Формирование у дошкольников технических умений в рисовании, анализ вариативных техник. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование у дошкольников технических умений в рисовании, анализ вариативных техник.



 

Прежде всего необходимо научить детей правильно держать карандаш, кисть, мелок в руке. Сами они этому научиться не могут. Неумение правильно держать карандаш и кисть тормозит развитие рисовальных движений и затрудняет создание изображения.

 Дети должны научиться держать кисть и карандаш тремя пальцами: между большим и средним, придерживая сверху указательным (рука при этом до локтя лежит на столе или может быть приподнята, опираясь на рисующий карандаш, кисть или мелок и т. п.), рисовать карандашом с разным нажимом (легко касаясь бумаги для получения светлых оттенков и тонких, легких линий и более сильно нажимая для получения яркого цвета и сильных, энергичных линий). Это позволяет добиваться выразительности линий и всего изображения, так как линия — один из основных компонентов рисунка. При рисовании кистью детей учат вести ее как всем ворсом, так и концом его для получения широких и тонких линий.

 Дошкольники учатся правильно закрашивать изображения (проводить линии в одном направлении, не меняя его в пределах одного контура, не выводить штрихи за пределы контура; передавая гладкую фактуру, закрашивать без просветов, а шероховатую — с просветами). Дети приобретают умение регулировать длину штрихов, линий, что необходимо для изображения предметов, их частей и фактуры.

 Они осваивают различные способы работы кистью и красками: по сухому фону, по влажному, способом размывки. Их учат смешивать краски с белилами (в гуаши) и разводить их водой (в акварели) для получения различных оттенков цвета, использовать разные способы рисования и получения оттенков цвета, применять при создании изображения разную технику (простой карандаш и краски — гуашь, акварель; цветные восковые мелки и гуашь или акварель и т. п.).

 В старшей группе впервые вводится рисование акварельными красками, закрепляются способы работы гуашью. Дети знакомятся также со способами рисования цветными восковыми мелками, простым и графитным карандашами; учатся проводить прямые линии в разных направлениях и разной ширины, рисовать дуги, окружности, фигуры овальной формы, волнистые линии, прикладывать кисть плашмя для получения мазка. Отрабатываются легкое, без излишнего напряжения движение карандашом и кистью, умеренный нажим на бумагу карандашом и регуляция нажима для получения оттенков цветов, рисование концом кисти тонких линий, более широких полос боковой стороной ворса; вырабатывается умение произвольно изменять силу нажима на карандаш для получения цвета разной интенсивности.

 Дети овладевают ритмом движения при повторности однородных действий (равномерное поднимание и опускание руки при рисовании волнистой линии, дуг, обрамляющих круги или овалы, при нанесении мазков, точек); учатся сохранять равномерность движения по размаху, нажиму и направлению штрихов при закрашивании частей рисунка.

 Дети учатся пользоваться палитрой (это могут быть крышка металлической коробки, кусок пластического стекла, маленькое блюдце). На палитре краску разводят водой, чтобы получить светлый тон, или смешивают с другой. Так получают цвет или оттенок того или иного цвета. Если акварелью рисуют большие плоскости, то покрывают их жидкой, краской светлого тона сверху вниз. Как только краска просохнет, поверх нее рисуют более темными и яркими тонами.

 Овладение техникой рисования развивает движения руки, позволяет свободно реализовывать творческий замысел, создавать интересные выразительные рисунки.

Однако важно не только научить детей правильно держать карандаш, но и отработать более сложное и пластичное умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования. Для этого нужен не только навык, но и знание о том, каким должно быть положение руки с инструментом при выполнении той или иной изобразительной задачи.

В это умение входит ряд навыков: правильно держать инструмент (исходное положение), положение руки с инструментом при рисовании вертикальных и горизонтальных линий, положение руки с кистью при рисовании широких полос и тонких линий и др.

Овладев, всеми этими навыками и зная, какой способ действия должен применяться в том или ином случае, дети приобретают умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования. Таким образом, первая группа нашей классификации включает не только навыки, но и умения.

Вторая группа классификации включает навыки, отработка которых приведет к образованию умения регулировать рисовальные движения в отношении силы нажима, скорости, размаха, равномерности, слитности, плавности в соответствии с задачами изображения. Каждое из названных качеств движения отрабатывается как навык.

