Организация учебного процесса в вузе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация учебного процесса в вузе



 

4.1 Рабочий учебный план и его структура

 

Рабочий учебный план для ежегодного набора по направлению 080200.62 «Менеджмент» утверждается ректором ТУСУРа.

Учебный план состоит из следующих разделов:

1. График учебного процесса (приложение 1).

2. Сводные данные по бюджету времени в неделях (приложение 1)

3. План учебного процесса (приложение 2). В плане учебного процесса указываются наименование дисциплины, общий объем часов, отводимых на ее изучение, формы занятий по дисциплине (с указанием объема часов), вид аттестации (экзамен, зачет), количество контрольных работ (для заочной формы обучения), наименование кафедры, которая обеспечивает подготовку по данной дисциплине. В заключительном разделе плана учебного процесса представлены итоги: общий объем часов по всем циклам учебного плана, количество экзаменов, зачетов, курсовых и контрольных работ всего в учебном плане и в каждом семестре, количество часов аудиторного обучения (в неделю) в каждом семестре и в среднем за весь период обучения (без факультативных дисциплин и физкультуры). Для перевода объема часов в зачетные единицы необходимо разделить количество часов на 36 (одна зачетная единица равна 36 часам).

4. Данные о практиках — указывается вид практики, семестр, в котором студенты проходят практику, и ее продолжительность (в неделях).

5. Данные об итоговой государственной аттестации — вид аттестации и номер семестра, в котором проводится аттестация.

Все дисциплины учебного плана обеспечены рабочими программами. Рабочая программа дисциплины — письменный документ; разрабатывает его преподаватель кафедры, рабочая программа обсуждается на заседании кафедры (методическом совете кафедры), утверждает рабочую программу проректор по учебной работе Университета. Содержание рабочих программ дисциплин определяется методическим советом кафедры в соответствии с рекомендациями УМО, учебным планом специальности, особенностями региона, в котором вуз ведет подготовку студентов.

 

Виды учебных занятий

 

Учебные занятия по всем дисциплинам учебного плана проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, лабораторных работ, практических занятий, коллоквиумов, самостоятельных работ, практик, курсового проектирования или курсовых работ, учебно-исследовательской работы, научно-исследовательской ра­боты, а также путем выполнения квалификационной работы (дипломных проекта или работы, магистерской диссертации).

Целью выполнения курсовых проектов и курсовых работ является выработка у студентов как универсальных базовых, так и профессиональных компетенций в виде знаний, умений, навыков, способностей, готовностей и т.д. Курсовые проекты и курсовые работы выполняются в строгом соответствии с учебным планом специальности, рабочей программой по дисциплине и в утвержденные графиком учебного процесса интервалы времени. Курсовой проект (работа) проводится после завершения изучения теоретического курса дисциплины или, в исключительном случае, в ходе изучения. Курсовой проект — учебная работа, содержащая решение поставленной задачи по отдельной учебной дисциплине, оформленная в виде конструкторских, технологических, программных и других проектных документов. Основной целью и содержанием проект должен способствовать развитию навыков и умений путем решения конструкторских или (и) технологических задач, проведения инженерных расчетов, оформления графической части проекта, а также подготовке студентов к творческому решению конкретных задач при выполнении выпускной квалификационной работы. Курсовая работа — учебная работа, содержащая результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований по отдельной учебной дисциплине. Целью и содержанием работы является развитие навыков теоретических и экспериментальных исследований, инженерных расчетов, оценки результатов исследований, способствующих подготовке к выполнению выпускной квалификационной работы. Тематика курсовых проектов (работ) разрабатывается преподавателями кафедр, ведущих курсовое проектирование, и утверждается заведующими этих кафедр. Примерные темы курсовых проектов (работ) указываются в рабочих программах учебных дисциплин. Тема курсового проекта (работы) может быть предложена студентом при условии обоснования им ее целесообразности и соответствия содержания проекта (работы) дисциплине, по которой он выполняется. Темы курсовых проектов (работ) могут быть также связаны с программой производственной (профессиональной) практики студентов, а для лиц, обучающихся по очно-заочной (вечерней) и заочной формах, — их непосредственной работой.

Учебный год при очной и очно-заочной (вечерней) формах обучения делится на два семестра, каждый из которых заканчивается экзаменационной сессией в соответствии с графиком учебного процесса. Учебный год при заочной форме обучения студентов определяется учебным планом; лабораторно-экзамена­ционные сессии проводятся в соответствии с графиком учебного процесса.

