Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сценарий развития (целевой):
*показатель может быть уточнен по итогам дополнительного обсуждения
4.2.3. Электроснабжение Текущая ситуация Порядка 14,3% потребителей электроэнергии и услуг в сфере электроснабжения относится к категории населения. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция опережающего роста потребления электроэнергии населением в Российской Федерации: за 2008–2018 гг. потребление электроэнергии населением возросло на 36% с 117,1 млрд кВт·ч до 159,3 млрд кВт·ч, а доля населения в общей структуре потребления электроэнергии выросла с 11,5% до 14,4%[28]. В то же время в электроэнергетике сохраняется перекрестное субсидирование между населением и прочими видами потребителей. Таким образом, одним из главных вызовов системы электроснабжения является необходимость удовлетворения опережающего спроса на услуги электроснабжения со стороны населения и обеспечения экономической и технологической доступности электроснабжения с учетом планов по поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования. Другой важной проблемой качества поставки ресурса является износ электросетей при недостатке стимулов и инструментов для их модернизации. Процесс обеспечения населения электроснабжением включает множество сетевых организаций, чье техническое состояние, аварийность и скорость восстановления электроснабжения может существенно различаться. Электросетевые организации, обслуживающие малые населенные пункты и объекты индивидуального жилищного строительства (ИЖС), как правило, обладают меньшими ресурсами, чем организации, обслуживающие крупные населенные пункты. Это приводит к существенно более низкому качеству и надежности электроснабжения в ИЖС, чем в многоквартирных домах (МКД). Кроме того, в большинстве территориальных сетевых организаций до 90% потребителей не имеют альтернативной линии среднего напряжения, и существуют радиальные участки сетей высокого и среднего напряжения, повреждения на которых приводят к массовым отключениям потребителей[29].
Несмотря на ведение мониторинга параметров надежности электроснабжения на уровне сетей (SAIDI – средняя суммарная длительность устойчивых отключений, SAIFI – средняя частота устойчивых отключений), отсутствуют инструменты мониторинга качества электроснабжения на уровне потребителей, принимающих в расчет износ внутридомовой инфраструктуры. Общий недостаточный уровень автоматизации технологических процессов и оснащенности интеллектуальными системами учета и контроля усложняет мониторинг объемов энергопотребления и энергопотерь, а также несоответствий между заявляемыми при технологическом присоединении характеристиками потребления электроэнергии и их последующими фактическими значениями. Низкий уровень внедрения технологий энергоэффективности (энергосервисных контрактов, энергосберегающих технологий) также ведет к потерям и неэффективному расходованию электроэнергии. Основная цель Стратегии в сфере электроснабжения: - повышение качества и надежности услуг электроснабжения при одновременном обеспечении технологической и экономической доступности для потребителей. Основные задачи реализации Стратегии в сфере электроснабжения: - внедрение мер по повышению энергоэффективности электроснабжения в жилищном фонде; - консолидация электросетевых объектов на принципах повышения экономической эффективности, повышения надежности и качества энергоснабжения потребителей - повышение оснащенности системами учета потребления электроэнергии и мониторинга качества и надежности электроснабжения; - повышение качества обслуживания внутридомовой инфраструктуры; - создание условий и стимулов для своевременного ремонта аварийных внутридомовых электрических сетей; - повышение осведомленности жителей о возможностях экономии электроэнергии. Основные мероприятия по достижению цели и задач Стратегии в сфере электроснабжения:
- создание автоматизированной системы сбора данных для объективного контроля надежности и качества электроснабжения на уровне конечного потребителя, включая интеллектуальные системы учета для контроля технологических показателей качества и мониторинг операционных показателей (оперативность устранения аварий, технического обслуживания); - создание и внедрение в электросетевых организациях порядка учета данных о надежности и качестве электроснабжения, расчета, оценки достоверности и предоставления информации, а также аудита выполнения показателей надежности и их сопоставления с поступающими жалобами потребителей; - интеграция показателей качества и надежности электроснабжения на уровне потребителей в систему оценки и финансовой ответственности электросетевых организаций; - повышение требований к качеству технического обслуживания и ремонта внутридомовых электрических сетей и инфраструктуры; - создание инструментов мониторинга состояния внутридомовых электрических сетей для своевременной модернизации и ремонта аварийных сетей в многоквартирных домах; - разработка комплекса мероприятий по внедрению энергосервисных контрактов (упрощение условий заключения контрактов); - создание финансовых стимулов для установки интеллектуальных систем управления энергопотреблением и энергосберегающих осветительных приборов в жилых зданиях и на придомовых территориях; - информирование жителей об объемах электропотребления, возможных способах экономии электроэнергии и мерах по сокращению потребления электроэнергии на обслуживание общедомового имущества.
