Как воспитать олимпийского чемпиона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как воспитать олимпийского чемпиона



Ренальд Кныш

Как воспитать олимпийского чемпиона

(выдержки)


Предисловие

Я тем был счастлив, что не раз

Фантазией своей

Вводил в пленительный экстаз

Премножество людей!

Хоть лавры славы в миг такой

Валились на других,

Но знал я: это разум мой

И дело рук моих!

 

Чтобы получить олимпийских чемпионов, нужно знать методику обучения, поднимающую ученика на высоты спорта, и окружающую среду, сопротивляющуюся этому подъему. Недооценка второго аспекта лишает тренеров возможности иметь выдающихся спортсменов. Об этом нигде не пишут и не говорят, и мне тоже не хотелось бы писать о неприглядной стороне спорта, оставив тренеров в приятном неведении, но тогда предлагаемая мною методика тренировки, как и любая другая, не сработает, и все усилия тренеров будут потрачены впустую.

 

Я предлагаю, не тратя времени напрасно на поиски учеников от бога, из нормального ребенка своим тренерским умением сделать талант, подняв его на высшую ступень пьедестала. Это самый надежный и благородный путь тренера в спортивную элиту.

 

Так как главной причиной малого числа выдающихся спортсменов в стране является тренерская безграмотность и козни высокого спортивного руководства, я в этой книге описал лучшие, на мой взгляд, способы организации тренировочного процесса для достижения самых высоких спортивных результатов и методы быстрого изучения новых движений. Эти методы чаще всего расходятся с общепринятыми, но я не старался что-либо согласовывать с существующими понятиями и программами, так как все они рассчитаны на подготовку посредственных спортсменов, а я ставил цель описать то, чего придерживался, стремясь сделать самую выдающуюся гимнастику, и что давало возможность моим ученикам и ученицам быстро приобретать новые навыки.

 

Поскольку во всех видах спорта приходится разучивать новые движения, всем тренерам будет полезно познакомиться с этой книгой, так как тренеры в других видах спорта еще хуже, чем тренеры по гимнастике, имеющие дело с сотнями новых элементов, знают общую методику обучения, из-за чего с самого начала допускают грубейшие ошибки, которые останавливают потом спортивный рост их учеников.

 

Для лучшего усвоения основных положений я их повторяю в разных местах, поскольку из-за своей простоты они даются тренерам очень трудно, особенно тем, которые уже поработали, имеют кое-какие успехи, считают свои неправильные методы обучения истинными и не пробуют даже поэкспериментировать в новом направлении. Поэтому книга больше рассчитана на молодых тренеров, не зараженных болезнью самомнения.

 

Уважаемые педагоги! Стремясь подготовить олимпийского чемпиона или чемпионку, вы должны представить тысячи тренеров из многих стран мира, цель у которых та же, что и у вас, знаний не меньше, ученик воспитаннее и податливее, условия тренировок, медобслуживания и быта лучше, начальство умнее — не требует быстрых результатов и не заставляет тратить время и силы на ерунду — и вы поймете, что надежда на “авось” здесь не проходит. И цель может показаться недостижимой.

 

Но для оптимизма вы должны представить победителей Олимпийских игр, которые будут через 40-50 лет, и увидите, какие невысокие результаты показывают пока что наши выдающиеся спортсмены, хотя по сравнению с достижениями 40-50-летней давности они грандиозны! Почему так получилось? Потому что улучшилась методика обучения, больше стало вкладываться разума в подготовку спортсмена. Одними физическими данными и большой нагрузкой уже не обойтись. А при всех равных условиях побеждает тот спортсмен, тренер которого освоил больше передовых методов. Происходит борьба тренерских умов! И только после этой невидимой тайной борьбы, как результат ее, происходят выступления их учеников, достижения которых чаще всего предопределены тренерским интеллектом, что пока очень мало понимают средства массовой информации, спортруководство и большинство тренеров. Тренер — творец спортсмена и всего спорта!

 

Так что используйте все новое, лучшее, ищите и добавляйте к нему проверенное вами новейшее — и вы обойдете всех! Уверен, что тот тренер, который освоит излагаемую мною методику, вполне сможет готовить олимпийских чемпионов, хотя в подготовке выдающихся спортсменов еще есть уйма неоткрытых возможностей. Они таятся в психологии, педагогике, медицине, физике... Изобретательство — самый короткий путь к успеху.

