Сценарий развития (целевой): 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сценарий развития (целевой):



№ п/п Наименование показателя Единица измерения 2018 2024 2030 2035
1 Доля жилищного фонда, оборудованного: Водопроводом Водоотведением % 83% 78% 83,7%* 78,8%* 84,5%* 79,2%* 85,2%* 79,6%*
2 Доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения:  – в городских населенных пунктах % 87,5% 94,5% 90,8%* 99%*    
3 Доля ежегодных замен сетевого хозяйства от общей протяженности сетей % 0,7% 4%* 4%* 4%*

*показатель может быть уточнен по итогам дополнительного обсуждения

 

4.2.3. Электроснабжение

Текущая ситуация

Порядка 14,3% потребителей электроэнергии и услуг в сфере электроснабжения относится к категории населения. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция опережающего роста потребления электроэнергии населением в Российской Федерации: за 2008–2018 гг. потребление электроэнергии населением возросло на 36% с 117,1 млрд кВт·ч до 159,3 млрд кВт·ч, а доля населения в общей структуре потребления электроэнергии выросла с 11,5% до 14,4%[28]. В то же время в электроэнергетике сохраняется перекрестное субсидирование между населением и прочими видами потребителей.

Таким образом, одним из главных вызовов системы электроснабжения является необходимость удовлетворения опережающего спроса на услуги электроснабжения со стороны населения и обеспечения экономической и технологической доступности электроснабжения с учетом планов по поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования.

Другой важной проблемой качества поставки ресурса является износ электросетей при недостатке стимулов и инструментов для их модернизации. Процесс обеспечения населения электроснабжением включает множество сетевых организаций, чье техническое состояние, аварийность и скорость восстановления электроснабжения может существенно различаться. Электросетевые организации, обслуживающие малые населенные пункты и объекты индивидуального жилищного строительства (ИЖС), как правило, обладают меньшими ресурсами, чем организации, обслуживающие крупные населенные пункты. Это приводит к существенно более низкому качеству и надежности электроснабжения в ИЖС, чем в многоквартирных домах (МКД). Кроме того, в большинстве территориальных сетевых организаций до 90% потребителей не имеют альтернативной линии среднего напряжения, и существуют радиальные участки сетей высокого и среднего напряжения, повреждения на которых приводят к массовым отключениям потребителей[29].

Несмотря на ведение мониторинга параметров надежности электроснабжения на уровне сетей (SAIDI – средняя суммарная длительность устойчивых отключений, SAIFI – средняя частота устойчивых отключений), отсутствуют инструменты мониторинга качества электроснабжения на уровне потребителей, принимающих в расчет износ внутридомовой инфраструктуры. Общий недостаточный уровень автоматизации технологических процессов и оснащенности интеллектуальными системами учета и контроля усложняет мониторинг объемов энергопотребления и энергопотерь, а также несоответствий между заявляемыми при технологическом присоединении характеристиками потребления электроэнергии и их последующими фактическими значениями. Низкий уровень внедрения технологий энергоэффективности (энергосервисных контрактов, энергосберегающих технологий) также ведет к потерям и неэффективному расходованию электроэнергии.

Основная цель Стратегии в сфере электроснабжения:

- повышение качества и надежности услуг электроснабжения при одновременном обеспечении технологической и экономической доступности для потребителей.

Основные задачи реализации Стратегии в сфере электроснабжения:

- внедрение мер по повышению энергоэффективности электроснабжения в жилищном фонде;

- консолидация электросетевых объектов на принципах повышения экономической эффективности, повышения надежности и качества энергоснабжения потребителей

- повышение оснащенности системами учета потребления электроэнергии и мониторинга качества и надежности электроснабжения;

- повышение качества обслуживания внутридомовой инфраструктуры;

- создание условий и стимулов для своевременного ремонта аварийных внутридомовых электрических сетей;

- повышение осведомленности жителей о возможностях экономии электроэнергии.

