Стратегия развития жилищно-коммунального 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегия развития жилищно-коммунального



СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от                                      №

МОСКВА

1. Утвердить прилагаемую:

Стратегию развития жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2035 года (далее – Стратегия).

2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ и иных документов.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии при разработке государственных программ субъектов Российской Федерации.

 

 

Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев

 

  Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от ____________________ № _____

Стратегия развития жилищно-коммунальной сферы Российской Федерации до 2035 года

1. Общие положения Стратегии

Целевые показатели по направлению «Управление жильем»

Базовый сценарий

Наименование показателя Ед. изм. 2019 2024 2030 2035
Доля населения, удовлетворенного жилищными условиями и услугами Млн кв. м в год ≥ 50%* ≥ 60 * ≥ 70 * ≥ 75%*

*показатель может быть уточнен по итогам дополнительного обсуждения.

Сценарий развития

Наименование показателя Ед. изм. 2019 2024 2030 2035
Доля населения, удовлетворенного жилищными условиями и услугами Млн кв. м в год ≥ 50%* 65 %* 80* ≥ 85%*

*показатель может быть уточнен по итогам дополнительного обсуждения.

 

4.1.2.  Капитальный ремонт

Текущая ситуация

По состоянию на 1 января 2019 г. в действующие региональные программы капитального ремонта включены 736,8 тыс. многоквартирных домов общей площадью 2,5 млрд кв. м, в которых проживают 93 млн человек.

За 2014–2018 гг. работы по капитальному ремонту проведены в более чем 139 тыс. МКД, общей площадью более 490 млн кв. м, что позволило улучшить условия проживания более 18 млн человек.

87% МКД реализуют капремонт через региональные фонды (ФКР) и 13% – самостоятельно через специальные счета[9].

Среди положительных аспектов реализации программ капитального ремонта: стабильное системное функционирование региональных программ, работающие команды региональных операторов капитального ремонта, стабильное увеличение собираемости взносов на капитальный ремонт[10], а, следовательно, и повышение доверия граждан к реализуемым программам капитального ремонта.

Рисунок 1. Собираемость взносов на капремонт, проценты

 

Среди основных проблем необходимо выделить следующие:

Недостаточная финансовая обеспеченностьрегиональных программ капитального ремонта:

Несмотря на высокую собираемость взносов на капремонт, при среднем по регионам уровне взноса 7,6 руб. за кв. м в месяц, не все региональные программы могут быть реализованы в запланированном объеме. Некоторые регионы не обеспечивают сбалансированность программ: заниженные доходы (низкий уровень минимального размера взносов на капитальный ремонт, низкая бюджетная поддержка либо ее отсутствие) и завышенные расходы (большое количество видов работ, завышенные предельные стоимости работ).

 

Капитальный ремонт МКД, признанных объектами культурного наследия (далее – ОКН):

Капитальный ремонт МКД, являющихся объектами культурного наследия, требует дополнительного финансирования в силу большей стоимости таких работ по сравнению со стандартными расценками и необходимостью проведения дополнительных специальных работ. Невозможность аккумулирования в фонде капитального ремонта МКД, являющегося ОКН, суммы взносов, достаточной для покрытия стоимости выполнения работ на таком доме, приводит к разбалансированности региональных программ, недостаточности средств, необходимых для выполнения запланированных работ.

 

Особенности проведения и финансирования капитального ремонта МКД на спецсчете:

Для МКД на спецсчетах не применяются общие критерии, отсутствует достаточный уровень контроля и мониторинга, что приводит к нецелевому использованию средств (проведение текущих ремонтов либо неполного капитального ремонта) и непроведению капремонта в соответствии с планами. При этом дома на спецсчетах в любой момент, в том числе и при недостаточности накопленных средств, могут вернуться в ФКР и тем самым усилить риск финансовой неустойчивости программы.

Проведение капитального ремонта по межремонтным срокам, а не по необходимости, в том числе на МКД с высоким уровнем износа конструктивных элементов:

Планирование и мониторинг капремонта требует наличия точных и актуальных данных о состоянии МКД. Однако на сегодняшний день технический учет МКД проведен не в полном объеме, что влечет за собой ошибки формирования программы капремонта и риски неэффективного использования средств.