 

Как ускорить обучение

Поскольку главный мой девиз

Был: “Делай, как никто!”

То многим я поднес сюрприз

И был гоним за то.

Но убедился я, что мой

Путь к высшей цели был

Короткий самый и простой

И стоил мало сил

 

Вторым по важности условием успеха в подготовке спортсмена высокого класса после правильной постановки движений является умение тренера ускорить обучение, особенно в самом плодотворном детском возрасте. Если время потеряно — успеха не будет. Обогнал время — обогнал всех!

 

Существуют три основных способа, с помощью которых можно ускорить обучение:

 

1. Длительная тренировка, то есть удлинение времени пребывания учащихся в зале. Проводить одну 4-5-часовую тренировку или две тренировки по 3-4 часа, или три по 2-3 часа в день. Время академическое.

 

Две тренировки, при равных условиях, повышают эффективность одноразовой примерно раза в полтора. Три тренировки, мне кажется, никакого положительного эффекта не дают, даже если учащиеся проживают и питаются рядом с залом. Они не успевают отдохнуть, становятся апатичными, а порой — нервными. Если же живут и учатся далеко, то переезды у них отнимают столько времени и сил, что, порой, и двухразовая тренировка не идет впрок.

 

2. Уплотненная тренировка. Учащиеся в полтора-два раза чаще подходят к снарядам, чему нужно кропотливо учить (не понукать!). Им некогда отвлекаться, прохлаждаться. Тренировка проходит активно, на большом эмоциональном уровне. Заодно появляется выносливость. Срок обучения сокращается тоже раза в полтора.

 

3. Грамотная тренировка. Это основной метод сокращения срока обучения. Благодаря ему можно уменьшить время раз в пять, то есть объем новых движений, на изучение которых обычно тратится пять лет, осваивается всего за год!

 

Но для этого тренеру нужно очень много работать над собой, допуская как можно меньше ошибок, так как тренерские ошибки — это пропасти, в которые проваливаются ученики, и нужно много усилий и времени, чтобы вытаскивать их потом из этих провалов.

 

Нужен помощник

Кто с юных лет себя с трудом

Любимым не связал.

Не находил восторга в нем —

Счастливым тот не стал.

И как бы бурно не прошла

Пора мятежных лет,

В воспоминаниях лишь мгла

Оставит в сердце след

 

Одному тренеру поднять даже одного ученика до предельных высот спорта невозможно: не хватает свежей энергии и терпения. Нужен помощник, разделяющий ваши педагогические и другие взгляды. Найти такого очень трудно по многим причинам. Дело в том, что он, если уже самостоятельно поработал, будет больше насаждать вашему ученику свои понятия, тормозя его рост, чем вести вперед, искренне веря, что вы, а не он заблуждаетесь в понимании техники какого-то движения. В случае же успеха будет предъявлять права на половину заслуг, а то и более. Так что лучше иметь не помощника, а коллегу-компаньона. Отличие его от помощника в том, что он так же, как и вы, находит и ведет в высший спорт своего ученика по одной с вами программе и по вашей подсказке. Бояться того, что появится ваш соперник, не стоит, а можно только приветствовать, так как вы будете у него вторым тренером, как и он у вас. Но оговорить некоторые условия совместной работы и материального вознаграждения заранее необходимо. Например, если вы придумаете новинку, то он взять ее не может — и наоборот. Какой процент наградных перепадает второму тренеру? Как поступать при вашем “разводе”? Такие проблемы почти отпадают, если работает супружеская пара. Но все равно, каждому нужно вести своего ученика, и также заранее оформить договор как компаньоны и заверить его у руководства спортшколы. Компаньон нужен для более плодотворных тренировок: в одиночестве вести занятия малопродуктивно. А также для того, чтобы замещать вас, когда вы отсутствуете… У меня таким помощником была жена…

 

Выбор компаньона

Учителей на свете есть

Везде полным полно,

Но вот Учителя найти

Не каждому дано.