Основные мероприятия по достижению цели и задач Стратегии в сфере электроснабжения:

- создание автоматизированной системы сбора данных для объективного контроля надежности и качества электроснабжения на уровне конечного потребителя, включая интеллектуальные системы учета для контроля технологических показателей качества и мониторинг операционных показателей (оперативность устранения аварий, технического обслуживания);

- создание и внедрение в электросетевых организациях порядка учета данных о надежности и качестве электроснабжения, расчета, оценки достоверности и предоставления информации, а также аудита выполнения показателей надежности и их сопоставления с поступающими жалобами потребителей;

- интеграция показателей качества и надежности электроснабжения на уровне потребителей в систему оценки и финансовой ответственности электросетевых организаций;

- повышение требований к качеству технического обслуживания и ремонта внутридомовых электрических сетей и инфраструктуры;

- создание инструментов мониторинга состояния внутридомовых электрических сетей для своевременной модернизации и ремонта аварийных сетей в многоквартирных домах;

- разработка комплекса мероприятий по внедрению энергосервисных контрактов (упрощение условий заключения контрактов);

- создание финансовых стимулов для установки интеллектуальных систем управления энергопотреблением и энергосберегающих осветительных приборов в жилых зданиях и на придомовых территориях;

- информирование жителей об объемах электропотребления, возможных способах экономии электроэнергии и мерах по сокращению потребления электроэнергии на обслуживание общедомового имущества.

 

4.2.4. Газоснабжение

Текущая ситуация Общее потребление природного газа в 2018 г. составило 493,2 млрд куб. м, из них население потребляет около 12% газа, на электро- и теплоэнергетику приходится около 36%[30].

Единая система газоснабжения обслуживает более 66% жилищного фонда в России, в отдельных регионах более 95% (Республика Калмыкия, республики Северо-Кавказского федерального округа). Всего в Российской Федерации зарегистрировано 607 251 газифицированных многоквартирных домов[31].

Один из ключевых вопросов в сфере газоснабжения населения в России – безопасность газовой инфраструктуры. В ходе проверок безопасности использования и содержания внутридомового газового оборудования в 2019 г. было обследовано 62% зарегистрированных газифицированных многоквартирных домов, из них в 72% домов не было выявлено нарушений[32].

Основные вызовы в сфере газоснабжения населения включают:

- отсутствие эффективных инструментов мониторинга качества и безопасности газоснабжения на уровне потребителей;

- недостаточный уровень облуживания внутридомовой газовой инфраструктуры;

- износ внутридомовой газовой инфраструктуры и оборудования при недостатке стимулов и инструментов для их модернизации;

- недостаточный уровень оснащенности интеллектуальными системами учета и автоматического контроля безопасности;

- недостаточный уровень контроля за качеством, условиями хранения и эксплуатации газовых баллонов.

Основная цель Стратегии в сфере газоснабжения:

- повышение качества и безопасности газоснабжения в индивидуальном и многоквартирном жилищном фонде.

Основные задачи реализации Стратегии в сфере газоснабжения:

- создание системы мониторинга качества и надежности газоснабжения на уровне пользователей в индивидуальном и многоквартирном жилищном фонде;

- повышение качества технического обслуживания внутридомовой газовой инфраструктуры и ответственности за ненадлежащие содержание и обслуживание внутридомовой газовой инфраструктуры;

- повышение требований к организациям, проводящим техническое обслуживание внутридомовой газовой инфраструктуры;

- внедрение интеллектуальных систем учета с автоматическим контролем за состоянием инфраструктуры и возможностью отключения газоснабжения;

- ужесточение контроля за качеством, условиями хранения и эксплуатации газовых баллонов.

Основные мероприятия по достижению цели и задач Стратегии в части газоснабжения:

- создание объективной системы оценки и сбора данных о качестве и безопасности газоснабжения;

- внедрение единых договоров технического обслуживания для внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в многоквартирных домах и домовладениях;

- установление требований к специализированным организациям, имеющим право оказывать услуги по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования;

- разработка инструментов оценки качества услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования;

- ужесточение требований безопасности к внутридомовому и внутриквартирному газовому оборудованию и порядку проверок оборудования;

- разработка мер, направленных на повышение ответственности лиц, ответственных за проверку и обслуживание газовой инфраструктуры;

- объединение внутридомовой и внутриквартирной газовой инфраструктуры и оборудования в единый технологический комплекс, передача ответственности за его обслуживание газораспределительным организациям;

- разработка инструментов контроля качества газовых баллонов (сертификация, лицензирование производителей); требований к хранению и подключению газовых баллонов.

