Система финансирования государственного вуза 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система финансирования государственного вуза



 

Финансовое обеспечение деятельности высшего учебного заведения, в том числе научных исследований, проводимых высшими учебными заведениями, и образовательной деятельности в части реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы с учетом установленных заданий по приему (контрольных цифр) на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося и предусмотренных для соответствующих типов и видов образовательных учреждений.

 Высшее учебное заведение вправе в установленном порядке использовать на обеспечение своей деятельности полученные им средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, и средства от иной приносящей доход деятельности.

Научная и (или) научно-техническая деятельность в высшем учебном заведении может также осуществляться за счет грантов, которые в установленном порядке передаются научно-педаго­гическим работникам или высшему учебному заведению. Получатели грантов распоряжаются ими в соответствии с законодательством Российской Федерации или в соответствии с законодательством иного государства в случае их использования на территории этого государства, а также в порядке, установленном юридическим или физическим лицом, предоставляющим гранты.

 Высшее учебное заведение осуществляет операции по расходованию средств в соответствии с бюджетной сметой, а также со сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности. Привлечение высшим учебным заведением дополнительных средств не влечет за собой снижения государственных и местных нормативов финансирования и (или) размеров его финансирования, предусмотренных в соответствующем бюджете.

 Высшее учебное заведение в соответствии с законодательством Российской Федерации и своим уставом вправе осуществлять сверх установленных заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся подготовку специалистов соответствующего уровня образования с оплатой стоимости обучения, оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами, по договорам, заключенным с юридическими и (или) физическими лицами. Указанные виды деятельности не могут быть оказаны взамен и в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств соответствующего бюджета.

 Стоимость обучения и размер оплаты предоставляемых дополнительных образовательных услуг устанавливаются ректором с учетом утвержденной сметы расходов.

 Высшее учебное заведение самостоятельно решает вопросы, связанные с заключением договоров, определением обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству Российской Федерации и уставу высшего учебного заведения.

 Высшее учебное заведение не вправе совершать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за ним, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому высшему учебному заведению его собственником, если иное не установлено законом.

 Высшее учебное заведение самостоятельно устанавливает заработную плату для своих работников, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размеры их премирования.

 Высшее учебное заведение вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансирование образовательной деятельности высших учебных заведений за счет средств соответствующих бюджетов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, в ведении которых находятся эти учреждения, в соответствии с контрольными цифрами подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников.

Научные исследования, проводимые высшими учебными заведениями, финансируются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, в ведении которых находятся эти высшие учебные заведения, независимо от финансирования образовательной деятельности.

Высшие учебные заведения самостоятельно определяют направления использования средств, полученных ими за счет бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Высшее учебное заведение в соответствии со своим уставом может осуществлять платную деятельность в области образования и в других областях, если это не идет в ущерб его основной деятельности.

Платная образовательная деятельность высшего учебного заведения не может быть осуществлена взамен и в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные в результате такой деятельности, изымаются учредителем высшего учебного заведения.

Высшее учебное заведение вправе в пределах, установленных лицензией, осуществлять сверх финансируемых за счет средств соответствующего бюджета контрольных цифр приема студентов подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами в объеме, согласованном с органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, муниципального района, в ведении которого это высшее учебное заведение находится.

Высшее учебное заведение самостоятельно решает вопросы по заключению договоров, определению обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству Российской Федерации и уставу данного высшего учебного заведения.

Письмом Минобразования РФ от 28 мая 1999 г. № 14-52-277ин/13 вузам рекомендовано при заключении договоров на обучение с физическими и (или) юридическими лицами на подготовку специалистов сверх контрольных цифр устанавливать стоимость обучения в отечественной валюте. Изменение стоимости обучения при форсмажорных обстоятельствах рекомендуется предусматривать в специальном разделе договора.

Высшее учебное заведение самостоятельно формирует фонд оплаты труда работников за счет средств бюджета, направляемых на содержание высшего учебного заведения, и (или) иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

Высшие учебные заведения в установленном порядке осуществляют оперативный и бухгалтерский учет результатов своей работы, ведут статистическую и бухгалтерскую отчетность. Должностные лица несут установленную законодательством Российской Федерации дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за искажение государственной отчетности. Контроль за исполнением законодательства Российской Федерации в области бюджетной и финансовой дисциплины в высших учебных заведениях осуществляют органы законодательной и исполнительной власти в пределах своих полномочий.

 

1.4 Государственная политика в области образования

 

Государственная политика в области высшего и послевузовского профессионального образования основывается на принципах, определенных Законом Российской Федерации «Об образовании», а также на следующих принципах:

1) непрерывность и преемственность процесса образования;

2) интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования;

3) конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников;

4) государственная поддержка подготовки специалистов, приоритетных направлений научных исследований в области высшего и послевузовского профессионального образования.