Их мало, как в степи пустой

Живительных ключей,

Несущих в самый душный зной

Прохладу для людей

 

Тренеров много, но мало кто обладает нужными педагогическими способностями и пониманием техники движений. Поэтому так мало кто готовит высококлассных спортсменов. Почти у всех тренеров педагогика сводится к приказам да указам, а понимание физической сущности движения заменяется большим количеством повторений с надеждой, что ученик сам со временем уяснит и сделает то, чего тренер не понимает. А чем больше тренер приказывает ученику, тем больше гасит в нем творческий потенциал.

 

К знанию педагогики и биомеханики необходимо третье тренерское качество — гибкость ума — быстрая перестройка своих понятий и убеждений, хотя обычно принято восхищаться непоколебимостью тренерских принципов. Если у вас есть коллега, обладающий этими тремя качествами, агитируйте его себе в компаньоны — заняться большим делом. Причем он, как и вы, не должен иметь посторонних больших увлечений и не гнаться за большой зарплатой. Хорошо, если он моложе вас, тогда вам легче быть ведущим. От него в значительной степени будет зависеть ваша судьба, поэтому брать кого угодно — дело не только бесполезное, но и опасное. Поддаваться вашей учебе самоуверенный невежественный тренер не будет, завалит дело и истреплет вам нервы.

 

Если подходящей кандидатуры нет, то следует взять в компаньоны начинающего тренера или мечтающего о больших свершениях ученика — он будет не только вашим помощником, но и старательным учеником. Только, как я уже говорил, не надейтесь на своих или иных выдающихся спортсменов — ни один из моих бывших учеников не проявил себя в тренерской работе, не воспринял ни одного моего метода. Чем способнее он был как спортсмен, тем незначительнее стал как тренер…

 


Не ищите таланты

Хороший тренер создает

Спортсменов мировых,

Плохой таланты только ждет,

Затем калечит их.

А, изуродовав, винит

Их глупость или лень.

Но никогда не говорит,

Что сам он глуп как пень

 

Каждый тренер мечтает найти сверхспособного ученика, то есть — гениального! Еще бы, такой за одну тренировку может разучить без особой подсказки столько нового, сколько обычный за неделю или месяц не освоит. Тысячи тренеров всю жизнь проводят в ожидании этого чуда и уходят из спорта, так и не дождавшись его, считая всех учеников умственно ограниченными и не желая терпеливо, самоотверженно заниматься с ними. Это несчастные люди, которые за свою жизнь так и не узнали радости больших свершений. Не узнали потому, что поддались общему клику, звучащему со страниц газет и экранов телевизоров: “Ищите таланты!” Но двигательный талант в любом виде спорта — необычайная редкость, так как должен быть заключен в определенную форму тела. В гимнастике, например, эталон соответствует небольшому росту с весьма определенными эстетическими пропорциями мышечного построения, что само по себе встречается редко. Так, в городе Гродно с трехсоттысячным населением, просмотрев все четвертые классы (когда у ребят уже наметились формы тела), я отыскал всего двух девочек и столько же мальчиков, идеально подходящих для гимнастики. Но все они еще могут оказаться хроническими больными... Здоровый же ребенок в наших реалиях — тоже своего рода редкий эталон... Так что надежды на талант, заключенный в нужную оболочку, мизерны. Работать нужно с тем материалом, который есть, а не уподобляться авантюристам, которые всю жизнь у ручья ищут золото, где его быть не может…

 

Как вдохновить себя?

В бесцветной тихой жизни нет

Поэзии совсем:

Она лишь творчеству в ответ

Является ко всем.

И труд любой, тот, что с душой,

Исполнен красоты:

Несет он радость и покой

И яркие мечты!

 

Нужно поставить высокую цель. Например, сделать олимпийскую чемпионку или чемпиона, который был бы на голову лучше всех. Я ставил себе цель: сделать лучшую гимнастку нашего и следующего столетия, чтобы память о ней осталась навсегда! И хотя такой цели я не достиг, но был близок к ней — результат всегда получается немного ниже задуманной вершины.

 

Думая о предстоящем триумфе, я обольщал себя надеждой, что стану потом знаменитым, богатым и свободным! Оставлю спорт, буду заниматься поэзией и искусством, о чем мечтал с детства. Это давало мне энергию не только два раза в день без выходных и отгулов спешить в зал, но и целыми днями и ночами думать о новых элементах и движениях и об ускоренной методике обучения. Думать о чем-либо ином я не мог. И даже во сне продолжал тренировать и изобретать новое. Почти все новые элементы я увидел во сне.

