Целевые показатели по направлению «аварийный жилищный фонд» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Целевые показатели по направлению «аварийный жилищный фонд»



Базовый сценарий

Мероприятия 2024 год 2030 год 2035 год
1 Ежегодный объем признания жилищного фонда аварийным 2,2 млн.кв.м. 2,5 млн.кв.м. 3,1 млн.кв.м.
2 Ежегодный объем расселения аварийного жилищного фонда 3,1 млн.кв.м. 3,1 млн.кв.м. 3,1 млн.кв.м.
3 Доля аварийного жилищного фонда 0,6 %   0,6 %   0,6 %  
4 Привлечение частных инвестиций

до 5 % от переселяемого аварийного жилищного фонда

Сценарий развития (целевой)

Мероприятия 2024 год 2030 год 2035 год
1 Ежегодный объем признания жилищного фонда аварийным 2,2  млн.кв.м. 2,5 млн.кв.м. 3,1 млн.кв.м.
2 Ежегодный объем расселения аварийного жилищного фонда 4,8 млн.кв.м. 4,8 млн.кв.м. 4,8 млн.кв.м.
3 Доля аварийного жилищного фонда 0,6 %   0,3 %   0,2 %  
4 Привлечение частных инвестиций

до 20 % от переселяемого аварийного жилищного фонда

Энергоэффективность в жилищной сфере

Текущая ситуация

В Российской Федерации 10-20%* жилищного фонда МКД составляют дома массовых серий 1950–1970-х гг., которые имеют потенциал повышения энергоэффективности на 20–40%[19]. Удельное потребление тепла в таких домах варьируется в пределах 0,2–0,3 Гкал/кв. м в год[20] (для сравнения: аналогичный показатель в Швеции и Финляндии – 0,1, в Латвии – 0,15[21]).

В соответствии с Федеральным законом № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» лица, ответственные за содержание многоквартирного дома, обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности помещений, а собственники обязаны нести расходы на проведение мероприятий по повышению энергоэффективности.

Однако сегодня отсутствует мотивированный заказчик на проведение работ по повышению энергоэффективности в МКД. У собственников нет достаточных возможностей и мотивации: платеж за коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды, ограничен нормативом, энергосервисные контракты и кредитные инструменты не развиты, принятие решений общих собраний собственников на практике очень затруднено. Управляющие компании не заинтересованы в проведении энергосберегающих мероприятий, которые требуют вложений с длинным сроком окупаемости, т.к. в таком случае у них нет гарантий на возврат вложенных средств. У ресурсоснабжающих организаций отсутствует мотивация в условиях текущего тарифного регулирования и сложности регулирования инфраструктуры, установленной на общем имуществе МКД.

В настоящее время энергосервисные контракты в МКД не получили широкого распространения. Развитию энергосервисных контрактов препятствует оплата на потребление коммунальных ресурсов на содержание общего имущества в МКД по нормативу (зачастую заниженного). Таким образом, источник финансирования энергосервисных контрактов – разница между фактическим потреблением до и после повышения энергоэффективности – отсутствует. В результате дома с наиболее высокими расходами на общедомовые нужды, в первую очередь требующие проведения соответствующих мероприятий, лишены возможности осуществить их по модели энергосервиса.

Еще одна проблема в развитии энергосервисных контрактов – отсутствие единого заказчика. Энергосервисные контракты невозможно заключать с отдельными собственниками, без ТСЖ или УК. Кроме того, незакрепленная форма управления в МКД и возможность сменить форму в любой момент несут юридические риски для энергосервисной компании.

В теплоснабжении развитию энергосервисных контрактов также препятствует отсутствие законодательной возможности: проводить энергосбережение необходимо по всему дому в целом, однако Федеральный закон № 261-ФЗ не предусматривает такой возможности.

Мероприятия по повышению энергоэффективности могли бы быть реализованы в рамках капитального ремонта. В текущей модели энергоэффективный капремонт не является базовой опцией и требует дополнительного согласования с Фондом содействия реформированию ЖКХ, а региональные размеры взносов в фонд капитального ремонта не учитывают необходимые расходы. Финансирование такого ремонта с использованием энергосервисных контрактов законодательно не предусмотрено

Существующие меры по стимулированию собственников к внедрению энергоэффективных решений не действуют. К примеру, в случае прямых договоров средства, собранные за счет повышающих коэффициентов для граждан, не установивших приборы учета, должны быть направлены на проведение энергоэффективных мероприятий, однако в реальности средства остаются у ресурсоснабжающих организаций.

