Эстетическое созерцание, эстетическое и художественное восприятие. Особенности становления их у детей, пути формирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эстетическое созерцание, эстетическое и художественное восприятие. Особенности становления их у детей, пути формирования.



 

Эст. созерцание – это непосред-но целостное видение явлений дейст-ти под углом зрения эст. установки субъекта. Однако это не зеркальное отражение дейст-ти, т.к. в этот процесс вносится элемент отношения субъекта к объекту. Оно характ-ся: - непосредств-тью, которая проявляется в том, что субъект сам опред-ет предмет созерцания, открывает для себя его эст. ценность и получает наслаждение не только от предмета созер., но и от самого процесса, актуализируя в нем свои потенциальные эстетические способности.

Эст. восприятие - не есть просто отражение воспроизведение в сознании, это сложный процесс соучастия, сотворчества воспринимающего субъекта (Юрий Борев)

Структура эст. восприятия: Художник – (замысел – выразит. ср-ва – результат) – зритель.

Т.о., результатом эст. восприятия явл. проникновение зрителя.

Условия форм-я эст. воспр. – 1. объективные 2) субъективные – создание установки на восприятие прекрасного, - умение отвлечься от всего житейского, - искусствоведч. знания.

Особенности проявл. эст. воспр. у дошк-в. (проблема изучалась Тепловым, Флериной, Косминской, Зубаревой, Езикеевой, Ветлугиной, Минчинской) – в первую очередь ребенок всегда воспринимает чувственно-конкретное содержание; - у дошк-в оно не целостное; - эмоц. окрашенность; - оценочность; - индивидуальность(субък-ть); - непосред-ть, наивность; - актиынвй творческий характер; - нецеленаправленно, не планомерно, не последо-но. Зубарева выделила 3уровня развития эст. восприятия у дош-в. 1) самый низкий. Харак-ся наличием эмоционал. отклика на произведение. Мотив оценки носит житейский хар-р. (3-4 года). 2) дети способны выделить в произведении искусства выраз. средства, кот. делают его привлекательным (5 лет). 3) лети способны подняться до способности понять больше, чем заложено.

Пути формир-я эст. воспр-я. у дош. 1) Дать детям знания о сенсорных эталонах.2) Научить действиям обследования, с помощью которых выявляются св-ва предметов. 3. Сообщить детям знания об эстет. категориях и критериях. 4) Учить детей процессу эст. восприятия на спец. звнятиях по формир-ю искусственных знаний. (Теплов)

 

8. Сенсорные основы изобразительной деятельности. Методика обследования предметов(исследования Н.П. Сакулиной, Н.Б. Халезовой, Б.С. Рогалевой, Н.Н. Поддъякова)

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Сенсорная культура ребенка -- результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей). Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

Можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет:

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Обследование - целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие предмета осязательно-двигательным и зрительным путем. Цель сенсорного воспитания - формирование у детей способов рационального, чувственного познания окружающего мира на основе усвоения сенсорных эталонов форм, цвета, величин. Благодаря обследованию предмета у детей формируется представление о нем, которое ложится в основу изображения. То есть смысл обследования в формировании представления об изображаемом предмете.

(методика по возрастам) Обследование предметов имеет некоторые особенности в зависимости от возраста детей, а значит, их возможностей в восприятии и изображении. 2 мл. группа изображают предметы, состоящие в основном из одной части, форму передают обобщенную, приближающуюся к геометрической фигуре - эталону. Поэтому и содержание обследования очень простое - вычленить форму, цвет. Так как на занятия отводится немного времени, а малышам (каждому) нужно потрогать, ощутить предмет, вычленить форму, обследование обязательно нужно провести до занятия (по подгруппам, индивидуально).При низком уровне сенсорного развития очень важно приучать детей контролировать, сопровождать взглядом движение пальчика по форме, устанавливать связь между обследующим жестом и формообразующим движением. В младшей группе чаще, чем в других, при обследовании необходим совместный жест. В этой группе, особенно при интенсивном сенсорном воспитании и развитии, возможно подведение детей к обобщению предметов по признаку формы (круглыми могут быть яблоки, мячи, шары, пуговицы и т.д.). На этой основе уже в младшей группе возможно формирование - обобщенного способа изображения (все круглые предметы рисуются, лепятся одним и тем же способом). В средней группе при обследовании" обращается внимание на строение предмета. Важна также ориентировка в пространстве, и воспитатель словом уточняет расположение частей предмет (наверху, внизу, с одной стороны, с другой стороны). Особенно тщательным должно быть обследование предметов, форму которых дети изображают впервые. В этом случае требования те же, что и младшей группе (необходимость обследующего жеста, зрительного контроля, предварительное обследование предметов до занятия, установление связи обследующего жеста и формообразующего движения). Важно побуждать их действовать жестом и вслух называть части, формы и т.д. Внешнее практическое действие и громкая речь необходимы. Позднее процесс обследования будет более «свернут» и ребенок «про себя» будет называть то, что видит. Со средней группы у детей возникает больше возможностей к выявлению связей, зависимостей между внешним видом и назначением предмета, его частей и другими его признаками, к обобщению предметов по признаку формы.

При обследовании предметов с детьми старшего возраста всвязи с усложняющимися задачами изображения следует обращать внимание на отношение частей в предмете по ширине, длине, высоте. Основную форму дети передают еще обобщенно, приближая к соответствующей форме геометрической фигуры (круг, овал, треугольник и т.п.) Характерный облик предмета создается благодаря включению в изображение некоторых деталей, элементов движения. Однако дошкольники испытывают трудности при изображении прямоугольных и округлых форм разной величины и пропорций. Поэтому целесообразно обращать внимание на линии прямого и округлого характера. Это должно быть сделано и при обследовании. Обследующий жест подчеркивает и фиксирует внимание на пропорциях. С более старшими детьми устанавливается отличие форм предмета, его частей от геометрических эталонов форм (характерная форма рыбки - карася, щуки и др.).

При обследовании предметов с детьми старшего возраста (в том числе и подготовительной группы) часто используют прием сравнения при рассматривании частей одного предмета и сравнение подобных предметов между собой с целью формирования обобщенных представлений, а на их основе - и обобщенных способов изображения.

В подготовительной группе особенно важно (в процессе обследования) обращать внимание на разнообразие предметов одного типа и учить детей видеть их выразительность, своеобразие каждого. Именно на этом делается акцент при обследовании, это помогает детям создавать более выразительные и разнообразные образы, помогает «разрушить» шаблонные изображения.

В работе с самыми старшими дошкольниками методика обследования зависит от многих факторов: от общего сенсорного развития детей и умения обследовать предметы с целью изображения; от задач изображения (рисуют и лепят с натуры или по представлению); от уровня изобразительных умений и других факторов. Педагогу важно, чтобы процесс восприятия не был формальным. Нужно помнить, что обследование должно помочь ребенку в изображении. Это первое обстоятельство, которое определяет методику обследования. Второе обстоятельство - дети должны научиться смотреть и видеть.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.93.73 (0.006 с.)