 

Чем больше будете вспоминать о конечной цели, тем больше будете готовиться к тренировке, тем больше будете знать и уметь, радоваться своим ежедневным маленьким успехам, приближая будущее, вдохновляясь этим и вдохновлять, соответственно, своего ученика.

 


Испорченный тренер

Я как-то правду доложил

Начальству не боясь.

И что ж? Поныне не отмыл

Их гнусной вони грязь.

Потом умнее стал, не лез

В болото грязных дел —

Один валить дремучий лес

Я больше не хотел.

 

Поскольку спортивная наука по подготовке спортсменов экстра- класса находится на уровне медицины времен заклинаний и кровопусканий, то все спортивные заведения выпускают тренеров с искаженными знаниями, то есть — испорченных тренеров. Чем усерднее студент впитывает ненаучный абсурд, тем меньше шансов у него стать выдающимся тренером. Потом только постоянное самообразование и ироничное отношение к своим “знаниям” может ввести его в тренерскую элиту, хотя на этом пути будет еще много хитрых препятствий, о которых я говорил. Но таких самокритичных, думающих тренеров единицы.

 

Если же начинающий тренер сразу не поймет, что знания у него ложные и не начнет сразу перестраиваться — думать, изобретать, экспериментировать, подсматривать у других, открывать свойства элементов и методику обучения — то уже никогда не сможет сделать выдающегося спортсмена. Это бесповоротно испорченный тренер, спасти его уже невозможно: он будет только ждать талантливого ученика.

 

Большинство тренеров испорчены. Такими их делает высшее спортруководство — ему нужны только покорные безграмотные тренеры, дающие посредственных спортсменов, что позволяет, ссылаясь на их безграмотность, создавать высокооплачиваемые центры, забирать туда спортсменов, зарабатывать на них, показывать правительству, как редок и дорог олимпийский чемпион, и требовать от него для якобы всезнающих себя все больше денег.

 

Тренеры-перехватчики

Подлец главенствует в делах

Над честным потому,

Что он относится всегда

Как к подлецу к нему.

А честный, встретясь с подлецом,

Привычно честен с ним —

Он человека видит в нем

С достоинством своим.

 

К таким спортсменам, у которых чувствуется запас возможностей, часто подбираются тренеры-перехватчики, которые, пользуясь властью или материальными возможностями, соблазняют спортсменов перейти к ним. Те часто клюют на посулы, уверенные в своей талантливости, не понимая, что успехи их зависят только от их тренера.

 

Чаще всего перехватчиками бывают бывшие знаменитые спортсмены или вторые тренеры этих знаменитостей. Считается, что чем спортсмен более знаменит, тем более он честен и больше знает. Их безоговорочно поддерживают средства массовой информации. Они восхваляют десятки спортсменов, выживших у тренеров-перехватчиков, и молчат о тысячах, погибших у них...

 

Есть еще так называемые тренеры-браконьеры, которые, взяв чужого ученика на время, разрешив ему делать так, как тому удобно, на короткий срок резко повышают его результат (в штанге, например, на 5-10 кг), чем подкупают его, но навсегда лишают возможности дальнейшего роста. А в оценочных видах — подкупают судей.

 


Будьте артистом

Задумав дело, ты в себе

Уверен должен быть —

Знать, что его легко тебе

Удастся претворить.

Но стоит лишь вообразить,

Что трудное оно,

Так уж его осуществить

Никак не суждено.

 

Нужно хорошо продумывать тренировку исходя из предыдущей. Это полезно не только для того, чтобы знать, что и как делать, но и чтобы самонастроиться. Чем больше вы будете думать о технике движений и подводящих упражнениях, тем сильнее вас потянет в зал, и вы заранее поспешите туда, как на праздник, предвкушая удовольствие от быстрого разучивания, желая подготовить там новый подсобный снаряд или новую конструкцию. Это может быть жердь или конь в сочетании с батутом, сверхнизкое, уширенное или пружинное бревно, стопки матов, уложенные определенным образом, и многое другое, что облегчит выполнение элемента или его части или снимет страх.

