Диагностика развития ребенка в изобразительной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика развития ребенка в изобразительной деятельности



В оценке творческих способностей в отечественной педагогической психологии относительно устойчивы у разных авторов критерии быстроты, легкости, гибкости и оригинальности выполнения предлагаемых заданий:

– быстрота и легкость проявляются в скорости выполнения задания и определяются путем подсчета количества ответов, идей или решений задачи за отведенный промежуток времени;
– гибкость – количество переключений с одного класса объектов на другие;
– оригинальность оценивается по частоте данного ответа в однородной группе.

Достаточно широкое применение для диагностики творческих способностей воспитанников получил тест Э. Торенса. Тест разбит на три группы или, как говорится в этой методике, батареи:

– вербальную;  – изобразительную;     – звуковую.

Для диагностики творческих способностей к изобразительной деятельности легко адаптируется вторая – изобразительная батарея этого теста. Оценка результатов проводится по следующим критериям:

1. Скорость и беглость – количество ответов.

2. Гибкость – степень разнообразия ответов.

3. Оригинальность – редкость идей.

4. Тщательность разработки идеи – детализация ответов.

Все тестовые методики не являются абсолютным показателем развития личности. Они только констатируют достигнутый уровень в очень узком диапазоне исследований способностей человека. Наибольшие затруднения в применении тестовых методик вызывает их некоторая всеобщность: творчество воспитанников оценивается вообще, а не применительно к особенностям творческих способностей в изобразительной или иной художественной деятельности. Другая трудность заключается в неоднозначности интерпретации полученных результатов, что, безусловно, снижает уровень объективности исследований.

При всём своём несовершенстве тестовые методики успешно используются как учёными, так и педагогами – практиками. Серия тестов на выявление способностей к изобразительной деятельности (предлагаемые тесты можно разделить на две большие группы: изобразительные и вербальные. Учитывая специфику возраста, тесты-задания представлены по возможности игровую форму. Время исполнения заданий – 10 минут:):

1. Тест-игра «Закорючка». Тестирование проводится индивидуально. Ребёнку последовательно предлагается десять рисунков-закорючек. Задача ребёнка, каждую закорючку дорисовывать так, чтобы получился конкретный узнаваемый образ. Результаты теста отражают творческие возможности воображения и образной памяти ребёнка. Задание оценивается в баллах: за каждый дорисованный образ – 1 балл, если вариантов нет – 0 баллов.

2. Тест-задание «Что попало в сеть?». Тестируется группа детей. Воспитанникам предлагается закрыть глаза и на листе бумаги начертить, не отрывая руки от листа, линию, проводя её в любых направлениях и придавая ей любой графический характер. Дети открывают глаза и должны найти в получившейся сети свой улов: предметы, человека, растения, животных и т.д. Найденный образ заштриховывается. Оценивается оригинальность и разнообразие образов. Простые, примитивные изображения оцениваются от 0 до 3-х баллов. Изображения более сложных образов оценивается от 4 до 7 баллов. Сложные, сюжетные изображения, оригинальные ракурсы, изображения пейзажа получают оценку от 8 до 10 баллов. Возможна стандартизация этого теста. Как вариант предлагается «сеточка», заданная педагогом, что позволяет более объективно относиться к полученным результатам.

3. Тест-игра «Геометрический человек». Педагог предлагает нарисовать человека, который живёт в стране «Геометрии». Для его изображения можно использовать точку, прямые линии и геометрические фигуры: круг, прямоугольник, треугольник. Вариантом этого теста могут быть «геометрические» животные и птицы. Как и в предыдущем задании, баллы в зависимости от сложности проставляются от 0 до 10. Предлагаемые в этой серии тесты-задания достаточно полно отражают способности восприятия линейного контура, способности «достраивания», «продолжения» линейного образа. Количественная и качественная оценка итогов тестирования может быть иной, возможно, более сложной или критериально более многоплановой.

Следующую серию заданий «Волшебная клякса». Тесты этой серии восходят к классическим чернильным пятнам Роршаха. Они рассчитаны на выявление уровня развития воображения.

1. Тест-задание «Дорисуй». Ребёнок должен увидеть в силуэте кляксы или комбинации нескольких клякс определённый образ и дорисовать его, сделав более выразительным, узнаваемым. Тест легко стандартизируется, если детям одной возрастной группы предъявляются одинаковые кляксы. Возможен как чёрно-белый вариант этого теста, так и цветной. Оценка результата этого теста аналогична первому тесту в серии «Чудесная линия».

2. Тест «Игра в прятки». В предлагаемом воспитанникам чёрном или цветном пятне они должны увидеть «спрятанный там конкретно заданный образ». Пятно можно поворачивать. При дорисовке используется минимум средств. Оценивается оригинальность и выразительность решения.

Следующая группа заданий – «Отпечатки» является наиболее показательной при Бесконечное разнообразие цвета и фактуры отпечатка стимулирует продуцирование самых разнообразных образов. По сложности обработки и интерпретации результаты этого задания выходят на первое место.