4.2.4. Газоснабжение Текущая ситуация Общее потребление природного газа в 2018 г. составило 493,2 млрд куб. м, из них население потребляет около 12% газа, на электро- и теплоэнергетику приходится около 36%[30]. Единая система газоснабжения обслуживает более 66% жилищного фонда в России, в отдельных регионах более 95% (Республика Калмыкия, республики Северо-Кавказского федерального округа). Всего в Российской Федерации зарегистрировано 607 251 газифицированных многоквартирных домов[31]. Один из ключевых вопросов в сфере газоснабжения населения в России – безопасность газовой инфраструктуры. В ходе проверок безопасности использования и содержания внутридомового газового оборудования в 2019 г. было обследовано 62% зарегистрированных газифицированных многоквартирных домов, из них в 72% домов не было выявлено нарушений[32]. Основные вызовы в сфере газоснабжения населения включают: - отсутствие эффективных инструментов мониторинга качества и безопасности газоснабжения на уровне потребителей; - недостаточный уровень облуживания внутридомовой газовой инфраструктуры; - износ внутридомовой газовой инфраструктуры и оборудования при недостатке стимулов и инструментов для их модернизации; - недостаточный уровень оснащенности интеллектуальными системами учета и автоматического контроля безопасности; - недостаточный уровень контроля за качеством, условиями хранения и эксплуатации газовых баллонов. Основная цель Стратегии в сфере газоснабжения: - повышение качества и безопасности газоснабжения в индивидуальном и многоквартирном жилищном фонде.
Основные задачи реализации Стратегии в сфере газоснабжения: - создание системы мониторинга качества и надежности газоснабжения на уровне пользователей в индивидуальном и многоквартирном жилищном фонде; - повышение качества технического обслуживания внутридомовой газовой инфраструктуры и ответственности за ненадлежащие содержание и обслуживание внутридомовой газовой инфраструктуры; - повышение требований к организациям, проводящим техническое обслуживание внутридомовой газовой инфраструктуры; - внедрение интеллектуальных систем учета с автоматическим контролем за состоянием инфраструктуры и возможностью отключения газоснабжения; - ужесточение контроля за качеством, условиями хранения и эксплуатации газовых баллонов. Основные мероприятия по достижению цели и задач Стратегии в части газоснабжения: - создание объективной системы оценки и сбора данных о качестве и безопасности газоснабжения; - внедрение единых договоров технического обслуживания для внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в многоквартирных домах и домовладениях; - установление требований к специализированным организациям, имеющим право оказывать услуги по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования; - разработка инструментов оценки качества услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования; - ужесточение требований безопасности к внутридомовому и внутриквартирному газовому оборудованию и порядку проверок оборудования; - разработка мер, направленных на повышение ответственности лиц, ответственных за проверку и обслуживание газовой инфраструктуры; - объединение внутридомовой и внутриквартирной газовой инфраструктуры и оборудования в единый технологический комплекс, передача ответственности за его обслуживание газораспределительным организациям; - разработка инструментов контроля качества газовых баллонов (сертификация, лицензирование производителей); требований к хранению и подключению газовых баллонов. Прочие направления 4.3.1. Платежная дисциплина Текущее состояние Средний уровень собираемости платежей за ЖКУ от населения в России в 2018 г. составил 95,4%[33], показав рост на 0,9 п.п. с 2014 г. Этот показатель на 2.6 п.п. отстает от целевого значения собираемости, равного 98%[34]. Самый низкий уровень собираемости за ЖКУ наблюдается в водоотведении и горячем водоснабжении – 93,8% и 94,3% соответственно, доступ к которым технологически сложно ограничить, тогда как наиболее высокий уровень собираемости наблюдается за газо- и электроснабжение – 97,7% и 97,3% соответственно, доступ к которым ограничить проще.
