Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика испытуемых и организация исследований
В исследовании приняли участие 197 женщин. На основании медицинского освидетельствования по состоянию здоровья все испытуемые были отнесены к основной медицинской группе. К моменту исследования его участники жалоб не предъявляли. Принимая во внимание подчинённость человека определённым биологическим ритмам, все исследования проводились в первой половине дня от 8 до 13 часов. В изучении адаптационных изменений состояния женщин в течение овариально-менструального цикла и при воздействии физической и умственной нагрузок в различные фазы ОМЦ приняли участие 35 женщин (14 студенток в возрасте от 18 до 22 лет и 21 женщина в возрасте от 31 до 42 лет). У исследуемых в различные фазы овариально-менструального цикла (1 измерение – на 3 - 5 день от начала фазы менструации; 2 измерение – во время фазы овуляции (14 - 15 день цикла); 3 измерение – за 1 - 2 дня до предполагаемого начала фазы менструации) регистрировали параметры ЧСС, АД, ГРВ-графии, омега-потенциал, потенциал биологически активных точек (БАТ), производили общий анализ крови. В качестве нагрузочных тестов использовали «счёт по Крепелину», физическую нагрузку в виде 20 приседаний за 30 сек. (проба Мартине), формулу самовнушения на успокоение из методики аутогенной тренировки по Г. Шульцу. В исследовании влияния физических нагрузок приняли участие 95 студенток КГУ в возрасте от 17 до 22 лет. Из них: 29 спортсменок, занимающиеся бегом на средние дистанции (800-1500 м.) и имеющие I, II спортивный разряд; 66 студенток, не занимающихся спортом и посещающие занятия по физическому воспитанию, согласно программе университета, два раза в неделю. В качестве интенсивной психофизической нагрузки использовали соревнования по лёгкой атлетике. Психофизиологические изменения при мысленном переживании эмоционально-отрицательных и эмоционально-положительных личных ситуаций исследовали у 48 студенток 1 курса КГУ в возрасте 17 – 20 лет. При изучении влияния стрессовых нагрузок были обследованы 19 женщин – парашютисток в возрасте от 17 до 28 лет. Исследования проводились до и после выполнения прыжка с самолёта.
Методы исследования Для определения времени овуляции использовали тест на овуляцию “FRAUTEST” (производитель: AXIOM GmbH, Бюрштадт, Германия) (см. приложение 1).
Забор крови проводили в соответствии с рекомендованными стандартами. Анализ крови проводили на автоматическом гематологическом анализаторе MEDONIC CA530 (Miner), Швеция. Определяли следующие показатели крови: содержание лейкоцитов, содержание гемоглобина, содержание эритроцитов, средний объём эритроцитов, содержание тромбоцитов, средний объём тромбоцитов, гематокрит, среднее содержание гемоглобина в эритроците, средняя концентрация гемоглобина в эритроците, скорость оседания эритроцитов (см. приложение 2). Для оценки сверхмедленных физиологических процессов головного мозга использовали метод омега–метрии (омега – потенциал) используемый при оценке и прогнозе функционального состояния организма (В.А. Илюхина, 1995; А.С. Габриэльян, 1994). Регистрация потенциалов в БАТ – один из методов диагностики электроакупунктуры, позволяющий осуществлять диагностику энергетического баланса в организме (Ф. Крашер, 1995). Для записи Омега-потенциала и биопотенциалов БАТ использовали мультиметр ВМ – 518 с высоким входным сопротивлением и неполяризующиеся хлорсеребряные электроды. Для получения более точных данных измерение проводилось после обработки необходимых участков кожи пресыщенным раствором KCl. Измерение омега-потенциала и потенциала БАТ производилось в положении сидя (см. приложение 3). Газоразрядная визуализация проводилась на приборе «Фотоаппарат газоразрядный ФГР – 02» (разработчик НПО «ИНФОРАЙ» г. Краснодар) с использованием медицинской рентгеновской пленки RETINA. Обработка фотоматериала велась согласно техническим условиям проявления радиографических медицинских плёнок (Д.С. Гурлёв, 1993). Также использовали аппаратный комплекс «BEO GDV Camera» (разработчик «Kirlionics GDV International» г. С-Петербург) разрешённый к применению Комитетом по новой медицинской технике МЗ РФ и Госстандартом России с 1999 года, регистрационный номер в государственном реестре медицинских изделий № 29/06111299/3064-02 от 23 января 2002 г. ГРВ-граммы регистрировались с кончиков пальцев рук обследуемого (рис. 1). Для обработки и анализа результатов использовались программы «ГРВ-Диаграмма», «ГРВ-Процессор», «ГРВ-Сканер». Для характеристики ГРВ-грамм использовали показатели: площадь газоразрядного изображения (ГРИ), интегральный коэффициент площади, коэффициент симметрии, коэффициент фрактальности, нормализованная площадь (см. приложение 4, 5).
Исследования проводили в лаборатории психофизиологии КГУ по правилам подготовки к ГРВ-графии, разработанными К.Г. Коротковым (1998) с целью приведения человека в устойчивое психофизиологическое состояние в условиях новой обстановки: а) через 3 часа после приёма пищи, выкуривания сигареты, не менее чем через сутки после приёма алкоголя; б) в проветриваемой комнате, относительно изолированной от внешних шумов, с температурой воздуха 20-240 С и влажностью 50-52%, испытуемый должен отдохнуть 5-10 минут; в) перед исследованием испытуемым давали рекомендации опорожнить кишечник и мочевой пузырь, остричь ногти, снять с рук все металлические предметы, одежду, затрудняющих периферический кровоток.