Рост задолженности по взносам на капитальный ремонт:

Недостаточная претензионно-исковая работа, рост просроченной задолженности

Недостаточная автоматизации работы региональных операторов, в том числе работы по взысканию задолженности

Недостаточная достоверность информации о региональных системах капитального ремонта, а также недостаточность информации о техническом состоянии конструктивных элементов многоквартирных домов.

Наличие недовольства собственников качеством проводимого капитального ремонта.

Основная цель Стратегии в части реализации капремонта

− Повышение качества жилищного фонда и городской среды.

− Приведение конструктивных элементов многоквартирных домов к нормативному техническому состоянию.

Основные задачи Стратегии в части реализации капремонта

− Обеспечение финансовой устойчивости программ капитального ремонта.

− Повышение качества реализации и эффективного расходования средств в рамках капитального ремонта.

Меры, предполагаемые к реализации в рамках Стратегии:

   Обеспечение сбалансированности доходов и расходов путем оптимизации затрат и увеличения доходов систем капитального ремонта.

   Постепенное доведение уровня взноса на капитальный ремонт до экономически обоснованного.

Дополнительное финансирование капитального ремонта из региональных и муниципальных бюджетов, а также финансирование МКД, признанных объектами культурного наследия (ОКН), за счет бюджетов соответствующих уровней.

Повышение уровня собираемости взносов собственников (включение взноса в ЕПД, автоматизация претензионно-исковой работы, предоставление Росреестром данных о собственниках помещений, пересмотр сроков исковой давности, отмена государственной пошлины).

 

Повышение контроля за реализацией капитального ремонта в МКД, формирующих фонд капитального ремонта на специальных счетах. Ограничение возможности возврата в ФКР МКД с непокрытыми обязательствами.

Обеспечение развития кредитных продуктов для финансирования капитального ремонта.

Разработка порядка внутреннего заимствования (условий возвратности) средств (в «котле»).

Стандартизация капремонтов: разработка технической политики, установление единых требований к составу работ по каждому виду капитального ремонта и унификация применения технологий и материалов при проведении капремонтов, качественное предпроектное обследование.

Корректное определение предельных стоимостей проведения капитального ремонта.

Переход от капремонта по нормативным срокам к ремонту по фактическому состоянию конструктивных элементов: развитие технического учета жилищного фонда, создание информационной базы данных фактического состояния всех МКД (в том числе по элементам дома) и регламентация приоритизации распределения средств между домами и конструктивными элементами внутри дома на основе данных о фактическом состоянии, выделение МКД с высоким уровнем износа в отдельную подпрограмму, создание механизма гибкой корректировки программ капитального ремонта.

Развитие территорий с высоким уровнем износа жилищного фонда на основании оценки технических характеристик домов и возможности привлечения частных инвесторов для комплексного развития застроенных территорий.

Разработка и внедрение системы мониторинга качества капитального ремонта.

Развитие системы страхования ответственности подрядных организаций в период выполнения работ по капитальному ремонту и в гарантийный период.

Синхронизация сроков проведения работ программы капитального и текущего ремонта с другими программами повышения качества среды в рамках одной территории с целью формирования комплексного подхода по ремонту и благоустройству жилых микрорайонов.

Базовый сценарий

Мероприятия Период
1 Повышение финансовой обеспеченности и эффективности программ капитального ремонта с 70% до 95%  
2 Ежегодный объем капремонта 170 млн кв. м

Сценарий развития (целевой)

Мероприятия Период
1 Повышение финансовой обеспеченности и эффективности программ капитального ремонта с 70% до 100%  
2 Ежегодный объем капремонта 210 млн кв. м

4.1.3.  Аварийный жилищный фонд

Текущая ситуация

Еще одна группа жилищного фонда – жилье в аварийном состоянии. Это жилищный фонд, при котором основные несущие конструкции здания имеют сверхнормативные деформации и повреждения, потеряли расчетную прочность и представляют опасность для жизни проживающих.

По состоянию на 1 января 2019 г. объем жилищного фонда, признанного аварийным, составляет 15,3 млн кв. м[11]. Доля аварийного жилищного фонда в общей площади МКД – 0,6 % фонда МКД, доля домов с износом более 70%[12]. 1,8% фонда МКД.

В структуре аварийного жилья 1- и 2-этажные домов старше 50 лет[13] составляют 90%.

Основные причины признания фонда аварийным: физическое старение жилищного фонда, проведение текущего и капитального ремонтов несвоевременно и не в полном объеме, строительство временного жилья, моральный износ жилого фонда и среды проживания, расширение городов и поглощение промышленных районов, не предназначенных для проживания.