Рисунок 8. Уровень собираемости платежей по типам ресурсов в 2018 г., проценты. Источник: Объем платежей населения за ЖКУ, Федеральная служба государственной статистики, форма 22-ЖКХ (сводная), 2018 г. Среди регионов самый низкий уровень наблюдается в Северо-Кавказском федеральном округе – 82,4%, а самый высокий в Южном федеральном округе – 97,4%.
Рисунок 9. Уровень собираемости платы за ЖКУ по федеральным округам в 2018 г., проценты. Источник: Объем дебиторской задолженности ЖКХ, Федеральная служба государственной статистики, форма 22-ЖКХ (сводная), 2018 г. Недостаточный уровень платежной дисциплины приводит к росту накопленной задолженности за ЖКУ – начиная с 2016 г. она растет со средним темпом 5,5% в год и по итогам 2018 г. составила более 1376 млрд руб.[35] Основными вызовами в вопросах повышения платежной дисциплины являются: 1. Недостаточный уровень мотивации потребителей в своевременной оплате задолженности за ЖКУ. 2. Низкая эффективность исполнительного производства по задолженности за ЖКУ. 3. Отсутствие у исполнителей ЖКУ данных о потребителе-гражданине, в том числе персональных данных, необходимых для корректного начисления платы за оказанные услуги и для работы с задолженностью. 4. Несоответствие нормативов потребления коммунальных услуг, применяемых при отсутствии приборов учета, фактическому потреблению. 5. Законодательное ограничение предельной величины начисления за коммунальные ресурсы на содержание и использование общего имущества (общедомовые нужды) нормативами, которое в большинстве многоквартирных домах (далее – МКД) не позволяет покрыть фактическую стоимость потребления. 6. Законодательная и технологическая сложность ограничения оказания коммунальных услуг по отоплению, газоснабжению (для МКД), водоснабжению и водоотведению. 7. Наличие значительной накопленной задолженности за поставленные коммунальные ресурсы у управляющих организаций (17% от общей задолженности), бюджетов всех уровней и бюджетозависимых организаций (8% от общей задолженности). Цели Стратегии в части вопросов повышения платежной дисциплины: – повышение уровня собираемости платы за ЖКУ. Основные задачи Стратегии в части вопросов повышения платежной дисциплины: 1. Повышение точности учета потребления ресурсов и прозрачности начисления платежей за ЖКУ. 2. Выстраивание удобной системы сбора платежей за ЖКУ. 3. Повышение эффективности работы с задолженностью за ЖКУ. Для решения этих задач необходимо реализовать следующий комплекс мероприятий. 1. Для повышения точности учета потребления ресурсов и прозрачности начисления платежей за ЖКУ: - ввести начисление объема используемых ресурсов для общедомовых нужд по факту потребления при наличии общедомовых приборов учета (далее - ОДПУ);
- установить обязательный переходный период длительностью не менее шести месяцев для вступления в действие всех нормативно-правовых актов, вводящих новые регуляторные требования, изменяющие порядок расчетов между исполнителями коммунальных услуг и потребителями; - обеспечить системное информирование населения о порядке расчета стоимости и способах оплаты за ЖКУ, а также возможностях разрешения спорных вопросов исполнителями ЖКУ и расчетными центрами, (адресная рассылка информации на платежной квитанции, в личном кабинете плательщика, размещение общедоступной информации на интернет-порталах). 2. Для выстраивания удобной системы сбора платежей за ЖКУ: - распространить лучшие практики способов оплаты ЖКУ (например, создание личного кабинета потребителя с возможностью передачи показаний приборов учета онлайн); - предоставить право перехода потребителей к использованию единых платежных документов для повышения эффективности работы с задолженностью за ЖКУ; - создать единую базу потребителей, интегрированную с базами данных Министерства внутренних дел России, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы судебных приставов России; - предоставить доступ исполнителям коммунальных услуг к единой базе данных потребителей или, в случае ее отсутствия, обязать потребителей ресурсов передавать исполнителям коммунальных услуг данные с актуальными сведениями о собственниках помещений, площади, количестве проживающих в объеме, необходимом для корректного выставления счета и возможного взыскания задолженности в судебном порядке; - установить дополнительные требования для посредников при осуществлении платежей за коммунальные услуги для