 

Писать отчетный конспект не следует, хотя его часто требует начальство — сознание того, что вы это делаете не для себя, а для кого-то, кто давит на вас, не доверяя вам, быстро лишит вас удовольствия фантазировать и отвратит от зала. Только хорошее настроение тренера и его доброжелательное отношение к ученику делает тренировку плодотворной. Приходя в зал, нужно забыть обо всех своих бытовых неприятностях и находить радость в процессе самого обучения.

 

Хорошо если у вас тренировка продумана, ученик старателен, а на душе светло и радостно. Но не всегда так бывает. Усталость и разные неприятности могут обессилить вас и сделать занятие бессмысленным. А терять напрасно нельзя не только ни одной тренировки, но и ни одной тренировочной минуты. Для этого нужно выработать в себе бодрую интонацию и активный стиль поведения. Все указания давать уверенным разнообразным голосом, постоянно подбадривая ученика, уверяя его в его возможностях. Нужно постоянно быть рядом с ним, подавать сигналы, формируя руками правильное положение его тела и конечностей. Ученик никак не должен заметить вашего недомогания или плохого настроения. Он приходит в зал для радости. Тренировка сидя, зевая или из другого конца зала — абсурд! Ученик сразу сникает. Больше пользы, если вы в таком случае отпустите его домой — он не будет приобщаться к лени и к неуважению к вам.

 

Но если некоторое время вы заставите себя быть бодрым и веселым, то вскоре наступит радостное настроение, и никакого притворства не нужно.

 


Ученик должен гордиться

Никто без гордости собой

Не может счастлив быть,

Хотя привыкли мы порой

Всех гордецов хулить.

Зовет нас гордость в мир труда,

Чтоб восхитить собой...

Надменный тоже горд всегда,

Но груб и нищ душой.

 

Тренер обязан дружелюбно относиться к ученику — больше говорить ему о его возможностях и красоте движений. Нужно, чтобы он гордился собой — гордость поднимает человека выше себя, придает смелости и сил много трудиться. Нужно чаще хвалить ученика и радоваться каждой удачной его попытке, радоваться искренне и непринужденно. Это не значит, что тренер должен аплодировать — порой улыбка или кивок головы вдохновляет ученика не меньше бурных изъявлений. Ученику должно казаться, что тренер любит его больше всех. Но тренер понимает, что это всего лишь обдуманная увлекательная игра с ребенком, затеянная для того, чтобы тот отдал все силы на выполнение замыслов тренера.

 

Влюбить в себя ученика — вот изначальная задача тренера, осуществление которой значительно ускоряет обучение, так как ученик тогда постоянно стремится порадовать любимого человека. Тренеру лишь остается никогда не разочаровывать его в своих человеческих качествах. Для этого нужно стараться быть тактичным, добрым, сдержанным и очень внимательным к чувствам и потребностям подопечного.

 

Если тренер долго ведет одного ученика, то начинает понимать его настроение, лишь взглянув на него, даже не начав разговора. Иначе, по-видимому, и быть не может, так как тренер проводит с ним больше времени и думает о нем больше, чем о собственном ребенке. Появляется особое чувство ученика, когда наставник отчетливо ощущает его состояние — возбуждение и апатию, сомнение и страх, уверенность и растерянность. Исходя из этих ощущений, тренер перестраивает работу. Ученик тогда хорошо понимает тренера, перенимая его состояние, даже если тот сидит на трибуне и наблюдает соревнования со стороны. Замечено, если тренер, подавив в себе волнение, уверенно сопровождает ученика в каждом движении, которое он заранее хорошо знает, то провалов никогда не бывает. Но стоит тренеру в каком-то месте дрогнуть, как сразу же следует срыв спортсмена. Это подтверждают многие опытные тренеры, которые долго контактировали с одним учеником. Но именно с одним. Для двоих учеников этого чувства у одного тренера не хватает.

 


Дорожите тренировкой

Я удовольствие тогда

Большое получал,

Когда за день плоды труда

Наглядно ощущал.

Легко дыша, шел не спеша

Среди толпы людской,

И пела радостно душа,

Триумф предвидя свой!

