Психолого-педагогические основы развития способностей к изобразительному творчеству у дошкольников, детская художес. одаренность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогические основы развития способностей к изобразительному творчеству у дошкольников, детская художес. одаренность.



Художественная одаренность детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе рассматривается через изучение способностей к различным видам искусства. Проблема развития способностей изобразительного творчества занимает в научных исследованиях особое место, так как:
-обосновано положение о том, что все дети от природы «художники» и наделены многими предпосылками успешного овладения художественно-творческими видами деятельности;
- занятия рисованием, лепкой являются универсальным средством развития базовых основ личности;
- продукты изобразительного творчества и сам процесс их создания позволяют более глубоко проникнуть в сущность психики каждого ребенка и грамотно корректировать последующее становление.
Ведущими специалистами в области детского изобразительного творчества обозначены приоритетные педагогические задачи на выявление способностей к деятельности и создание благоприятных условий для их развития.
Поставленные задачи вызывают ряд вопросов, один из которых касается проблемы диагностических методик, направленных на определение уровня развития способностей к определенным видам художественно-творческой деятельности, и целесообразность их использования на ранних этапах формирования деятельности. Исследователями, как правило, оцениваются общие характеристики изобразительной деятельности, тогда как протекает она и развивается индивидуально в соответствии с психическими и личностными особенностями каждого ребенка.
В отечественной науке существуют различные концептуальные подходы исследования проблемы способностей к изобразительному творчеству (Е.И.Игнатьев, В.И. Киреенко, А.Г.Ковалев, В.С.Кузин, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова и др.). Во всех научных работах подчеркивается значимость воображения, восприятия, образного мышления в успешном овладении изобразительной деятельностью. Способности креативного характера, считают психологи, являются неотъемлемым элементом всех видов одаренности. В изобразительной деятельности важное место ученые отводят овладению графическими навыками и умениями, так как они позволяют воплотить воображаемое в форме художественного образа. Еще в XIX веке немецкий психолог Э. Мейман, анализируя проблему одаренности, выделил необходимые в рисовании умения правильного видения объекта и искусность руки. Отсутствие таких способностей, писал ученый, ведет к исчезновению образов при первом прикосновении изобразительного инструмента к листу бумаги.
В середине XX века были найдены свойства психики, определяющие успех развития деятельности. В структуре изобразительных способностей А.Г.Ковалевым вычленяются следующие компоненты:
-высокая чувствительность зрительного анализатора;
- сенсомоторные качества руки;
- высокоразвитая образная память;
- художественно-творческое воображение как ведущее опорное свойство способностей к рисованию.
Эмоциональная настроенность, считает А.Г. Ковалев, является необходимым фоном творческой деятельности, которая легко возникает у художника благодаря наличию высокой эмоционально-эстетической чувствительности.
Исследования, проводимые Н.П.Сакулиной, позволили выделить у детей дошкольного возраста способности к изображению и художественному выражению. Способность к изображению включает в себя: восприятие и связанное с ним представление; овладение средствами графического построения образа и овладение техникой рисунка. Способность к образному выражению Н.П. Санулина относит к разряду художественно-творческих способностей. Основной для их развития, считает автор, является эстетическое освоение действительности.
В педагогике учеными доказано, что дошкольники способны к эстетическому восприятию и выражению в искусстве в соответствии со своими представлениями о прекрасном (Н.А.Ветлугина, В.Б.Косминская, Т.С.Комарова, Б.М.Теплов, Е.А.Флерина, Р.М.Чумичева и др.)
Современными исследователями разработана экспериментальная модель выявления у детей 3-7 лет чувства формы как интегральной эстетической способности, которая включает в себя умение воспринимать и означивать форму (интерпретировать содержание) с помощью воображения и эмпатии (Е.М.Торшилова, Т.В.Морозова). На основе тестовых заданий получена возможность достоверно измерить уровень способностей у ребенка к опознанию выразительной формы, синестезии, эмоционально-эстетическим предпочтениям и другим категориям. При этом ученые отмечают, что без специального воздействия родителей и педагогов эстетические способности у талантливых детей не получают должного развития. В связи с этим на сегодняшний день создается сеть образовательных учреждений специального художественного профиля. В детских садах функционируют студии изобразительного творчества и кружки по интересам. Оценивая деятельность изостудий, следует выделить следующие актуальные задачи: необходимость разработки методик общеэстетического развития детей, создание программ с индивидуально-дифференцируемым подходом развития, кадровое обеспечение.

Без учета важности рассматриваемых вопросов работа по развитию художественно одаренных детей в системе дошкольного образования может оказаться малоэффективной.
Таким образом, исследовательское поле в сфере детской художественной одаренности достаточно широко, и его изучение является актуальной научно-практической задачей в настоящее время.