повышения их надежности (например, для управляющих организаций – обеспечить наличие собственного капитала, имущества, банковской гарантии; для расчетных центров – обеспечить соблюдение сроков перечисления денежных средств за коммунальные услуги согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг»); - ввести для неплательщиков штраф за недопуск в помещение для введения ограничения режима потребления; - расширить механизм ограничения неотключаемых ресурсов для неплательщиков (например, ввести возможность отключения точечной подачи тепла для неплательщиков в неотопительный период и обратного подключения после оплаты задолженности); - упростить и автоматизировать предоставление государственных субсидий для льготных категорий граждан; - дополнить перечень показателей оценки эффективности деятельности губернаторов показателем уровня оплаты коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями с участием субъекта федерации и организациями, финансируемыми из региональных или муниципальных бюджетов (например, обеспечение получателей бюджетных средств лимитами бюджетных обязательств на оплату ЖКУ в полном объеме и в установленные сроки); - повысить эффективность исполнительного производства по долгам за ЖКУ за счет модернизации работы Федеральной службы судебных приставов России (например, внедрить электронный документооборот с организациями сферы ЖКХ, повысить приоритет для долгов за ЖКУ) и привлечения частных судебных приставов; - разрешить публиковать сокращенную персональную информацию неплательщиков за ЖКУ на подъездах домов (номер квартиры, фамилию, имя, отчество, размер долга), добавив соответствующее исключение в требование Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»; - внедрить механизмы повышения добросовестности участников рынка ЖКХ (например, создать реестр недобросовестных руководителей и учредителей управляющих организаций и учитывать эту информацию при выдаче лицензий для управляющих организаций). Целевые показатели по направлению «Платежная дисциплина»
*показатель может быть уточнен по итогам дополнительного обсуждения
4.3.2. Кадровое обеспечение Текущее состояние Кадровое обеспечение сферы ЖКХ – ключевой фактор для успешной реализации направлений Стратегии, поэтому для достижения поставленных целей и задач необходимо приведение системы кадрового обеспечения в соответствие с современными потребностями и приоритетами развития сферы. В настоящее время в сфере ЖКХ занято около 6% трудовых ресурсов Российской Федерации, а среднегодовая численность работников ЖКХ в 2018 г. составила 2,96 млн человек[36], в частности: - в управлении жильем – 984 670 человек; - в водоснабжении и водоотведении – 427 640 человек; - в коммунальном теплоснабжении – 520 980 человек; - в коммунальном электроснабжении – 107 990 человек; - в благоустройстве и озеленении территорий – 367 500 человек; - в сборе, транспортировке и утилизации твердых коммунальных отходов – 219 300 человек; - в клининге – 170 800 человек. Выборочное обследование структуры и списочной численности работников организаций ЖКХ, проведенное общероссийскими отраслевыми ассоциациями (объединениями работодателей) в 2018 г., показало, что удельный вес руководителей организаций и их структурных подразделений (служб) составил 10,8%, специалистов высшего уровня квалификации – 8,7%, специалистов среднего уровня квалификации – 16,2%, квалифицированных рабочих – 49,5%, неквалифицированных рабочих – 13,8%. Удельный вес работников с высшим образованием составил 21,9%, со средним профессиональным образованием – 22,1%, с начальным профессиональным образованием – 28,4%, со средним образованием – 27,3%; при этом профильное образование имеет не более 30% работников отрасли. Численность занятых в связанных с ЖКХ видах экономической деятельности с 2006 по 2017 г. росла в среднем на 0,7% ежегодно[37]. Около 30% сотрудников принадлежат к возрастной группе 50–59 лет, что является самым высоким показателем среди всех наблюдаемых видов экономической деятельности*. Несмотря на растущие показатели численности сотрудников, в сфере ЖКХ существует высокая потребность в квалифицированных сотрудниках, чьи компетенции соответствуют современным требованиям рынка труда. Основные проблемы, связанные с удовлетворением кадровой потребности, могут быть обобщены в две группы: - несоответствие квалификаций сотрудников быстро изменяющейся кадровой потребности