ТОП 10:

Обучите детей краткой терминологии



Не тренер тот, кто много лет

Терзает жизнь детей,

А результатов нет и нет,

И нет счастливых дней.

Их и не может быть никак

Всего лишь потому,

Что нужно делать все не так,

Как кажется ему.

 

Существующая терминология длинна: давать ею указания по ходу выполнения упражнений невозможно. Поэтому следует составить свои команды, специально разучить их и постоянно пользоваться.

 

Учащиеся быстрее привыкают к ним и понимают вас с одного слова. Эта своеобразная терминология и так есть у каждого тренера, поэтому объяснения чужого тренера очень трудны для понимания спортсмена, нужны месяцы, чтобы он привык к ней. Вначале ему кажется, что другой тренер говорит на чужом языке. Свою терминологию нужно сделать обдуманной, доведя ее в игровой манере до автоматизма восприятия учащимися.

 

Вот некоторые примеры моей терминологии:

 

— Плечи! — опустить плечи так, чтобы тянуло в боках, голову прямо.

 

— Спина! — сгорбить спину, голову прижать к груди.

 

— Шея! — показать шею так, чтобы она стала жилистой, выпрямить спину.

 

— Подбородок! — резко вскинуть голову, глядя вдаль на ковер или конец бревна.

 

— Живот! — втянуть живот, убрать поясницу.

 

— Таз! — сжать сзади таз, убрать живот.

 

— Носки! — сжать, оттянуть носки.

 

— Колени! — сжать, прогнуть колени.

 

— Ноги! — сжать, оттянуть носки, прогнуть колени, чувствуя ноги перед собой.

 

— Руки! — максимально вытянуть их в плечах.

 

— Кисти! — правильное положение пальцев, ладонь книзу.

 

И так далее — на усмотрение тренера. Разучивать терминологию нужно на разминке, почаще повторяя смысл терминов и прося учащихся словами рассказывать, что это значит, проверяя при этом правильность положения их тела и напряжения мышц. Краткие, хорошо усвоенные команды значительно сокращают время обучения на любом снаряде. Кроме терминологии, нужно также определенно учить детей понимать некоторые тренерские жесты. Ими тренеры часто пользуются не только на тренировках, но и на соревнованиях, находясь среди зрителей.

 

Продолжая тему терминологии, необходимо четко разъяснить ученику роль подготовительных и подводящих упражнений. Первые подготавливают (укрепляют или растягивают) костно-мышечный аппарат для выполнения какого-либо элемента. Если у учащегося слабые мышцы или у него мало гибкости, то он какой-то элемент просто не сделает или, пробуя его выполнить, может травмироваться. Лишь когда появится достаточно силы и гибкости, можно пробовать выполнять его полностью. Для приобретения нужных качеств следует использовать ОФП или части будущего элемента, повторяя их много сот раз. Например, для сальто назад взмахом “длинных” рук вверх, вторым подскоком, резко отскочить от пола, выполняя начальную фазу сальто. Здесь подготовительное упражнение является заодно и подводящим.

 

Подводящие упражнения — это те, что подводят ученика к выполнению элемента в облегченных условиях. Например, чтобы научиться делать махом назад стойку на руках на жерди или перекладине, нужно научиться вначале делать стойку у стенки, постепенно отходя от нее, следом — с захлестом назад сжатых ног и горбатой спиной со стопки матов на стоялках, потом то же, высовываясь вперед, с выходом в стойку, затем тоже, уменьшая стопку матов, а также мах на низкой жерди, проваливаясь в плечах, прямыми руками; это же, высовываясь горбатой спиной вперед, и так далее. Подводящих упражнений для каждого элемента можно набрать десяток и более — в зависимости от фантазии тренера. Чем больше найдет их тренер и отработает, тем быстрее и правильнее ученик выполнит элемент. Пропуск нужного подводящего упражнения значительно удлинит время освоения элемента и приведет к неряшливости и нестабильности. Каждое подводящее упражнение — ступенька к вершине элемента. Нельзя пропускать ступеньки и стараться поскорее сделать весь элемент — это смерти подобно! Большая ошибка тренеров состоит в том, что они мало придумывают подводящих упражнений и мало их отрабатывают. А еще большая в том, что подталкивают учеников руками, хотя этот “метод” кажется им самым надежным. Но это заблуждение.