 

Едва ученики появятся в зале, нужно немедленно приступать к разминке, не оставляя подопечных ни на минуту, следя за чистотой каждого движения, особенно за гордой постановкой головы и спины, разучивая одновременно какое-то новое подводящее упражнение для будущего элемента, который является главной целью тренировки. После разминки нужно сразу вести учеников на подготовительные снаряды — основной и дополнительный, чередуя их в зависимости от удачных и неудачных попыток, давая пробовать новый темп только подсобному ученику, а основному предлагать делать лишь то, что вы хорошо знаете. Говорить нужно коротко, с интонацией и жестами, так как интонация и жесты несут больше информации, чем слова. Равнодушные замечания бессмысленны и вредны — они расхолаживают. Слова тренера без действий или без показа на самом ученике дают очень мало пользы… Нужно точно определить, через сколько минут или секунд ученик готов к новому подходу, и не упустить этот момент: раньше он будет холодным, а позже — перегоревшим.

 

На тренировках нужно быть всегда ближе к ученику — тогда у него появляется больше энергии и он будет максимально собран. Особенно расхолаживают разговоры тренеров между собой, приход к тренеру знакомых или вызов руководства для решения “неотложных” дел и, больше всего, — вызовы тренера к телефону. После двух-трехминутного отсутствия тренера подопечный обычно полностью выходит из эмоционального состояния, ввести в которое потом бывает почти невозможно…

 

Даже маленькие травмы очень опасны для ученика — не только тем, что временно не позволяют тренироваться в полную силу. Гораздо опаснее страх, рождаемый болью и повреждениями. Спортсмен становится робок, и чем больше он принимет на себя болезненных ощущений, тем трусливее будет. Станет бояться даже чудесно освоенных ранее упражнений. Страх парализует сознание, сковывает мышцы. Поэтому возможны самые неожиданные срывы, любые “заскоки”. Тренировать его почти невозможно. Хотя, надо сказать, некоторые тренеры избрали страх основным методом тренировки — спортсмен в таком случае изнашивается очень быстро. Особенно катастрофическими для судьбы человека бывают серьезные травмы с сильной болью, с переломами костей. И хотя кости срастаются, боль в подсознании остается и постоянно не дает вернуться к прежнему состоянию раскованности и вдохновения. Это уже испорченный ученик. Такими ученики всегда становятся у очень “деятельного” начинающего тренера, старающегося научить ребенка сложному для него элементу.

 

Не рискуйте, не заставляйте ребенка делать неподготовленный элемент или делать его в неподготовленном состоянии…

 

Но как ни оберегай ученика от микротравм, они обычно со временем все равно появятся. От больших нагрузок особенно забиваются икроножные мышцы, спина и плечи. Есть много методов восстановления, но одним из лучших и доступных является массаж. Он не только лечит повреждения, но и большой объединяющий фактор между тренером и учеником. Перед тренировкой желательно сделать двух-трехминутный бодрящий массаж. Несколько раз за тренировку желательно делать минутный массаж: потрясти ученику руки или ноги. Это взбадривает его, дает возможность почувствовать заинтересованность тренера. Некоторые тренеры считают ниже своего достоинства делать массаж, другие стесняются. Напрасно — массажем можно предупредить конфликты, унять капризы, помочь ученику полностью выложиться.

 

Не командуйте

Улыбка лучше в сотни раз,

Чем справедливый крик, —

Она зовет стыдливо нас

Виниться в этот миг.

А грубость грубости равна,

И, оскорбив, зовет

Нас делать все тогда не так —

Назло, наоборот...

 

Ученику нельзя приказывать — только просить. Приказ — грубая демонстрация своего превосходства в умственном и моральном плане, наплевательское отношение к чувствам и состоянию ребенка. Взаимопонимание не требует равенства во взаимоотношениях. Единственное, что должен понимать и признавать ученик, — это превосходство знаний у тренера над его знаниями в области спорта. Только отсюда исходит его подчинение тренеру, его знаниям, а не его воле. Там, где ученик подчиняется воле тренера, нет вдохновения, там рабский труд, который, как давно известно, неплодотворен…

 

…Ученику нужно сказать, что, когда у него будут отлично отработанные комбинации, он будет ездить на соревнования и там защищать честь родного города. Но это будет потом. А пока чаще говорить с ним в свободное время о том, что ему предстоит разучить в ближайшее время, какой элемент или какую связку освоить. При этом сразу рассказать, какие подводящие безопасные упражнения на подводящих снарядах ему нужно отработать. Иначе он только напугается от предстоящей сложности, и энтузиазма учить их у него не появится.