C учетом достижения до 2035 г. предельного срока эксплуатации домов массовой застройки 1950–1970-х гг. ежегодный прирост аварийных домов может достигать 3,1 млн кв. м[14].

Текущий средний темп расселения (с учетом плана на 2019–2024 гг.) составляет около 2,2 млн кв. м в год. Всего за период с 2008 по 2018 г. было переселено 15,9 млн кв. м[15].

В рамках федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жилье и городская среда» в 2019–2025 гг. планируется переселить 0,66 млн граждан из 11,9 млн кв. м аварийного жилья[16].

Среди основных проблем расселения аварийного жилищного фонда необходимо выделить:

Нехватка государственного финансирования и сложность привлечения частных инвестиций. Последнее связано с недостатком экономических стимулов для частных инвесторов, со сложностью консолидирования разрозненных земельных участков, с низкой активностью муниципалитетов по формированию предложений для бизнеса, в т. ч. по оценке рентабельности потенциальных проектов.

Еще одной из проблем в реализации программы расселения граждан является высокая стоимость и длительность (до нескольких месяцев) сроков проведения обследования.

Основная цель Стратегии в рамках расселения аварийного жилищного фонда

− Своевременное расселение аварийного жилья и повышение качества жизни граждан.

Основные задачи Стратегии в рамках расселения аварийного жилищного фонда

− Обеспечение устойчивого сокращения аварийного жилищного фонда.

− Постепенное увеличение доли финансирования мероприятий по переселению граждан за счет частных инвестиций

− Переход от точечного расселения к комплексному развитию территорий.

Меры, предполагаемые к реализации в рамках Стратегии:

Установление единых и однозначных критерий признания многоквартирных домов аварийными и порядок оценки их состояния в соответствии с такими критериями. Цель – увеличение достоверности получаемых при обследовании домов данных, ограничение субъективности при выводах о техническом состоянии многоквартирного дома, сокращение стоимости и времени проведения обследования.

Расширение набора инструментов расселения аварийного жилищного фонда: развитие института наемного жилья, концессия, льготная ипотека, компенсация по установленной стоимости, субсидии на приобретение, финансовая поддержка развития застроенных территорий[17].

Разработка комплексных программ развития застроенных территорий, что включает в себя определение территории для развития, привлечение всех участников (в т.ч. собственников и бизнеса, размещающегося на территории) и их координация, формирование общего плана реновации, определение рычагов снижения затрат, определение механизмов господдержки, проактивное привлечение инвесторов, синхронизация механизмов развития застроенных территорий со схемами терпланирования и развития коммунальных сетей.

Создание условий для привлечения частных инвесторов: предоставление субсидий застройщикам, реализующим проекты развития застроенных территорий, на возмещение понесенных затрат на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, строительство маневренного жилищного фонда для обеспечения своевременного отселения граждан, проживающих в аварийном жилье с территории развития[18].

Базовый сценарий

Мероприятия 2024 год 2030 год 2035 год
1 Ежегодный объем признания жилищного фонда аварийным 2,2 млн.кв.м. 2,5 млн.кв.м. 3,1 млн.кв.м.
2 Ежегодный объем расселения аварийного жилищного фонда 3,1 млн.кв.м. 3,1 млн.кв.м. 3,1 млн.кв.м.
3 Доля аварийного жилищного фонда 0,6 %   0,6 %   0,6 %  
4 Привлечение частных инвестиций

до 5 % от переселяемого аварийного жилищного фонда

Сценарий развития (целевой)

Мероприятия 2024 год 2030 год 2035 год
1 Ежегодный объем признания жилищного фонда аварийным 2,2  млн.кв.м. 2,5 млн.кв.м. 3,1 млн.кв.м.
2 Ежегодный объем расселения аварийного жилищного фонда 4,8 млн.кв.м. 4,8 млн.кв.м. 4,8 млн.кв.м.
3 Доля аварийного жилищного фонда 0,6 %   0,3 %   0,2 %  
4 Привлечение частных инвестиций

до 20 % от переселяемого аварийного жилищного фонда

Энергоэффективность в жилищной сфере

Текущая ситуация

В Российской Федерации 10-20%* жилищного фонда МКД составляют дома массовых серий 1950–1970-х гг., которые имеют потенциал повышения энергоэффективности на 20–40%[19]. Удельное потребление тепла в таких домах варьируется в пределах 0,2–0,3 Гкал/кв. м в год[20] (для сравнения: аналогичный показатель в Швеции и Финляндии – 0,1, в Латвии – 0,15[21]).