Прочие направления

4.3.1. Платежная дисциплина

Текущее состояние

Средний уровень собираемости платежей за ЖКУ от населения в России в 2018 г. составил 95,4%[33], показав рост на 0,9 п.п. с 2014 г. Этот показатель на 2.6 п.п. отстает от целевого значения собираемости, равного 98%[34].

Самый низкий уровень собираемости за ЖКУ наблюдается в водоотведении и горячем водоснабжении – 93,8% и 94,3% соответственно, доступ к которым технологически сложно ограничить, тогда как наиболее высокий уровень собираемости наблюдается за газо- и электроснабжение – 97,7% и 97,3% соответственно, доступ к которым ограничить проще.

Рисунок 8. Уровень собираемости платежей по типам ресурсов в 2018 г., проценты.

Источник: Объем платежей населения за ЖКУ, Федеральная служба государственной статистики, форма 22-ЖКХ (сводная), 2018 г.

Среди регионов самый низкий уровень наблюдается в Северо-Кавказском федеральном округе – 82,4%, а самый высокий в Южном федеральном округе – 97,4%.

 

Рисунок 9. Уровень собираемости платы за ЖКУ по федеральным округам в 2018 г., проценты.

Источник: Объем дебиторской задолженности ЖКХ, Федеральная служба государственной статистики, форма 22-ЖКХ (сводная), 2018 г.

Недостаточный уровень платежной дисциплины приводит к росту накопленной задолженности за ЖКУ – начиная с 2016 г. она растет со средним темпом 5,5% в год и по итогам 2018 г. составила более 1376 млрд руб.[35]

Основными вызовами в вопросах повышения платежной дисциплины являются:

1. Недостаточный уровень мотивации потребителей в своевременной оплате задолженности за ЖКУ.

2. Низкая эффективность исполнительного производства по задолженности за ЖКУ.

3. Отсутствие у исполнителей ЖКУ данных о потребителе-гражданине, в том числе персональных данных, необходимых для корректного начисления платы за оказанные услуги и для работы с задолженностью.

4. Несоответствие нормативов потребления коммунальных услуг, применяемых при отсутствии приборов учета, фактическому потреблению.

5. Законодательное ограничение предельной величины начисления за коммунальные ресурсы на содержание и использование общего имущества (общедомовые нужды) нормативами, которое в большинстве многоквартирных домах (далее – МКД) не позволяет покрыть фактическую стоимость потребления.

6. Законодательная и технологическая сложность ограничения оказания коммунальных услуг по отоплению, газоснабжению (для МКД), водоснабжению и водоотведению.

7. Наличие значительной накопленной задолженности за поставленные коммунальные ресурсы у управляющих организаций (17% от общей задолженности), бюджетов всех уровней и бюджетозависимых организаций (8% от общей задолженности).

Цели Стратегии в части вопросов повышения платежной дисциплины:

– повышение уровня собираемости платы за ЖКУ.

Основные задачи Стратегии в части вопросов повышения платежной дисциплины:

1. Повышение точности учета потребления ресурсов и прозрачности начисления платежей за ЖКУ.

2. Выстраивание удобной системы сбора платежей за ЖКУ.

3. Повышение эффективности работы с задолженностью за ЖКУ.

Для решения этих задач необходимо реализовать следующий комплекс мероприятий.

1. Для повышения точности учета потребления ресурсов и прозрачности начисления платежей за ЖКУ:

- ввести начисление объема используемых ресурсов для общедомовых нужд по факту потребления при наличии общедомовых приборов учета (далее - ОДПУ);

- установить обязательный переходный период длительностью не менее шести месяцев для вступления в действие всех нормативно-правовых актов, вводящих новые регуляторные требования, изменяющие порядок расчетов между исполнителями коммунальных услуг и потребителями;

- обеспечить системное информирование населения о порядке расчета стоимости и способах оплаты за ЖКУ, а также возможностях разрешения спорных вопросов исполнителями ЖКУ и расчетными центрами, (адресная рассылка информации на платежной квитанции, в личном кабинете плательщика, размещение общедоступной информации на интернет-порталах).

