ТОП 10:

Не изматывайте ученика своим незнанием



Ученость ложная — беда!

Кто приобрел ее,

Тот потерял — и навсегда.

Призвание свое.

Его нельзя переучить:

Ложь так засела в нем,

Что должен он глупцом прослыть

На поприще своем

 

Если у ученика что-то не получается, это совсем не значит, что он неспособный, скорее — вы его неправильно учите. В застое ученика всегда виноват тренер, если ученик не зазнался.

 

К сожалению, многие тренеры искренне уверены, что им незачем вникать в суть каждого движения — лишь стоит заставить ученика делать побольше, и все само получится.

 

Так забивают мышцы, расшатывают нервы, прививают неправильные навыки, отучить от которых потом почти невозможно. Повинно в том бытующее до сих пор мнение, что тренер должен быть настойчивым, жестким, не отступающим от ближайшей цели. Есть много изданий на эту тему, где восхваляется не гибкий тренерский разум, не его знания, а его воля! Можно упомянуть книгу японского тренера по волейболу Данмацу “Следуйте за мной!” Уверен, что она принесла многим больше вреда, чем пользы, так как породила тьму азартных неучей, пропустивших в ней нужные места и считающих, что достаточно знать два слова “Давай, давай!” и поменьше вникать в проблемы учеников, как со временем появятся чемпионы мира.

 

Но если таким методом можно было кое-как добиться этого титула лет 40-50 тому назад, то теперь все больше верх берут знания. И в скором времени они будут играть решающую роль, а физические качества спортсмена отойдут на второй план. Примером тому может служить хотя бы та же Ольга Корбут — обладательница четырех золотых олимпийских медалей. Она по общефизической подготовке крепко занимала последнее место в сборной СССР. Не могла подтянуться более трех раз и залезть по канату до потолка. Я не хочу сказать, что это хорошо, но это факт.

 

Тренеры, даже самые передовые, обладают лишь малым процентом нужных знаний, и я в том числе, поскольку знания эти многовариантны и необъятны! Знать все невозможно. Но нужно обладать методикой подхода к изучению элемента и настройки ученика, которая довольно проста и позволяет самостоятельно приобретать недостающие знания. Конечно, нужно постоянно учиться где только возможно, обдумывать ошибки и экспериментировать, понимая, что знаний всегда недостает.

 

Как ускорить обучение

Поскольку главный мой девиз

Был: “Делай, как никто!”

То многим я поднес сюрприз

И был гоним за то.

Но убедился я, что мой

Путь к высшей цели был

Короткий самый и простой

И стоил мало сил

 

Вторым по важности условием успеха в подготовке спортсмена высокого класса после правильной постановки движений является умение тренера ускорить обучение, особенно в самом плодотворном детском возрасте. Если время потеряно — успеха не будет. Обогнал время — обогнал всех!

 

Существуют три основных способа, с помощью которых можно ускорить обучение:

 

1. Длительная тренировка, то есть удлинение времени пребывания учащихся в зале. Проводить одну 4-5-часовую тренировку или две тренировки по 3-4 часа, или три по 2-3 часа в день. Время академическое.

 

Две тренировки, при равных условиях, повышают эффективность одноразовой примерно раза в полтора. Три тренировки, мне кажется, никакого положительного эффекта не дают, даже если учащиеся проживают и питаются рядом с залом. Они не успевают отдохнуть, становятся апатичными, а порой — нервными. Если же живут и учатся далеко, то переезды у них отнимают столько времени и сил, что, порой, и двухразовая тренировка не идет впрок.

 

2. Уплотненная тренировка. Учащиеся в полтора-два раза чаще подходят к снарядам, чему нужно кропотливо учить (не понукать!). Им некогда отвлекаться, прохлаждаться. Тренировка проходит активно, на большом эмоциональном уровне. Заодно появляется выносливость. Срок обучения сокращается тоже раза в полтора.

 

3. Грамотная тренировка. Это основной метод сокращения срока обучения. Благодаря ему можно уменьшить время раз в пять, то есть объем новых движений, на изучение которых обычно тратится пять лет, осваивается всего за год!

 

Но для этого тренеру нужно очень много работать над собой, допуская как можно меньше ошибок, так как тренерские ошибки — это пропасти, в которые проваливаются ученики, и нужно много усилий и времени, чтобы вытаскивать их потом из этих провалов.

 

Нужен помощник

Кто с юных лет себя с трудом

Любимым не связал.

Не находил восторга в нем —

Счастливым тот не стал.

