Тема 1. Методологические основы социальной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Методологические основы социальной психологии



Вопросы к семинарским занятиям

Тема 1. Методологические основы социальной психологии

1. Предмет исследования социальной психологии. Отличие понимания предмета социальной психологии в социологической и психологической литературе.

1. Функции социальной психологии в современном мире.

2. Основные требования к научному исследованию в социальной психологии.

3. Методы социальной психологии.

4. Современные направления социальной психологии.

5. История развития социальной психологии как науки.

 

Тема 2. Социально-психологические закономерности общения

1. Содержание, формы, функции, виды и уровни общения.

2. Общение как коммуникация.

3. Общение как интеракция.

4. Общение как социальная перцепция.

5. Барьеры общения.

6. Особенности взаимодействия и способы коммуникации с различными субъектами педагогического процесса (учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами).

7. Способы эффективного взаимодействия, ориентированного на компромисс и сотрудничество.

Тема 3. Природа конфликтов и пути их разрешения

  1. Сущность понятия «конфликт»
  2. Типы конфликтов
  3. Этапы развития конфликтов.
  4. Способы разрешения конфликтов.
  5. Управление конфликтами в педагогической организации.

 

Тема 4. Малая группа как социально-психологический феномен

1. Малая группа: основные параметры и структуры.

2. Теоретические подходы к исследованию малых групп. 

3. Определение малой группы и ее границ.

4. Классификация малых групп: первичные и вторичные, формальные и неформальные, деление на группы членства и референтные группы.

5. Групповое давление и групповая сплоченность в малой группе.

6. Групповые эффекты.

7. Психологический климат.

8. Лидерство и руководство. Теории лидерства.

9. История исследования малой группы.

Тема 5. Большие социальные группы

1. Понятие большая социальная группа. Признаки больших социальных групп. Виды больших социальных групп

2. Уровни развития больших социальных групп

3. Особенности психологии социальных классов.

4. Психологические особенности этнических групп.

5. Психология толпы: основные признаки и типы толпы.

6. Психология слухов и паники как массовых психических явлений. Манипуляция массовым сознанием.

7. Социальное движение

Тема 6. Психология социализации личности

1. Социально-психологические теории личности в зарубежной психологии.

2. Личность как феномен социально-психологического исследования в отечественной психологии.

3. Социально-психологические механизмы социализации.

4. Факторы и стадии социализации личности.

5. Социально-психологическая адаптация личности.

6. Социализация личности. Этапы социализации.

7. Институты социализации. Факторы социализации.

8. Особенности социализации в различных культурах и этносах.

 

Тема 7. Психология социально-ролевого поведения личности

1. Понятие социальных ролей, их основные признаки.

2. Социальный статус.

3. Ролевые отношения и ролевое поведение личности.

4. Гендерные роли.

5. Внутриролевые и межролевые конфликты.

6. Инверсия ролей.

Тема 8. Социальный контроль

1. Социальный контроль: экспектации, нормы, санкции.

2. Признаки социальных норм.

3. Виды санкций.

4. Формы социального контроля.

5. Социальные установки личности.

6. Социально-психологическая диагностика и прогнозирование социального поведения человека.

 

Задача2.

1....Однако бойкость не удавалась ей, и чаще всего, особенно при новых людях, взгляд Марии Ивановны пропадал в пространстве, хотя болтала она в это время без умолку. (И. А. Бунин)

2. Лицо Александра Ивановича сохраняло нейтральность, но руки его бесцельно шарили по столу, как у слепого. (И. Ильф, Е. Петров)

3. [Мармеладов] стукнул себя кулаком по лбу, стиснул зубы, закрыл глаза и крепко оперся локтем о стол. Но через минуту лицо его вдруг изменилось, и с каким-то напускным лукавством и выделанным нахальством он взглянул на Раскольникова, засмеялся и проговорил:

- А сегодня у Сони был, на похмелье ходил просить! Хе-хе…(Ф. М.Достоевский)

4. Разговаривая, он, как на пружинах, подскакивал на диване, оглушительно и беспричинно хохотал, быстро-быстро потирал от удовольствия руки, а когда и этого оказывалось недостаточно для выражения его восторга, бил себя ладонями по коленкам, смеясь до слез. (Б. Пастернак)

5. Его желтая барабанная пятка выбивала по чистому полу тревожную дробь. (И. Ильф, Е. Петров)

6. Как только присяжные уселись, председатель сказал им речь об их правах и ответственности. Говоря свою речь, председатель постоянно переменял позу: то облокачивался на левую, то на правую руку, то на спинку, то на ручки кресел, то уравнивал края бумаг, то гладил разрезной нож, то ощупывал карандаш. (Л. Н. Толстой)