В соответствии с Федеральным законом № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» лица, ответственные за содержание многоквартирного дома, обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности помещений, а собственники обязаны нести расходы на проведение мероприятий по повышению энергоэффективности.

Однако сегодня отсутствует мотивированный заказчик на проведение работ по повышению энергоэффективности в МКД. У собственников нет достаточных возможностей и мотивации: платеж за коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды, ограничен нормативом, энергосервисные контракты и кредитные инструменты не развиты, принятие решений общих собраний собственников на практике очень затруднено. Управляющие компании не заинтересованы в проведении энергосберегающих мероприятий, которые требуют вложений с длинным сроком окупаемости, т.к. в таком случае у них нет гарантий на возврат вложенных средств. У ресурсоснабжающих организаций отсутствует мотивация в условиях текущего тарифного регулирования и сложности регулирования инфраструктуры, установленной на общем имуществе МКД.

В настоящее время энергосервисные контракты в МКД не получили широкого распространения. Развитию энергосервисных контрактов препятствует оплата на потребление коммунальных ресурсов на содержание общего имущества в МКД по нормативу (зачастую заниженного). Таким образом, источник финансирования энергосервисных контрактов – разница между фактическим потреблением до и после повышения энергоэффективности – отсутствует. В результате дома с наиболее высокими расходами на общедомовые нужды, в первую очередь требующие проведения соответствующих мероприятий, лишены возможности осуществить их по модели энергосервиса.

Еще одна проблема в развитии энергосервисных контрактов – отсутствие единого заказчика. Энергосервисные контракты невозможно заключать с отдельными собственниками, без ТСЖ или УК. Кроме того, незакрепленная форма управления в МКД и возможность сменить форму в любой момент несут юридические риски для энергосервисной компании.

В теплоснабжении развитию энергосервисных контрактов также препятствует отсутствие законодательной возможности: проводить энергосбережение необходимо по всему дому в целом, однако Федеральный закон № 261-ФЗ не предусматривает такой возможности.

Мероприятия по повышению энергоэффективности могли бы быть реализованы в рамках капитального ремонта. В текущей модели энергоэффективный капремонт не является базовой опцией и требует дополнительного согласования с Фондом содействия реформированию ЖКХ, а региональные размеры взносов в фонд капитального ремонта не учитывают необходимые расходы. Финансирование такого ремонта с использованием энергосервисных контрактов законодательно не предусмотрено

Существующие меры по стимулированию собственников к внедрению энергоэффективных решений не действуют. К примеру, в случае прямых договоров средства, собранные за счет повышающих коэффициентов для граждан, не установивших приборы учета, должны быть направлены на проведение энергоэффективных мероприятий, однако в реальности средства остаются у ресурсоснабжающих организаций.

Основной целью Стратегии по направлению энергоэффективности в жилищной сфере является повышение энергоэффективности МКД за счет создание системы государственного стимулирования (включая различные формы поддержки) собственников и частных инвесторов в проведении мероприятий по повышению энергетической эффективности.

Основными задачами реализации Стратегии по направлению являются:

− стимулировать развитие энергосервисных контрактов и других инструментов финансирования мероприятия по повышению энергоэффективности;

− стимулировать установку общедомовых и индивидуальных приборов учета;

− обеспечить поддержку установки индивидуальных тепловых пунктов (ИТП)

Базовый сценарий и сценарий развития

Меры, предлагаемые к реализации в рамках Стратегии:

Разработать и внедрить «энергоэффективные стандарты» при новом строительстве МКД, бюджетных, социально-культурных, коммерческих объектов.

Разработать «энергоэффективные стандарты» для основных проектных решений и мероприятий капитального ремонта зданий (с фиксацией ожидаемого уровня экономии потребления энергоресурсов).

Провести донастройку модели организации учета потребления коммунальных ресурсов, в том числе поручить ресурсоснабжающим организациям устанавливать общедомовые и индивидуальные приборы учета ресурсов, поставляемых по прямым договорам с собственниками.

Стимулировать развитие энергосервисных контрактов, в том числе отказаться от ограничения платы за общедомовые нужды (ОДН) нормативом, разработать механизмы обязательного применения энергосервиса, за исключением случаев прямого отказа собственников от его проведения.