б) Рис. 1 Различные типы ГРВ-грамм пальцев рук а) Вверху показано окно режима покадровой съёмки: 10 окон, в каждом из которых отображаются отснятые ГРВ-граммы пальцев с соответствующим кодом. Код состоит из порядкового номера: 1 – большой палец, 2 – указательный палец, 3 – средний палец, 4 – безымянный палец, 5- мизинец и буквы: R- (right) правая рука, L – (left) левая. Таким бразом, 1R – большой палец правой руки и т.д.; б) Газоразрядные изображения дистальных фаланг пальцев рук
При выборе психодиагностических методик мы руководствовались задачами нашего исследования: 1. Методики должны позволять исследовать наиболее устойчивые личностные черты (тип темперамента, акцентуации характера), а также характеристики текущего эмоционального состояния. 2. Методики должны быть надёжными, информативными, относительно простыми и удобными для практического применения. В результате были отобраны 4 психодиагностические методики, которые удовлетворяли нашим задачам: опросник Айзенка, тест Леонгарда, цветовой тест Люшера, тест Спилбергера (Л.Н. Собчик, 2001; А.В. Батаршев, 2000; Г.Ю. Айзенк, 1999; В.В. Драгунский, 1999). На вопросы тестов испытуемые отвечали письменно. Цветовые выборы в тесте Люшера осуществляли по карточкам. Для удобства и быстроты выполнения теста и обработки его результатов были разработаны специальные бланки ответов, содержащие графы для анкетных данных, краткие инструкции и номера вопросов. Обработка проводилась с вводом данных в компьютер. Результаты тестирования заносились в таблицы. Опросник Айзенка Является стандартизированным и широко применяется в психологических исследованиях для изучения свойств и определения типа темперамента. Тест включает 57 вопросов и 3 шкалы: 1. Лживость; 2. Экстраверсия – интроверсия; 3. Нейротизм (эмоциональная стабильность - лабильность). Испытуемый отвечает на вопросы “да” или “нет”, затем подсчитывают количество совпадений с ключом по каждой шкале. За каждое совпадение начисляют 1 балл. Слишком высокий балл по шкале лживости не позволяет достоверно судить о свойствах темперамента испытуемого. Значение экстраверсии и нейротизма (от 0 до 24 баллов) отмечают в системе координат соответственно по горизонтальной и вертикальной оси. Испытуемого относят к одному из четырёх типов темперамента, если значения по шкалам экстраверсии и нейротизма выходят за рамки диапазона (11 - 13 баллов). Если значение одного или обоих параметров лежит в этом интервале, то данное лицо относят к смешанному типу.
Опросник Леонгарда. Опросник предназначен для изучения акцентуаций характера и темперамента у здоровых взрослых людей. Тест включает 88 вопросов, на которые нужно дать положительный или отрицательный ответ, и содержит 10 шкал, в соответствии с десятью выделенными Леонгардом типами акцентуаций: 1. Гипертимный 6. Циклотимный 2. Возбудимый 7. Демонстративный 3.Эмотивный 8. Неуравновешенный 4. Педантичный 9. Дистимный 5. Тревожный 10. Экзальтированный. Подсчитывают количество совпадений с ключом по каждой из шкал и умножают “сырой” балл на коэффициент для каждой шкалы. Получаются стандартные значения от 0 до 24 баллов. Чем выше балл, тем ярче выражена акцентуация (или тенденция к ней). Цветовой тест Люшера Тест был разработан швейцарским психологом Максом Люшером в 1947 году и способен диагностировать как ситуативные изменения психофизиологического состояния человека, так и некоторые устойчивые, формально-динамические характеристики эмоциональной сферы. Тест выявляет непосредственные и неосознаваемые реакции человека на цветовые стимулы, базирующиеся на природообусловленных, психофизиологических, индивидуально-типологических свойствах конкретной личности. Тест выявляет порог цветовой восприимчивости зрительного анализатора испытуемого, зависящий от функционального состояния ЦНС, от преобладания в ней эрготропного или трофотропного тонуса. Тест Люшера привлекателен, отнимает мало времени у испытуемых, снимает подозрительность. Считается, что тест работает при аномалиях цветового зрения, вплоть до цветовой слепоты, т.к. в этих случаях работает не инстинктивная реакция на свет, а реакция на контрастность, интенсивность (Л.Н. Собчик, 2002). Испытуемому предъявляются восемь цветовых стимулов - основные хроматические цвета: - синий, зеленый, красный, желтый; дополнительные смешанные цвета - фиолетовый и коричневый; и ахроматические стимулы: - черный и серый, которые он должен проранжировать по критерию предпочтения. Предпочтение одного из стимулов, выбор его на первую позицию, отражает дифференцированное субъективное отношение испытуемого к предлагаемому цветовому набору и является наиболее диагностически значимым. Остальные цвета ранжируются по степени личностной значимости в порядке убывания и также учитываются при интерпретации результатов тестирования.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.214 (0.013 с.) |