2. Для выстраивания удобной системы сбора платежей за ЖКУ:

- распространить лучшие практики способов оплаты ЖКУ (например, создание личного кабинета потребителя с возможностью передачи показаний приборов учета онлайн);

- предоставить право перехода потребителей к использованию единых платежных документов для повышения эффективности работы с задолженностью за ЖКУ;

- создать единую базу потребителей, интегрированную с базами данных Министерства внутренних дел России, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы судебных приставов России;

- предоставить доступ исполнителям коммунальных услуг к единой базе данных потребителей или, в случае ее отсутствия, обязать потребителей ресурсов передавать исполнителям коммунальных услуг данные с актуальными сведениями о собственниках помещений, площади, количестве проживающих в объеме, необходимом для корректного выставления счета и возможного взыскания задолженности в судебном порядке;

- установить дополнительные требования для посредников при осуществлении платежей за коммунальные услуги для повышения их надежности (например, для управляющих организаций – обеспечить наличие собственного капитала, имущества, банковской гарантии; для расчетных центров – обеспечить соблюдение сроков перечисления денежных средств за коммунальные услуги согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг»);

- ввести для неплательщиков штраф за недопуск в помещение для введения ограничения режима потребления;

- расширить механизм ограничения неотключаемых ресурсов для неплательщиков (например, ввести возможность отключения точечной подачи тепла для неплательщиков в неотопительный период и обратного подключения после оплаты задолженности);

- упростить и автоматизировать предоставление государственных субсидий для льготных категорий граждан;

- дополнить перечень показателей оценки эффективности деятельности губернаторов показателем уровня оплаты коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями с участием субъекта федерации и организациями, финансируемыми из региональных или муниципальных бюджетов (например, обеспечение получателей бюджетных средств лимитами бюджетных обязательств на оплату ЖКУ в полном объеме и в установленные сроки);

- повысить эффективность исполнительного производства по долгам за ЖКУ за счет модернизации работы Федеральной службы судебных приставов России (например, внедрить электронный документооборот с организациями сферы ЖКХ, повысить приоритет для долгов за ЖКУ) и привлечения частных судебных приставов;

- разрешить публиковать сокращенную персональную информацию неплательщиков за ЖКУ на подъездах домов (номер квартиры, фамилию, имя, отчество, размер долга), добавив соответствующее исключение в требование Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

- внедрить механизмы повышения добросовестности участников рынка ЖКХ (например, создать реестр недобросовестных руководителей и учредителей управляющих организаций и учитывать эту информацию при выдаче лицензий для управляющих организаций).

Целевые показатели по направлению «Платежная дисциплина»

№ п/п Наименование показателя Единица измерения 2018 Базовый сценарий Сценарий развития
1 Уровень собираемости платы за жилищно-коммунальные услуги Процент 95,4% 98,0%* 98,5%*

*показатель может быть уточнен по итогам дополнительного обсуждения

 

4.3.2. Кадровое обеспечение

Текущее состояние

Кадровое обеспечение сферы ЖКХ – ключевой фактор для успешной реализации направлений Стратегии, поэтому для достижения поставленных целей и задач необходимо приведение системы кадрового обеспечения в соответствие с современными потребностями и приоритетами развития сферы.

В настоящее время в сфере ЖКХ занято около 6% трудовых ресурсов Российской Федерации, а среднегодовая численность работников ЖКХ в 2018 г. составила 2,96 млн человек[36], в частности:

- в управлении жильем – 984 670 человек;

- в водоснабжении и водоотведении – 427 640 человек;

- в коммунальном теплоснабжении – 520 980 человек;

- в коммунальном электроснабжении – 107 990 человек;

- в благоустройстве и озеленении территорий – 367 500 человек;

- в сборе, транспортировке и утилизации твердых коммунальных отходов – 219 300 человек;

- в клининге – 170 800 человек.

Выборочное обследование структуры и списочной численности работников организаций ЖКХ, проведенное общероссийскими отраслевыми ассоциациями (объединениями работодателей) в 2018 г., показало, что удельный вес руководителей организаций и их структурных подразделений (служб) составил 10,8%, специалистов высшего уровня квалификации – 8,7%, специалистов среднего уровня квалификации – 16,2%, квалифицированных рабочих – 49,5%, неквалифицированных рабочих – 13,8%.

