Основание для разработки Стратегии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основание для разработки Стратегии



Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2035 г. (далее – Стратегия) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее – Закон о стратегическом планировании), с целями и стратегическими задачами, определенными в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 (далее – Указ № 204), и является документом стратегического планирования, определяющим приоритеты, цели, задачи и меры в области государственного управления жилищной и коммунальной сферами Российской Федерации (далее – сфера ЖКХ).

Сроки реализации Стратегии – 2021 – 2035 годы.

Стратегия разработана в целях обеспечения реализации следующих документов стратегического планирования:

- Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683;

- Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208;

- Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642;

- Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р;

- Стратегии развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 г.

На момент разработки и принятия Стратегии реализуется ряд национальных проектов и программ, которые оказывают влияние на формирование направлений развития сферы ЖКХ, поэтому при разработке Стратегии учтены реализуемые мероприятия по следующим проектам и программам:

- национальный проект «Жилье и городская среда»;

- национальный проект «Экология»;

- национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации».

Стратегия призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, ресурсоснабжающих организаций, лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов, собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов, отраслевых ассоциаций и иных профессиональных и общественных объединений по созданию благоприятных условий для реализации целей и задач Российской Федерации в жилищной и коммунальной сферах.

Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере ЖКХ на федеральном, региональном, муниципальном, отраслевом и межотраслевом уровнях.

В Стратегии к сфере ЖКХ отнесены следующие виды экономической деятельности и направления: управление многоквартирными домами, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах; осуществление регулируемых видов деятельности в сфере поставки коммунальных ресурсов (предоставления коммунальных услуг) – теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электро- и газоснабжения.

Стратегия учитывает результаты реализации Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2016 г. № 80-р.

Настоящая Стратегия обеспечивает преемственность целей, задач и мероприятий, заложенных в Стратегию развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 г., по итогам выполнения которой не все предусмотренные механизмы и задачи были реализованы в достаточной мере. При реализации настоящей Стратегии будет обеспечена преемственность тех механизмов, которые доказали свою эффективность на практике и нуждаются в дальнейшем развитии.

Стратегия разработана с учетом приоритетных целей и задач социально-экономического и технологического развития Российской Федерации, лучших международных практик, а также при участии широкого круга представителей отраслей сферы ЖКХ, экспертного и научного сообщества.

Внешние условия развития сферы ЖКХ и реализации Стратегии

На реализацию Стратегии будут влиять параметры макроэкономической конъюнктуры, социальные и политические факторы, а также региональные и местные социально-экономические условия и особенности, включая географические, климатические, пространственные, культурные различия территорий Российской Федерации. Признавая, что такие условия и особенности могут приводить к различным управленческим и финансовым решениям, необходимым для достижения поставленных в Стратегии целей, Стратегия строится на единых для всех участников стратегического планирования базовых принципах.

Макроэкономические предпосылки

Стратегия разработана с учетом базового сценария социально-экономического развития, предусмотренного Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 г., утвержденным Правительством Российской Федерации 22 ноября 2018 г. (Протокол № 34, раздел II, пункт 2) (далее – Прогноз).

Социальные факторы

Значительное влияние на развитие сферы ЖКХ оказывают социальные факторы, включая задачи по социальной защите населения (в т.ч. ожидаемые, согласно Прогнозу, снижение уровня бедности и дифференциации граждан по доходам, улучшение социального климата в обществе, а также повышение адресности социальной поддержки). Вопросы стоимости жилищно-коммунальных услуг (далее также – ЖКУ) сохраняют свою значимость для населения и будут актуальны в долгосрочной перспективе. Согласно Прогнозу, ожидается, что сохранится тренд на снижение уровня безработицы, увеличение реальных доходов населения за счет ускорения темпов экономического роста. Предусмотренные тенденции социального развития должны способствовать повышению платежной дисциплины и снижению доли расходов на ЖКУ в потребительских расходах населения в среднем по России. При этом, поскольку в Прогнозе предполагается, что проблема социального неравенства и региональной дифференциации доходов населения будет сохраняться, приоритет по социальной защите отдельных групп населения сохранит свою актуальность как до 2035 г., так и в дальнейшем.

Ожидания потребителей

Деятельность в сфере ЖКХ направлена на удовлетворение материально-бытовых потребностей граждан и вносит значительный вклад в формирование качества жизни населения. Развитие и модернизация жилищного фонда и обновление коммунальной инфраструктуры должны быть ориентированы на создание комфортных и безопасных условий проживания и предоставление качественных жилищно-коммунальных услуг.

2. Текущая ситуация и основные проблемы сферы ЖКХ

Сфера ЖКХ является одним из крупных секторов экономики Российской Федерации: в 2018 году годовой оборот сферы составил более 5,4 трлн руб., что составляет порядка 5,5% ВВП страны, в т.ч. водоснабжение и водоотведение – 442 млрд руб.; теплоснабжение – 1354 млрд руб.; электроснабжение – 1740 млрд руб.; газоснабжение (включая сжиженный газ) – 911 млрд руб.; жилищные услуги – 863 млрд руб.; прочее – 113 млрд руб.

По данным за 2018 год, в сфере ЖКХ работает 118,8 тыс. организаций и занято более 2 млн человек, что составляет около 3% от общего количества занятых в экономике.