Создать правовую основу для сохранения в тарифах по регулируемым видам деятельности экономии от проведения энергосберегающих и энергоэффективных мероприятий.

В отношении установки индивидуальных тепловых пунктов (ИТП) создать комплексную модель реализации мероприятий с учетом возможности использования доступных источников финансирования:

- разрешить ресурсоснабжающим организациям (РСО) устанавливать ИТП без последующей передачи его в состав общего имущества (граница общего имущества устанавливается после ИТП, при этом должен быть обеспечен доступ к местам установки ИТП);????

- программа оснащения МКД может финансироваться как за счет экономии, возникающей у РСО, так и за счет сохранения платежа МКД (для обеспечения приемлемых сроков окупаемости).

Создать механизмы долгосрочного и доступного финансирования мероприятий по повышению энергетической эффективности, включая механизмы федеральных или региональных гарантий финансирования энергосервисных проектов, создания специализированных фондов поддержки энергосервисных проектов в сфере ЖКХ; разработать модели привлечения долгосрочного заимствования.

Включить в цифровую базу технического учета МКД информацию об энергоэффективности зданий.

Создать информационную среду по продвижению ценностей энергоэффективности и ответственного потребления, в том числе разработать электронный «магазин решений», медиаплан, образовательные программы, информационные сервисы.

4.1.4. Цифровизация в жилищной сфере

Реализация задач по повышению доступности и качества жилищных услуг требует создания цифровых эталонных данных, которые будут использоваться всеми отраслевыми участниками: собственниками, управляющими организациями, инвесторами, застройщиками, государственными структурами.

Эталонные данные должны быть качественными, регулярно обновляемыми и проверяемыми с возможностью доступа третьих организаций и лиц через программные интерфейсы приложений. Минимальные требования качества и показатели качества должны формироваться в системе технического регулирования. Необходимо обеспечить измеримость показателей и их защиту от фальсификации. Программные продукты в существенной части должны заменить систему инспекторского контроля с выездными проверками.

На базе этих данных другие участники рынка смогут: создавать собственные инструменты (например, приложения для голосования собственников на базе данных о собственниках МКД), формировать специализированные программы (например, формировать региональную программу капремонта на базе технического учета МКД), реализовывать мониторинг по различным отраслевым направлениям.

Цифровизация в жилищной сфере заключается в создании двух ключевых баз данных: цифровой базы технического учета жилищного фонда и единой электронной базы собственников.

Цифровая база технического учета МКД

‒ Необходимо создать обновляемую цифровую базу данных всех МКД с информацией о текущем состоянии дома (в том числе по отдельным элементам), реализованных и запланированных капремонтов, расселения и пр.

‒ База данных технического учета позволит, в том числе разрабатывать региональные программы капремонта (с учетом приоритизации домов по уровню износа), осуществлять мониторинг реализации мероприятий, обеспечить прозрачность текущих и капитальных ремонтов для собственников.

Единая электронная база собственников

‒ Необходимо сформировать электронную базу данных собственников недвижимости с возможностью регулируемого доступа к данным, обеспечивающую защиту персональных данных собственников.

‒ База данных собственников позволит упростить коммуникацию в рамках принятия общих решений в МКД, проведение и реализацию решений общих собраний, работу с должниками, создание удобных пользовательских сервисов.

Коммунальная сфера

4.2.1. Теплоснабжение и горячее водоснабжение

Текущее состояние отрасли и ключевые проблемы

Система теплоснабжения Российской Федерации состоит из 50 тыс. локальных систем и 18 тыс. обслуживающих их предприятий. Потребление тепловой энергии в России составляет 2 млрд Гкал/год, из которых 65–70% относятся к централизованным системам теплоснабжения.

По данным за 2017 г. выработка 522 функционирующих в России тепловых электростанций, имеющих теплофикационное оборудование, составляет 479,9 млн Гкал/год. От 74,9 тыс. отопительных и производственно-отопительных котельных средней мощностью 7,9 Гкал/ч и средним КПД, равным 65%, поставляется тепловая энергия в объеме 837,8 млн Гкал/год.