Удельный вес работников с высшим образованием составил 21,9%, со средним профессиональным образованием – 22,1%, с начальным профессиональным образованием – 28,4%, со средним образованием – 27,3%; при этом профильное образование имеет не более 30% работников отрасли.

Численность занятых в связанных с ЖКХ видах экономической деятельности с 2006 по 2017 г. росла в среднем на 0,7% ежегодно[37]. Около 30% сотрудников принадлежат к возрастной группе 50–59 лет, что является самым высоким показателем среди всех наблюдаемых видов экономической деятельности*.

Несмотря на растущие показатели численности сотрудников, в сфере ЖКХ существует высокая потребность в квалифицированных сотрудниках, чьи компетенции соответствуют современным требованиям рынка труда. Основные проблемы, связанные с удовлетворением кадровой потребности, могут быть обобщены в две группы:

- несоответствие квалификаций сотрудников быстро изменяющейся кадровой потребности сферы;

- низкая привлекательность сферы ЖКХ для квалифицированных сотрудников.

Профессиональная и квалификационная структура сферы опирается на систему подготовки специалистов и научно-техническую базу, разработанные в советский период и в значительной степени утраченные или устаревшие. Внедрение в сферу ЖКХ новых технологий, автоматизации и цифровизации, а также реализация национальных и федеральных проектов, затрагивающих сферу ЖКХ[38], поднимает на новый уровень требования к компетенциям кадрового состава – возрастает потребность в специалистах, умеющих работать с современными технологиями и инструментами. В результате квалификационные характеристики на всех уровнях кадровой структуры не соответствуют современным требованиям, как и основанные на них программы подготовки.

Как правило, в крупных городах и компаниях есть ресурсы для развития компетенций сотрудников, но в малых населенных пунктах остро стоит проблема нехватки квалифицированных кадров. Точную оценку кадрового дефицита затрудняет отсутствие эффективных инструментов мониторинга кадровой потребности и наличия сотрудников, а также оценки их компетенций.

Низкая привлекательность сферы для квалифицированных сотрудников обусловлена низким уровнем оплаты труда и престижем профессии. Значительная часть проблем кадровой сферы ЖКХ усугубляется несовершенством управленческих процессов, в первую очередь на муниципальном уровне. Низкий уровень стандартизации и цифровизации управленческих процессов приводит к увеличению рисков, вызванных человеческим фактором.

Квалификации сотрудников

Под квалификацией понимается совокупность знаний и умение выполнять работы разной сложности на определенном участке трудовой деятельности в ЖКХ. Обязательным элементом квалификации является общеобразовательная и общетехническая подготовка работника наряду с получением производственных навыков по определенной специальности. Квалификации сотрудников определяются несколькими факторами: принятой системой квалификационных характеристик, основанной на них системой подготовки, а также системой оценки квалификаций сотрудников.

Действующая в России система квалификаций была создана в середине прошлого века, и квалификационные справочники (ЕТКС и ЕКС) включали в себя около 5 тыс. профессий рабочих и около 2,5 тыс. должностей служащих. В настоящее время квалификационные характеристики в этих справочниках во многом не соответствуют потребностям, существующим на рынке труда. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» происходит переход к профессиональным стандартам как основному инструменту определения необходимых квалификаций специалистов.

Система подготовки сотрудников в сфере ЖКХ, основанная на квалификационных характеристиках, также нуждается в актуализации образовательных стандартов и программ на основе обновленных профессиональных стандартов. Кроме того, система подготовки характеризуется недостаточным объемом и качеством профильной подготовки в системе высшего (ВО), среднего профессионального (СПО) и дополнительного профессионального образования (ДПО), что обусловлено несформированностью самостоятельного направления образования, выпускающего специалистов для этой сферы.

 Как правило, специалистов для сферы ЖКХ готовят в учреждениях образования смежных направлений образования (строительство, техносферная безопасность, природопользование, теплотехника и теплоэнергетика и т.д.).

В 2018 году учреждения ВО в Российской Федерации приняли на программы по направлениям подготовки 38.03.10 «Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура (бакалавриат)» и 38.04.10 «Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура (магистратура)» 238 и 76 человек соответственно[39]. Для сравнения: программы по направлениям подготовки 08.03.01 «Строительство (бакалавриат)» и 08.04.01 «Строительство (магистратура)» приняли на бюджетные места 28 418 и 10 438 человек соответственно.

