороне от собственно культурного процесса и не имеет ничего общего с гуманистическими идеалами олимпизма.

Согласно социологическим исследованиям В.А. Пономарчука и В.А. Впннпк, каждый пятый представитель молодежной среды считает, что в спорте цель оправдывает средства и большинство спортсменов готовы ради достижения победы нарушить правила честной игры. Социологи также фиксируют, что мораль студентов физкультурных вузов ниже, чем у студентов вузов иных профилей, и наиболее близка к моральным установкам учащихся ПТУ и рабочей молодежи [Пономарчук, Винник 1991: 68 – 75].

Некоторые ученые, занимаясь проблемами девиантности в спортивной деятельности, пришли к выводу, что около 1% молодых людей, занимавшихся различными видами спорта, вовлечены в преступные субкультуры, хотя при этом доля спортсменов высокого класса среди них незначительна. Ряд исследователей (В. Белецкий, И. Гурвич. В. Луков и др.) считают, что «сегодня криминализированы многие молодежные сообщества, сформировавшиеся вокруг спортивных комплексов п тренажерных залов, любительских объединений борьбы, бокса, карате, кикбоксинга и других видов единоборств, которые в определенных случаях используются как боевые отряды при «разборках», резерв охраны, телохранителей. Такие объединения имеют легальный «фасад» спортивной организации, связь с криминалом может быть не известна многим участникам. Субкультурными признаками такого рода групп становятся конкуренция накачанных мышц, тренировочный костюм и другие знаки принадлежности к иерархии делинквентных групп» [Исмаилов 2005: 236].

    К сожалению, девиантное поведение в спорте сейчас стало нормой. Причем интересен тот факт, что отдельные действия спортсменов во время тренировок или спортивных соревнований, идущие вразрез с этикой гуманистической концепции олимпизма, в обычных жизненных обстоятельствах и ситуациях признаются девиантными, в то время как в спортивной деятельности такие же действия не только не вызывают нареканий, но и становятся достойными позвал и наград, даже если приводят к травмам и несчастным случаям. При этом большинство примеров девиантного поведения в спорте, как отмечает А.Г. Егоров, «свидетельствует о том, что в его основе лежит не отрицание общепризнанных социальных норм поведения, а наоборот – сверхконформность и сверхсогласие с нормами и ожиданиями, принятыми в обществе и в спортивных субкультурах» [Егоров, Захаров 2006: 82].

Но существует и иная тенденция. Проведенные исследования ценностных ориентаций спортсменов свидетельствуют о том, что через 2 – 3 года занятий в спортивной секции доминирующими становятся ценности, связанные со стремлением спортсменов к самосовершенствованию в контексте достижения высоких спортивных результатов. Если первоначально в процессе занятий спортом играют ведущую роль гедонистические факторы (факторы получения удовольствия от занятий физическими упражнениями, факторы получения «мышечной радости»), то со временем доля таких мотивов существенно снижается (в 1,5 раза). Зато резко возрастают мотивы престижа. Их доля увеличивается практически в 3 раза. Заметно возрастает количество спортсменов, которые видят в занятиях спортом средство решения проблем, лежащих вне сферы физической культуры и спорта [Исмаилов 2005: 236].

Однако, несмотря на позитивные сдвиги в спортивной среде, свидетельствующие о социальных изменениях в спорте, по-прежнему существуют негативные факторы, являющиеся проявлением социального отклонения, о которых говорилось выше. Каждый факт обмана, насилия или враждебности на спортивной арене служит предостережением, что социальная система спорта функционирует неправильно. Например, высокий уровень агрессивного поведения у молодежи, занимающейся спортом, дает сигнал обществу о том, что институты социализации молодежи не справляются со своей задачей, а моральные принципы общества в целом и спорта в частности, нуждаются в пересмотре. В этой связи на первый план выходят гуманистические образовательные программы как социально-педагогические практики, корректирующие процесс социализации подростка, вовлеченного в сферу спорта. Главная цель этих программ – оздоровление атмосферы в спорте и вокруг спорта, повышение его духовности, а также развитие культуры личности и общества.

Необходимость создания этих программ подтверждают исследования, проводимые среди молодежи различных стран мира, согласно которым

● среди молодежи низок уровень знаний об олимпизме;

● общеобразовательная школа не является источником знаний о ценностях спорта и олимпийского движения для молодежи;

● тренерско-преподавательский состав не обладает необходимыми знаниями об олимпизме.

Таким образом, созрела необходимость и целесообразность использования спортивно-гуманистических программ при работе со спортсменами (как любителями, так и профессионалами), о чем говорится во многих основополагающих документах ряда спортивных и общественных движений.

В реальности существуют две стороны практической реализации, заложенные в концепцию олимпизма, – спортивная (как исходный, непременный атрибут существования) и педагогическая (как важное перспективное направление деятельности). Мы остановимся на педагогических аспектах реализации философской концепции олимпизма.

