ТОП 10:

Характеристика испытуемых и организация исследований



В исследовании приняли участие 197 женщин. На основании медицинского освидетельствования по состоянию здоровья все испытуемые были отнесены к основной медицинской группе. К моменту исследования его участники жалоб не предъявляли. Принимая во внимание подчинённость человека определённым биологическим ритмам, все исследования проводились в первой половине дня от 8 до 13 часов.

В изучении адаптационных изменений состояния женщин в течение овариально-менструального цикла и при воздействии физической и умственной нагрузок в различные фазы ОМЦ приняли участие 35 женщин (14 студенток в возрасте от 18 до 22 лет и 21 женщина в возрасте от 31 до 42 лет). У исследуемых в различные фазы овариально-менструального цикла (1 измерение – на 3 - 5 день от начала фазы менструации; 2 измерение – во время фазы овуляции (14 - 15 день цикла); 3 измерение – за 1 - 2 дня до предполагаемого начала фазы менструации) регистрировали параметры ЧСС, АД, ГРВ-графии, омега-потенциал, потенциал биологически активных точек (БАТ), производили общий анализ крови. В качестве нагрузочных тестов использовали «счёт по Крепелину», физическую нагрузку в виде 20 приседаний за 30 сек. (проба Мартине), формулу самовнушения на успокоение из методики аутогенной тренировки по Г. Шульцу.

В исследовании влияния физических нагрузок приняли участие 95 студенток КГУ в возрасте от 17 до 22 лет. Из них: 29 спортсменок, занимающиеся бегом на средние дистанции (800-1500 м.) и имеющие I, II спортивный разряд; 66 студенток, не занимающихся спортом и посещающие занятия по физическому воспитанию, согласно программе университета, два раза в неделю. В качестве интенсивной психофизической нагрузки использовали соревнования по лёгкой атлетике.   

Психофизиологические изменения при мысленном переживании эмоционально-отрицательных и эмоционально-положительных личных ситуаций исследовали у 48 студенток 1 курса КГУ в возрасте 17 – 20 лет.

При изучении влияния стрессовых нагрузок были обследованы 19 женщин – парашютисток в возрасте от 17 до 28 лет. Исследования проводились до и после выполнения прыжка с самолёта.

 

Методы исследования

Для определения времени овуляции использовали тест на овуляцию “FRAUTEST” (производитель: AXIOM GmbH, Бюрштадт, Германия) (см. приложение 1).

Забор крови проводили в соответствии с  рекомендованными стандартами. Анализ крови проводили на автоматическом гематологическом анализаторе MEDONIC CA530 (Miner), Швеция. Определяли следующие показатели крови: содержание лейкоцитов, содержание гемоглобина, содержание эритроцитов, средний объём эритроцитов, содержание тромбоцитов, средний объём тромбоцитов, гематокрит, среднее содержание гемоглобина в эритроците, средняя концентрация гемоглобина в эритроците, скорость оседания эритроцитов (см. приложение 2).

 Для оценки сверхмедленных физиологических процессов головного мозга использовали метод омега–метрии (омега – потенциал) используемый при оценке и прогнозе функционального состояния организма (В.А. Илюхина, 1995; А.С. Габриэльян, 1994).

Регистрация потенциалов в БАТ – один из методов диагностики электроакупунктуры, позволяющий осуществлять диагностику энергетического баланса в организме (Ф. Крашер, 1995). Для записи Омега-потенциала и биопотенциалов БАТ использовали мультиметр ВМ – 518 с высоким входным сопротивлением и неполяризующиеся хлорсеребряные электроды. Для получения более точных данных измерение проводилось после обработки необходимых участков кожи пресыщенным раствором KCl. Измерение омега-потенциала и потенциала БАТ производилось в положении сидя (см. приложение 3).

 Газоразрядная визуализация проводилась на приборе «Фотоаппарат газоразрядный ФГР – 02» (разработчик НПО «ИНФОРАЙ» г. Краснодар) с использованием медицинской рентгеновской пленки RETINA. Обработка фотоматериала велась согласно техническим условиям проявления радиографических медицинских плёнок (Д.С. Гурлёв, 1993). Также использовали аппаратный комплекс «BEO GDV Camera» (разработчик «Kirlionics GDV International» г. С-Петербург) разрешённый к применению Комитетом по новой медицинской технике МЗ РФ и Госстандартом России с 1999 года, регистрационный номер в государственном реестре медицинских изделий № 29/06111299/3064-02 от 23 января 2002 г. ГРВ-граммы регистрировались с кончиков пальцев рук обследуемого (рис. 1). Для обработки и анализа результатов использовались программы «ГРВ-Диаграмма», «ГРВ-Процессор», «ГРВ-Сканер». Для характеристики ГРВ-грамм использовали показатели: площадь газоразрядного изображения (ГРИ), интегральный коэффициент площади, коэффициент симметрии, коэффициент фрактальности, нормализованная площадь (см. приложение 4, 5).              

  Исследования проводили в лаборатории психофизиологии КГУ по правилам подготовки к ГРВ-графии, разработанными К.Г. Коротковым (1998) с целью приведения человека в устойчивое психофизиологическое состояние в условиях новой обстановки: а) через 3 часа после приёма пищи, выкуривания сигареты, не менее чем через сутки после приёма алкоголя;

б) в проветриваемой комнате, относительно изолированной от внешних шумов, с температурой воздуха 20-240 С и влажностью 50-52%,  испытуемый должен отдохнуть 5-10 минут;

в) перед исследованием испытуемым давали рекомендации опорожнить кишечник и мочевой пузырь, остричь ногти, снять с рук все металлические предметы, одежду, затрудняющих периферический кровоток.

