Управления и радиоэлектроники 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управления и радиоэлектроники



Кафедра экономики

 

 

Составитель:

Ф.А. Красина

 

 

ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ

ПРАКТИКА

 

 

Методические указания

для студентов направления 080200.62 «Менеджмент»

Профиль «Управление проектом»

 

2012

Оглавление

 

1 Система образования в Российской Федерации и ее нормативно-правовая база. 4

1.1 Система высшего образования в России. 4

1.2 Лицензирование, аттестация и аккредитация вуза. 14

1.3 Система финансирования государственного вуза. 22

1.4 Государственная политика в области образования. 26

1.6 Болонский процесс и его роль в развитии высшего профессионального образования 28

2 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. 35

2.1 Общероссийский классификатор специальностей. 35

2.2 Структура федерального государственного стандарта (ФГОС ВПО) 38

2.3 Учебно-методические объединения. 42

3 История Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники и оценка его конкурентоспособности в современных условиях. 47

3.1 История развития вуза. 47

3.2 Структура Университета и функции его подразделений. 49

3.3 Учебно-воспитательный процесс. 54

3.4 Научная и международная деятельность. 57

4 Организация учебного процесса в вузе. 62

4.1 Рабочий учебный план и его структура. 62

4.2 Виды учебных занятий. 63

4.3 Новые технологии обучения. 68

4.4 Рейтинговая система. 72

5 Поиск информации в процессе учебной и научно-исследовательской работы.. 76

6 Характеристика объектов профессиональной деятельности выпускника 77

6.1 Характеристика деятельности менеджера. 77

6.2 Требования к результатам освоения основной образовательной программы.. 80

7 Порядок прохождения практики. 86

8 Задание на ознакомительную практику. 87

 


1 Система образования в Российской Федерации и ее нормативно-правовая база

 

1.1 Система высшего образования в России

 

Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования представляет собой совокупность:

· федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, федеральных государственных требований к послевузовскому профессиональному образованию и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования;

· имеющих лицензии высших учебных заведений, научных организаций и образовательных учреждений соответствующего дополнительного профессионального образования;

· научных, проектных, производственных, клинических, медико-профилактических, фармацевтических, культурно-прос­ве­тительских учреждений, организаций и предприятий, ведущих научные исследования и обеспечивающих функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального образования;

· органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений, организаций и предприятий;

· общественных и государственно-общественных объединений (творческих союзов, профессиональных ассоциаций, обществ, научных и методических советов и иных объединений).

В настоящее время российская система образования представляет собой следующую модель:

Дошкольное образование, которое дает детям начальные знания.

Начальное образование (начальная школа) дети получают с 6 лет в школах, гимназиях или лицеях. Длится начальное образование в течение 4 лет (по результатам последних реформ).

Среднее образование в лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах длится в течение 5 лет. Окончание 9 класса каждого из этих типов учебных заведений дает право на получение аттестата об общем среднем образовании.

Среднее полное (общее) образование. По завершении обучения в 10 и 11 классах школы, гимназии, лицея выпускники получают аттестат о полном среднем образовании и имеют право на поступление в ВУЗ, техникум, колледж и другие профессиональные учреждения.

Начальное профессиональное образование имеет целью подготовить работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по основным направлениям общественно полезной деятельности согласно перечню профессий (специальностей), утвержденному Правительством Российской Федерации. Наряду с профессиональными навыками выпускники получают аттестат о полном среднем образовании.

Среднее профессиональное образование является важной составной частью российского образования. Оно обеспечивает подготовку специалистов-практиков, работников среднего звена для всех отраслей экономики, повышение образовательного и культурного уровня личности.

Высшее профессиональное образование. Реформы в отечественном высшем образовании начались в 1992 г. с принятием федерального Закона «Об образовании». Он узаконил новые для России понятия: бакалавриат, магистратура, многоуровневая система. Но, не ломая сложившуюся систему, сохранил и включил в новую и старую, одноступенчатую систему подготовки специалистов, предоставляя вузам самим определяться, по какой программе готовить выпускников. Это дает и вузам, и студентам новые возможности, но одновременно вносит некоторую сложность, связанную с необходимостью выбора.

Федеральный Закон «О высшем профессиональном и послевузовском образовании» 1996 г. определяет 3 уровня (или ступени) высшего образования следующим образом:

· первая ступень: неполное высшее со сроком обучения 2 года;

· вторая ступень: базовое высшее (бакалавриат) со сроком обучения 4 года;

· третья ступень: «дипломированный специалист» со сроком подготовки 5 лет (ранее существовавшая модель) и «магистр» со сроком подготовки 6 лет (новая модель).

Двухступенчатая модель высшего образования «бакалавриат-магистратура» сегодня действует во многих государствах мира и в большей части европейских стран. Бакалаврами становится основная часть студентов вузов, так как этот уровень считается оптимальным для старта профессиональной деятельности.

В магистратуру поступают либо нацеленные на научную деятельность выпускники бакалавриата, либо лица после нескольких лет работы по окончании вуза и выявления наиболее интересной для личного карьерного роста специализации.

В российском высшем профессиональном образовании бакалавриат является самым молодым уровнем и имеет пока ограниченное распространение. Но не позднее 2010 года в нашей стране должна быть введена двухуровневая система обучения в вузах — бакалавриат (3—4 года) и магистратура (еще 2 года). В медицинских, инженерных, педагогических, творческих университетах сохранится непрерывный пятилетний специалитет.

