Учебно-методические объединения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-методические объединения



Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации (далее — учебно-методическое объединение, УМО) является государственно-общественным объединением в системе высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации.Основными задачами учебно-методического объединения являются участие в разработке проектов государственных образовательных стандартов и примерных учебных планов, координация действий научно-педагогической общественности вузов, представителей предприятий, учреждений и организаций в обеспечении качества и развития содержания высшего и послевузовского профессионального образования, разработка предложений по структуре отнесенной к его компетенции области высшего и послевузовского профессионального образования и содержанию основных образовательных программ.УМО создается федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием или иным государственным органом управления образованием.Вуз, на базе которого создается УМО (базовый вуз), должен располагать высококвалифицированными научно-педагогичес-кими кадрами, современной учебной базой, и в нем должны реализовываться образовательные программы по большинству направлений подготовки (специальностей) высшего и послевузовского профессионального образования, отнесенных федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием к компетенции данного УМО.В состав учебно-методического объединения на добровольных началах в качестве его членов входят научно-педагогические и другие работники (далее — представители) государственных высших учебных заведений Российской Федерации, независимо от ведомственной подчиненности, и негосударственных вузов, имеющих государственную аккредитацию, в которых реализуются основные образовательные программы по направлениям подготовки (специальностям) высшего и послевузовского профессионального образования, относящимся к компетенции УМО, а также предприятий, учреждений и организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования и заинтересованных в совершенствовании подготовки специалистов по соответствующим направлениям подготовки (специальностям).К участию в своей работе УМО может привлекать иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.Учебно-методическое объединение строит свою деятельность на принципах равноправия всех входящих в УМО представителей вузов, предприятий, учреждений и организаций, коллегиальности руководства, гласности принимаемых решений.Учебно-методическое объединение осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами соответствующих государственных органов управления образованием, решениями координационных советов учебно-методических объединений, положением об УМО, разработанным на основе настоящего Типового положения.Учебно-методическое объединение ежегодно направляет информацию по направлениям своей деятельности в федеральный (центральный) орган управления высшим профессиональным образованием и в государственный орган управления образованием, создавший УМО.Решения учебно-методического объединения принимаются в соответствии с регламентом, устанавливаемым положением об УМО.

Основные направления деятельности                                учебно-методического объединения

Для решения поставленных задач по отнесенным к компетенции УМО направлениям подготовки (специальностям) высшего и послевузовского профессионального образования учебно-методическое объединение:1. Участвует в разработке проектов государственных образовательных стандартов, требований к уровню подготовки выпускников, содержанию основных и дополнительных образовательных программ.2. Формирует перечни аннотированных программ специализированной подготовки магистров, специализаций в рамках специальностей, учебно-методической литературы и материально-технического обеспечения учебного процесса.3. Участвует в разработке проектов примерных учебных планов и образовательных программ высшего, послевузовского и соответствующего дополнительного профессионального образования.4. Организует обеспечение высших учебных заведений нормативно-методической документацией по подготовке специалистов послевузовского и всех ступеней высшего профессионального образования.5. Участвует в разработке перечня направлений подготовки (специальностей) высшего и послевузовского профессионального образования.6. Участвует в подготовке и экспертизе проектов документов по вопросам развития высшего, послевузовского и соответствующего дополнительного профессионального образования.7. Участвует в разработке программ повышения квалификации и переподготовки профессорско-преподавательского состава.8. Проводит по поручению федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным образованием экспертизу аттестационных дел по присвоению ученых званий профессора и доцента преподавателям высших учебных заведений.9. Вносит в государственные органы управления образованием предложения о реализации государственной политики в области образования.10. Участвует в разработке государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования с целью их согласованности с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.11. Участвует в разработке примерных программ экзаменов кандидатского минимума по соответствующим специальностям.12. Участвует в формировании перспективных планов издания учебников и учебных пособий с грифом федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным образованием, ведомств, учебно-методических объединений.13. Участвует в организации и проведении конкурсов по созданию учебной и методической литературы, аудиовизуальных средств.14. Проводит по поручению федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным образованием рецензирование подготовленных к изданию рукописей учебников и учебных пособий, а также учебной и методической литературы соответствующего дополнительного профессионального образования.15. Вносит в государственные органы управления образованием предложения о совершенствовании учебного процесса, организации кадрового, методического и материально-технического обеспечения учебного процесса в вузах.16. Проводит конференции, семинары и совещания по проблемам высшего и послевузовского профессионального образования, студенческие олимпиады и конкурсы.