В рамках СПО часть направлений подготовки ориентирована одновременно на сферы строительства и ЖКХ, например, направления подготовки 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» и 08.02.02. «Строительство и эксплуатация инженерных сооружений». Подготовка по ряду узких специальностей проводится в ограниченном объеме: в 2018 г. учреждения СПО в Российской Федерации приняли на программы подготовки по направлению 08.01.02 «Монтажник трубопроводов» 20 человек, по направлению 38.01.01 «Оператор диспетчерской (производственно-диспетчерской) службы» – 73 человека, по направлению 13.01.13 «Электромонтажник-схемщик» – 82 человека, по направлению 13.01.14 «Электромеханик по лифтам» – 132 человека, по направлению «Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования» – 227 человек[40].

В сфере ДПО группа специальностей «Техника и технологии строительства», в которую входят специальности в сфере ЖКХ, в 2018 г. была представлена 3302 программами повышения квалификации и 681 программой профессиональной переподготовки, которые окончили 72 531 и 16 289 сотрудников соответственно[41]. Общее количество выпускников составляет менее 2% от количества сотрудников, занятых в связанных со строительством видах экономической деятельности (около 5 млн человек)[42], в то время как во многих областях, в т.ч. в топливно-энергетической, устанавливается минимальная регулярность прохождения сотрудниками программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки. В последние годы наблюдается рост количества программ ДПО, но отсутствие минимальных нормативных требований к качеству таких программ затрудняет контроль и оценку уровня квалификации их выпускников.

Оценка качества подготовки сотрудников должна происходить в порядке, установленном Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 238 «О независимой оценке квалификаций». С момента принятия закона в сфере ЖКХ внедряется система независимой оценки квалификаций, для которой были созданы более 60 центров оценки квалификаций (ЦОК)[43].

Кадровая потребность сферы

Оценить достаточность объемов и качество подготовки по различным направлениям программ ВО, СПО и ДПО невозможно без создания эффективной системы мониторинга и прогнозирования кадровой потребности сферы, отражающей потребности работодателей и региональную специфику. Кроме того, такая система должна учитывать кадровую потребность для реализации национальных и федеральных проектов, а также общую модернизацию сферы, развитие и потенциал внедрения современных технологий.

Непонимание кадровой потребности сферы приводит к дисбалансу в подготовке специалистов различных направлений и между управленческим и линейным персоналом. Также отсутствие эффективных инструментов прогнозирования кадровой потребности затрудняет определение приоритетных направлений подготовки и актуализацию профессиональных и образовательных стандартов.

Низкая привлекательность сферы

Низкая привлекательность сферы ЖКХ для квалифицированных сотрудников является еще одной причиной неудовлетворенной кадровой потребности. У выпускников учреждений ВО и СПО нет стимулов для работы по специальности, что повышает возрастной состав и долю сотрудников с непрофильным образованием. Две основные причины низкой привлекательности сферы ЖКХ для квалифицированных сотрудников – низкий уровень финансовой мотивации и низкий престиж сферы.

Низкий уровень финансовой мотивации для сотрудников обусловлен системой ценообразования в сфере, ограничивающей ресурсы работодателей. В условиях ограниченных ресурсов у работодателей также нет стимулов для инвестиций в повышение профессионального уровня сотрудников.

Низкий престиж профессии отчасти следует из низкого уровня финансовой мотивации и сложившегося в обществе восприятия сферы как низкотехнологичной и не требующей высоких квалификаций. Низкая степень автоматизации и цифровизации сферы делают ее малопривлекательной для высококвалифицированных профессионалов с компетенциями в сфере высоких технологий. Ситуация усугубляется отсутствием ясных карьерных перспектив и нематериальных стимулов для сотрудников.

Основная цель Стратегии в части кадрового обеспечения:

- сформировать систему кадрового обеспечения, отвечающую потребностям сферы ЖКХ с учетом направлений ее развития в рамках Стратегии.

Основные задачи реализации Стратегии в части кадрового обеспечения:

- повышение соответствия уровня подготовки сотрудников кадровой потребности сферы;

- повышение привлекательности сферы ЖКХ для квалифицированных сотрудников.

