Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие этической мысли Нового времени. Философия Ф. Ницше↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Фридрих Вильгельм Ницше (1844 - 1900) свои этические мысли изложил в трудах: "Человеческое, слишком человеческое", "По ту сторону добра и зла", "К генеалогии морали", "Так говорил Заратустра", "Антихристианин" и др. Ницше находился под влиянием идей Шопенгауэра. Он утверждал мораль через ее радикальное отрицание, поставил вопрос о ценности моральных ценностей, сделал их предметом философского сомнения. Согласно Ницше задача этики состоит в критике морального сознания. Ницше утверждал, что существует много моралей, которые можно разделить на типы. Среди них - "мораль рабов". Она господствует в Европе, сформировалась под влиянием античной и христианской этики и выражена в гуманистических традициях человечества. Основной характеристикой рабской морали, отмеченной Ницше, является претензия на безусловность, абсолютность. Мораль отождествляется с абсолютной, последней истиной. Ницше утверждал, что представления о недосягаемом абсолюте являются ложными, выдумкой, которая позволяет человеку примириться со своим ничтожеством, оправдать его. ("Водрузить идеал... "святого Бога" - и перед лицом его... быть уверенным в своей недостойности".) Рабская мораль является стадной, обезличивающей. Она: • отстаивает интересы общности (стада), а не личности; • направляет солидарность, милосердие, сострадание на поддержку больных, убогих и неудачников; • требует отречения от своих интересов, подавления своего "я" ради служения интересам большинства; • через нормы морали уравнивает всех индивидов. Отчужденность морали выражается в ее самоценности, наградой добродетели является сама добродетель. Лицемерие рабской морали является следствием ложности морали по отношению к реальной жизни. Мораль выступает от имени абсолюта, которого не существует, противостоит естественному эгоизму, свойственному жизни. Наиболее лживой, по мнению Ницше, является мораль в чистом виде. Осуждая чужие пороки, она может прикрывать и оправдывать зависть осуждающего, желание предаваться тем же порокам, его неумение и ограниченность. Осуждения самого себя также лживы, а угрызения совести - разновидность самодовольства. Феномен Ressentiment (фр. - вторичное переживание) был открыт Ницше в результате психологических исследований. Этот сложный психофизический комплекс Ницше считал мотивом морали. Составляющие этого мотива: • первичные неприятные эмоции (злоба, стыд, обида), вызванные унижением достоинства человека. Это унижение является постоянным и закономерным, вытекает из положения человека по отношению к другим людям; • вторичное переживание первичных эмоций (воспоминание), их переосмысление, результатом которого являются ненависть, чувство мести и др.; • осознание невозможности мести, то есть нанесенная обида является следствием более высокого положения (или превосходства) обидчика; • чувство бессилия и отчаяния; • жажда мести, не имея возможности воплотиться в адекватные поступки, трансформируется. Ressentiment получает идеальное воплощение, бессилие превращается в силу (например, человек верит в расплату за свои обиды на том свете), чувство отделяется от конкретных лиц, социального положения. Ницше определял Ressentiment как воображаемую месть, месть бессильного, как вытесненную ненависть. Ressentiment существует в двух формах. • стадная мораль - она экстравертна (переносит чувство вины наружу); • аскетический идеал - он интровертен (переносит вину внутрь). Ницше утверждал, что Ressentiment, воплотившийся в европейскую мораль, является единственно доступной рабам формой сопротивления. Он препятствует возвышению человека и установлению искренних отношений между людьми. Мораль "сверхчеловека". Ницше критиковал мораль с позиций морали: она ориентирована на полезность стада и не может содержать любви к ближнему. Мораль унижает человека, сострадание (христианское или социалистическое) бессмысленно, это сострадание того, кто сам страдает. Подлинным является сострадание сильных. Ницше выделял этапы развития морали: • Аморальный - поступок оценивается по его последствиям; • моральный - поступок оценивается по намерениям; • внеморальный - намерения поступков - лишь их "поверхность и оболочка". В развитии европейской нравственности Ницше выделял два направления, которые различаются по ценностям, добродетелям, носителям нравственности и пр.: • аристократическая (рыцарская) нравственность; • мещанская нравственность, которая в результате синтеза христианской морали и буржуазной практики стала главенствующей. Ницше считал, что новая мораль должна вернуться к аристократизму. Аристократизм - синоним всего благородного, высокого. Чаще встречается в среде аристократов, но не является их привилегией. Аристократические добродетели (особенности морали "сверхчеловека"), описанные Ницше: • "готовность к огромной ответственности"; • "оторванность от толпы... ее добродетелей"; • "защита того, чего не понимают и на что клевещут"; • "почитание правдивости, бесстрашия" и др. Также свойствами аристократизма является презрение к: • человеку трусливому, малодушному; • "думающему об узкой пользе"; • "собачьей породе людей, выносящих дурное обхождение"; • "льстецам и прежде всего льстецам". Основные особенности "сверхчеловеческого" типа людей: • осознание себя "не функцией", а "смыслом", мерилом ценностей; • самодостаточность в своем величии; • способность и готовность к великой ответственности; • врожденный аристократизм, сочетающийся с природной потребностью индивида в самоутверждении. Добродетели аристократа, философа и др. - естественное следствие его натуры, условий жизни, его потребность, способ жизни. Ницшеанский "сверхчеловек" находится "по ту сторону добра и зла". Согласно Ницше понятия "добро" и "зло" - результат протеста рабов. Понятие "зло" первично, является персонификацией врагов, всего того, что рабы не могли преодолеть. Понятие "добро" возникло как антипод зла, это трансформированная зависть, неосуществленная месть. Ассоциации Ницше: добро - иллюзия добра, слабость, бездеятельность, нищета мужа; зло - ум, хитрость, разрушительная мощь. Преодолеть рабскую мораль - значит становиться "по ту сторону добра и зла", оставить под собой иллюзию морального осуждения. ("Это требование вытекает из познания, сформулированного впервые мною: что не существует вовсе никаких моральных фактов". Ницше.) Ницше разграничивал понятия "хорошее" и "плохое": • хорошее - это высокое, знатное; • плохое - низменное, в отличие от зла не является предметом размышлений, объяснений, а просто игнорируется. ("...Врага не считают дурным он способен к возмездию... Не тот, кто причиняет нам вред, а тот, кто возбуждает презрение, считается дурным".) Ницше считал, что позиция "сверхчеловека" не подрывает мораль: "быть "по ту сторону добра и зла"... - это не значит "по ту сторону хорошего и плохого".