Отраслевая инфраструктура характеризуется высоким уровнем износа: при общей протяженности тепловых сетей в России порядка 175 тыс. км, по экспертным оценкам, свой нормативный срок отслужили около 60% из них, а физический износ основных фондов котельных составил 55%.[22]

Положение отрасли теплоснабжения и горячего водоснабжения в настоящее время характеризуется следующими ключевыми проблемами:

Высокий уровень износа генерирующего оборудования и особенно распределительной инфраструктуры как следствие недоинвестирования в основные фонды по причинам ценовых ограничений и неэффективных практик управления данными предприятиями. Результатом недоинвестирования стал значительный износ инфраструктуры как с точки зрения состояния оборудования, так и с точки зрения устаревших технологий. Непосредственным результатом стали высокие уровни потерь теплоносителя.

Отсутствие должной системы учёта и контроля за надёжностью и качеством предоставляемых услуг в теплоснабжении вызвано двумя факторами.

Первый фактор – это низкая оснащённость приборами учёта потребления тепловой энергии. На текущем этапе представляется невозможным оперативный анализ теплопотерь по всей цепочке распределения от генерирующей мощности до индивидуального потребителя (например, до индивидуальных тепловых пунктов).

Аналогичная проблема существует в системе мониторинга состояния сети, где нет возможности оперативно определять состояние системы с высокой степенью локализации. Как следствие, затруднён процесс выставления счетов, весьма ограничен набор аналитических материалов, которые могут быть подготовлены для принятия управленческих решений, а доступная информация в силу своей фрагментарности не подходит для объединения в какую-либо интегрированную информационную систему с элементами автоматизации.

Модель ценообразования, характеризующаяся преобладанием нерыночного подхода к определению тарифов, приводит к наличию большого разброса цен на энергоресурсы между городами со схожими системами теплоснабжения и затратами внутри городов, что негативно влияет как на отзывы населения, так и на операционную деятельность теплоснабжающих, теплосетевых организаций. Одновременно при достаточно высоком платеже за теплоснабжение существует неудовлетворённость качеством предоставляемы услуг.

Отсутствие долгосрочной политики привлечения инвестиций и неэффективный механизм субсидирования: ежегодный пересмотр тарифов приводит к тому, что снижение операционных затрат может быть полностью нивелировано незначительным ростом тарифа в следующем периоде.

Несоответствие значительной части утверждённых схем теплоснабжения поселений, городских округов с населением менее 500 тыс. чел требованиям к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения, отступления от реализации утвержденных в схемах теплоснабжения планов, что выражается как в низком качестве, так и в невыполнении их роли как инструмента установления целевого оптимального состояния и повышения эффективности функционирования систем теплоснабжения поселения. В большом ряде случаев отсутствует эффективная связь требований схем теплоснабжения и ценовых решений.

В основе составления схем теплоснабжения должен стоять поиск экономически оптимальных путей, позволяющих решать стратегические задачи, в числе которых обеспечение доступности и эффективности услуг теплоснабжения, а также оптимизация перспективного строительства и модернизации генерирующих мощностей. Схемы теплоснабжения должны трансформироваться в эффективный и обязательный инструмент реформирования и оптимизации систем теплоснабжения, который учитывает интересы как потребителей, так и поставщиков ресурса.

Для исполнения данной цели и соответствия механизма разработки схем общим принципам обеспечения качества и надежности теплоснабжения необходимо стандартизировать подходы к их составлению, утверждению и реализации, обеспечить согласование схем теплоснабжения с программами развития рынка электроэнергии, градостроительного сектора и других смежных отраслей и сетей инженерно-технического обеспечения, а также включение в контур рассмотрения схем меры энергоэффективности на стороне клиентов.

Отсутствие системы учета и контроля за надежностью и качеством предоставляемых услуг в теплоснабжении

В теплоснабжении на сегодня не разработан системный подход к контролю за надежностью и качеством услуг. В основе мониторинга должен стоять ряд единых ключевых показателей, позволяющий объективно оценивать текущий уровень оказания услуг и динамику развития, целесообразность внедрения индивидуальных решений в теплоснабжении, а также прогнозировать возможный эффект от инвестиций. Наряду с установкой целевых показателей и технических нормативов необходимо внедрить систему обязательств по их достижению и соблюдению.

Текущий низкий уровень оприборивания (по России лишь 61% многоквартирных домов оснащены общедомовыми приборами учета тепловой энергии) и отсутствия интеграции данных приборов в единую информационную систему лишает понимания фактического баланса как с точки зрения потребления, так и с точки зрения задействованных мощностей производства.