сферы; - низкая привлекательность сферы ЖКХ для квалифицированных сотрудников. Профессиональная и квалификационная структура сферы опирается на систему подготовки специалистов и научно-техническую базу, разработанные в советский период и в значительной степени утраченные или устаревшие. Внедрение в сферу ЖКХ новых технологий, автоматизации и цифровизации, а также реализация национальных и федеральных проектов, затрагивающих сферу ЖКХ[38], поднимает на новый уровень требования к компетенциям кадрового состава – возрастает потребность в специалистах, умеющих работать с современными технологиями и инструментами. В результате квалификационные характеристики на всех уровнях кадровой структуры не соответствуют современным требованиям, как и основанные на них программы подготовки. Как правило, в крупных городах и компаниях есть ресурсы для развития компетенций сотрудников, но в малых населенных пунктах остро стоит проблема нехватки квалифицированных кадров. Точную оценку кадрового дефицита затрудняет отсутствие эффективных инструментов мониторинга кадровой потребности и наличия сотрудников, а также оценки их компетенций. Низкая привлекательность сферы для квалифицированных сотрудников обусловлена низким уровнем оплаты труда и престижем профессии. Значительная часть проблем кадровой сферы ЖКХ усугубляется несовершенством управленческих процессов, в первую очередь на муниципальном уровне. Низкий уровень стандартизации и цифровизации управленческих процессов приводит к увеличению рисков, вызванных человеческим фактором. Квалификации сотрудников Под квалификацией понимается совокупность знаний и умение выполнять работы разной сложности на определенном участке трудовой деятельности в ЖКХ. Обязательным элементом квалификации является общеобразовательная и общетехническая подготовка работника наряду с получением производственных навыков по определенной специальности. Квалификации сотрудников определяются несколькими факторами: принятой системой квалификационных характеристик, основанной на них системой подготовки, а также системой оценки квалификаций сотрудников. Действующая в России система квалификаций была создана в середине прошлого века, и квалификационные справочники (ЕТКС и ЕКС) включали в себя около 5 тыс. профессий рабочих и около 2,5 тыс. должностей служащих. В настоящее время квалификационные характеристики в этих справочниках во многом не соответствуют потребностям, существующим на рынке труда. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» происходит переход к профессиональным стандартам как основному инструменту определения необходимых квалификаций специалистов. Система подготовки сотрудников в сфере ЖКХ, основанная на квалификационных характеристиках, также нуждается в актуализации образовательных стандартов и программ на основе обновленных профессиональных стандартов. Кроме того, система подготовки характеризуется недостаточным объемом и качеством профильной подготовки в системе высшего (ВО), среднего профессионального (СПО) и дополнительного профессионального образования (ДПО), что обусловлено несформированностью самостоятельного направления образования, выпускающего специалистов для этой сферы. Как правило, специалистов для сферы ЖКХ готовят в учреждениях образования смежных направлений образования (строительство, техносферная безопасность, природопользование, теплотехника и теплоэнергетика и т.д.). В 2018 году учреждения ВО в Российской Федерации приняли на программы по направлениям подготовки 38.03.10 «Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура (бакалавриат)» и 38.04.10 «Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура (магистратура)» 238 и 76 человек соответственно[39]. Для сравнения: программы по направлениям подготовки 08.03.01 «Строительство (бакалавриат)» и 08.04.01 «Строительство (магистратура)» приняли на бюджетные места 28 418 и 10 438 человек соответственно. В рамках СПО часть направлений подготовки ориентирована одновременно на сферы строительства и ЖКХ, например, направления подготовки 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» и 08.02.02. «Строительство и эксплуатация инженерных сооружений». Подготовка по ряду узких специальностей проводится в ограниченном объеме: в 2018 г. учреждения СПО в Российской Федерации приняли на программы подготовки по направлению 08.01.02 «Монтажник трубопроводов» 20 человек, по направлению 38.01.01 «Оператор