Основной целью Стратегии по направлению энергоэффективности в жилищной сфере является повышение энергоэффективности МКД за счет создание системы государственного стимулирования (включая различные формы поддержки) собственников и частных инвесторов в проведении мероприятий по повышению энергетической эффективности.

Основными задачами реализации Стратегии по направлению являются:

− стимулировать развитие энергосервисных контрактов и других инструментов финансирования мероприятия по повышению энергоэффективности;

− стимулировать установку общедомовых и индивидуальных приборов учета;

− обеспечить поддержку установки индивидуальных тепловых пунктов (ИТП)

Базовый сценарий и сценарий развития

Меры, предлагаемые к реализации в рамках Стратегии:

Разработать и внедрить «энергоэффективные стандарты» при новом строительстве МКД, бюджетных, социально-культурных, коммерческих объектов.

Разработать «энергоэффективные стандарты» для основных проектных решений и мероприятий капитального ремонта зданий (с фиксацией ожидаемого уровня экономии потребления энергоресурсов).

Провести донастройку модели организации учета потребления коммунальных ресурсов, в том числе поручить ресурсоснабжающим организациям устанавливать общедомовые и индивидуальные приборы учета ресурсов, поставляемых по прямым договорам с собственниками.

Стимулировать развитие энергосервисных контрактов, в том числе отказаться от ограничения платы за общедомовые нужды (ОДН) нормативом, разработать механизмы обязательного применения энергосервиса, за исключением случаев прямого отказа собственников от его проведения.

Создать правовую основу для сохранения в тарифах по регулируемым видам деятельности экономии от проведения энергосберегающих и энергоэффективных мероприятий.

В отношении установки индивидуальных тепловых пунктов (ИТП) создать комплексную модель реализации мероприятий с учетом возможности использования доступных источников финансирования:

- разрешить ресурсоснабжающим организациям (РСО) устанавливать ИТП без последующей передачи его в состав общего имущества (граница общего имущества устанавливается после ИТП, при этом должен быть обеспечен доступ к местам установки ИТП);????

- программа оснащения МКД может финансироваться как за счет экономии, возникающей у РСО, так и за счет сохранения платежа МКД (для обеспечения приемлемых сроков окупаемости).

Создать механизмы долгосрочного и доступного финансирования мероприятий по повышению энергетической эффективности, включая механизмы федеральных или региональных гарантий финансирования энергосервисных проектов, создания специализированных фондов поддержки энергосервисных проектов в сфере ЖКХ; разработать модели привлечения долгосрочного заимствования.

Включить в цифровую базу технического учета МКД информацию об энергоэффективности зданий.

Создать информационную среду по продвижению ценностей энергоэффективности и ответственного потребления, в том числе разработать электронный «магазин решений», медиаплан, образовательные программы, информационные сервисы.

4.1.4. Цифровизация в жилищной сфере

Реализация задач по повышению доступности и качества жилищных услуг требует создания цифровых эталонных данных, которые будут использоваться всеми отраслевыми участниками: собственниками, управляющими организациями, инвесторами, застройщиками, государственными структурами.

Эталонные данные должны быть качественными, регулярно обновляемыми и проверяемыми с возможностью доступа третьих организаций и лиц через программные интерфейсы приложений. Минимальные требования качества и показатели качества должны формироваться в системе технического регулирования. Необходимо обеспечить измеримость показателей и их защиту от фальсификации. Программные продукты в существенной части должны заменить систему инспекторского контроля с выездными проверками.

На базе этих данных другие участники рынка смогут: создавать собственные инструменты (например, приложения для голосования собственников на базе данных о собственниках МКД), формировать специализированные программы (например, формировать региональную программу капремонта на базе технического учета МКД), реализовывать мониторинг по различным отраслевым направлениям.

Цифровизация в жилищной сфере заключается в создании двух ключевых баз данных: цифровой базы технического учета жилищного фонда и единой электронной базы собственников.

Цифровая база технического учета МКД

‒ Необходимо создать обновляемую цифровую базу данных всех МКД с информацией о текущем состоянии дома (в том числе по отдельным элементам), реализованных и запланированных капремонтов, расселения и пр.

‒ База данных технического учета позволит, в том числе разрабатывать региональные программы капремонта (с учетом приоритизации домов по уровню износа), осуществлять мониторинг реализации мероприятий, обеспечить прозрачность текущих и капитальных ремонтов для собственников.

