Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Влияние отрицательных и положительных переживаний на динамику биоэлектрических показателейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Примечание: * - достоверное различие (p<0.05) между IV группой и I, II, III; ** - достоверное различие (p<0.05) между III группой и II, I, IV; º - достоверное различие (p<0.05) между контролем и «-», «+» переживаниях; ºº - достоверное различие (p<0.05) между «-» и «+» переживаниях.
По результатам психологического тестирования в группах были получены следующие результаты. В тесте Айзенка по показателю интроверсии значительных различий между группами не выявлено; по показателю нейротизма самое низкое значение было в 1 группе со «стабильной адаптацией» и самое высокое - в 3 группе с «напряжением адаптации» (табл. 20).
По результатам теста Леонгарда в 1 группе преобладали эмотивные, экзальтированные и демонстративные черты характера (табл. 20). Таблица 20 Показатели психологического тестирования студентов
Примечание: *- различия достоверны по отношению к показателям I группы, (p<0,05).
Во 2 группе с «недостаточностью адаптации» преобладали демонстративные, экзальтированные, неуравновешенные и гипертимные черты характера; в 3 группе - эмотивные, тревожные и педантичные черты характера. В 4 группе с «компенсацией» преобладали экзальтированные, эмотивные и возбудимые черты характера. По типу темперамента в 1 группе студенток преобладали сангвиники - 54 %, затем меланхолики - 23 %, холерики - 14 %, флегматики - 9 %. Во 2 группе студенток преобладали холерики - 50 %, затем меланхолики - 30 %, флегматики - 20 %. В 3 группе студенток – холерики - 45 %, меланхолики - 33 %, сангвиники - 22 %. В 4 группе студенток меланхолики - 43 %, сангвиники - 29 %, флегматики -14 %, холерики – 14 %. Показатели теста Люшера (табл. 21) отображают динамику психоэмоционального состояния испытуемых в ходе исследования. Так, по фактору нестабильности выбора наибольшее увеличение (р<0,05) произошло в III группе, с реакцией «напряжения адаптации».
Таблица 21 Динамика показателей теста Люшера в ходе исследования отрицательных и положительных переживаний
Примечание: *- различия достоверны по отношению к показателям II группы, (p< 0,05). ** - различия достоверны по отношению к контролю, (p< 0,05).
Фактор отклонения от аутогенной нормы наиболее значимо изменился в IV группе. Фактор тревожности увеличился в I группе на 19,4 ± 4,7 %, в III группе - на 42,5 ± 7,8 % (р<0,05), в IV группе – на 68,0 ± 12,2 % (р<0,05) и уменьшился во II группе на 28,4 ± 6,9 %. Наибольшее увеличение по фактору активности произошло во II и в III группе. Значение показателя фактора работоспособности снижалось во всех группах, особенно в IV группе – на 28,6 ± 9,7 %. Наиболее выраженные изменения значений теста Люшера выявились в III и IV группах. При проведении дискриминантного анализа группы с различными типами реакции на отрицательные и положительные переживания достоверно различаются между собой (рис. 23).
Рис. 23. Графическое изображение групп испытуемых с различным типом реакции на мысленное переживание методом стандартного дискриминантного анализа: 1 группа – увеличение ГРВ-показателей; 2 группа – уменьшение ГРВ-показателей; 3 группа – разнонаправленные изменения ГРВ-показателей; 4 группа – значительное увеличение ГРВ-показателей.
Дискриминантный анализ показал (табл. 22), что наиболее удалены друг от друга 2 и 4 группы. Наименьшее расстояние выявилось между 1 и 4 группами; это свидетельствует, что у этих двух групп параметры психофизиологического состояния в какой-то степени близки между собой.
Таблица 22 Расстояния Махаланобиса между центроидами исследуемых групп
Таким образом, в результате проведенного исследования была выявлена определённая зависимость изменений биоэлектрических показателей под влиянием положительного и отрицательного психоэмоционального самовоздействия от психологических характеристик личности. Исследуемые студентки 1 группы («стабильность адаптации») характеризовались как более уравновешенные, оптимистичные, открытые к контакту. Показатели интегрального коэффициента площади на всём протяжении исследования у них находились в пределах нормы (по К.Г. Короткову).
Исследуемые студентки 2 группы («недостаточность адаптации») характеризовались постоянной повышенной способностью к вытеснению, демонстративности поведения. В процессе внутреннего самонастроя интегральный коэффициент площади ГРВ-грамм у них был низким. Исследуемые 3 группы («напряжение адаптации»), характеризующиеся повышенной чувствительностью, впечатлительностью, глубиной переживаний, при отрицательном самонастрое имели интегральный коэффициент площади ГРВ-грамм ниже нормы, а при положительном он приближался к норме. Исследуемые 4 группы («компенсация») характеризовались низким уровнем тревожности, эмотивности, педантичности и других показателей по тесту Леонгарда. Показатели интегрального коэффициента площади в процессе исследования у них постоянно увеличивались. Результаты исследований М.Н. Русаловой с сотрудниками (1988, 1999) показали, что при мысленном переживании как положительных, так и отрицательных эмоций разного качества амплитудные характеристики различных частотных диапазонов ЭЭГ человека, зарегистрированной в разных отведениях левого и правого полушарий мозга, отличаются. Для стенических эмоций характерен рост высокочастотных колебаний, а для астенических - увеличение процента медленных волн. При стрессовых воздействиях происходят выраженные неспецифические изменения биохимической и электрофизиологической деятельности многих органов и систем. Для изучения динамики параметров психофизиологического состояния при остром стрессе, мы обследовали парашютисток после выполнении прыжка с самолёта. Парашютист в момент выхода из самолёта испытывает на себе физические факторы (резкое изменение пространственного положения тела, обдувание струёй воздуха, температурные перепады, шум, ускорение и перегрузки, значительные физические нагрузки) и психологические факторы (преодоление чувства самосохранения, высота совершения прыжка, дефицит информации, скорость и жёсткое ограничение прыжка в целом, недопустимость ошибочных действий, ожидание раскрытия парашюта и динамического удара о землю). При анализе динамики показателей потенциалов биологически активных точек, результатов психологического тестирования, ГРВ-графии выявили разнонаправленные изменения в исследуемой группе женщин.
После проведённого индивидуального анализа показателей ГРВ-грамм исследуемых выделили три группы по типу реакции на прыжок (табл. 23., рис. 24).
Таблица 23
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.201.92 (0.011 с.) |