Комиссия в сфере жилищной политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комиссия в сфере жилищной политики



30 сентября 2019 г.

Председателю Общественного совета
при Минстрое России

С.В. Степашину

Уважаемый Сергей Вадимович!

В соответствии с Вашим поручением членам Президиума Общественного совета при Минстрое России от 23 сентября 2019 г. № ОС- 2019/4.24 мною был разослан на изучение и проработку членам Комиссии в сфере жилищной политики проект Стратегии развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года.

Заключение на проект Стратегии развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года прилагается.

Руководитель Комиссии

Н.Б. Косарева


Заключение

На проект Стратегии развития строительной отрасли Российской

Федерации до 2030 года

На рассмотрение представлен доработанный проект Стратегии развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года (далее - проект Стратегии). Ранее Комиссией в сфере жилищной политики Общественного совета при Минстрое России рассматривались Ключевые положения «Стратегии развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года» и представлялось заключение на данный документ.

Общий вывод экспертизы указанных проектов состоит в том, что проект Стратегии достаточно широко отражает основные направления стратегического развития строительной отрасли.

Однако, к сожалению, несмотря на то, что Минстроем России проводилось обсуждение представленных замечаний, не все из них нашли отражение в доработанном проекте Стратегии. Хотелось бы обратить внимание на некоторые их них.

- К разделу «Общие положения Стратегии»

Одно из концептуальных замечаний состояло в том, что как в числе принципов (стр. 4 и 5), так и в числе целевых индикаторов реализации Стратегии (стр. 6 и 7) совсем не отражены вопросы повышения производительности труда и развития конкуренции в строительстве (хотя сама Стратегия разрабатывается в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. № 1697-р, которым утвержден план мероприятий по развитию конкуренции).

Данное замечание не было учтено по непонятным причинам, поскольку вряд ли разработчики не понимают важность повышения производительности труда и развитие конкуренции в строительстве.
Например, в разделе 3.6 «Инновации» нет ни слова про повышение производительности труда как основного конкурентного преимущества в результате внедрения инноваций. В условиях отсутствия конкуренции стимулы для внедрения инноваций отсутствуют, что и наблюдается в российском строительном секторе.

В числе основных принципов (стр. 4) указан принцип «кастомизации».
Ранее в заключении уже было указано, что это понятие не является устоявшимся, и требует уточнения. По результатам обсуждения на совещании в Минстрое России (протокол совещания у заместителя Министра Д.А. Волкова от 29 августа 2019 г. № 472-ПРМ-ДВ) были направлены предложения по замене названия принципа «Кастомизация»[44], которые не
были учтены.

- К разделу 3.1.1 «Жилищное строительство»

В отношении жилищного строительства проектом Стратегии выделены ключевые цели и приоритеты, с которыми трудно не согласиться.

Можно только отметить, что. к сожалению, в проекте Стратегии так и не нашла отражения задача по развитию жилищно-строительной кооперации, которая могла бы повысить доступность жилья для семей, которые не могут купить по рыночным ценам.

Также остается замечание о слабой проработке в проекте Стратегии вопросов обеспечения жилищного строительства необходимой коммунальной инфраструктурой. Этому чрезвычайно важному для жилищного строительства вопросу посвящен только один последний абзац раздела (стр. 21). При этом вопросам развития транспортной инфраструктуры и социальной инфраструктуры посвящены отдельные параграфы.
Представляется необходимым преодолеть отраслевое управление в Минстрое России (в части строительства, и в части ЖКХ) и отразить в проекте Стратегии более подробно вопросы развития коммунальной инфраструктуры для обеспечения жилищного строительства.

- К разделу 3.4 «Аварийный жилищный фонд и предоставление
жилья отдельным категориям граждан»

По непонятным причинам в данном разделе перемешаны задачи ликвидации аварийного жилищного фонда и предоставления жилья отдельным категориям граждан. Представляется, что в данном случае эти задачи совмещены чисто в бюрократическом, но не содержательном
понимании.

При этом в части задачи предоставления жилья отдельным категориям граждан рассматривается только вопрос, связанный с выполнением федеральных обязательств, в том числе в рамках федеральной целевой программы «Жилище» либо в рамках исполнения федеральных полномочий в рамках федеральных законов.[45]

Представляется, что на уровне Стратегии вопрос должен быть поставлен шире - как необходимость планомерного исполнения всех публичных обязательств по обеспечению граждан жильем, в том числе возникших не только до 1 января 2005 года, но и на сегодняшний день.

Сегодня только в очереди на предоставление жилья по договору социального найма, по данным Росстата, стоит 2,34 млн семей, средний срок ожидания жилья составляет 20 лет, а по многим отдельным категориям граждан - более 20 лет! В Стратегии необходимо указать, каким образом планируется решить эту задачу, установить целевой показатель по планомерному сокращению сроков ожидания предоставления жилья льготным категориям граждан, а также выделить приоритетные группы граждан, которые нуждаются в предоставлении поддержки. В частности, требует срочного решения задача обеспечения жильем детей-сирот, хотя формально это полномочие относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.