 

Навыки, выделенные в третью группу, перерастают в сенсомоторные умения, обусловливающие создание изображения: умения подчинять движение передаче любой формы, ее конфигурации, положения в пространстве, относительной величины, пропорций, что требует умения соразмерять, подчинять движения контролю взора. Эти относительно сложные умения требуют усвоения определенных знаний и овладения входящими в них навыками: произвольное прекращение движения в нужной точке, легкое, без излишнего напряжения движение, удержание направленности движения (но прямой, по дуге, по окружности и т. д.), изменение направления движения. Эти навыки обеспечивают передачу относительной величины и пропорций форм предметов.

Так, для того чтобы произвести формообразующее рисовальное движение, нужно ощутить и определить, каким должно быть это движение, соотнеся его с формой изображаемого предмета. Известно, что это движение будет различным в зависимости от формы изображаемого предмета. Для проведения движения необходимы: навык сохранения направленности движения, навык произвольного изменения направления движения, навык правильного положения руки при рисовании прямых (вертикальных, горизонтальных, наклонных), округлых и изогнутых линий. А так как рисование осуществляется карандашом или кистью, то важно еще и овладение способами действия с этими инструментами. При неправильных действиях формообразующее движение может быть произведено неточно, а следовательно, и форма предмета искажена.

В младшей группе на занятиях используется детская склонность к подражанию при выполнении двигательных упражнений. Ребенок копирует движение взрослого, которые служат своеобразной меркой для того, чтобы подладить свои движения к оригиналу (образцу).

Программа средней группы заключается в некотором усложнении самих упражнений и увеличения количества занятий. Линия усложнения предполагает сначала управление руками, потом координированность движений обеих рук, развития гибкости и мелкой мускулатуры кисти и пальцев. Предлагаемые движения сочетают в себе движения для рук и для пальцев, так как они усложняются по образцу выполнения и по образному контексту, в который включаются.

К пяти годам, возможность точных произвольных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.

К моменту поступления ребенка в школу формируются все основные мышечно-моторные функции руки и связанные с ними функции больших полушарий головного мозга.

 

 

40. развитие цветовосприятие, формирование знаний и умений, связанных с использованием цвета в худ.д-ти. Особенности цветовосприятия у дет дош. возраста одна из первых характеристик окр. мира, которую воспринимают дети- это цвет. Знакомство ребенка с цветом начинается с беспорядочн. цветовых каракуль пятен, штрихов. Он ещё не может удержать кисть и делает первые рисунки пальцем, ладошкой, такие занятия упражняют руку ведут к улучшению координации движений, накоплению цветового опыта. Реб-к пробует сам удержать кисть и набрать краску. Первый цветовой набор предлагает взрослый: солнышко желтое0 выбери краску жел. В период раннего и мл возраста, где все внимание ребенка направленно на освоение новых материалов, интерес к краскам объясняется возможностью получения на листе бумаги ярких цветовых пятен..Цвет может не связываться ассоциативно с эмоциями, настроением. Привлекает наиболее яркие чистые цвета. Постепенно цветовые пятна, штрихи становятся более ритмичными. Движение кисти уверенными и точными. 3 год жизни детей характре. Быстрым развитием речи. накоплением личного опыта,развития конкретного образного мышления развитие эмоциональной сферы. Детей привлекает не только процесс закрашивания листа,но и восприятие пятна. Они рис. одно пятно рядом с другим в разных направлениях проводят полосы,ритмично наносят мазки. Ассоциации возникают по цвету и массе пятна.Лист бумаги закрашенный в какой либо цвет, воспринимается как единый образ.В начале и в конце 3 года жизни процесс рисования существенно изменяется.Этог оворит о развитии восприятия предствлений образно-смысловой стороны деятельности.Ребенок может самостоятельно выбирать кр,син жел зел цвет.К 4-5 годам кактолько ребенок научидся распознавать и называть цвета это умние помогает ему усваивать новую инф. На этом этапе пед-г может использовать не только задания по цветоведению, но и обращать внимание на роль цвета в окр. жизни.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 575; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.241 (0.007 с.)