Сфера ЖКХ также является одним из крупнейших потребителей продукции, производимой в России, включая энергетические ресурсы, металлы, полимерную продукцию. При этом эффективность организации сферы ЖКХ, а также экономическая эффективность предоставления ресурсов и жилищно-коммунальных услуг являются важным фактором, который в том числе определяет рост потребительских цен в стране, и имеют существенный потенциал для повышения такой эффективности.

Развитие коммунальной и жилищной сферы в России привело к определенным улучшениям в этих отраслях по сравнению с предыдущими периодами. Если в 2012–2014 гг., по данным опроса ВЦИОМ, сфера ЖКХ отмечалась в числе наиболее значимых проблем[1], то в 2018 г. удовлетворенность граждан своими жилищными условиями, включая качество предоставляемых ЖКУ, а также оценку расходов на их оплату, выросла с 58% в 2012 г. до 72% в 2018 г.[2]

В то же время коммунальная и жилищная сфера в Российской Федерации характеризуется различным состоянием в зависимости от субъекта Российской Федерации (или во многих случаях – от муниципального образования). Множество систем и объектов ЖКХ нуждаются в модернизации и привлечении инвестиций для обеспечения качества и надежности их функционирования, в том числе за счет повышения уровня технологического развития.

Жилищная и коммунальная сфера в Российской Федерации характеризуется следующими проблемами:

1. Высокий износ основных фондов, включая внутренние инженерные коммуникации многоквартирных домов, и рост объемов аварийного жилищного фонда при отсутствии системы учета и мониторинга реального технического состояния и износа основных фондов и достоверной информации необходимой для принятия управленческих решений.

2. Отсутствие сформированного института собственников жилья. Низкая мотивация эффективного управления, ответственности и заинтересованности в результате.

3. Недостаточная эффективность управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций, обусловленная недостатками применяемых методов тарифного регулирования, отсутствием мотивации к снижению затрат, повышению энергоэффективности и внедрению новых технологий.

4. Отсутствие единого центра принятия технологических, инвестиционных и ценовых решений и комплексного подхода к развитию населенных пунктов, включая модернизацию коммунальных систем на уровне региона.

5. Недостаточный инвестиционный ресурс, обусловленный недооцененностью основных фондов, отсутствием долгосрочных гарантий возврата капитальных вложений, недостаточностью развития механизмов привлечения инвестиций и ограниченных финансовых возможностей бюджетов различных уровней.

6. Отсутствие сформированной культуры потребления и оплаты жилищно-коммунальных услуг, большой объем накопленной дебиторской и кредиторской задолженности ресурсоснабжающих организаций.

7. Низкая энергетическая эффективность и недостаточность механизмов стимулирования энерго- и ресурсосбережения.

8. Применение ценовых ограничений в качестве механизма сплошной социальной поддержки, недостаточное использование адресной поддержки отдельных групп населения при оплате ЖКУ.

9. Неактуальность существующих технических норм и правил, отсутствие норм, соответствующих показателям экологичности, энергоэффективности, полного жизненного цикла объектов жилищного и коммунального хозяйства.

10. Дефицит профессиональных кадров по причине низкой привлекательности рабочих мест, в том числе из-за низкого уровня заработных плат, и недостаточный уровень развития научно-технической базы.

3. Цели, задачи и сценарии Стратегии ЖКХ до 2035 г.

Основная цель Стратегии –обеспечить предоставление гражданам Российской Федерации доступных и качественных жилищных и коммунальных услуг.

Достижение цели будет означать выравнивание технической и ценовой доступности и качества жилищных и коммунальных услуг для потребителей во всех регионах и населенных пунктах Российской Федерации, в том числе за счет мер государственной поддержки развития сферы ЖКХ и адресной поддержки отдельных категорий потребителей.

3.1. Ключевые задачи реализации Стратегии:

‒ Обеспечение технологической доступности жилищных и коммунальных услуг для всех граждан Российской Федерации на всей территории страны;

‒ Сохранение ценовой доступности жилищных и коммунальных услуг для потребителей, в том числе за счет мер адресной государственной поддержки;

‒ Обеспечение устойчивого развития сферы ЖКХ за счет долгосрочного и комплексного планирования, внедрения эффективных инструментов стимулирования инвестиций (в том числе с гарантией возврата инвестированного капитала) и повышения эффективности, развития конкуренции, внедрения инноваций, формирования инвестиционного ресурса и снижения уровня износа основных фондов.

Реализация ключевых задач Стратегии и подзадач отраслевых разделов рассматривается в двух вариантах: варианте Базового сценария и сценарии Развития, который в условиях надлежащего нормативного обеспечения носит характер целевого сценария.

3.2. Базовый сценарий:

Создание условий для сохранения в целом текущего уровня износа основных фондов в жилищной и коммунальной сфере (с проведением модернизации отдельных объектов в рамках реализации государственных программ) и поэтапное повышение технологической доступности при сохранении ценовой доступности услуг для граждан. При этом данный сценарий носит достаточно консервативный характер и в целом не предполагает мер, направленных на системную модернизацию жилфонда и коммунальных систем.

3.3. Сценарий развития (целевой):

Предполагает ускоренное развитие сферы ЖКХ, комплексную модернизацию жилфонда и коммунальных систем с целью ликвидации накопленного износа коммунальных систем и аварийного жилищного фонда, а также достижение высокого уровня качества и технологической доступности коммунальных и жилищных услуг с ориентиром на лучшие практики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.022 с.)