Государство обеспечивает приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования посредством:

1) финансирования за счет средств федерального бюджета обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее чем ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации;

2) расширения доступа граждан Российской Федерации к высшему образованию;

3) предоставления обучающимся (студентам, аспирантам, докторантам и другим категориям обучающихся) в государственной системе высшего и послевузовского профессионального образования государственных стипендий, мест в общежитиях, иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством;

4) создания условий для равной доступности высшего и послевузовского профессионального образования;

5) создания условий для интеграции высшего и послевузовского профессионального образования и науки.

Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Гражданам Российской Федерации гарантируется свобода выбора формы получения высшего и послевузовского профессионального образования, образовательного учреждения и направления подготовки (специальности).

 Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки имеет целями кадровое обеспечение научных исследований, а также развитие и совершенствование системы образования путем использования новых знаний и достижений науки и техники. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки может осуществляться в разных формах, в том числе путем:

1) проведения высшими учебными заведениями научных исследований и экспериментальных разработок за счет грантов или иных источников финансирования;

2) привлечения высшими учебными заведениями работников научных организаций и научными организациями работников высших учебных заведений на договорной основе для участия в образовательной и (или) научной деятельности;

3) осуществления высшими учебными заведениями и научными организациями совместных научно-образовательных проектов, научных исследований и экспериментальных разработок, а также иных совместных мероприятий на договорной основе;

4) реализации научными организациями образовательных программ послевузовского профессионального образования, а также образовательных программ дополнительного профессионального образования;

5) создания на базе высших учебных заведений научными организациями лабораторий, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 

1.6 Болонский процесс и его роль в развитии высшего профессионального образования

 

Болонская декларация  – это подписанная министрами образования 29 европейских стран в 1999 году в Болонье Декларация о международном сотрудничестве в области высшего образования, положившая начало Болонскому процессу и провозгласившая на ближайшую перспективу следующие основные цели для Европейского пространства выс­шего образования: введение точно определенных и сопоставимых степеней, а также двухэтапной структуры; принятие системы кредитов, аналогичной системе ECTS; стимулирование мобильности; развитие европейского сотрудничества в области контроля качества и расширение европейских аспектов высшего образования

   Болонской декларации предшествовали такие общеевропейские документы, как Хартия университетов (Magna Charta Universitatum), принятая в 1988 г. ректорами европейских университетов, и Сорбоннская декларация 1998 г., подписанная министрами образования Франции, Италии, Германии и Соединенного Королевства.

   Болонская декларация стала дальнейшим важным шагом на пути к европейской интеграции в области высшего образования. Она инициировала широкомасштабные реформы в сфере высшего образования, направленные на: принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение Приложения к диплому; принятие системы, основанной на двух основных циклах; внедрение системы кредитов, совместимых с ECTS; расширение мобильности студентов и преподавателей; содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества высшего образования.

В Болонской декларации была провозглашена цель – повышение международной конкурентоспособности и привлекательности европейского высшего образования. За прошедшие десять лет число стран, присоединившихся к Болонской декларации, возросло с 29 до 46.

Болонский процесс – самая глубокая и масштабная за всю историю структурная реформация высшего образования в Европе, начало которой было положено подписанием Болонской декларации в 1999 году в Болонье, а реализация реформ осуществляется в соответствии с коммюнике конференций министров, ответственных за высшее образование, проводимых через каждые два года: 2001 г. (Прага), 2003 г. (Берлин), 2005 г. (Берген), 2007 г. (Лондон), 2009 г. (Левен/Лувен-ла-Нев)

На Болонской конференции (1999), положившей начало Болонскому процессу, были намечены шесть основных линий его развития, зафиксированные в Болонской декларации.

На Пражской конференции (2001) наряду с шестью основными линиями развития Болонского процесса, намеченными в Болонской декларации (сравнимые квалификации и их признание, переход на двухступенчатую систему, введение ECTS, мобильность, обеспечение качества, усиление европейского измерения в высшем образовании), были рассмотрены новые направления сотрудничества: образование в течение всей жизни, активизация роли студенчества в осуществлении болонских преобразований, повышение привлекательности и конкурентоспособности европейского высшего образования.

Берлинская конференция (2003) приняла решение направить усилия на создание Европейского исследовательского пространства и его взаимодействие с Европейским пространством высшего образования (ЕВПО) как новой линии развития Болонского процесса. Было подчеркнуто, что степени первого и второго циклов должны иметь различную ориентацию и профили. С целью расширения мобильности и облегчения признания документов о высшем образовании была поставлена цель, начиная с 2005 г., выдавать выпускникам европейских вузов Приложение к диплому .