И как бы бурно не прошла

Пора мятежных лет,

В воспоминаниях лишь мгла

Оставит в сердце след

 

Одному тренеру поднять даже одного ученика до предельных высот спорта невозможно: не хватает свежей энергии и терпения. Нужен помощник, разделяющий ваши педагогические и другие взгляды. Найти такого очень трудно по многим причинам. Дело в том, что он, если уже самостоятельно поработал, будет больше насаждать вашему ученику свои понятия, тормозя его рост, чем вести вперед, искренне веря, что вы, а не он заблуждаетесь в понимании техники какого-то движения. В случае же успеха будет предъявлять права на половину заслуг, а то и более. Так что лучше иметь не помощника, а коллегу-компаньона. Отличие его от помощника в том, что он так же, как и вы, находит и ведет в высший спорт своего ученика по одной с вами программе и по вашей подсказке. Бояться того, что появится ваш соперник, не стоит, а можно только приветствовать, так как вы будете у него вторым тренером, как и он у вас. Но оговорить некоторые условия совместной работы и материального вознаграждения заранее необходимо. Например, если вы придумаете новинку, то он взять ее не может — и наоборот. Какой процент наградных перепадает второму тренеру? Как поступать при вашем “разводе”? Такие проблемы почти отпадают, если работает супружеская пара. Но все равно, каждому нужно вести своего ученика, и также заранее оформить договор как компаньоны и заверить его у руководства спортшколы. Компаньон нужен для более плодотворных тренировок: в одиночестве вести занятия малопродуктивно. А также для того, чтобы замещать вас, когда вы отсутствуете… У меня таким помощником была жена…

 

Выбор компаньона

Учителей на свете есть

Везде полным полно,

Но вот Учителя найти

Не каждому дано.

Их мало, как в степи пустой

Живительных ключей,

Несущих в самый душный зной

Прохладу для людей

 

Тренеров много, но мало кто обладает нужными педагогическими способностями и пониманием техники движений. Поэтому так мало кто готовит высококлассных спортсменов. Почти у всех тренеров педагогика сводится к приказам да указам, а понимание физической сущности движения заменяется большим количеством повторений с надеждой, что ученик сам со временем уяснит и сделает то, чего тренер не понимает. А чем больше тренер приказывает ученику, тем больше гасит в нем творческий потенциал.

 

К знанию педагогики и биомеханики необходимо третье тренерское качество — гибкость ума — быстрая перестройка своих понятий и убеждений, хотя обычно принято восхищаться непоколебимостью тренерских принципов. Если у вас есть коллега, обладающий этими тремя качествами, агитируйте его себе в компаньоны — заняться большим делом. Причем он, как и вы, не должен иметь посторонних больших увлечений и не гнаться за большой зарплатой. Хорошо, если он моложе вас, тогда вам легче быть ведущим. От него в значительной степени будет зависеть ваша судьба, поэтому брать кого угодно — дело не только бесполезное, но и опасное. Поддаваться вашей учебе самоуверенный невежественный тренер не будет, завалит дело и истреплет вам нервы.

 

Если подходящей кандидатуры нет, то следует взять в компаньоны начинающего тренера или мечтающего о больших свершениях ученика — он будет не только вашим помощником, но и старательным учеником. Только, как я уже говорил, не надейтесь на своих или иных выдающихся спортсменов — ни один из моих бывших учеников не проявил себя в тренерской работе, не воспринял ни одного моего метода. Чем способнее он был как спортсмен, тем незначительнее стал как тренер…

 


Не ищите таланты

Хороший тренер создает

Спортсменов мировых,

Плохой таланты только ждет,

Затем калечит их.

А, изуродовав, винит

Их глупость или лень.

Но никогда не говорит,

Что сам он глуп как пень

 

Каждый тренер мечтает найти сверхспособного ученика, то есть — гениального! Еще бы, такой за одну тренировку может разучить без особой подсказки столько нового, сколько обычный за неделю или месяц не освоит. Тысячи тренеров всю жизнь проводят в ожидании этого чуда и уходят из спорта, так и не дождавшись его, считая всех учеников умственно ограниченными и не желая терпеливо, самоотверженно заниматься с ними. Это несчастные люди, которые за свою жизнь так и не узнали радости больших свершений. Не узнали потому, что поддались общему клику, звучащему со страниц газет и экранов телевизоров: “Ищите таланты!” Но двигательный талант в любом виде спорта — необычайная редкость, так как должен быть заключен в определенную форму тела. В гимнастике, например, эталон соответствует небольшому росту с весьма определенными эстетическими пропорциями мышечного построения, что само по себе встречается редко. Так, в городе Гродно с трехсоттысячным населением, просмотрев все четвертые классы (когда у ребят уже наметились формы тела), я отыскал всего двух девочек и столько же мальчиков, идеально подходящих для гимнастики. Но все они еще могут оказаться хроническими больными... Здоровый же ребенок в наших реалиях — тоже своего рода редкий эталон... Так что надежды на талант, заключенный в нужную оболочку, мизерны. Работать нужно с тем материалом, который есть, а не уподобляться авантюристам, которые всю жизнь у ручья ищут золото, где его быть не может…

 







Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.97.53 (0.018 с.)