 

Не следует также говорить ученику о том, что вы его метите в чемпионы мира, как бы эта мысль вас ни истязала. Лишь некоторым мальчикам это придаст силы, а девочки посчитают вас, скорее всего, чудаком и заниматься станут хуже, потеряв к вам уважение. Об этом с ними можно беседовать лишь тогда, когда уже готовы оригинальные комбинации и оценки, близкие к десятке, становятся обычным явлением…

 

Берегите ученика

Умей в потоке быстрых дней

Вокруг все замечать —

Заботы чувствовать детей

И души их читать.

Увидеть счастье ясных глаз

И слезной боли муть...

И постарайся каждый раз

Помочь хоть чем-нибудь

 

Идя к намеченной цели, вы отдаете ученику семь часов своей жизни в зале и порой столько же вне его, обдумывая пути дальнейшей работы. Вы лишены многих человеческих удовольствий, которые имеют ваши коллеги. Ничего полезного для себя вы не можете делать — для этого у вас нет ни мыслей, ни времени, ни сил. Вы едва сводите концы с концами из-за маленькой зарплаты, имея лишь надежды на взлет в будущем. У вас ученик один! И если он сломается, то годы, отданные ему, окажутся потраченными напрасно. Все жертвы будут не оправданы, мечты рухнут. Вы будете морально уничтожены, и вряд ли у вас найдутся силы взяться за второго ученика и опять жертвовать годами жизни и своим благополучием с прежними верой и упорством.

 

Поэтому берегите ученика! Обдумывайте все нюансы тренировок, давайте лишь то, в чем уверены. Берегите от травм, болезней, житейских невзгод — судьбу его возьмите на себя. Держите связь с родителями, объясните им сразу, что вы хотите сделать из их ребенка, но это они должны до поры держать в тайне. Ни в коем случае не отпускайте без себя ученика на сборы или соревнования, там его испортят без малейшей жалости к нему и к вам. В сборной участников много, и начальству плевать на судьбы одного спортсмена и тренера. Они считают, что спортсмены, как грибы, появляются сами…

 

Тренеру нужно всегда приветливо встречать ученика. Равнодушие и неприязнь срывают тренировку моментально! Тренер должен приносить в зал только радость.

 

Никогда нельзя говорить о слабости, глупости и бесталанности подопечного. Нужно только подбадривать и убеждать его, что он все может! Показывайте, что вам очень приятно заниматься с ним, что вместе вы делаете большое дело — идете к большой цели, нужной городу и даже стране. Поощряйте за попытку к новому хорошему исполнению — высоко, точно, широко, с гордостью. Красота — это точность. Даже небольшой упрек часто выводит ученика из творческого состояния. Злоба порождает неприязнь, нелюбовь к спорту и неуважение к тренеру. Гордость же придает силы! Ученик, гордящийся собой, может трудиться в два, три раза больше пришибленного. Используйте эту возможность — и вы значительно сократите срок обучения.

 


Научите напрягаться

Всегда в гимнастике царил

Предвзятости закон:

Наверх Олимпа выводил

Не лучших часто он.

Я, победив, не столько был

Победе яркой рад,

А тем, что честно победил

Судейский аппарат

 

Многие спортсмены, прозанимавшись даже долгие годы, не умеют напрягаться. Это происходит потому, что их обычно специально не учат максимальному мгновенному напряжению, надеясь, видимо, на врожденные данные или на то, что это свойство придет само со временем. Но нельзя надеяться только на врожденные достоинства ученика, а нужно стараться компенсировать его природные недостатки своими силами, открывая, таким образом, перед ним большие возможности.

 

Научить максимально напрягаться — это значит научить из довольно расслабленного состояния вложить максимум усилий в одно движение. Тогда движение получается рывком, взрывом! Таким способом — резких напряжений — нужно с самого начала учить элементы. Он намного эффективнее обычного способа выполнения движений, так как экономит силы, позволяет разучивать самые сложные элементы и делать их очень красиво. К тому же, делая одну и ту же форму, но в разные промежутки времени, можно получить разные элементы.