 

     

    

                 

  

                                                                б)  

Рис. 1 Различные типы ГРВ-грамм пальцев рук

а) Вверху показано окно режима покадровой съёмки: 10 окон, в каждом из которых отображаются отснятые ГРВ-граммы пальцев с соответствующим кодом. Код состоит из порядкового номера: 1 – большой палец, 2 – указательный палец, 3 – средний палец, 4 – безымянный палец, 5- мизинец и буквы: R- (right) правая рука, L – (left) левая. Таким бразом, 1R – большой палец правой руки и т.д.;

б) Газоразрядные изображения дистальных фаланг пальцев рук

 

  

При выборе психодиагностических методик мы руководствовались задачами нашего исследования:

1. Методики должны позволять исследовать наиболее устойчивые личностные черты (тип темперамента, акцентуации характера), а также характеристики текущего эмоционального состояния.

2. Методики должны быть надёжными, информативными, относительно простыми и удобными для практического применения.

      В результате были отобраны 4 психодиагностические методики, которые удовлетворяли нашим задачам: опросник Айзенка, тест Леонгарда, цветовой тест Люшера, тест Спилбергера (Л.Н. Собчик, 2001; А.В. Батаршев, 2000; Г.Ю. Айзенк, 1999; В.В. Драгунский, 1999). На вопросы тестов испытуемые отвечали письменно. Цветовые выборы в тесте Люшера осуществляли по карточкам. Для удобства и быстроты выполнения теста и обработки его результатов были разработаны специальные бланки ответов, содержащие графы для анкетных данных, краткие инструкции и номера вопросов. Обработка проводилась с вводом данных в компьютер. Результаты тестирования заносились в таблицы.

Опросник Айзенка

Является стандартизированным и широко применяется в психологических исследованиях для изучения свойств и определения типа темперамента.

Тест включает 57 вопросов и 3 шкалы:  1. Лживость; 2. Экстраверсия – интроверсия; 3. Нейротизм (эмоциональная стабильность - лабильность).

Испытуемый отвечает на вопросы “да” или “нет”, затем подсчитывают количество совпадений с ключом по каждой шкале. За каждое совпадение начисляют 1 балл. Слишком высокий балл по шкале лживости не позволяет достоверно судить о свойствах темперамента испытуемого. Значение экстраверсии и нейротизма (от 0 до 24 баллов) отмечают в системе координат соответственно по горизонтальной и вертикальной оси. Испытуемого относят к одному из четырёх типов темперамента, если значения по шкалам экстраверсии и нейротизма выходят за рамки диапазона (11 - 13 баллов). Если значение одного или обоих параметров лежит в этом интервале, то данное лицо относят к смешанному типу.  

Опросник Леонгарда.

Опросник предназначен для изучения акцентуаций характера и темперамента у здоровых взрослых людей. Тест включает 88 вопросов, на которые нужно дать положительный или отрицательный ответ, и содержит 10 шкал, в соответствии с десятью выде­ленными Леонгардом типами акцентуаций:

1. Гипертимный                                      6. Циклотимный

2. Возбудимый                                         7. Демонстративный

3.Эмотивный                                            8. Неуравновешенный

4. Педантичный                                        9. Дистимный

5. Тревожный                                            10. Экзальтированный.

Подсчитывают количество совпадений с ключом по каждой из шкал и умножают “сырой” балл на коэффициент для каждой шкалы. Получаются стандартные значения от 0 до 24 баллов. Чем выше балл, тем ярче выражена акцентуация (или тенденция к ней).

Цветовой тест Люшера

Тест был разработан швейцарским психологом Максом Люшером в 1947 году и способен диагностировать как ситуативные изменения психофизиологического состояния человека, так и некоторые устойчивые, формально-динамические характеристики эмоциональной сферы. Тест выявляет непосредственные и неосознаваемые реакции человека на цветовые стимулы, базирующиеся на природообусловленных, психофизиологических, индивидуально-типологических свойствах конкретной личности. Тест выявляет порог цветовой восприимчивости зрительного анализатора испытуемого, зависящий от функционального состояния ЦНС, от преобладания в ней эрготропного или трофотропного тонуса. Тест Люшера привлекателен, отнимает мало времени у испытуемых, снимает подозрительность. Считается, что тест работает при аномалиях цветового зрения, вплоть до цветовой слепоты, т.к. в этих случаях работает не инстинктивная реакция на свет, а реакция на контрастность, интенсивность (Л.Н. Собчик, 2002). Испытуемому предъявляются восемь цветовых стимулов - основные хроматические цвета: - синий, зеленый, красный, желтый; дополнительные смешанные цвета - фиолетовый и корич­невый; и ахроматические стимулы: - черный и серый, которые он должен проранжировать по критерию предпочтения. Предпочтение одного из стимулов, выбор его на первую по­зицию, отражает дифференцированное субъективное отношение испытуемого к предлагаемому цветовому набору и является наи­более диагностически значимым. Остальные цвета ранжируются по степени личностной значимости в порядке убывания и также учитываются при интерпретации результатов тестирования.







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.245.255 (0.008 с.)