Спортивная деятельность, как считает Н.Н. Витизей, «располагает возможностями стать для осуществляющего ее субъекта родом полноценной культуротворческой деятельности, сферой утверждения и обретения смысла» [Витизей 1998: 74]. Но сохранение и культурной и гуманистической сути спорта невозможно вне одной из ее главных ценностей – идеи Фэйр Плэй (англ. fair play – «честная, справедливая игра»), которая является социокультурным основанием всей спортивной деятельности, а отказ от нее приведет к исчезновению спорта как средства развития и возвышения человеческой личности, человеческого достоинства.

Честная игра как социальная ценность и социальная норма – родом из спорта, однако получила со временем гораздо более широкое распространение. Она представляет собой культурный вклад спортивной традиции в культуру противостояний в обществе и стала для общества чем-то вроде негласной добродетели в регламентированных правилами конфликтах. Во второй половине ХХ века Фейр Плэй становится этическим регулятивом как в сфере спорта, так и в других областях человеческой деятельности (политической, экономической). Идея Фейр Плэй является атрибутивным элементом культуры, концептом многих религиозных доктрин. Аккумулируя в себе гуманистическое содержание, она играет важную роль в педагогической деятельности, социализации подрастающего поколения. Однако наиболее значима роль Фейр Плэй в спортивной культуре. Благодаря спорту и олимпизму идея честного, справедливого состязания вошла в общественную жизнь [Егоров, Захаров 2006: 13].

Сущность игрового начала в спортивной деятельности подчеркивает В.И. Устиненко: «Основным стержнем в спорте – состязании всех видов – является, как и в искусстве, игра… С потерей игры он превратился бы просто в конфликт, разрешаемый с позиции силы» [Устиненко 1989: 149]. С таким пониманием спортивного соревнования, (а значит, и спорта в целом) связано, по мнению В.И. Столярова, очень важное положение: «спортивное соревнование (и спорт в целом) возникает, формируется и развивается как гуманная, игровая модель соревновательных ситуаций реальной жизни. Мир игры – это та единственная, искусственно созданная реальность, в которой можно без социальных трений осуществлять демократию равных» [Спорт, духовные ценности, культура 1998: 190].

Спортивную игру следует рассматривать как вид состязаний, ограниченный правилами, определяющими ее цели, условия, средства. Ведь невозможно знать заранее, кто победит в забеге на сто метров, но можно знать наверняка, что все участники будут стартовать одновременно, каждый побежит по своей дорожке, большинство пересечет линию финиша, а время будет измеряться одинаковым секундомером.

Говоря о свойствах спортивной игры, необходимо добавить, что «участие в ней может являться лишь добровольным. Это означает согласие со всеми заранее известными правилами данной игры, ответственность всех участников за выполнение их от начала соревнования до его конца, совместные ответные действия на негативное стечение обстоятельств. Правила спортивных соревнований одинаковы для всех участников. Победитель определяется на основе установленных и принятых игроками критериев. Оценки в игре производятся публично. Успех в спорте должен исключительно зависеть от способностей, знаний, воли человека, его самоотверженного труда на тренировках. В истинно спортивной деятельности не принимается в расчет родство, позиция в профессиональных и товарищеских группах, деньги и связи. Здесь действительно могут быть созданы условия для того, чтобы выигрывал тот, кто лучше подготовлен, то есть для практической реализации идеи Фэйр Плэй» [Егоров, Захаров 2006: 15].

О необходимости просветительской работы на основе принципов Фэйр Плэй идет речь в «Манифесте о Честной игре» Международного комитета Фэйр Плэй изданном в 1992 г. В нем говорится, что «в школах и других образовательных учреждениях, клубах и национальных федерациях необходимо вводить образовательные программы для спортсменов, в частности молодых, направленные на воспитание понимания и уважения принципов Честной игры... Институты физической культуры и национальные федерации должны вести образовательные программы для тренеров и преподавателей направленные на поиск путей, которыми они, используя свои позиции и влияние, могут способствовать распространению честной игры» [Manifesto 1992: 10 – 17].

Анализ гуманистических образовательных программ в сфере спорта позволяет выделить два основных направления в этой деятельности, которые, в конечном итоге, служат гуманистической цели олимпизма, основываются на единых теоретических принципах и, как правило, используют идентичные методические приемы.

К первому направлению относятся олимпийские образовательные программы, ориентированные преимущественно на усвоение молоде­жью знаний об Олимпийских играх, идеалах и ценностях олимпизма, принципах Фэйр Плэй. Подчеркивая тесную взаимосвязь между фило­софией олимпизма и идеей Фэйр Плэй, данная педагогическая деятель­ность стремится сформировать у подрастающего поколения поведение, соответствующее истинному олимпийскому духу. Знания о Фэйр Плэй в них обычно преподносятся в контексте остальных олимпийских знаний.