 

Для приобретения такого качества необходимо почаще давать ученикам специальные упражнения с резким переходом из расслабленного состояния в максимально напряженное, а также из полунапряженного в сверхнапряженное. Полезны резкие упражнения со штангой. Ученикам нужно объяснить, для чего они это делают: тогда результаты будут лучше, особенно если подходы на разучивание элемента чередовать с подходами к штанге.

 


Экономьте время

Я в планах сроки завышал

Всегда во много раз,

Затем спешил, изобретал,

Как сэкономить час.

Когда же к цели приходил,

То с грустью замечал,

Что много времени и сил

Зря все же потерял

 

Кто за меньше лет сделает больший осмысленный объем работы, кто с самого начала меньше ошибется при обучении — тот и побеждает. В экономии времени на тренировке большую роль играет энергия тренера, его постоянное желание чему-то научить. Но это очень выматывает его, и необходимо выработать у себя такой тон, чтобы слова хорошо действовали на ученика, возбуждали и приободряли его. Но главное в экономии времени — это постоянное следование педагогическим принципам, хотя бы тем, которые изложены в этой книге. К сожалению, многие считают, что для спорта общая педагогика не годится, и именно поэтому теряют во много раз больше времени, чем нужно для обучения.

 

Чтобы сэкономить время, не торопитесь сделать элемент за счет ошибок в нем. Вы выпускаете тогда брак, а брак — это не обгон, и даже не тормоз, а движение назад, в пропасть. В сотни раз затягивается время обучения из-за спешки увидеть упражнение целиком, пропустив все ступеньки подготовки к нему. А также из-за лени тренера подумать лишний раз и дать нужное указание.

 

Метод елочки

Полезно ум свой шлифовать

Об ум других людей:

Умнейший даже может стать

Тогда еще умней.

Есть у ума одна черта —

Он сколько ни растет,

Его повсюду и всегда

И всем недостает

 

Этот метод помогает разучивать малознакомые элементы. Если тренер правильно понимает и учит движение, оно разучивается быстро и получается красивым — с запасом высоты и скорости, с безупречной хореографией и точностью. Если же видите, что элемент выходит корявый, тяжелый или не удается вовсе, то должны признать, что учите неправильно — пошли не по истинному пути. Чем раньше вы это поймете, тем лучше, пока ученик на подводящих упражнениях не приобрел ложный стереотип, который трудно будет потом пересилить. Поэтому более 5 (а иногда 2-3) раз подводящее упражнение пробовать не стоит, нужно предложить другое. Если же и оно не получается за несколько попыток — третье, четвертое, пятое... Неудачные попытки говорят о том, что вы не нащупали ствол элемента, а каждый раз отклоняетесь на его нижние ветви. Если вы здесь проявите большую тренерскую настойчивость, и ваш ученик в конце концов выполнит задуманный элемент, то он получится тяжелым и рискованным, эстетического удовольствия зрителям не принесет, а судьи постоянно будут снимать за него доли балла. Поэтому, экспериментируя, всегда нужно стараться нащупать основной ствол и забраться по нему как можно выше. На самую вершину подняться вряд ли удастся, а вот приблизиться на веточку ближе к ней вполне возможно и нужно. Вариантов исполнения любого элемента есть множество, нужно искать лучший. Чем раньше поймете, что попали на одну из нижних ветвей елочки и вернетесь назад — к обдумыванию нового хода, — тем умнее поступите. Новое подводящее упражнение может оказаться именно тем, что выведет вас почти к вершине елочки. Главное здесь — не проявлять упрямства, считая себя прозорливым, а ученика — тупицей. Смирившись с каким-то недостатком элемента, надеяться, что авось он получится хорошо, бессмысленно.

 

Тратить на него уйму часов и получить полуфабрикат? Нужно верить, что к каждому элементу есть золотой ключик, и его надо найти. А не ломиться в стену, когда дверь находится рядом. Чем раньше отступите назад, тем быстрее ученик пойдет вперед.

 

Доверие ученика

Без постоянства не дано

Ни верить, ни любить.

Без постоянства ни одно

Из дел не завершить.

Оно — явление больших

Духовных высших сил:

Весь добрый мир из них одних

Людьми построен был

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.35.75 (0.17 с.)