Основные мероприятия по достижению цели и задач Стратегии в части кадрового обеспечения включают несколько направлений.

Повышение уровня подготовки сотрудников

Ключевое направление для повышения уровня подготовки сотрудников –повышение качества среднего профессионального и высшего образования, предполагающее следующие мероприятия:

- актуализация и разработка федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по профильным направлениям подготовки в системе среднего профессионального и высшего образования с учетом современных потребностей рынка труда;

- актуализация и разработка программ среднего профессионального и высшего образования по профильным направлениям подготовки;

- внедрение механизма профессионально-общественной аккредитации профильных образовательных программ;

- вовлечение работодателей в процесс подготовки специалистов.

В дополнение к повышению качества подготовки новых сотрудников, необходимо создание системы непрерывного образования для работников сферы, направленной на повышение качества дополнительного профессионального образования. Это направление включает следующие мероприятия:

- актуализация и разработка краткосрочных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки с вовлечением работодателей в сфере ЖКХ;

- создание системы опережающей профессиональной подготовки, оперативной адаптации и переквалификации сотрудников для соответствия современным требованиям рынка труда и изменениям в отрасли (автоматизация, цифровизация);

- внедрение лучших практик и стандартов управления в сфере ЖКХ;

- разработка цифровых решений и платформ, повышающих эффективность и доступность образовательных программ (обучение онлайн, обучение с применением технологий виртуальной и дополненной реальности).

Для обеспечения соответствия подготовки сотрудников нуждам работодателей также необходимо создание системы прогнозирования кадровой потребности сферы ЖКХ:

- разработка методологии прогнозирования кадровой потребности сферы с учетом существующей профессионально-квалификационной структуры, текущих и прогнозируемых экономических, социальных и технологических изменений (включая автоматизацию и цифровизацию), основных направлений Стратегии развития ЖКХ и смежных сфер, нуждающихся в специалистах ЖКХ, а также региональной специфики;

- разработка отраслевых рамок квалификаций и профессиональных стандартов для выделенных в них видов профессиональной деятельности в сфере ЖКХ;

- формирование контрольных цифр приема по направлениям подготовки на основе мониторинга кадровой потребности;

- устранение дисбаланса между уровнями квалификации и специальностями при формировании контрольных цифр приема на бюджетные места по профильным специальностям в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования;

- внедрение усовершенствованного механизма целевого обучения (определение квоты приема по направлениям подготовки, перечня организаций-заказчиков, возможных мер поддержки студентов);

- актуализация и разработка инструментов независимой оценки квалификаций персонала в сфере ЖКХ.

Повышение привлекательности сферы ЖКХ для квалифицированных работников

Большое значение для мотивации сотрудников имеет материальное вознаграждение. Повышение уровня заработной платы не может быть реализовано в рамках темы кадрового обеспечения, но на него могут оказать влияние меры, реализуемые в рамках других направлений Стратегии, такие как:

- меры, обеспечивающие соответствие цен (тарифов) на обслуживание в сфере ЖКХ реальным экономически обоснованным отраслевым потребностям;

- меры, направленные на укрупнение компаний и организаций в сфере ЖКХ.

Также цифровизация сферы создаст условия для оптимизации процессов и появления высокотехнологичных рабочих мест, что повысит возможности работодателей для повышения оплаты труда.

В то же время необходимо учитывать риски, связанные с повышением стоимости ЖКУ, и обеспечить баланс между повышением профессионализма сотрудников и стоимостью их услуг.

Необходимо предусмотреть создание стимулов для компаний, инвестирующих в повышение квалификации сотрудников, в частности реализовать следующие мероприятия:

- поддержка программ целевого обучения специалистов;

- разработка мер, мотивирующих работодателей вкладывать средства в программы подготовки и переподготовки сотрудников;

- поддержка стимулирующих мер для сотрудников, подтвердивших свое соответствие профессиональным стандартам.

В дополнение к материальным стимулам для повышения привлекательности сферы необходимо реализовать мероприятия по повышению престижа профессии:

- проведение отраслевых конкурсов профессионального мастерства («Лучший по профессии», «Кадровый резерв», World Skills);

- разработка программ привлечения абитуриентов с участием работодателей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.22.225 (0.129 с.)