диспетчерской (производственно-диспетчерской) службы» – 73 человека, по направлению 13.01.13 «Электромонтажник-схемщик» – 82 человека, по направлению 13.01.14 «Электромеханик по лифтам» – 132 человека, по направлению «Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования» – 227 человек[40]. В сфере ДПО группа специальностей «Техника и технологии строительства», в которую входят специальности в сфере ЖКХ, в 2018 г. была представлена 3302 программами повышения квалификации и 681 программой профессиональной переподготовки, которые окончили 72 531 и 16 289 сотрудников соответственно[41]. Общее количество выпускников составляет менее 2% от количества сотрудников, занятых в связанных со строительством видах экономической деятельности (около 5 млн человек)[42], в то время как во многих областях, в т.ч. в топливно-энергетической, устанавливается минимальная регулярность прохождения сотрудниками программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки. В последние годы наблюдается рост количества программ ДПО, но отсутствие минимальных нормативных требований к качеству таких программ затрудняет контроль и оценку уровня квалификации их выпускников. Оценка качества подготовки сотрудников должна происходить в порядке, установленном Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 238 «О независимой оценке квалификаций». С момента принятия закона в сфере ЖКХ внедряется система независимой оценки квалификаций, для которой были созданы более 60 центров оценки квалификаций (ЦОК)[43]. Кадровая потребность сферы Оценить достаточность объемов и качество подготовки по различным направлениям программ ВО, СПО и ДПО невозможно без создания эффективной системы мониторинга и прогнозирования кадровой потребности сферы, отражающей потребности работодателей и региональную специфику. Кроме того, такая система должна учитывать кадровую потребность для реализации национальных и федеральных проектов, а также общую модернизацию сферы, развитие и потенциал внедрения современных технологий. Непонимание кадровой потребности сферы приводит к дисбалансу в подготовке специалистов различных направлений и между управленческим и линейным персоналом. Также отсутствие эффективных инструментов прогнозирования кадровой потребности затрудняет определение приоритетных направлений подготовки и актуализацию профессиональных и образовательных стандартов. Низкая привлекательность сферы Низкая привлекательность сферы ЖКХ для квалифицированных сотрудников является еще одной причиной неудовлетворенной кадровой потребности. У выпускников учреждений ВО и СПО нет стимулов для работы по специальности, что повышает возрастной состав и долю сотрудников с непрофильным образованием. Две основные причины низкой привлекательности сферы ЖКХ для квалифицированных сотрудников – низкий уровень финансовой мотивации и низкий престиж сферы. Низкий уровень финансовой мотивации для сотрудников обусловлен системой ценообразования в сфере, ограничивающей ресурсы работодателей. В условиях ограниченных ресурсов у работодателей также нет стимулов для инвестиций в повышение профессионального уровня сотрудников. Низкий престиж профессии отчасти следует из низкого уровня финансовой мотивации и сложившегося в обществе восприятия сферы как низкотехнологичной и не требующей высоких квалификаций. Низкая степень автоматизации и цифровизации сферы делают ее малопривлекательной для высококвалифицированных профессионалов с компетенциями в сфере высоких технологий. Ситуация усугубляется отсутствием ясных карьерных перспектив и нематериальных стимулов для сотрудников. Основная цель Стратегии в части кадрового обеспечения: - сформировать систему кадрового обеспечения, отвечающую потребностям сферы ЖКХ с учетом направлений ее развития в рамках Стратегии. Основные задачи реализации Стратегии в части кадрового обеспечения: - повышение соответствия уровня подготовки сотрудников кадровой потребности сферы; - повышение привлекательности сферы ЖКХ для квалифицированных сотрудников. Основные мероприятия по достижению цели и задач Стратегии в части кадрового обеспечения включают несколько направлений. Повышение уровня подготовки сотрудников Ключевое направление для повышения уровня подготовки сотрудников –повышение качества среднего профессионального и высшего образования, предполагающее следующие мероприятия: - актуализация и разработка федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по