На Бергенской конференции (2005) была принята Всеобъемлющая структура квалификаций для ЕПВО, которая включала три цикла (в том числе в национальных контекстах допускались промежуточные квалификации), универсальные дескрипторы для каждого цикла на базе результатов обучения и компетенций, а также диапазон зачетных единиц для первого и второго циклов. Было принято обязательство создать к 2010 г. национальные структуры квалификаций, совместимые с Всеобъемлющей структурой квалификаций для ЕПВО.

В Бергене одобрена идея Европейского регистра агентств обеспечения качества на базе национальной экспертизы. Было обращено внимание на проблему социального измерения в системе высшего образования: расширение доступа к высшему образованию, обеспечение социально-экономических условий для обучения студентов, содействие им со стороны правительств и вузов.

На Лондонской конференции (2007) отмечен прогресс на пути создания ЕПВО. Важным достижением является начавшийся переход от обучения, направляемого преподавателем, к студентоцентрированному высшему образованию. Подведены итоги по основным направлениям развития Болонского процесса и намечены приоритеты на 2009 год: мобильность, социальное измерение, трудоустраиваемость, реализация стратегии ЕПВО в глобальном контексте.

В преддверии совещания министров в Левене /Лувен-ла-Неве (2008) Европейская ассоциация университетов выразила свою политическую позицию в отношении развития Болонского процесса и наметили следующие основные цели на период после 2010 года: «1. Консолидация европейской широкой базы исследований, базирующихся на высшем образовании … связь между высшим образованием и научными исследованиями как знак Европейского высшего образования; 2. Обеспечение большего образования большему количеству людей; 3. Новое понимание ответственности университетов перед обществом; 4. Готовность справляться с глобальными вызовами».

Подводя итоги, министры, ответственные за высшее образование, заявили на конференции в Левене / Лувен-ла-Неве (2009 г.): «За последние десять лет мы сформировали Европейское пространство высшего образования, добиваясь того, чтобы оно прочно укоренилось в интеллектуальном, научном и культурном наследии и устремлениях Европы.». Приоритетными направлениями развития европейского высшего образования до 2020 г. были признаны: достижение равноправия в получении высшего образования; образование в течение всей жизни; трудоустраиваемость выпускников; студентоцентрированное обучение; связь высшего образования с научными исследованиями и инновациями; международная открытость европейского высшего образования; расширение мобильности студентов и ученых; сбор информации и обеспечение ее прозрачности, улучшение государственного финансирования и поиск новых источников; совершенствование организационной структуры управления Болонским процессом. На Конференции была признана отвечающей поставленным целям существующая организационная структура Болонского процесса, основывающаяся на сотрудничестве между правительствами и академическим сообществом. Было принято решение о том, что в будущем Болонский процесс будет совместно возглавляться страной, председательствующей в Евросоюзе, и страной, не входящей в ЕС.

Для Болонского процесса как такового характерными являются многообразие болонских реформ в национальных, культурных, образовательных контекстах, их нарастающая динамика, а также развитие его концептуально-методологического и нормативно-методического сопровождения.

Болонский процесс требует системного и целостного своего осуществления. Ему присущи противоречивость (например, повышение конкурентоспособности и усиление сотрудничества) и нелинейный характер реализации (движение в болонском направлении происходит в разных системах с различными глубиной, скоростью и охватом). Кроме того, Болонский процесс сам порождает вызовы, риски и угрозы и сталкивается с вызовами, в том числе коммерциализацией высшего образования, угрозой некачественного транснационального высшего образования и др. В Болонском процессе участвуют многие действующие субъекты, что, несомненно, усложняет проведение болонских преобразований.

С самого начала Болонский процесс был призван увеличить конкурентоспособность и привлекательность европейского высшего образования, способствовать мобильности студентов, облегчить трудоустройство за счет введения системы, позволяющей легко определить уровень подготовки и степень выпускников. Еще одной важной целью, которая была поставлена с самого начала, является обеспечение высокого качества обучающего процесса. В процессе множественных встреч министров образования были разработаны основные положения единого образовательного процесса. Разделение учащихся на студентов и аспирантов было предложено заменить квалификационными степенями с акцентом на результатах обучения. Концепция общественного контроля высшего образования была введена и в настоящее время воспринимается в качестве основной политики в области европейского высшего образования.

Для участников, которые присоединились к Болонскому процессу ранее 2010 года, были поставлены цели, достижение которых ожидается к 2010 году:

· построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;

· формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;

· обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;

· повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Создание Европейского пространства высшего образования само по себе не означает достижения всех целей Болонского процесса. Таким образом, мы можем теперь сказать, что Болонский процесс и Европейское пространство высшего образования вступили в новую фазу, а именно консолидации и совершенствования, особенно в свете очень разной реакции на реализацию Болонского процесса.





Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.80.239 (0.013 с.)