1. Тест-задание «Отыщи картинку». Воспитанникам предъявляется цветной отпечаток (два, три или более цветовых тона), образованный как сближенными, так и контрастными сочетаниями цветов. Целью задания является поиск наибольшего количества изобразительных образов. Чем сложней увиденный образ, тем большим количеством баллов он оценивается. Это задание позволяет использовать все три критерия творческого мышления: легкость и беглость, гибкость, оригинальность.

 

 

45. проблема преемственности в художественном воспитании ДОУ и школы. анализ программы Б.М.Неменского.

анализ программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».: Программа создана с учетом требований к содержанию образования в ДОУ и опирается на концептуальные положения системы непрерывного художественного образования, разработанной под руководством народного художника России, академика Б. М. Неменского. Основные принципы программы: преемственность эстетического воспитания дошкольников и младших школьников, взаимосвязь трех видов художественной деятельности (изобразительной, конструктивной и декоративной), развитие образного мышления в процессе восприятия и создания художественного образа. Программа раскрывает содержание и принципы организации художественного воспитания детей, выстраивает содержание каждого занятия. В дальнейшем дети смогут обучаться по любой из программ по изобразительному искусству.

Главным смысловым стержнем программы,предметом изучения является связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка-вокруг этой идеи структурируется программа.

Цель: духовно-нравственное развитие ребенка,т.е. формирование у него качеств. Отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Иными словами, необходимо создать условия для развития творческого начала, для формирования внутренне свободного человека.

Задачи: 1.Увлечение искусством.(создание атмосферы увлеченности на уроках-вот задача педагога).

2. приобщение к художественной культуре.данная задача расшифровывается в трех элементах, которые в своем триединстве раскрывают её сущность:

-искусство как культура(содержание искусства)

-искусство как творчество (собственная творческая деятельность)

-искусство как язык(профессиональный опыт)

 

 

17. занятия как основная форма обучения детей изодеятельности ДОУ.


Изобразительная деятельность - важнейшее средство эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально-положительного восприятия искусства, которое способствует формированию эстетического отношения к действительности.
Проведённые исследования (О.Ю.Зырянова) показывают, что занятия по изобразительной деятельности способствуют формированию у детей эстетического отношения к природе, которое, с её точки зрения, включает в себя восприятие, оценку и суждение.
Наблюдения и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении, способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма. Эстетические чувства могут возникнуть при восприятии чёткой изящной формы предмета или ритмического строя предметов.На этой основе у детей формируется художественный вкус.
Однако важно помнить, что чувство прекрасного может быть сформировано лишь в том случае, когда красота предмета или явления предстанет перед детьми в силу их конкретного, образного мышления в конкретном выражении. Поэтому в процессе наблюдения с детьми и разговора с ними о том, что они видели, воспитателю важно наполнить слово «красивое» конкретным содержанием, показать, что делает предмет, явление красивым.
Эстетической характеристике предмета и осознанию красоты помогает использование при описании поэтических строк. В процессе занятий рисованием, лепкой, аппликацией у детей развивается воображение. Ребёнок создаёт изображение не только на основе того, что он непосредственно воспринимал. Образ вступает во взаимосвязь с опытом прошлых восприятий и сложившихся представлений. Дети, например, никогда не видели сказочной птицы, но они могли видеть самых разнообразных птиц в окружающей жизни, в иллюстрациях, слушали сказки о волшебных Жар-птицах, Синей птице, рассматривали дымковские глиняные игрушки, необыкновенно узорчатого красочного индюка, скопинских керамических птиц, изображения разнообразных птиц в различных предметах декоративного искусства. На этой основе и складывается образ необычной фантастической птицы, при этом у каждого ребенка свой.
На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интересней придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям,— графики (прежде всего книжной), живописи, скульптуры, архитектуры, произведений народного декоративного творчества — обогащают их представления, позволяют найти разнообразные выразительные решения.
Занятия по декоративному рисованию в последние годы все более тесно связывают с народным декоративным искусством. Дети при этом видят богатство фантазии народа, его мастерство, жизнелюбие, талант и трудолюбие, что способствует не только их эстетическому, но и нравственному воспитанию. Изделия народных мастеров есть в каждом регионе, и надо в работе с детьми использовать то, что им близко, что они могут видеть чуть ли не каждый день и замечать их красоту.
Эстетическое воздействие на детей занятий изобразительной деятельностью зависит от того, во-первых, что отбирается для изображения (это не только хорошо знакомые игрушки, но и просто красивые предметы, явления природы, вызывающие радостное удивление, восхищение ребенка), и, во-вторых, от нацеленности этих занятий на развитие детского творчества. Как подчеркивал известный психолог и педагог П. П. Блонский, эстетическое воспитание есть прежде всего развитие эстетического творчества, каждый ребенок в потенции творец всяких, в том числе и эстетических ценностей: строя домики, он проявляет свое архитектурное творчество, а передавая на рисунке картину осени, он также реализует свой творческий замысел, но уже в другом виде художественной деятельности.
Изобразительная деятельность — художественно- творческая, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому. В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели и выделили в процессе восприятия. Создавая рисунок, лепку, аппликацию, дети отмечают, почему им нравятся изображения, что в них интересного, почему они радуют их, и, наоборот, что вызывает отрицательное отношение. Так постепенно формируется умение высказывать эстетические суждения, давать эстетическую оценку созданным изображениям. Часто у детей эстетическая оценка переплетается с нравственной. Поэтому выражение отношения к изображаемому — это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности дошкольного творчества, что имеет важное значение для нравственного воспитания детей.
Общественная направленность изобразительной деятельности состоит в том, что ребенок создает узнаваемые изображения. Он рисует, лепит не только для себя, но и для того, чтобы его рисунок о чем-то рассказал, чтобы изображенное им узнали, порадовались созданному ребенком. Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в рисунке, лепке, аппликации дети передают явления общественной жизни, выражают свое отношение к ним. Такую направленность изобразительная деятельность детей приобретает и тогда, когда они создают что-то для других (поделки, игрушки, изображения в подарок малышам для игр, папам и мамам к праздникам). В этом случае дети испытывают особое чувство ответственности, стремление выполнить рисунок, лепку, аппликацию как можно лучше. Это способствует формированию у. них чувства коллективизма, внимания и заботы о других детях, близких людях, потребность в добрых делах.
На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер занятий по изобразительной деятельности, заключающийся прежде всего в том, что дети занимаются все вместе, создавая каждый свое изображение, затем сообща рассматривают и оценивают все выполненные рисунки, аппликации, лепку. В то же время на занятиях в детском саду и в школе дети часто вместе или объединяясь небольшими группками создают коллективные композиции в рисовании, лепке или аппликации. Изобразительная деятельность — специфическое образное познание действительности. Известный русский художник-педагог П.П. Чистяков писал: «Рисование как изучение живой формы есть одна из сторон знания вообще: оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные необходимыми для элементарного образования».
Занятия изобразительной деятельностью имеют большое значение для умственного воспитания детей. Это определяется прежде всего тем, что эта деятельность (как и любая другая) основывается на искусстве, которое заключает в себе концентрированную информацию о времени, в котором жил и творил художник, о жизни людей, их труде, обычаях, нравах, их идеалах, эталонах добра и красоты. Ее донесло до нас и понесет грядущим поколениям знания, закодированные в художественных образах.