Учебная нагрузка студента представляет собой все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы, необходимые для освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования.

Студенты, обучающиеся в Университете по программам высшего профессионального образования, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам. Студенты, обучающиеся в сокращенные сроки и в форме экстерната, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 20 экзаменов.

Знания, умения и навыки обучающихся в документах об образовании определяются следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачтено». Оценки «отлично» (5), «хорошо» (4), «удовлетворительно» (3), «неудовлетворительно» (2), «зачтено», «не зачтено» выставляются на экзаменах или по результатам аттестации в семестре. Несогласным с оценкой, полученной по результатам аттестации, предоставляется право сдачи экзамена.

Студенты, не аттестованные по дисциплинам учебного плана текущего года, на следующий курс не переводятся и по представлению декана факультета с учетом мнения выпускающей кафедры отчисляются до начала учебного года.

Пересдача экзамена с неудовлетворительной оценкой в период экзаменационной сессии, как правило, не допускается. В отдельных случаях при наличии уважительных причин декан факультета может разрешить студентам пересдачу в период экзаменационной сессии тому же экзаменатору одного экзамена.

Пересдача одного и того же экзамена с неудовлетворительной оценкой допускается не более двух раз, по заявлению студента третий раз экзамен принимается комиссией, утверждаемой деканом факультета.

Повторная сдача экзамена с целью повышения положительной оценки разрешается в исключительных случаях проректором по учебной работе.

Практика студентов является важнейшей частью подготовки высококвалифицированных специалистов в Университете и предусматривается государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по всем специальностям Университета и для всех форм и технологий обучения.

Главная цель любого вида практики — закрепление и расширение знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения по основной образовательной программе, в практических условиях, обеспечивающих прикладную направленность и специализацию обучения с приобретением конкретных умений и навыков.

Сроки проведения практик устанавливаются в соответствии с учебными планами и графиком учебного процесса, а также с учётом теоретической подготовленности студентов и возможностей учебно-производственных баз.

Система контроля любой практики предусматривает контроль, учёт и анализ всех видов работ и документов на этапах подготовки к практике; прохождения практики; выполнения индивидуального задания, защиты отчётов. Индивидуальное задание должно определять необходимый объём самостоятельной работы применительно к специфике рабочего места и вида практики студента. Целью выполнения индивидуального задания является глубокое изучение программы практики, формирование профессионального подхода к реше­нию производственных задач, проведение научно-исследовательского поиска, оказание непосредственной помощи производству.

Студенты, не выполнившие программы практики по уважительной причине, направляются на практику вторично в свободное от учёбы время. Студенты, не выполнившие программы практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из университета как имеющие академическую задолженность, в порядке, предусмотренном уставом Университета.

Студент, выполнивший все требования основной образовательной программы высшего профессионального образования, допускается к обязательной итоговой аттестации. Итоговая аттестация осуществляется государственной аттестационной комиссией в соответствии с положением об итоговой государственной аттестации, утвержденным Минобразованием России. По результатам аттестации решается вопрос о выдаче выпускнику диплома государственного образца о соответствующем образовании и квалификации. В приложении к диплому указываются оценки по всем дисциплинам, изученным студентом за время обучения в Университете.

Студенту, имеющему оценки «отлично» не менее чем по 75 процентам всех дисциплин учебного плана, вносимых в приложение к диплому, а по остальным дисциплинам, вносимым в это приложение, оценки «хорошо» и прошедшему итоговую государственную аттестацию только с отличными оценками, выдается диплом с отличием.

Студент может быть отчислен из университета до окончания срока обучения приказом ректора:

· по собственному желанию, в том числе в связи с переводом в другой вуз или по состоянию здоровья;

· по инициативе Университета (по представлению декана факультета):

· за академическую неуспеваемость по результатам сессии (наличие трех и более неудовлетворительных оценок на экзаменах, неликвидация академической задолженности в установленные деканом сроки);

· за невыполнение учебного плана по направлению подготовки (специальности) в установленные сроки по неуважительным причинам;

· по согласованию с профсоюзной организацией студентов: за нарушение настоящего Устава, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитии;

· за нарушение условий договора для обучающихся на платной основе.

Выпускнику Университета и обучающемуся, выбывшему до окончания вуза, из личного дела выдается документ об образовании, на основании которого он был зачислен в Университет. Заверенная копия документа остается в личном деле. Все прочие документы (выписки из приказов о зачислении, об окончании или выбытии, зачетная книжка, студенческий билет и др.) остаются для хранения в личном деле.