профильным направлениям подготовки в системе среднего профессионального и высшего образования с учетом современных потребностей рынка труда; - актуализация и разработка программ среднего профессионального и высшего образования по профильным направлениям подготовки; - внедрение механизма профессионально-общественной аккредитации профильных образовательных программ; - вовлечение работодателей в процесс подготовки специалистов. В дополнение к повышению качества подготовки новых сотрудников, необходимо создание системы непрерывного образования для работников сферы, направленной на повышение качества дополнительного профессионального образования. Это направление включает следующие мероприятия: - актуализация и разработка краткосрочных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки с вовлечением работодателей в сфере ЖКХ; - создание системы опережающей профессиональной подготовки, оперативной адаптации и переквалификации сотрудников для соответствия современным требованиям рынка труда и изменениям в отрасли (автоматизация, цифровизация); - внедрение лучших практик и стандартов управления в сфере ЖКХ; - разработка цифровых решений и платформ, повышающих эффективность и доступность образовательных программ (обучение онлайн, обучение с применением технологий виртуальной и дополненной реальности). Для обеспечения соответствия подготовки сотрудников нуждам работодателей также необходимо создание системы прогнозирования кадровой потребности сферы ЖКХ: - разработка методологии прогнозирования кадровой потребности сферы с учетом существующей профессионально-квалификационной структуры, текущих и прогнозируемых экономических, социальных и технологических изменений (включая автоматизацию и цифровизацию), основных направлений Стратегии развития ЖКХ и смежных сфер, нуждающихся в специалистах ЖКХ, а также региональной специфики; - разработка отраслевых рамок квалификаций и профессиональных стандартов для выделенных в них видов профессиональной деятельности в сфере ЖКХ; - формирование контрольных цифр приема по направлениям подготовки на основе мониторинга кадровой потребности; - устранение дисбаланса между уровнями квалификации и специальностями при формировании контрольных цифр приема на бюджетные места по профильным специальностям в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования; - внедрение усовершенствованного механизма целевого обучения (определение квоты приема по направлениям подготовки, перечня организаций-заказчиков, возможных мер поддержки студентов); - актуализация и разработка инструментов независимой оценки квалификаций персонала в сфере ЖКХ. Повышение привлекательности сферы ЖКХ для квалифицированных работников Большое значение для мотивации сотрудников имеет материальное вознаграждение. Повышение уровня заработной платы не может быть реализовано в рамках темы кадрового обеспечения, но на него могут оказать влияние меры, реализуемые в рамках других направлений Стратегии, такие как: - меры, обеспечивающие соответствие цен (тарифов) на обслуживание в сфере ЖКХ реальным экономически обоснованным отраслевым потребностям; - меры, направленные на укрупнение компаний и организаций в сфере ЖКХ. Также цифровизация сферы создаст условия для оптимизации процессов и появления высокотехнологичных рабочих мест, что повысит возможности работодателей для повышения оплаты труда. В то же время необходимо учитывать риски, связанные с повышением стоимости ЖКУ, и обеспечить баланс между повышением профессионализма сотрудников и стоимостью их услуг. Необходимо предусмотреть создание стимулов для компаний, инвестирующих в повышение квалификации сотрудников, в частности реализовать следующие мероприятия: - поддержка программ целевого обучения специалистов; - разработка мер, мотивирующих работодателей вкладывать средства в программы подготовки и переподготовки сотрудников; - поддержка стимулирующих мер для сотрудников, подтвердивших свое соответствие профессиональным стандартам. В дополнение к материальным стимулам для повышения привлекательности сферы необходимо реализовать мероприятия по повышению престижа профессии: - проведение отраслевых конкурсов профессионального мастерства («Лучший по профессии», «Кадровый резерв», World Skills); - разработка программ привлечения абитуриентов с участием работодателей.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.22.225 (0.129 с.) |