 


Будьте артистом

Задумав дело, ты в себе

Уверен должен быть —

Знать, что его легко тебе

Удастся претворить.

Но стоит лишь вообразить,

Что трудное оно,

Так уж его осуществить

Никак не суждено.

 

Нужно хорошо продумывать тренировку исходя из предыдущей. Это полезно не только для того, чтобы знать, что и как делать, но и чтобы самонастроиться. Чем больше вы будете думать о технике движений и подводящих упражнениях, тем сильнее вас потянет в зал, и вы заранее поспешите туда, как на праздник, предвкушая удовольствие от быстрого разучивания, желая подготовить там новый подсобный снаряд или новую конструкцию. Это может быть жердь или конь в сочетании с батутом, сверхнизкое, уширенное или пружинное бревно, стопки матов, уложенные определенным образом, и многое другое, что облегчит выполнение элемента или его части или снимет страх.

 

Писать отчетный конспект не следует, хотя его часто требует начальство — сознание того, что вы это делаете не для себя, а для кого-то, кто давит на вас, не доверяя вам, быстро лишит вас удовольствия фантазировать и отвратит от зала. Только хорошее настроение тренера и его доброжелательное отношение к ученику делает тренировку плодотворной. Приходя в зал, нужно забыть обо всех своих бытовых неприятностях и находить радость в процессе самого обучения.

 

Хорошо если у вас тренировка продумана, ученик старателен, а на душе светло и радостно. Но не всегда так бывает. Усталость и разные неприятности могут обессилить вас и сделать занятие бессмысленным. А терять напрасно нельзя не только ни одной тренировки, но и ни одной тренировочной минуты. Для этого нужно выработать в себе бодрую интонацию и активный стиль поведения. Все указания давать уверенным разнообразным голосом, постоянно подбадривая ученика, уверяя его в его возможностях. Нужно постоянно быть рядом с ним, подавать сигналы, формируя руками правильное положение его тела и конечностей. Ученик никак не должен заметить вашего недомогания или плохого настроения. Он приходит в зал для радости. Тренировка сидя, зевая или из другого конца зала — абсурд! Ученик сразу сникает. Больше пользы, если вы в таком случае отпустите его домой — он не будет приобщаться к лени и к неуважению к вам.

 

Но если некоторое время вы заставите себя быть бодрым и веселым, то вскоре наступит радостное настроение, и никакого притворства не нужно.

 


Ученик должен гордиться

Никто без гордости собой

Не может счастлив быть,

Хотя привыкли мы порой

Всех гордецов хулить.

Зовет нас гордость в мир труда,

Чтоб восхитить собой...

Надменный тоже горд всегда,

Но груб и нищ душой.

 

Тренер обязан дружелюбно относиться к ученику — больше говорить ему о его возможностях и красоте движений. Нужно, чтобы он гордился собой — гордость поднимает человека выше себя, придает смелости и сил много трудиться. Нужно чаще хвалить ученика и радоваться каждой удачной его попытке, радоваться искренне и непринужденно. Это не значит, что тренер должен аплодировать — порой улыбка или кивок головы вдохновляет ученика не меньше бурных изъявлений. Ученику должно казаться, что тренер любит его больше всех. Но тренер понимает, что это всего лишь обдуманная увлекательная игра с ребенком, затеянная для того, чтобы тот отдал все силы на выполнение замыслов тренера.

 

Влюбить в себя ученика — вот изначальная задача тренера, осуществление которой значительно ускоряет обучение, так как ученик тогда постоянно стремится порадовать любимого человека. Тренеру лишь остается никогда не разочаровывать его в своих человеческих качествах. Для этого нужно стараться быть тактичным, добрым, сдержанным и очень внимательным к чувствам и потребностям подопечного.