10. Развитие этической мысли Нового времени. Теория утилитаризма Д. Милля
Английский философ Джон Стюарт Милль (1806 - 1873) развил и методологически обосновал этическую теорию утилитаризма. Утилитаризм (от лат. utilitas - польза) - убеждение, что в основе морали лежит стремление к общему благу, пользе - "наибольшее счастье наибольшей числа людей" (Д. Милль). Милль систематизировал свои этические взгляды в трудах "Утилитаризм", "Основы политэкономии" и др. Он развивал идеи своего учителя Бентама (1748 - 1832) - основателя утилитаристской этической доктрины. Милль утверждал, что: • все люди стремятся к удовлетворению своих потребностей и желаний; • счастье человека заключается в непрерывном удовольствии и отсутствии страданий. Критерием моральной оценки удовольствия, выгоды (а также всех явлений жизни) в утилитаризме является соответствие высшей цели -общему счастью. Благо заключается не в удовлетворении личных интересов. Основой морали Д. Милль считал принцип пользы: "...Такие правила для руководства человеку в его поступках, через соблюдение которых доставляется всему человечеству существование, наиболее свободное от страданий и возможно богатое наслаждение" (Д. Милль). Принцип пользы императивен, является обязанностью людей. Польза заключается в общем счастье. Задача человека - способствовать счастью других людей. В первую очередь люди должны стремиться к уменьшению и устранению несчастья. Милль считал, что счастью препятствуют: • себялюбие, эгоизм и пессимизм людей (люди не приемлют ничего, кроме удовольствий и развлечений, потому разочарованы реальной жизнью); • недостаточное умственное развитие людей, препятствующее пониманию истинного счастья (это не только экстаз, но и покой удовлетворения); • произвол государства мешает человеку пользоваться источниками счастья. Милль полагал, что прогресс общества, развитие наук помогут справиться с этими препятствиями. Оценивая некоторые добродетели в рамках своей концепции, философ делает следующие заключения: • если "жертва личным счастьем может быть полезна для счастья других", значит, жизнь людей несовершенна; • самопожертвование не является самоцелью; • аскетизм имеет смысл, только если приносит благо людям; • общее благо связано с "золотым правилом морали" и с христианской заповедью любви. Милль выделял два вида нравственных санкций (строжайших постановлений, мер воздействия), побуждающих людей к совершению поступков: • внутренние: совесть - бескорыстное чувство, обусловленное моральным долгом; • внешние: любовь к Богу, боязнь гнева Божьего или немилости людей. Нравственные чувства естественны и органичны, они являются благоприобретенными, развиваются под влиянием внешних санкций и впечатлений. Милль утверждал, что добродетель не самоценна, а является средством достижения счастья. Человек, ориентируясь на общее благо, должен достичь хотя бы своего частного блага. В процессе достижения он должен руководствоваться совестью. Милль выделял в главном моральном принципе нижние уровни нравственности (второстепенные принципы). Они: • значимы и обязательны, как и главный принцип; • ими руководствуются люди в конкретных поступках (заповеди Декалога и т. п.). Счастье в представлении утилитаристов - удовольствия, отсутствие страданий. Приоритетными являются возвышенные удовольствия, а чувственные удовольствия второстепенны. Человек может получать удовольствие от того, что делает добро. Если человек вершит добро не ради удовольствия, значит, цель его действия - благо других. Имея право морального выбора, человек выбирает возвышенные удовольствия, отвечающие его чувству достоинства (это чувство - одно из условий счастья человека). Д. Милль интерпретировал категорический императив Канта следующим образом: "...Мы должны руководствоваться в... поступках таким правилом, которое могут признать все разумные существа с пользой для их коллективного интереса". Милль признавал, что "...большая часть хороших поступков совершается не из стремления к всеобщей пользе, а из стремления к индивидуальным пользам, из которых и слагается всеобщее благо". (Общее благо - это сумма частных благ.) Справедливость задается понятием права. Основные требования справедливости: • "не вреди"; • благодарность ("добром за добро"); • возмездие; • беспристрастность (благодарность или возмездие по заслугам, не взирая на лица). Производя моральную оценку поступка, по мнению Милля, следует исходить из тех же требований. Оценка должна быть беспристрастной: одинаковые поступки оцениваются по одним критериям, личные качества, моральный облик человека не принимаются во внимание, по отдельному поступку не оценивается характер человека.
Литература 1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — Гардарики, 2003. 2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. — М.: Изд-во МГОУ, 2003. — 176 с. 3. Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для вузов. — М.: Изд-во ПРИОР, 2003. — 206 с. 4. Словарь по этике. — М.: Политиздат, 1983. — 445 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.7.53 (0.01 с.) |