Единая электронная база собственников

‒ Необходимо сформировать электронную базу данных собственников недвижимости с возможностью регулируемого доступа к данным, обеспечивающую защиту персональных данных собственников.

‒ База данных собственников позволит упростить коммуникацию в рамках принятия общих решений в МКД, проведение и реализацию решений общих собраний, работу с должниками, создание удобных пользовательских сервисов.

Коммунальная сфера

4.2.1. Теплоснабжение и горячее водоснабжение

Текущее состояние отрасли и ключевые проблемы

Система теплоснабжения Российской Федерации состоит из 50 тыс. локальных систем и 18 тыс. обслуживающих их предприятий. Потребление тепловой энергии в России составляет 2 млрд Гкал/год, из которых 65–70% относятся к централизованным системам теплоснабжения.

По данным за 2017 г. выработка 522 функционирующих в России тепловых электростанций, имеющих теплофикационное оборудование, составляет 479,9 млн Гкал/год. От 74,9 тыс. отопительных и производственно-отопительных котельных средней мощностью 7,9 Гкал/ч и средним КПД, равным 65%, поставляется тепловая энергия в объеме 837,8 млн Гкал/год.

Отраслевая инфраструктура характеризуется высоким уровнем износа: при общей протяженности тепловых сетей в России порядка 175 тыс. км, по экспертным оценкам, свой нормативный срок отслужили около 60% из них, а физический износ основных фондов котельных составил 55%.[22]

Положение отрасли теплоснабжения и горячего водоснабжения в настоящее время характеризуется следующими ключевыми проблемами:

Высокий уровень износа генерирующего оборудования и особенно распределительной инфраструктуры как следствие недоинвестирования в основные фонды по причинам ценовых ограничений и неэффективных практик управления данными предприятиями. Результатом недоинвестирования стал значительный износ инфраструктуры как с точки зрения состояния оборудования, так и с точки зрения устаревших технологий. Непосредственным результатом стали высокие уровни потерь теплоносителя.

Отсутствие должной системы учёта и контроля за надёжностью и качеством предоставляемых услуг в теплоснабжении вызвано двумя факторами.

Первый фактор – это низкая оснащённость приборами учёта потребления тепловой энергии. На текущем этапе представляется невозможным оперативный анализ теплопотерь по всей цепочке распределения от генерирующей мощности до индивидуального потребителя (например, до индивидуальных тепловых пунктов).

Аналогичная проблема существует в системе мониторинга состояния сети, где нет возможности оперативно определять состояние системы с высокой степенью локализации. Как следствие, затруднён процесс выставления счетов, весьма ограничен набор аналитических материалов, которые могут быть подготовлены для принятия управленческих решений, а доступная информация в силу своей фрагментарности не подходит для объединения в какую-либо интегрированную информационную систему с элементами автоматизации.

Модель ценообразования, характеризующаяся преобладанием нерыночного подхода к определению тарифов, приводит к наличию большого разброса цен на энергоресурсы между городами со схожими системами теплоснабжения и затратами внутри городов, что негативно влияет как на отзывы населения, так и на операционную деятельность теплоснабжающих, теплосетевых организаций. Одновременно при достаточно высоком платеже за теплоснабжение существует неудовлетворённость качеством предоставляемы услуг.

Отсутствие долгосрочной политики привлечения инвестиций и неэффективный механизм субсидирования: ежегодный пересмотр тарифов приводит к тому, что снижение операционных затрат может быть полностью нивелировано незначительным ростом тарифа в следующем периоде.

Несоответствие значительной части утверждённых схем теплоснабжения поселений, городских округов с населением менее 500 тыс. чел требованиям к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения, отступления от реализации утвержденных в схемах теплоснабжения планов, что выражается как в низком качестве, так и в невыполнении их роли как инструмента установления целевого оптимального состояния и повышения эффективности функционирования систем теплоснабжения поселения. В большом ряде случаев отсутствует эффективная связь требований схем теплоснабжения и ценовых решений.

В основе составления схем теплоснабжения должен стоять поиск экономически оптимальных путей, позволяющих решать стратегические задачи, в числе которых обеспечение доступности и эффективности услуг теплоснабжения, а также оптимизация перспективного строительства и модернизации генерирующих мощностей. Схемы теплоснабжения должны трансформироваться в эффективный и обязательный инструмент реформирования и оптимизации систем теплоснабжения, который учитывает интересы как потребителей, так и поставщиков ресурса.