Управление УМО и организация его деятельности

Руководство деятельностью учебно-методического объединения осуществляет выборный коллегиальный орган — совет учебно-методического объединения, а в перерывах между заседаниями совета — президиум, председатель и заместитель председателя совета учебно-методического объединения. Совет учебно-методического объединения представляет на утверждение в государственный орган управления образованием, создавший УМО, председателя и заместителя председателя совета учебно-методического объединения.Совет учебно-методического объединения принимает положение об учебно-методическом объединении, которое утверждается государственным органом управления образованием, создавшим УМО.Функции председателя и заместителя председателя совета учебно-методического объединения определяются положением об УМО.Федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием для согласованности стратегии, принципов и методов работы учебно-методических объединений могут создаваться координационные советы учебно-методи­ческих объединений, в которых каждое учебно-методическое объединение имеет своего представителя в лице председателя совета УМО.Учебно-методическое объединение может самостоятельно формировать необходимые для выполнения возложенных на него функций учебно-методические советы, комиссии и другие организационные структуры в соответствии с положением об УМО.Государственные органы управления образованием и муниципальные органы управления образованием вправе оказывать поддержку учебно-методическому объединению.

Список учебно-методических объединений доступен на сайте www.edu.ru.


3 История Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники и оценка его конкурентоспособности в современных условиях

 

История развития вуза

 

Томский институт радиоэлектроники и электронной техники (ТИРиЭТ) был создан в 1962 году на базе двух факультетов Томского политехнического института (ТПИ) — РТФ (радиотехнического факультета) и ЭРУФ (факультета электрорадиоуправления). Институт был организован в составе трех факультетов дневного обучения: радиотехнического; радиоуправления (ныне — радиоконструкторский); электронной техники и факультета вечернего и заочного обучения. В 1971 году ТИРиЭт был переименован в Томский институт автоматизированных систем управления и радиоэлектроники (ТИАСУР). В 1997 году вуз получил статус университета и новое название — Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР).

Сегодня ТУСУР — один из ведущих вузов Российской Федерации.

Подготовка специалистов и инженеров ведется в ТУСУРе на семи дневных и вечерне-заочном факультете по 55 специальностям и направлениям в области радиотехники, информационной безопасности, электронной и вычислительной техники, программирования, автоматики и систем управления, информационных технологий, экономики и социальной работы.

В мае 2006 года в рамках приоритетного национального проекта «Образование» ТУСУР стал победителем в конкурсе образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы.

За свою историю ТУСУР разработал несколько технологий, позволяющих ему успешно работать в рыночной среде. Динамичное развитие университета демонстрирует эффективность выбранного направления развития. «Фирменной технологией» является идея «большого университета», включающего ТУСУР, его филиалы и представительства, НИИ и действующие на их основе предприятия.

В ТУСУРе создана инфраструктура «Учебно-научный-ин­новационный комплекс ТУСУР» (УНИК ТУСУР), который составляют научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, студенческие конструкторские бюро, Инжиниринговый центр, первый в стране научно-технологический парк, студенческий бизнес-инкубатор, научные лаборатории и наукоемкие фирмы.

ТУСУР отличается высоким уровнем компьютеризации — на одного студента дневной формы обучения приходится один компьютер. Это уникальный показатель для многих европейских стран. Корпоративная вычислительная сеть ТУСУРа объединяет студгородок и все корпуса университета.

В университете созданы необходимые условия для активного использования информационных ресурсов: есть современная техника, лицензионное программное обеспечение, создано комплексное программное обеспечение поддержки учебного процесса — электронные учебники, лекции, тестирующие программы, система электронного мониторинга.

Одним из «фирменных» направлений работы является развитие сети филиалов и дистанционного образования. Сегодня Томский межвузовский центр дистанционного образования, созданный при ТУСУРе, — самый крупный центр дистанционного обучения за Уралом. ФДО оснащен новейшей техникой и предоставляет образование десяти тысячам студентов в более чем 100 городах России и стран СНГ.