Возможность интеллектуального развития детей в процессе изобразительной деятельности определяется и тем, что в изобразительном творчестве дети передают свои впечатления, полученные в окружающей жизни, или узнают из прочитанных ими книг. Без отчетливых представлений создать изображение невозможно. Вместе с тем в процессе создания образа действительности или литературного персонажа, картины у детей уточняются, углубляются, закрепляются знания и представления, которые являются своеобразным материалом для работы мышления, воображения

 

18. тематические и комплексные занятия. синтез искусств в эстетическом воспитании дошкольников.

Художественно-эстетическое воспитаниеявляется одним из основных направлений воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Результат художественно-эстетического развития - человек, способный познавать и преобразовывать мир, себя, свою жизнь по законам красоты, духовности и гармонии.

Творческая природа искусства, эвристические характеристики художественной деятельности соответствуют природе детства и возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста, для которых характерна художественная по своей сути картина мира, "эффект новизны", образная основа мышления, роль воображения в развитии высших психических функций, позитивное отношение к художественным формам познания (игре, метафоре, драматизации, сказке). Вместе с тем, педагогический потенциал искусства в развитии общих способностей к творчеству неисчерпаем.

Педагогическими формами развития творческих способностей детей являются творческие занятия и занятия по искусству.

Творческие занятия (сущность и специфика).

Цель творческих занятий: пробуждение и развитие креативных свойств, духовного потенциала ребенка, накопление опыта творческой деятельности, формирование позиции творца, креативное отношение к себе и окружающему миру.

Специфика творческих занятий наиболее рельефно проявляется в сравнении с традиционными познавательными занятиями.

Творческие занятия в системе дошкольного образования могут быть включены в образовательный процесс по разным видам занятий: математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, музыке, изобразительному искусству, лепке, конструированию и т.д. Но наиболее эффективны, как показывает практика, творческие занятия художественно-эстетического цикла, содержание которых составляют различные элементы культуры.

Занятия по искусству

Занятия по искусству - педагогическая форма видов художественного творчества (музыки, литературы, изобразительного искусства и др.)

Цель занятий по искусству - полихудожественное развитие ребенка.

Задачи: воспитание духовного здоровья, развитие креативных свойств личности в художественно-творческой и сотворческой деятельности, приобретение духовного опыта познания, понимания искусства.

Характерные признаки занятий по искусству:

1)содружество искусств;

2)многообразие художественно-информационного пространства;

3)познание через переживание, творчество и сотворчество;

4)эмоционально богатая партитура занятия;

5)успех, достижения, открытия детей;

6)индивидуальность ребенка как ценность и др.

7)Функциональные связи различных видов искусства реализуются по типам:

8)"доминанты", приоритета одного вида искусства и дополнительных функциях других;

9)равноправия всех видов искусства при сохранении специфики и "автономности" каждого;

10)синтеза, глубокой интеграции, результатом которой является "качественно иная целостность".

Вопрос синтеза различных видов искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста далее будет рассмотрен более подробно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 944; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.033 с.)