Самостоятельная работа студентов (СРС) является одной из важнейших составляющих в подготовке специалистов. Умение самостоятельно работать, повышать квалификацию, особенно в условиях быстро меняющейся ситуации, является залогом успешной профессиональной деятельности. Учебные планы, разработанные на основе государственных стандартов, отводят на самостоятельную работу около 50 % объема учебного времени. Тем самым студенту дается возможность под руководством квалифицированных преподавателей приобрести навыки обучения, которые ему будут необходимы в будущей профессиональной деятельности. Самостоятельная работа студента — это обязательный вид подготовки специалиста. Каждый студент должен осознать необходимость самостоятельной работы при изучении каждой дисциплины.

Часы самостоятельной работы студента, отведенные в рабочем учебном плане, представляют собой вид занятий, которые каждый студент организует и планирует сам, получив предварительную консультацию у преподавателя. Прежде всего следует обратить внимание на список рекомендуемой литературы, однако для получения более глубоких знаний по изучаемой дисциплине нельзя ограничиваться только рекомендуемыми преподавателем источниками специальной литературы. Студент должен обратиться за помощью в подборе литературы в библиографический отдел библиотеки, которую он постоянно посещает, к систематическому и алфавитному каталогам, каталогу новых поступлений. Следует также обратиться к изданиям по тематике дисциплины.

При самостоятельном изучении вопросов дисциплины студентам рекомендуется составление краткого конспекта по основным вопросам, что способствует лучшему освоению и позволяет выделить моменты, по которым может потребоваться консультация преподавателя.

 

Новые технологии обучения

 

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности

Групповое проектное обучение (ГПО) -основной элемент Инновационной образовательной программы Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, реализуемой в рамках Приоритетного национального проекта «Образование».

Целью ГПО является практическое закрепление знаний и навыков проектной, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности на примере разработки инновационных проектов создания устройств, систем или программных продуктов, ориентированных на дальнейшее их коммерческое использование. Каждый проект является воплощением инновационных идей и предложений, которые могут быть реализованы в форме создания новых наукоемких изделий и технологий, востребованных на рынке или в промышленности. Для проведения группового проектного обучения из числа отобранных студентов, как правило, 3 и 4 курсов, приказами по университету создаются проектные группы. Для участников проектных групп разрабатываются и утверждаются индивидуальные учебные планы, после чего ГПО для таких студентов является обязательным. Работа проектной группы организуется как составная часть процесса подготовки специалистов. Реализация идеи проходит все основные стадии опытно-конструкторской разработки: от технического задания до опытного образца или опытной партии. Индивидуальным учебным планом предусматривается изучение в процессе проектирования некоторых дисциплин, программы которых соответствуют содержанию проекта (включенное обучение), а также замена ряда учебных форм (курсовые работы и проекты, практика, лабораторные работы и др.) соответствующей работой над проектом в рамках ГПО. Для выполнения проектов на каждой кафедре организуются специальные лаборатории ГПО, в которых оборудуются рабочие места студентов, а также участки общего пользования: монтажные, макетные, испытательные и пр. Лаборатории оснащаются вычислительной техникой, измерительным и технологическим оборудованием.

Дистанционное обучение (ДО) — обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов.

24 апреля 2001 года завершил свою работу Объединенный проект по разработке нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения, где в разделе «Термины и определения» содержатся основные понятия по ДО.

Дистанционное обучение — совокупность технологий, методов и средств, обеспечивающая возможность обучения без посещения учебного заведения, но с регулярными консультациями у преподавателей учебного заведения или лиц, сертифицированных этим учебным заведением (тьюторов).

В настоящее время в мире накоплен значительный положительный опыт реализации систем дистанционного обучения. Теперь чаще всего в мире употребляется понятие «открытое дистанционное обучение». Это уточнение связано с галопирующим развитием информатизации общества — так считает В.И. Солдаткин — директор Межвузовского центра дистанционного образования Минобразования России.

Открытое образование (ОО) — система, в которой реализуется процесс обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза. Основу образовательного процесса в ОО составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, факсу, электронной или обычной почте, а также личного контакта.

Открытое образование — система организационных, педагогических и информационных технологий, в которой архитектурными и структурными решениями обеспечиваются открытые стандарты на интерфейсы, форматы и протоколы обмена информацией с целью обеспечения мобильности, интероперабельности, стабильности, эффективности и других положительных качеств, достигаемых при создании открытых систем.