 

 

10. Развитие ребенка как субъекта изобразительной деятельности. Одно из важнейших условий развития ребенка - это появление и совершенствование его деятельности. Процесс развития дея­тельности означает постепенное становление всех ее структурных компонентов: мотивов, целеполагания, комплекса действий.

Изобразительная деятельность зарождается в раннем и продол­жает развиваться в дошкольном возрасте. Если вовремя создать условия для ее появления и становления, она станет ярким и благо­датным средством самовыражения и развития ребенка. С развитием деятельности растет, развивается, изменяется сам ребенок.

Что важно видеть, понимать в детской изобразительной дея­тельности?

Во-первых, какие мотивы ее побуждают, закономерности их становления и развития, постепенное становление целенаправ­ленной деятельности.

Во-вторых, какие действия составляют эту деятельность, как они появляются, развиваются, соотносятся между собой.

В-третьих, каков возможный результат этой деятельности в дошкольном возрасте, его смысл и значение для развития ребенка.

Иными словами, важно рассмотреть, как постепенно изменяет­ся эта деятельность в сочетании всех ее структурных компонентов. Анализ детской изобразительной деятельности по всем этим параметрам следует проводить с учетом специфики того или ино­го возрастного периода. В частности, с учетом ведущего типа от­ношения ребенка к миру.

Развитие детской изобразительной деятельности, на наш взгляд, теснейшим образом связано с развитием общей мотивационно-потребностной сферы личности ребенка. Общая потребность - жить одной жизнью со взрослыми людьми, участвовать в их деятельно­сти и отношениях - рождает разные предметы этой потребности в каждом возрастном периоде. Так, известно, что в раннем возрасте доминирует ориентация ребенка на предметный мир и способы употребления предметов. То есть отношение «ребенок - общест­венный предмет» является главным, основным. Это отношение реа­лизуется в предметной деятельности, которая становится ведущей в данный период. Зарождающаяся изобразительная деятельность в этот период так же несет на себе отпечаток этой потребности. По­лагаем, что она возникает не как художественная, а как разновид­ность предметной деятельности и развивается определенное время по ее законам. Важно видеть поэтому, как постепенно она вычленя­ется из предметной развития многие черты предметной деятельности.

В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) ребенок также испыты­вает потребность жить одной жизнью со взрослыми, активно войти в жизненное пространство человеческого сообщества и дейст­вовать в нем. Однако предмет этой потребности меняется. Ребе­нок стремится освоить деятельность взрослого, понять ее смысл, особенности взаимодействия и отношений между людьми. И по­тому он в большей степени ориентирован не столько на предмет­ный мир, сколько на человека и его действия с этими предметами, взаимодействие и отношения людей в деятельностном общении. Ведущим становится отношение «ребенок - взрослый человек».

Наиболее доступной деятельностью, в которой ребенок реали­зует эту потребность и практическим путем постигает, осмысли­вает описанные выше явления, становится игра. Она приобретает ведущее значение для развития ребенка. Игра в большей степени отвечает этой доминирующий потребности ребенка и возможно­стям ее удовлетворения. Изобразительная деятельность, в этот период развиваясь по своим законам, в то же время несет на себе влияние сменившихся приоритетов в предметах потребности. Это влияние сказывается на ведущих мотивах, содержании и форме детской изобразительной деятельности, о чем будет сказано ниже. Специфика и место изобразительной деятельности в иерархии дру­гих деятельностей в большой степени определяются доминирую­щим отношением ребенка к миру, т. е. социальной ситуацией разви­тия, а следовательно, и ведущим видом деятельности.

Процесс освоения изобразительной деятельности малышом есть процесс становления его как субъекта этой деятельности. При этом реализуются субъектно-объектные отношения в процес­се восприятия изображаемых предметов и при воплощении их в образах. Одновременно в процессе овладения деятельностью реа­лизуются и субъект-субъектные отношения. Это происходит с развитием ее мотивов, особенно социальных, общественно на­правленных, с обогащением тем и замыслов, социальных по со­держанию, общественной оценкой и общественным использова­нием конечного результата (созданных образов). Таким образом, ребенок как субъект деятельности включен в систему обществен­ных отношений через содержание деятельности.

Кроме того, возникают субъект-субъектные отношения ребенка и взрослых, детей между собой по поводу деятельности (при вы­полнении коллективных работ; во время участия всех детей в их анализе и оценке; в процессе обучения ребенка педагогом и т. п.).

Иными словами, процесс освоения деятельности ребенком есть процесс развития ребенка как субъекта деятельности в системе общественных отношений. При этом идет развитие всех сфер лич­ности ребенка. Творческий характер деятельности стимулирует развитие одного из важнейших психических новообразований этого периода - воображения, творчества, что также свидетельст­вует о развитии личности ребенка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.007 с.)