Для исполнения данной цели и соответствия механизма разработки схем общим принципам обеспечения качества и надежности теплоснабжения необходимо стандартизировать подходы к их составлению, утверждению и реализации, обеспечить согласование схем теплоснабжения с программами развития рынка электроэнергии, градостроительного сектора и других смежных отраслей и сетей инженерно-технического обеспечения, а также включение в контур рассмотрения схем меры энергоэффективности на стороне клиентов.

Отсутствие системы учета и контроля за надежностью и качеством предоставляемых услуг в теплоснабжении

В теплоснабжении на сегодня не разработан системный подход к контролю за надежностью и качеством услуг. В основе мониторинга должен стоять ряд единых ключевых показателей, позволяющий объективно оценивать текущий уровень оказания услуг и динамику развития, целесообразность внедрения индивидуальных решений в теплоснабжении, а также прогнозировать возможный эффект от инвестиций. Наряду с установкой целевых показателей и технических нормативов необходимо внедрить систему обязательств по их достижению и соблюдению.

Текущий низкий уровень оприборивания (по России лишь 61% многоквартирных домов оснащены общедомовыми приборами учета тепловой энергии) и отсутствия интеграции данных приборов в единую информационную систему лишает понимания фактического баланса как с точки зрения потребления, так и с точки зрения задействованных мощностей производства.

Доведение уровня оприборенности МКД до 100% к 2025 году позволит усовершенствовать контроль за потерями тепла (разделить технологические и коммерческие потери тепловой энергии) и сделает систему оценки эффективности теплоснабжения объективной. Повышение уровня оприборивания в долгосрочной перспективе создает прозрачную систему начислений и решает проблему недоверия потребителей к поставщикам услуг ЖКХ. Более того, следствием увеличения уровня оприборивания становится создание системы мониторинга состояния активов теплоснабжения и теплопотребления. Такая система имеет также ряд следующих преимуществ:

‒ упрощение приоритизации инвестиций и снижение затрат на ремонт;

‒ возможность проводить автоматическое регулирование эффективности системы;

‒ сокращение времени реагирования на инциденты и сокращение числа инцидентов.

Для более высокого уровня покрытия населения услугами отопления и горячего водоснабжения и улучшения их качества необходимо проведение комплексных мероприятий по унификации регуляторных требований, по введению единых стандартов качества и безопасности и ответственности за их соблюдение.

Высокий уровень износа как следствие многолетнего недоинвестирования в основные фонды

Возраст 66% тепловых электрических станций в России – более 30 лет, а средний показатель по стране составляет 34 года, превышая уровень в ведущих странах (Китай – 11 лет, Италия – 21 год, Великобритания – 25 лет, Германия – 26 лет, США – 28 лет).

Высокая изношенность инфраструктуры в теплоснабжении приводит к низкой энергоэффективности теплогенерации и сетевого комплекса, высоким потерям в сетях, которые на сегодняшний день составляют до 30% от отпуска, что также значительно хуже в сравнении с показателями в ряде европейских государств. Текущие темпы замен теплосетей в два раза ниже, чем требуемые по нормативному сроку службы. Отставание темпов замен представляет серьезные вызовы для развития отрасли и технологической надежности.

Перечисленные факторы в совокупности демонстрируют последствия значительного недоинвестирования в отрасль для темпов обновления производственных мощностей и развития отрасли в целом, а также объясняют необходимость разработки мер по стимулированию обновления генерирующих мощностей, сетевого комплекса, центральных тепловых пунктов и инфраструктуры на стороне потребителя (в том числе индивидуальных тепловых пунктов).

Рисунок 2. Данные о необходимости замены теплосетей.

* Процент рассчитан на основании среднего нормативного срока службы теплосетей (25 лет). Фактический срок службы теплосетей зависит от климатических условий, качества теплоизоляции и других факторов.

Источник: Федеральная служба государственной статистики, Теплоснабжение населенных пунктов, 2005-2018 гг.