Работы, посвященные проблемам профессионального дистанционного образования, впервые были опубликованы в отечественной профессиональной печати в начале 90-х годов. Первые упоминания о существовании такой формы образования и обучения можно найти в документах, связанных с проблемой информатизации высшей школы.

В решении Коллегии Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ от 9 июня 1993 г. № 9/1 «О создании системы дистанционного образования в Российской Федерации» отмечалось, что сеть образовательных учреждений дистантной формы, обеспечивающая        использование новейших технических средств и информационных технологий для доставки учебных материалов и информации непосредственно потребителю независимо от его местопребывания, должна стать неотъемлемым элементом системы высшего образования Российской Федерации. Этим же решением определялись условия эффективности системы дистанционного образования. Она может быть эффективной только при определенном уровне централизации ее основных структурных элементов и сочетании такой централизации с самостоятельностью ее региональных центров. Поэтому система дистанционного образования должна иметь общегосударственный характер и управляться через Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию.

В Постановлении Госкомитета РФ по высшему образованию от 31 мая 1995 г. № 6 «О состоянии и перспективах создания единой системы дистанционного образования в России» указывалось, что система дистанционного образования интегрируется в существующие образовательные системы, дополняя и развивая их; способствует созданию мобильной образовательной среды; является наиболее перспективной формой образования широких слоев населения России в XXI веке; содействует непрерывному образованию граждан. Этим же Постановлением была утверждена Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. Здесь, в частности, отмечалось, что при создании единой системы открытого дистанционного обучения (СДО) должны быть преодолены существующие разобщенность и несогласованность в развитии ДО, обеспечено эффективное объединение усилий вузов, других образовательных учреждений и организаций в области ДО на основе требований государственного образовательного стандарта; общих психолого-педагогических, методических и технических требований к курсам ДО; единых требований к уровню психолого-педагогической компетентности кадров СДО; создания единой информационно-образовательной среды СДО; объединения бюджетных и внебюджетных источников финансирования на развитие СДО в целом; единого стратегического управления системой. Создание единой СДО не должно препятствовать самостоятельности образовательных учреждений и развитию многообразных форм ДО, обеспечивающих уровень подготовки, превосходящий требования государственного образовательного стандарта.

После принятия Концепции о создании и развитии единой системы ДО в России количество образовательных учреждений, в той или иной степени использующих технологию ДО, стремительно растет и ныне составляет более 400.

Учебное заведение правомочно вести обучение только при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности, в связи с этим рассматривают три модели организации СДО:

1) Первая модель опирается на лицензию конкретного учебного заведения. Это — сетевой факультет данного учебного заведения, ведущий обучение по его программам.

2) Вторая модель опирается на лицензии традиционных учебных заведений, но интегрирует в своем составе множество таких учебных заведений, не являясь уже структурой одного из них. В рамках такой СДО обучение ведется по программам всех входящих в его состав классических учебных заведений. Дипломы выпускникам выдают те учебные заведения, по программам которых они проходили обучение.

3) Третья модель — это совершенно самостоятельные учебные заведения, ориентированные на работу только по технологиям ДО, имеющие собственную лицензию, собственные учебные программы и выдающие дипломы от своего имени.

 

Рейтинговая система

 

В ТУСУРе для оценки и контроля знаний студентов используется балльно-рейтинговая система.

Целью введения рейтинговой системы оценки успеваемости студентов является мониторинг качества обучения студента для комплексной оценки соответствия приобретенных им компетенций требованиям образовательной программы.

Задачи рейтинговой системы:

· повышение мотивации студента в освоении образовательных программ путем более высокой дифференциации оценки его учебной работы;

· стимулирование ритмичной и систематической учебной деятельности студента в течение всего семестра, повышение учебной дисциплины;

· снижение роли случайных и субъективных факторов при оценивании результатов обучения студента:

· стимулирование борьбы за лидерство в студенческой среде.

Определение понятий и терминов, используемых в рейтинговой системе.

Дисциплина — вид учебной работы, по которому учебным планом предусмотрена форма контроля в виде экзамена, зачета, дифференцированного зачета.

Балл — единица количественной оценки успешности освоения каждой дисциплины образовательной программы. Балл является целым числом. Максимальное количество баллов равно 120 для каждой дисциплины, практики, курсового проекта/работы за семестр.

Рейтинг — расчетная величина, позволяющая сравнивать итоговые показатели успеваемости студентов. Имеет два варианта: конкурсный и итоговый рейтинг.