Кроме того, главной стратегической задачей должна стать систематизация в целом принципов и механизмов предоставления государственной и муниципальной жилищной поддержки на основе принципа адресности жилищной поддержки, под которым подразумевается предоставление жилищной поддержки гражданам, наиболее нуждающимся в такой поддержке, то есть тем гражданам, которые без такой поддержки не могут решить свою жилищную проблему самостоятельно.

Еще одно замечание, которое не было учтено, касалось предусмотренной в рамках данного раздела задачи по установлению целевого назначения земельных участков, на которых расположены аварийные дома, в качестве стимулов привлечения инвесторов в строительство. Представляется, что это будет являться не стимулом, а антистимулом привлечения инвесторов, поскольку ограничит их возможности. Использование земельных участков должно определяться исключительно правилами землепользования и застройки, которые предусматривают продуманные ограничения и правила застройки территории.

- К разделу 3.9.3.1 «Система допуска на рынок строительных
работ и услуг»

В рамках данного раздела, в том числе предусмотрена задача по
повышению уровня доверия потребителей к системе саморегулирования в строительстве, а также повышение ответственности саморегулируемых организаций.

В числе ранее представленных предложений, которое не было учтено, предлагалось расширение имущественной ответственности саморегулируемых организаций за существенные недостатки объектов капитального строительства, построенные, реконструированные членами таких организаций. Данное предложение длительное время обсуждалось с
НОСТРОЕМ и представителями страхового рынка в строительстве. Соответствующее мероприятие (подготовка предложений по оптимизации регулирования ответственности саморегулируемых организаций перед собственниками объектов капитального строительства в
случае некачественных работ, выполненных соответствующими членами саморегулируемых организаций) включена в План системных изменений предпринимательской среды «Трансформация делового климата», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2019 года № 20-р (пункт 22 Перечня мероприятий по направлению
«Градостроительная деятельность и территориальное планирование).

Предлагается рассмотреть возможность включения данного предложения в проект Стратегии. При необходимости могут быть предоставлены обосновывающие материалы.

- К разделу 3.9.3.3 «Контрольно-надзорная деятельность в строительной отрасли»

В рамках данного раздела указана проблема множественности и дублирования различных видов государственного надзора при строительстве и предложено ее решение - обеспечение более тесного взаимодействия надзорных органов в форме «одного окна» (единого надзора), при этом единый надзор представляет собой механизм, в рамках которого функционируют различные органы надзора (стр. 88).

Такой подход может быть целесообразным только в случае, когда различные виды надзора, хотя и осуществляются параллельно, но имеют различные предметы. В случае же, если предметы таких надзоров пересекаются, то такой подход только маскирует дублирование функций различных надзоров.

Например, в настоящее время, помимо государственного строительного надзора, проводятся, в том числе федеральный энергетический надзор, государственный надзор в области промышленной безопасности, государственный контроль (надзор) за соответствием требованиям в отношении его энергетической эффективности и требованиям в отношении его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. Такая множественность, а главное – дублирование различных видов государственного надзора при строительстве одного объекта представляется избыточным и требует устранения, а не организации по принципу «одного окна». Этот вопрос детально обсуждался на совещании в Минстрое России, но не удалось достичь единого понимания.

- К разделу 6 «Риски реализации Стратегии»

Проект Стратегии дополнен разделом 6 «Риски реализации Стратегии», в котором правомерно указаны основные риски и ограничения по достижению цели увеличения объемов жилищного строительства до 120 млн. кв. м начиная с 2024 года.

При этом было бы целесообразным дополнить этот новый раздел 6 предложениями по управлению такими рисками в целях их снижения в части, которая лежит в области возможного публичного управления.

Руководитель Комиссии
в сфере жилищной политики
Общественного совета при Минстрое России

 


[1]
        Данные Стратегии-2020.

[2]      Данные опроса ВЦИОМ об оценке россиянами жилищных условий, 22.08.2018 г.

[3]      Данные за 2018 г. отсутствуют, приведены данные за 2015 г., Федеральная служба государственной статистики, статистический сборник «Жилищное хозяйство в России», 2016 г.

[4]      Федеральная служба государственной статистики, общая площадь жилых помещений на конец года (последнее обновление – 12.09.2019).

[5]      Национальный проект «Жилье и городская среда».

[6]      Данные Росстата на 31 декабря 2018 г.

[7]      Данные ГИС ЖКХ на 31 декабря 2018 г.

[8]      Материалы, представленные НП «ЖКХ Контроль».

[9]      Открытые данные электронного портала ГК «Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства» - https://www.reformagkh.ru (дата доступа – 22.10.2019).