Дополнительным вызовом сферы ЖКХ является выполнение экологических требований в генерации тепла и электроэнергии (например, требования по снижению выбросов NOх, SO2, зола (пыль) до уровня НДТ), выполнение которых потребует значительных инвестиций в очистное оборудование и сооружения, а также приборы непрерывного учёта. Одномоментное введение высоких требований к выбросам по нормативам НДТ без определения механизма финансирования мероприятий приведёт к значительному увеличению нагрузки на производителей в условиях отсутствия возможности изменения тарифообразования. Ратификация Парижского соглашения станет дополнительным вызовом для электроэнергетики и сферы ЖКХ и потребует тщательного моделирования доступных источников при его принятии. Необходимо рассматривать мероприятия по обеспечению экологических требований в рамках комплексных планов развития территорий в увязке требуемых капитальных затрат, с моделью ценообразования в регионе (муниципальном образовании).

Рисунок 3. Существующие практики применения тарифного регулирования: метод регулирования уровня возврата на капитал (RAB), метод «затраты плюс» и функционирование рынков тепла со свободными ценами и антимонопольным регулированием.

В настоящее время разработан метод ценообразования «Альтернативная котельная» (при условии отнесения территории муниципального образования к ценовой зоне рынка теплоснабжения), однако темпы перехода на такую модель незначительны: лишь четыре населенных пункта перешли на метод «Альтернативная Котельная» за полтора года с момента введения нормативной базы. Основные проблемы замедленного перехода на метод «Альтернативная Котельная » заключаются в отсутствии мотивации у муниципалитетов, для которых данный расчётный тариф «выше, чем текущий». Дополнительной сложностью по мнению отраслевых участников в процессе перехода является достижение согласованной позиции о требуемом уровне и темпах инвестиций на территориях, переходящих на ценообразование по данному методу.

Основным методом отраслевого ценообразования в теплоснабжении при этом (для территорий, не отнесенных к ценовым зонам рынка теплоснабжения) должен стать метод технологических эталонов («эталонных тарифов») с определением типовых технологических карт и расчетных эталонных расходов (затрат) по ним компетентными технологическими экспертами.

Для преодоления барьеров интеграции альтернативных механизмов ценообразования и разрешения проблемы накопленного недофинансирования отрасли необходима ревизия метода «Альтернативной котельной» и разработка методологии формирования технологических эталонов в сфере теплоснабжения.

Одним из основных условий перехода на новую модель ценового регулирования является определение показателей качества и надежности теплоснабжения. Необходимо четко разграничить понятия надежности и безопасности:

-     надежность теплоснабжения определяется совокупным состоянием систем теплоснабжения и представляет собой рыночную категорию, а требования к уровню надежности должны устанавливаться тем, кто ее оплачивает, т.е. потребителями, выбирающими доступную по платежам категорию надежности;

-     безопасность процессов теплоснабжения определяется техническим состоянием конкретного оборудования, минимальные требования к безопасности должны определяться государством.

Требования к уровню качества (давление, температура, циркуляция) и надежности теплоснабжения определяется в схеме теплоснабжения учитывая, что поддержание более высоких значений качества и надежности требует более высоких затрат, обусловленных необходимостью обеспечения соответствующего состояния всей системы теплоснабжения.

При определении допустимых параметров качества тепловой энергии могут быть использованы пониженные параметры теплоносителя – 110 ⁰С и ниже в подающем и 50 ⁰С и ниже в обратном трубопроводах.

Выполнение требований по качеству теплоснабжения со стороны единой теплоснабжающей организации оценивается потребителем тепловой энергии по показаниям общедомовых приборов учета, оснащенность которыми к 2025 году должна соответствовать 95%.

Невыполнение обязательств по обеспечению требуемого уровня качества и надежности теплоснабжения предусматривает выплату пострадавшему потребителю, заявившему о нарушении условий договора, соразмерной компенсации, соответствующей затратам такого потребителя на обеспечение собственного потребления тепловой энергией соответствующего качества наиболее дорогим из альтернативных способов. Обязательным условием выплаты такой компенсации является оснащенность потребителя индивидуальным прибором учета.

Невыполнение потребителем обязательств по параметрам качества возвращаемого теплоносителя, подтвержденное приборами учета, предусматривает в отношении такого потребителя применение штрафных санкций.

Цели Стратегии в сфере развития теплоснабжения и горячего водоснабжения:

- Повысить надёжность, эффективность, наблюдаемость и качество системы центрального теплоснабжения с учетом требований по снижению экологической нагрузки.

- Обеспечить возможность долгосрочного развития и привлечения инвестиций в отрасль за счет комплексного планирования развития, обеспеченного источниками финансирования необходимых инвестиций.

- Сохранить доступность ресурса для конечного потребителя.