Важной составляющей динамичного развития вуза является укрепление международных связей. Сегодня ТУСУР имеет соглашения о сотрудничестве с университетами и организациями США, Великобритании, Германии, Франции и других стран. Реализуются программы обмена студентами и аспирантами, сотрудники университета участвуют в международных конференциях.

На базе университета организованы: Сибирское отделение Международной академии наук высшей школы, Томский научный центр Сибирского отделения академии инженерных наук РФ, Томский филиал международной инженерной академии, Сибирская академия последипломного образования и первый в стране научно-технологический парк.

В 2002 году, впервые в истории российской вузовской системы, на базе ТУСУРа был открыт филиал Международного исследовательского центра — Центра радиолокации, излучения и коммуникации Делфтского университета (Нидерланды) для проведения совместных исследований.

Большое внимание в ТУСУРе уделяется организации свободного времени. В ТУСУРе созданы 3 театральные студии, 12 клубов по интересам, команды КВН, шоу-группа «Атлантис» и клуб бального танца «Экситон», активно развивается студенческий спорт. У вуза есть своя телестудия «ТВ-ТУСУР», передачи которой идут еженедельно на одном из городских каналов, и газета «Радиоэлектроник».

 

Структура Университета и функции его подразделений

 

Управление Университетом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации и Уставом Университета на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности.

Устав, изменения и дополнения к нему принимаются конференцией научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся Университета (далее — конференцией) открытым голосованием и утверждаются Минобразованием России.

Порядок избрания делегатов на конференцию определяется Ученым советом и предусматривает участие в работе конференции всех категорий работников и обучающихся, при этом представительство делегатов из числа педагогических и научных работников должно составлять не менее 70 процентов. Представительство членов Ученого совета не должно превышать 50 процентов от общего числа делегатов.

Конференция трудового коллектива:

· принимает Устав, изменения и дополнения к нему;

· избирает Ученый совет Университета;

· избирает ректора Университета;

· избирает представителей в состав комиссии по трудовым спорам.

Конференция считается правомочной, если на ней присутствуют не менее 2/3 делегатов. Председатель конференции избирается большинством голосов из числа присутствующих делегатов. Решения принимаются простым большинством голосов участвующих в работе делегатов.

При избрании членов Ученого совета и ректора университета проводится тайное голосование. Форма голосования при решении других вопросов, входящих в компетенцию конференции, определяется делегатами конференции.

Общее руководство Университетом осуществляет выборный представительный орган — Ученый совет Университета, возглавляемый ректором. Срок полномочий Ученого совета Университета 5 лет. Численность состава Ученого совета определяется конференцией и не может превышать 60 человек. В состав Ученого совета входят по должности ректор и проректоры, а также по решению Ученого совета — деканы факультетов. Другие члены Ученого совета избираются конференцией путем тайного голосования. Досрочные перевыборы Ученого совета проводятся по требованию не менее половины его членов. Нормы представительства в составе Ученого совета различных категорий работников и обучающихся, а также структурных подразделений Университета при избрании в Ученый совет определяются действующим Ученым советом. Избранным считается член Ученого совета, получивший более 50 % голосов присутствующих делегатов конференции. Состав Ученого совета объявляется приказом ректора. Члены Ученого совета могут быть досрочно лишены своих полномочий по решению конференции. В этом случае проводятся выборы на место выбывшего члена Ученого совета. При освобождении от работы в Университете член Ученого совета автоматически выбывает из состава Ученого совета.

Члены Ученого совета Университета имеют право ставить и обсуждать любые вопросы, связанные с деятельностью Университета, входящие в компетенцию Ученого совета, вносить предложения по совершенствованию работы Ученого совета и Университета в целом, делать запросы председателю Ученого совета и администрации Университета, быть оперативно принятыми любыми должностными лицами Университета, пользоваться служебной информацией. Ученый совет Университета имеет право передавать некоторые вопросы на рассмотрение ученым советам факультетов, за исключением тех вопросов, которые законодательством отнесены к его компетенции.

Решение вопросов, отнесенных к компетенции Ученого совета, осуществляется на его заседаниях. Заседание Ученого совета считается правомочным, если в его работе приняло участие не менее 2/3 его состава. Решение принимается большинством голосов участвующих в работе, открытым или тайным голосованием, когда необходимость тайного голосования оговорена соответствующими нормативными правовыми документами.