 

Если тренер долго ведет одного ученика, то начинает понимать его настроение, лишь взглянув на него, даже не начав разговора. Иначе, по-видимому, и быть не может, так как тренер проводит с ним больше времени и думает о нем больше, чем о собственном ребенке. Появляется особое чувство ученика, когда наставник отчетливо ощущает его состояние — возбуждение и апатию, сомнение и страх, уверенность и растерянность. Исходя из этих ощущений, тренер перестраивает работу. Ученик тогда хорошо понимает тренера, перенимая его состояние, даже если тот сидит на трибуне и наблюдает соревнования со стороны. Замечено, если тренер, подавив в себе волнение, уверенно сопровождает ученика в каждом движении, которое он заранее хорошо знает, то провалов никогда не бывает. Но стоит тренеру в каком-то месте дрогнуть, как сразу же следует срыв спортсмена. Это подтверждают многие опытные тренеры, которые долго контактировали с одним учеником. Но именно с одним. Для двоих учеников этого чувства у одного тренера не хватает.

 


Дорожите тренировкой

Я удовольствие тогда

Большое получал,

Когда за день плоды труда

Наглядно ощущал.

Легко дыша, шел не спеша

Среди толпы людской,

И пела радостно душа,

Триумф предвидя свой!

 

Едва ученики появятся в зале, нужно немедленно приступать к разминке, не оставляя подопечных ни на минуту, следя за чистотой каждого движения, особенно за гордой постановкой головы и спины, разучивая одновременно какое-то новое подводящее упражнение для будущего элемента, который является главной целью тренировки. После разминки нужно сразу вести учеников на подготовительные снаряды — основной и дополнительный, чередуя их в зависимости от удачных и неудачных попыток, давая пробовать новый темп только подсобному ученику, а основному предлагать делать лишь то, что вы хорошо знаете. Говорить нужно коротко, с интонацией и жестами, так как интонация и жесты несут больше информации, чем слова. Равнодушные замечания бессмысленны и вредны — они расхолаживают. Слова тренера без действий или без показа на самом ученике дают очень мало пользы… Нужно точно определить, через сколько минут или секунд ученик готов к новому подходу, и не упустить этот момент: раньше он будет холодным, а позже — перегоревшим.

 

На тренировках нужно быть всегда ближе к ученику — тогда у него появляется больше энергии и он будет максимально собран. Особенно расхолаживают разговоры тренеров между собой, приход к тренеру знакомых или вызов руководства для решения “неотложных” дел и, больше всего, — вызовы тренера к телефону. После двух-трехминутного отсутствия тренера подопечный обычно полностью выходит из эмоционального состояния, ввести в которое потом бывает почти невозможно…

 

Даже маленькие травмы очень опасны для ученика — не только тем, что временно не позволяют тренироваться в полную силу. Гораздо опаснее страх, рождаемый болью и повреждениями. Спортсмен становится робок, и чем больше он принимет на себя болезненных ощущений, тем трусливее будет. Станет бояться даже чудесно освоенных ранее упражнений. Страх парализует сознание, сковывает мышцы. Поэтому возможны самые неожиданные срывы, любые “заскоки”. Тренировать его почти невозможно. Хотя, надо сказать, некоторые тренеры избрали страх основным методом тренировки — спортсмен в таком случае изнашивается очень быстро. Особенно катастрофическими для судьбы человека бывают серьезные травмы с сильной болью, с переломами костей. И хотя кости срастаются, боль в подсознании остается и постоянно не дает вернуться к прежнему состоянию раскованности и вдохновения. Это уже испорченный ученик. Такими ученики всегда становятся у очень “деятельного” начинающего тренера, старающегося научить ребенка сложному для него элементу.

 

Не рискуйте, не заставляйте ребенка делать неподготовленный элемент или делать его в неподготовленном состоянии…

 

Но как ни оберегай ученика от микротравм, они обычно со временем все равно появятся. От больших нагрузок особенно забиваются икроножные мышцы, спина и плечи. Есть много методов восстановления, но одним из лучших и доступных является массаж. Он не только лечит повреждения, но и большой объединяющий фактор между тренером и учеником. Перед тренировкой желательно сделать двух-трехминутный бодрящий массаж. Несколько раз за тренировку желательно делать минутный массаж: потрясти ученику руки или ноги. Это взбадривает его, дает возможность почувствовать заинтересованность тренера. Некоторые тренеры считают ниже своего достоинства делать массаж, другие стесняются. Напрасно — массажем можно предупредить конфликты, унять капризы, помочь ученику полностью выложиться.