Основные задачи реализации Стратегии в сфере развития теплоснабжения и горячего водоснабжения:

- Оптимизировать процесс составления, утверждения и реализации схем теплоснабжения с учетом приоритизации эффективного использования комбинированных мощностей и модернизации систем передачи, распределения и потребления тепловой энергии с реинвестирование операционных эффектов.

- Повысить требования к эффективности всех участников отрасли, развитию конкурентных механизмов, обеспечить равные условия функционирования и ответственности для частных и государственных компаний.

- Обеспечить объективную устойчивую систему учета и мониторинга качества теплоснабжения, основанную на отслеживании фактического состояния и безопасности.

- Обеспечить ускорение темпов модернизации комплекса теплоснабжения и повышения его энергоэффективности (по всей цепочке распределения энергии от генерации до потребителя).

- Создание благоприятных условий для инвестирования: формирование развитой институциональной среды сопровождения реализации инвестиционных проектов.

- Развитие института государственно-частного партнерства, применение наиболее эффективных решений хозяйствования, дополнительных форм, стимулов и гарантий.

Схемы теплоснабжения

Схемы теплоснабжения поселений, городских округов должны служить инструментом эффективного регулирования и определения политики обеспечения качественного и надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом.

Схемы теплоснабжения в процессе их разработки и утверждения должны сопровождаться синхронизацией по мероприятиям и срокам реализации с отраслевыми схемами: схемами теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения, схемами и программами развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации, с генеральными планами поселений в части жилищного строительства, развития отраслей промышленности[23] и сельского хозяйства, а также согласованием с существующей градостроительной политикой и перспективными планами развития городской среды, а также с программами развития рынка электроэнергии.

Первоочередной мерой повышения эффективности схем теплоснабжения является создание на уровне субъектов Российской Федерации единых центров принятия технологических, инвестиционных и ценовых решений. В целях обеспечения такого решения необходимо передать полномочия по принятию решений об утверждении схем теплоснабжения на уровень органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При этом должно дополнительно быть обеспечено:

‒ Усовершенствование института публичных обсуждений, в рамках которой должен быть обеспечен баланс между вовлечением широкого круга участников (представителей муниципальных образований, населения, крупных потребителей, ресурсоснабжающих организаций, регулирующих органов и т.д.) в обсуждение схем теплоснабжения и сбор предложений и выработкой наиболее оптимального решений в регламентированные сроки проведения дискуссий;

‒ Определение и уточнение показателей, являющихся ориентирами для оптимизации схем развития теплоснабжения;

‒ Создание механизма принятия решений о требуемом уровне инвестиций и их привязки к способам ценообразования для соответствующих территорий.

Повышение качества разработки схем теплоснабжения поселений, городских округов включает:

- разработку схем на основе объективной оценки региона (муниципального образования) по комплексным показателям: ресурсный потенциал, экономическое положение, характеристика потребителей, структура бюджета;

- повышение эффективности обсуждения схем теплоснабжения через составление перечня стандартных аналитических анкет и сводного отчёта показателей для экспресс-оценки эффективности схемы теплоснабжения, включая оценку по эффективности использования источника теплоснабжения, целесообразность установки индивидуальных тепловых пунктов, целесообразность перехода на закрытые системы горячего водоснабжения, интегральную оценку эффективности потребления энергоресурсов.

Повышение энергоэффективности должно стать составной частью всех схем теплоснабжения как в части планирования мероприятий и капитальных затрат, так и в части учета эффекта от мероприятий в оптимальной схеме снабжения. В компетенции региональных комиссий по схемам теплоснабжения должна входить проверка схем на предмет соответствия требованиям энергосбережения и энергоэффективности, что обеспечит контроль за соблюдением соответствующих требований.

Учёт потребления и управление данными

Учет и мониторинг состояния системы должны быть улучшены по двум направлениям: повышение качества учета отпуска тепла на границе передачи ресурса (например, учет тепла на границе дома или после индивидуального теплового пункта), а также повышение качества информации о потерях тепла от коллектора источника до момента передачи ресурса потребителю.

Повышение качества учета отпуска тепла на границе передачи потребителю возможно через установку общедомовых приборов учёта в 100% многоквартирных домах и индивидуальном жилищном строительстве а также через интеграцию современной автоматизированной системы комплексного учета потребления ресурсов, диспетчеризацию системы теплоснабжения.