Итоговый рейтинг — расчетная величина, определяющая общий показатель успеваемости студента за все прошедшие семестры на текущую дату.

Конкурсный рейтинг — расчетная величина, определяющая общий показатель успеваемости студента за все прошедшие семестры на дату проведения конкурса.

 Итоговый рейтинг студента определяется в течение всего периода обучения в ФДО. Итоговый рейтинг формируется в результате суммирования баллов по всем изучаемым дисциплинам учебного плана всех прошедших семестров обучения, отнесенных к количеству дисциплин. Дисциплины текущего семестра не учитываются при формировании рейтинговых оценок до завершения сессии.

Конкурсная рейтинговая оценка формируется аналогично итоговой рейтинговой оценке, но выставляется во время проведения конкурса на звание лучшего студента ФДО.

Рейтинг вычисляется по следующей формуле:

Рейтинг = сумма баллов по всем дисциплинам / количество

дисциплин.

Рейтинг для каждой дисциплины рассчитывается согласно порядку, установленному для этой дисциплины. Дисциплины, для которых этот порядок не установлен, оцениваются по шкале, приведенной в таблице 1.

 

          Таблица 1

 

Оценка по дисциплине, курсовому проекту/работе, практике Баллы
5 «отлично» 100
4 «хорошо» 80
3 «удовлетворительно» 60
Зачет (зачет получен, экзамен не сдан) 40
Зачет (итоговая аттестация) 100

 

В случае, когда выполнены все работы рекомендательного характера, дополнительно начисляются 20 премиальных баллов.

ФДО два раза в год проводит конкурс на определение лучшего студента. Конкурс состоит из подведения промежуточных итогов на основе конкурсных рейтинговых оценок, отбора финалистов конкурса и финала конкурса. В конкурсе участвуют все студенты ФДО, которые закончили не менее двух семестров обучения в ФДО и находятся не более чем в 10-м семестре.

 При проведении конкурса все студенты разбиваются на следующие три направления:

1) информационное направление;

2) направление радиотехники;

3) направление экономики, управления и юриспруденции.

В зависимости от продолжительности обучения в ФДО студенты каждого из направлений разбиваются на пять потоков:

1) студенты, отучившиеся в ФДО 2 семестра;

2) студенты, отучившиеся в ФДО 3 или 4 семестра;

3) студенты, отучившиеся в ФДО 5 или 6 семестров;

4) студенты, отучившиеся в ФДО 7 или 8 семестров;

5) студенты, отучившиеся в ФДО 9 или 10 семестров.

В течение полугода, предшествующего финалу конкурса, отдельно подводятся промежуточные итоги конкурса для студентов каждого потока каждого из направлений. За месяц до подведения промежуточных результатов конкурса на сайте ФДО объявляется порядок подведения промежуточных итогов конкурса. Как правило, промежуточные итоги для разных потоков подводятся в разные даты.

После подведения промежуточных итогов студентам выставляется конкурсная рейтинговая оценка. При выставлении конкурсной рейтинговой оценки учитываются результаты всех сессий, закончившихся к моменту подведения промежуточных итогов. После выставления студенту конкурсной рейтинговой оценки она фиксируется до окончания конкурса, т.е. не может быть изменена в случае сдачи следующей сессии до окончания конкурса. Также фиксируется до окончания конкурса поток, к которому относится студент. Изменение конкурсного рейтинга, связанное со сдачей очередной сессии до окончания конкурса, будет учтено при проведении следующего конкурса.

 По конкурсной рейтинговой оценке определяются три лучших студента на каждом потоке для каждого из трех направлений. Список трех лучших студентов каждого потока каждого направления публикуется на сайте ФДО, они также заносятся в список директора ФДО, который на постоянной основе выставляется на сайте, как список лучших студентов ФДО. Студент остается в этом списке, пока не примет участие в одном из следующих конкурсов.

 После завершения промежуточного конкурса Совет ФДО выбирает трех лучших студентов, принимая во внимание их итоговый рейтинг, длительность обучения в ФДО, учебную деятельность, активность участия в жизни ФДО, участие в работе форума и т.д. Победители конкурса награждаются грантами на обучение от Ассоциации выпускников ТУСУРа.

Для каждого студента в разделе «Личные данные» в графе «Успеваемость» на сайте ФДО доступен его итоговый (на текущую дату) и конкурсный (на дату последнего подведения промежуточных итогов) рейтинги.

 

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.207 (0.283 с.)