 

Не командуйте

Улыбка лучше в сотни раз,

Чем справедливый крик, —

Она зовет стыдливо нас

Виниться в этот миг.

А грубость грубости равна,

И, оскорбив, зовет

Нас делать все тогда не так —

Назло, наоборот...

 

Ученику нельзя приказывать — только просить. Приказ — грубая демонстрация своего превосходства в умственном и моральном плане, наплевательское отношение к чувствам и состоянию ребенка. Взаимопонимание не требует равенства во взаимоотношениях. Единственное, что должен понимать и признавать ученик, — это превосходство знаний у тренера над его знаниями в области спорта. Только отсюда исходит его подчинение тренеру, его знаниям, а не его воле. Там, где ученик подчиняется воле тренера, нет вдохновения, там рабский труд, который, как давно известно, неплодотворен…

 

…Ученику нужно сказать, что, когда у него будут отлично отработанные комбинации, он будет ездить на соревнования и там защищать честь родного города. Но это будет потом. А пока чаще говорить с ним в свободное время о том, что ему предстоит разучить в ближайшее время, какой элемент или какую связку освоить. При этом сразу рассказать, какие подводящие безопасные упражнения на подводящих снарядах ему нужно отработать. Иначе он только напугается от предстоящей сложности, и энтузиазма учить их у него не появится.

 

Не следует также говорить ученику о том, что вы его метите в чемпионы мира, как бы эта мысль вас ни истязала. Лишь некоторым мальчикам это придаст силы, а девочки посчитают вас, скорее всего, чудаком и заниматься станут хуже, потеряв к вам уважение. Об этом с ними можно беседовать лишь тогда, когда уже готовы оригинальные комбинации и оценки, близкие к десятке, становятся обычным явлением…

 

Берегите ученика

Умей в потоке быстрых дней

Вокруг все замечать —

Заботы чувствовать детей

И души их читать.

Увидеть счастье ясных глаз

И слезной боли муть...

И постарайся каждый раз

Помочь хоть чем-нибудь

 

Идя к намеченной цели, вы отдаете ученику семь часов своей жизни в зале и порой столько же вне его, обдумывая пути дальнейшей работы. Вы лишены многих человеческих удовольствий, которые имеют ваши коллеги. Ничего полезного для себя вы не можете делать — для этого у вас нет ни мыслей, ни времени, ни сил. Вы едва сводите концы с концами из-за маленькой зарплаты, имея лишь надежды на взлет в будущем. У вас ученик один! И если он сломается, то годы, отданные ему, окажутся потраченными напрасно. Все жертвы будут не оправданы, мечты рухнут. Вы будете морально уничтожены, и вряд ли у вас найдутся силы взяться за второго ученика и опять жертвовать годами жизни и своим благополучием с прежними верой и упорством.

 

Поэтому берегите ученика! Обдумывайте все нюансы тренировок, давайте лишь то, в чем уверены. Берегите от травм, болезней, житейских невзгод — судьбу его возьмите на себя. Держите связь с родителями, объясните им сразу, что вы хотите сделать из их ребенка, но это они должны до поры держать в тайне. Ни в коем случае не отпускайте без себя ученика на сборы или соревнования, там его испортят без малейшей жалости к нему и к вам. В сборной участников много, и начальству плевать на судьбы одного спортсмена и тренера. Они считают, что спортсмены, как грибы, появляются сами…

 

Тренеру нужно всегда приветливо встречать ученика. Равнодушие и неприязнь срывают тренировку моментально! Тренер должен приносить в зал только радость.

 

Никогда нельзя говорить о слабости, глупости и бесталанности подопечного. Нужно только подбадривать и убеждать его, что он все может! Показывайте, что вам очень приятно заниматься с ним, что вместе вы делаете большое дело — идете к большой цели, нужной городу и даже стране. Поощряйте за попытку к новому хорошему исполнению — высоко, точно, широко, с гордостью. Красота — это точность. Даже небольшой упрек часто выводит ученика из творческого состояния. Злоба порождает неприязнь, нелюбовь к спорту и неуважение к тренеру. Гордость же придает силы! Ученик, гордящийся собой, может трудиться в два, три раза больше пришибленного. Используйте эту возможность — и вы значительно сократите срок обучения.

 







Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.9.19 (0.014 с.)