Предполагается внедрение нормативных требований об обязательном оприборовании всего нового жилищного фонда приборами общедомового учета. При этом установка индивидуальных приборов учёта внутри многоквартирных домов должна быть правомерной в случае принятия соответствующего решения членами общего собрания собственников жилья.

Повышение качества учёта потерь и мониторинг состояния тепловых сетей будет достигаться за счет поэтапного обновления сетей теплоснабжения и оснащения системы распределения приборами мониторинга фактического износа системы распределительных трубопроводов.

Оптимизация системы теплоснабжения, в т.ч. принятие правильных управленческих решений, потребует оптимизации системы отчётности и статистики в сфере теплоснабжения:

- Исключение дублирующих форм отчетности и показателей, собираемых на разных уровнях.

- Увязка баз данных, передаваемых в государственные информационные системы ЖКХ, топливно-энергетического комплекса, субъектов Российской Федерации и муниципалитетов.

- Организовать систематический анализ данных массивов информации с целью мониторинга их эффективности.

Качество, надежность и покрытие услуг теплоснабжения

Повышение качества и надежности услуг теплоснабжения достигается за счет следующих мер:

- Внедрение в схемы теплоснабжения нормативных показателей по частоте и длительности прерывания услуг теплоснабжения для мониторинга качества оказываемых услуг;

- Разработка, стандартизация и оценка целесообразности внедрения индивидуальных решений в теплоснабжении в малых населенных пунктах (муниципальных образованиях с населением менее 50 тыс. человек) для увеличения покрытия населения услугами отопления и горячего водоснабжения;

- Оценка эффектов от внедрения индивидуальных решений в теплоснабжении должна происходить в рамках рассмотрения схемы теплоснабжения муниципального образования.

Эффективной мерой формирования инвестиционного ресурса в отрасли станет проведение инвентаризации сетевого комплекса для определения фактического технологического состояния (износа) сетевого хозяйства, переоценки активов предприятий, что позволит восстановить стоимость активов и собственный ресурс для реинвестирования.

Переоценка основных фондов как мера увеличения инвестиционного ресурса особо актуальна для теплоснабжающих организаций. Ожидаемым эффектом приведения стоимости активов к уровню фактических рыночных показателей в данном случае выступает обеспечение залоговой стоимости для возможностей кредитования, следствием чего станет преодоление дефицита заемных средств и создание предпосылки для восстановления инвестиционного потенциала. Непосредственно переоценка основных фондов потребует ряда подготовительных мероприятий, в числе которых проверка объектов активов, подлежащих переоценке, подготовка необходимой документации, экспертных оценок и заключений, сбор и верификация информации об уровне рыночных цен на основные средства.

Примером возможной программы будет являться установка индивидуальных тепловых пунктов в целых районах муниципальных образований. Данные программы потребуют высокой координации между государственными органами, жителями и ресурсоснабжающими организациями, решения вопросов по оценке их эффективности, ценообразованию и субсидированию капитальных затрат, а также нормативного регулирования данных программ.

Важным вопросом является правовой статус и механизм установки индивидуальных тепловых пунктов во вновь вводимых многоквартирных домах и в существующем жилищном фонде. Реализация комплексных программ по повышению эффективности потребует решения вопросов относительно обязательности установки индивидуальных тепловых пунктов, права собственности на них, и доступа к индивидуальным тепловым пунктам для обслуживания и контроля за их состоянием.

При этом необходимо исключить требование по «закрытию» открытых систем теплоснабжения, предусмотрев обязательные требования по проведению оценки с выполнением соответствующих мероприятий в тех случаях, когда по отдельным участкам сети и локальным системам подтверждена экономическая и технологическая обоснованность их выполнения.

Ключевые показатели по направлению «Теплоснабжение и горячее водоснабжении»*

Базовый сценарий

№ п/п Наименование показателя Единица измерения 2019 2024 2030 2035
1 Уровень потерь тепловой энергии при передаче и распределении % от отпуска 30% 27% 23% 20%
2 Темп замены тепловых сетей % 2% 2,6% 3,7% 3,9%
3 Доля площадей, оборудованных: · Централизованным отоплением Горячим водоснабжением % 86% 70% 87,7% 73,3% 88,8% 76,1% · 89% 78%
4 Уровень оприборенности МКД ОДПУ % 55% 85% 90% 95%

* показатели могут быть уточнены с учетом дополнительного обсуждения

Сценарий развития (целевой)*



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.205 (0.08 с.)