Непосредственное управление Университетом осуществляет ректор. Ректор избирается путем тайного голосования на конференции на срок до 5 лет по результатам обсуждения программ претендентов (претендента) на должность ректора. Избранию предшествует решение Ученого совета об объявлении выборов ректора. В конкурсе могут участвовать ведущие ученые, имеющие опыт руководящей работы в высшей школе и, как правило, ученую степень доктора наук или ученое звание профессора. Выдвижение кандидатов на должность ректора осуществляется Ученым советом, другими советами Университета и учеными советами структурных подразделений университета, коллективами кафедр и иных структурных подразделений, общественными организациями, объединениями работников Университета (включая самовыдвижение). Порядок выдвижения, даты и процедуры проведения выборов определяются Ученым советом Университета.

Ректор может быть освобожден от должности до истечения срока трудового договора Минобразованием России по основаниям, определенным законодательством.

Разграничение полномочий между Ученым советом и ректором определяется настоящим Уставом университета. Исполнение части своих полномочий ректор может передавать проректорам и другим руководителям структурных подразделений. В отсутствие ректора все его обязанности исполняет один из проректоров Университета. Ректор не может исполнять свои обязанности по совместительству.

При ректоре функционирует совещательный орган — ректорат. Состав ректората и положение, регламентирующее его деятельность, утверждает ректор.

Проректоры принимаются (переводятся) на работу по срочному трудовому договору. Срок окончания данного договора, заключаемого проректором с Университетом, совпадает со сроком окончания полномочий ректора. Ректор своим приказом определяет полномочия проректоров, относящиеся к соответствующей области деятельности Университета.

Факультет возглавляется деканом, избираемым Ученым советом Университета тайным голосованием на конкурсной основе сроком на 5 лет из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля, как правило, имеющих ученую степень и (или) ученое звание. Избранным считается кандидат, получивший наибольшее число голосов членов Ученого совета Университета, участвующих в заседании. Избранный декан утверждается в должности приказом ректора, с ним заключается срочный трудовой договор. Декан факультета на правах единоначалия организует все виды деятельности факультета, несет персональную ответственность за ее результаты, ежегодно отчитывается перед ученым советом факультета.

Кафедры Университета возглавляются заведующими. Заведующий кафедрой избирается по конкурсу на Ученом совете Университета тайным голосованием сроком на 5 лет с учетом рекомендации Ученого совета факультета и мнения кафедры. Избранным считается кандидат, получивший наибольшее число голосов членов Ученого совета, участвующих в заседании. Избранный заведующий кафедрой утверждается в должности приказом ректора, с ним заключается срочный трудовой договор. Заведующий кафедрой несет персональную ответственность за результаты ее работы.

Должности ректора, проректоров, руководителей филиалов и институтов замещаются лицами в возрасте не старше 65 лет независимо от времени заключения трудового договора (контракта). Лица, занимающие указанные должности и достигшие данного возраста, переводятся с их согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

По представлению Ученого совета Университета Минобразование России вправе продлить ректору срок пребывания в должности при достижении 65-летнего возраста на время действия трудового договора с ним. Для других должностей, предусмотренных настоящим пунктом, продление указанного срока до достижения возраста 70 лет может осуществляться ректором по представлению Ученого совета Университета.

Трудовые и социально-экономические отношения в высшем учебном заведении решаются на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также в рамках коллективного договора, принятие и реализация которого определяются законодательством Российской Федерации. Общественные организации участвуют в работе выборных органов Университета через своих представителей в них, избранных в общем порядке.

Взаимоотношения общественных организаций и Университета строятся на договорной основе.

В Университете действует попечительский совет, в компетенцию которого входят обеспечение общественного контроля за функционированием и развитием Университета, оказание деловой, спонсорской и консультационной помощи Университету.

Кроме того, в Университете действуют совещательные органы: научно-методический совет, научно-техни­чес­кий совет и другие советы по различным направлениям деятельности. Порядок создания и деятельности, состав и полномочия этих советов определяются положениями, принятыми Ученым советом Университета

Участие обучающихся в управлении Университетом обеспечивается их правом быть избранными в состав Ученого совета Университета, ученых советов факультетов, в состав делегатов конференции научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся Университета.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.214.205 (0.137 с.)