Ступень специалитета — самый популярный уровень в системе российского образования (5 лет обучения) на сегодняшний день. Между тем, современного работодателя все больше интересуют универсальные специалисты (бакалавры), чтобы лишь после некоторого времени работы сотрудника можно было сориентировать на более узкое направление.

Бакалавр — в действующей системе образования — это выпускник вуза, получивший базовое высшее профессиональное образование (в терминологии государственного образовательного стандарта — ГОС, образование по некоторому выбранному направлению). Или, проще сказать, бакалавр — это выпускник вуза, который учился 4 года и получил фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации.

Каждый должен сам выбрать личную образовательную траекторию, исходя из собственной жизненной ситуации (интеллектуальных и финансовых возможностей, профессиональных интересов). При этом необходимо сказать, что выбор бакалавриата в качестве уровня профессиональной подготовки имеет следующие достоинства:

1. Этот вид квалификации (в отличие от «дипломированного специалиста») принят по международной классификации и понятен работодателям во всем мире.

2. Фундаментальность подготовки, изначальная «несуженность» ее позволяют, при необходимости, легко сменить профессию. В соответствии с ГОС программы подготовки бакалавров по разным направлениям устроены так, что позволяют всего за год перейти к одной из совместимых профессий (для сравнения: выпускнику, обучавшемуся по жесткой 5-летней программе «специалиста», придется получать новую профессию по программе второго высшего образования за 2—2,5 года).

3. Всего через 4 года после поступления можно приступить к профессиональной деятельности и обрести финансовую независимость.

4. В случае смены профессии выпускник, имеющий диплом с квалификацией «специалист», получает именно второе высшее, а оно, по закону, всегда только платное. Бакалавр же, поступая в магистратуру иного профиля, продолжает образование по программе третьего уровня, т.е. бесплатно (разумеется, если пройдет по конкурсу на бюджетные места).

5. На большое число рабочих мест зарубежный работодатель приглашает просто бакалавров, не оговаривая даже направления подготовки, так как ему нужен просто образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, способный подготавливать всевозможные документы. Всем этим требованиям и удовлетворяет человек со степенью бакалавра.

Вы́сшее уче́бное заведе́ние (сокращенно вуз, в соответствии с нормами русского языка пишется строчными буквами) — образовательное учреждение, дающее высшее профессиональное образование. Различают государственные и частные вузы. Вуз может иметь филиалы и представительства в других населенных пунктах. Каждое высшее учебное заведение имеет устав и является автономным субъектом правовых отношений. Вуз должен иметь лицензию, которая даёт право на образовательную деятельность. Для того чтобы иметь право выдавать выпускникам вуза диплом государственного образца, вуз должен быть аккредитован (аккредитация даётся вузу, как правило, после аттестации). Обучение в вузе, как правило, длится от 4 до 6 лет.

Основными задачами высшего учебного заведения являются:

1) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования;

2) развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе;

3) подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации;

4) формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

5) сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

6) распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

Филиалами высших учебных заведений являются обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения. Филиалы федеральных государственных высших учебных заведений создаются учредителем по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по месту нахождения филиала.

Типовое положение о филиалах федеральных государственных высших учебных заведений и порядок их организации разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Показатели деятельности филиалов высших учебных заведений учитываются при государственной аккредитации таких высших учебных заведений.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: федеральный университет, университет, академия, институт.

Федеральный университет — высшее учебное заведение, которое реализует инновационные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, интегрированные в мировое образовательное пространство. Федеральный университет обеспечивает системную модернизацию высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации кадров на основе применения современных образовательных технологий для комплексного социально-экономи­ческого развития региона; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, обеспечивает интеграцию науки, образования и производства, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения; является ведущим научным и методическим центром.

Университет — высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей); осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности. В отношении университетов, находящихся в ведении Российской Федерации, в равной степени эффективно реализующих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и выполняющих фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, может устанавливаться категория «национальный исследовательский университет». Категория «национальный исследовательский университет» устанавливается Правительством Российской Федерации на 10 лет по результатам конкурсного отбора программ развития университетов, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, развитие и внедрение в производство высоких технологий. Положение о конкурсном отборе программ развития университетов (в том числе порядок и условия их финансирования) утверждается Правительством Российской Федерации. Перечень показателей, критерии и периодичность оценки эффективности реализации таких программ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Университет по результатам оценки эффективности реализации программ развития может быть лишен Правительством Российской Федерации категории «национальный исследовательский университет».

Академия — высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

Институт — высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности; ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

Статус высшего учебного заведения определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. Статус высшего учебного заведения включается в его наименование.

Наименование высшего учебного заведения устанавливается при создании и изменяется в обязательном порядке при изменении его статуса. В случае, если в наименовании высшего учебного заведения употребляется специальное название (консерватория, высшее училище и другие названия), наряду с ним указывается вид высшего учебного заведения.

Формы обучения:

· Очное обучение.

· Заочное обучение.

· Вечернее обучение.

· Дистанционное обучение.

· Индивидуальное (очно-заочное) обучение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.02 с.)