Ко второму направлению относятся образовательные программы Фэйр Плэй, цель которых – активная просветительная и пропагандист­ская деятельность, направленная на формирование у молодых спорт­сменов поведения в духе Фэйр Плэй, а также поощрение за проявление такого рода поведения.

Образовательные программы, направленные на трансляцию олимпийских знаний, в современной спортивно-педагогической практике именуются «олимпийским образованием». Олимпийское образование – это «педагогическая деятельность, цель которой – приобщение детей и молодежи к знаниям об олимпийском движении, Олимпийских играх, а также идеалах и ценностях олимпизма, пришедших к нам из Древней Греции и нашедших свою современную интерпретацию в идеях и философских воззрениях Пьера де Кубертена» [Егоров, Захаров 2006: 111]. Эти воззрения неразрывно связаны с идеей Фэйр Плэй и зафиксированы в Олимпийской хартии – основном документе олимпийского движения.

В России программы гуманизации современного спорта средствами олимпийского образования подразделяются на две группы. В первую группу включены предложения и программы, которые пред­полагают сохранить соревновательную модель спорта, основанную на принципах соперничества, конкуренции, превосходства, максимальной результативности, выявлении победителей и т.д., трансформируя ее в более гуманную. Во вторую группу – программы и предложения, кото­рые ориентированы на полный или частичный отказ от соревнователь­ной модели спорта, замену его такой идеологией, которая вообще не предполагает соревнования и конкуренции.

Отдельное направление в практике олимпийского образования связано с использованием олимпийских идеалов в педагогиче­ском процессе общеобразовательных школ. Как правило, программа по олимпизму включает три блока: 1) олимпийские знания; 2) физкультурно-оздоровительный; 3) художественно-эстетический.

Центральное место в практике школы занимает работа по пропаганде идей олимпизма и олимпийского движения. В основу олимпийской воспитательно-образовательной концепции положено фи­лософское кредо древних греков – стремление каждого к духовной и физической гармонии. На основе этой концепции в школах разработана образовательная программа олимпийских уроков, направленных на расширение кругозора учащихся, воспитание у них спортивного мента­литета, стремление к совершенству.

В зарубежных странах программы олимпийского образования на основе идей Фэйр Плэй разрабатываются не только для общеобразовательных школ, но и для молодежных спортивных клубов, причем работа ведется со спорт­сменами различных уровней квалификации и специализаций.

В Канаде, Швейцарии, Германии, Грециии других странах вне­дрены специальные образовательные программы, направленные на вос­питание у для детей и молодежи понимания и уважения принципов Фэйр Плэй. Например, в Греции в 1983 г. была разработана программа «Спорт и ребенок», направленная на обучение детей в возрасте 6-12 лет спорту без желания выиграть любой ценой. Канадская комиссия Фэйр Плэй, основанная в 1986 г. правительством Канады, разработала в 1990 г. программу обучения честной игре, в рамках которой была поставлена задача сформировать у учащихся 4-6-х классов поведение, ориентиро­ванное на пять принципов Фэйр Плэй: соблюдение правил; уважение официальных лиц и согласие с их решениями; уважительное отношение к своим противникам; предоставление всем равных шансов и постоян­ный самоконтроль. При этом выделяются три основных ценности и ус­тановки: обучение совместным действиям (сотрудничеству); желание играть по правилам и развитие самоуважения и самоуверенности.

Цель зарубежных программ по обучению олимпизму в духе Фэйр Плэй является:

● распространять позитивные человеческие ценности, идею честности, толерантности и олимпизма;

● обучить детей и молодежь понимать и уважать культуру, историю и особенности своей страны;

● стимулировать у детей и молодежи интерес и понимание толерантности по отношению к детям с умственными отклонениями и детям других национальностей;

● способствовать развитию у детей физических качеств и интереса к спорту, как важнейшему средству укрепления здоровья.

Итак, в основе практической реализации философской концепции олимпизма лежит Олимпийское образование, которое сегодня базируется на использовании теории и практики олимпизма, его идеалов и ценностей, олимпийских соревнований, ритуалов, обычаев и традиций, фактов и документов, произведений искусства, относящихся к истории олимпийского движения и к современному олимпизму, а также предполагает активное вовлечение воспитуемых в олимпийское движение и использование для их воспитания других участников этого движения – олимпийцев.

Олимпийское образование направлено, прежде всего, на воспитание позитивного отношения к олимпийскому движению, что в свою очередь предусматривает: высокий уровень олимпийской образованности (наличие знаний об истории Олимпийских игр и олимпийском движении, о его целях и задачах, об идеалах и ценностях олимпизма и др.); позитивную оценку олимпийского движения, его идеалов и ценностей; желание активно участвовать в этом движении, содействовать реализации его целей; реальную (а не только декларативную) ориентацию на его идеалы и прежде всего поведение на соревнованиях, соответствующее этим идеалам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.047 с.)