Доведение уровня оприборенности МКД до 100% к 2025 году позволит усовершенствовать контроль за потерями тепла (разделить технологические и коммерческие потери тепловой энергии) и сделает систему оценки эффективности теплоснабжения объективной. Повышение уровня оприборивания в долгосрочной перспективе создает прозрачную систему начислений и решает проблему недоверия потребителей к поставщикам услуг ЖКХ. Более того, следствием увеличения уровня оприборивания становится создание системы мониторинга состояния активов теплоснабжения и теплопотребления. Такая система имеет также ряд следующих преимуществ:

‒ упрощение приоритизации инвестиций и снижение затрат на ремонт;

‒ возможность проводить автоматическое регулирование эффективности системы;

‒ сокращение времени реагирования на инциденты и сокращение числа инцидентов.

Для более высокого уровня покрытия населения услугами отопления и горячего водоснабжения и улучшения их качества необходимо проведение комплексных мероприятий по унификации регуляторных требований, по введению единых стандартов качества и безопасности и ответственности за их соблюдение.

Высокий уровень износа как следствие многолетнего недоинвестирования в основные фонды

Возраст 66% тепловых электрических станций в России – более 30 лет, а средний показатель по стране составляет 34 года, превышая уровень в ведущих странах (Китай – 11 лет, Италия – 21 год, Великобритания – 25 лет, Германия – 26 лет, США – 28 лет).

Высокая изношенность инфраструктуры в теплоснабжении приводит к низкой энергоэффективности теплогенерации и сетевого комплекса, высоким потерям в сетях, которые на сегодняшний день составляют до 30% от отпуска, что также значительно хуже в сравнении с показателями в ряде европейских государств. Текущие темпы замен теплосетей в два раза ниже, чем требуемые по нормативному сроку службы. Отставание темпов замен представляет серьезные вызовы для развития отрасли и технологической надежности.

Перечисленные факторы в совокупности демонстрируют последствия значительного недоинвестирования в отрасль для темпов обновления производственных мощностей и развития отрасли в целом, а также объясняют необходимость разработки мер по стимулированию обновления генерирующих мощностей, сетевого комплекса, центральных тепловых пунктов и инфраструктуры на стороне потребителя (в том числе индивидуальных тепловых пунктов).

Рисунок 2. Данные о необходимости замены теплосетей.

* Процент рассчитан на основании среднего нормативного срока службы теплосетей (25 лет). Фактический срок службы теплосетей зависит от климатических условий, качества теплоизоляции и других факторов.

Источник: Федеральная служба государственной статистики, Теплоснабжение населенных пунктов, 2005-2018 гг.

Дополнительным вызовом сферы ЖКХ является выполнение экологических требований в генерации тепла и электроэнергии (например, требования по снижению выбросов NOх, SO2, зола (пыль) до уровня НДТ), выполнение которых потребует значительных инвестиций в очистное оборудование и сооружения, а также приборы непрерывного учёта. Одномоментное введение высоких требований к выбросам по нормативам НДТ без определения механизма финансирования мероприятий приведёт к значительному увеличению нагрузки на производителей в условиях отсутствия возможности изменения тарифообразования. Ратификация Парижского соглашения станет дополнительным вызовом для электроэнергетики и сферы ЖКХ и потребует тщательного моделирования доступных источников при его принятии. Необходимо рассматривать мероприятия по обеспечению экологических требований в рамках комплексных планов развития территорий в увязке требуемых капитальных затрат, с моделью ценообразования в регионе (муниципальном образовании).

Рисунок 3. Существующие практики применения тарифного регулирования: метод регулирования уровня возврата на капитал (RAB), метод «затраты плюс» и функционирование рынков тепла со свободными ценами и антимонопольным регулированием.

В настоящее время разработан метод ценообразования «Альтернативная котельная» (при условии отнесения территории муниципального образования к ценовой зоне рынка теплоснабжения), однако темпы перехода на такую модель незначительны: лишь четыре населенных пункта перешли на метод «Альтернативная Котельная» за полтора года с момента введения нормативной базы. Основные проблемы замедленного перехода на метод «Альтернативная Котельная » заключаются в отсутствии мотивации у муниципалитетов, для которых данный расчётный тариф «выше, чем текущий». Дополнительной сложностью по мнению отраслевых участников в процессе перехода является достижение согласованной позиции о требуемом уровне и темпах инвестиций на территориях, переходящих на ценообразование по данному методу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.075 с.)