[10]    Данные отчетности в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 01.12.2016 № 871/пр

[11]    Данные отчетности в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.07.2015 № 536/пр.

[12]    Федеральная служба государственной статистики, доля ветхого и аварийного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда субъекта Российской Федерации (последнее обновление – 02.02.2018)

[13]    Открытые данные электронного портала ГК «Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства» - https://www.reformagkh.ru.

[14]    Внутренний прогноз Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

[15]    Годовой отчет ГК «Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства» за 2018 год. Объемы расселения соответствуют Стратегии строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года.

[16] Федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жильё и городская среда».

[17]    Мера предусмотрена Стратегией строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года

[18]    Мера предусмотрена Стратегией строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года

[19]    * Данные предварительные. Будут уточнены по итогам проведения технического учета фонда МКД

           [19] Экспертные данные ГК «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

[20]    Экспертные данные ГК «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

[21]    Официальная база данных по энергопотреблению в странах ЕС Odyssee-Mure (электронный доступ: odyssee-mure.eu/)

[22]    Доклад центра стратегических разработок «Жилищно-коммунальный комплекс: между политикой и экономикой» - 2018

[23]    Включая объёмы нового строительства и расселения аварийного жилищного фонда, предусмотренных Стратегией строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года

[24]    Федеральная служба государственной статистики

[25]    Национальная статистика сравниваемых стран. Федеральная служба государственной статистики, Жилищные условия населения, 2012-2018 гг.

[26]    Федеральная служба государственной статистики

[27]    Данные ООН о достижении целей устойчивого развития. Для безопасно очищаемой сточной воды.

[28]    Федеральная служба государственной статистики, Электробаланс Российской Федерации, 2005-2018 гг.

[29]    Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации.

[30]    Годовой отчет Публичного акционерного общества «Газпром» за 2018 г.

[31]       Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Информация о результатах проведенных проверок по безопасности использования и содержания внутридомового газового оборудования, а также организации технического обслуживания дымовых и вентиляционных каналов в 2019 г.

[32]    Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Информация о результатах проведенных проверок по безопасности использования и содержания внутридомового газового оборудования, а также организации технического обслуживания дымовых и вентиляционных каналов в 2019 г.

[33]    Объем платежей населения за ЖКУ, Федеральная служба государственной статистики, форма 22-ЖКХ (сводная), 2018 г.

[34]    Стратегия развития ЖКХ в Российской Федерации до 2020 года

[35]    Объем дебиторской задолженности ЖКХ, Федеральная служба государственной статистики, форма 22-ЖКХ (сводная), 2018 г.

[36]    Совет по профессиональным квалификациям в ЖКХ, Мониторинг рынка труда в ЖКХ России за 2017-2018 гг.

[37]    Федеральная служба государственной статистики, Статистический сборник «Рабочая сила, занятость и безработица в России», 2018 г.

[38]    Федеральные проекты «Жилье», «Формирование комфортной городской среды», «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», «Чистая вода», «Умный город», «Кадры для цифровой экономики».

       * Кроме группы «Другие виды экономической деятельности».

[39]    Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Форма N ВПО-1 «Сведения о деятельности образовательном учреждении, реализующем программы высшего профессионального образования», сведения за 2018 г.

[40]    Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Форма N CПО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования», сведения за 2018 г.

[41]    Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Форма N 1-ПК «Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам», сведения за 2018 г.

[42]    Федеральная служба государственной статистики, статистический сборник «Жилищное хозяйство в России», 2016 г.

[43]    Совет по профессиональным квалификациям в ЖКХ, Реестр центров оценки квалификации в жилищно-коммунальном хозяйстве, 2019 г.

[44]
                          Предлагается вместо принципа «Кастомизация» применить один из следующих возможных
вариантов:     «учет особенностей». «учет особых потребностей». «адаптивность»,

           «дифференциация», «учет территориальных особенностей», «учет региональных особенностей»,
«региональная дифференциация», «территориальная дифференциация», имея в виду тезис
«Совершенствование нормативно-правового и нормативно-технического регулирования, а также
принятие новых мер должно происходить с учетом территориальной специфики и высокой
степени диверсификации социально-экономического развития субъектов Российской Федерации,
при этом сохраняя единство базовых принципов».

[45]        Предлагается создание «эффективных механизмов предоставления жилья категориям граждан,
установленным федеральным законодательством, в том числе предоставление жилья путем выдачи
жилищных сертификатов, переселение граждан из непредназначенных для проживания строений,
предоставленных им в период промышленного освоения районов Сибири и Дальнего Востока, а также в
связи со строительством Байкало-Амурской магистрали, обеспечение жильем ветеранов и инвалидов
Великой Отечественной войны и членов их семей, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших
на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до I января 2005 года, ветеранов боевых действий,
вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до I января 2005 года».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.134.29 (0.026 с.)