7. Невольно я подняла голову и прямо напротив увидела две руки, каких мне еще не приходилось видеть: они вцепились друг в друга, точно разъяренные звери, и в неистовой схватке тискали и сжимали друг друга, так что пальцы издавали сухой треск, как при раскалывании ореха. (С. Цвейг)

8. Ты запрокидываешь голову – Затем, что ты гордец и враль... (М. Цветаева)

9. Полыхаев удивительно быстро моргал глазами и так энергично потирал руки, будто бы хотел трением добыть огонь по способу, принятому среди дикарей Океании. (И. Ильф, Е. Петров)

10. Вазир-Мухтар смотрел спокойно, с неопределенною сосредоточенностью, как бы мимо глаз евнуха или сквозь него. (Ю. Тынянов)

Вопросы и задания:

1. Определите в прозаических и поэтических отрывках по вербальным и невербальным «сигналам», что в действительности происходит с их персонажами. Ответ аргументируйте.

Задача 3.

Прочитайте ситуации:

1. В «Записных книжках» К. С. Станиславского мы встречаем
незатейливый совет старого актера молодой громкоголосой дебютантке: «Не голос усиляй – может пропасть, правда, – говори реже».

2. В диалоге пауз избегают те, кто чувствует себя тревожно и боится «зависнуть в пустоте» или спровоцировать опасный поворот в беседе. А. Моруа в своем «Искусстве беседы» писал: «Женщина, которая страшится объяснения в любви или сиены ревности, должна любой ценой не допускать в разговоре пауз. Пока люди молчат, у них есть время принять решение; кроме того, затянувшаяся пауза позволяет резко изменить тон беседы, и это не звучит диссонансом».

Вопросы и задания:

А. Макаревич в одной из своих песен призывал: «Давайте делать паузы в словах...»:

1. Определите, нужны ли они в разговоре? Ответ аргументируйте.

2. Объясните на заданных в кейс-задачах функцию пауз. Ответ аргументируйте.

Задача 4.

1. Японцы садятся довольно близко друг к другу и чаще используют контактный взгляд, чем американцы; их не раздражает необходимость соприкасаться рукавами, локтями, коленями; американцы считают, что азиаты «фамильярны» и чрезмерно «давят», а азиаты считают американцев «слишком холодными и официальными».

2. А. Пиз наблюдал на одной из конференций, что, когда встречались и беседовали два американца, они стояли на расстоянии около метра друг от друга и сохраняли эту дистанцию в течение всего разговора; когда же разговаривали японец и американец, они медленно передвигались по комнате: японец наступал, а американец отодвигался – каждый из них стремился достичь привычного и удобного пространства общения.

З. Молодая пара, только что эмигрировавшая в Чикаго из Дании, была приглашена в местный американский клуб. Через несколько недель после того, как их приняли в клуб, женщины стали жаловаться, что они чувствуют себя неуютно в обществе этого датчанина, поскольку он «пристает к ним». Мужчины же этого клуба почувствовали, что якобы датчанка своим поведением намекала, что она для них вполне доступна в сексуальном отношении.

4. Сельские жители, воспитанные в условиях меньшей плотности населения, чем горожане, имеют и более просторное личностное пространство, поэтому при рукопожатии «деревенский» протянет руку издалека и наклонит корпус вперед, но с места не сойдет, а еще лучше просто помашет приветственно рукой.

Вопросы и задания:

Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций, воспитания, индивидуального жизненного опыта и личностных особенностей.

1. Объясните, где она длиннее, где короче и почему?

2. Определите, какие приемы общения сокращают или удлиняют межличностную дистанцию?

3. Объясните примеры межкультурных и индивидуальных различий в кейс-задаче. Ответ аргументируйте.

Задача 5.

В XVIII в. известный политик граф Честерфилд, готовя сына к дипломатической карьере, писал ему: «Говоря с людьми, всегда смотри им в глаза; если ты этого избегаешь, люди начинают думать, что ты считаешь себя в чем-то виноватым; к тому же ты теряешь возможность узнавать по выражению лиц, какое впечатление на них производят твои слова».

Вопросы и задания:

1. Как вы считаете, граф дал сыну хороший совет? Ответ аргументируйте.

2. Какие бы рекомендации дали вы представителям профессий типа «человек-человек»? Ответ аргументируйте.

Задача 6. Вы недавно назначены менеджером по кадрам. Вы еще плохо знаете сотрудников фирмы, сотрудники еще не знают вас в лицо. Вы идете на совещание к генеральному директору. Проходите мимо курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания, которое длилось один час, вы опять видите тех же сотрудников в курилке за беседой.

Вопрос. Как бы вы поступили в данной ситуации? Объясните свое поведение.

Задача 7. Вы начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, вы случайно встречаете свою подчиненную – молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту.

Вопрос. Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение.

Задача 8. Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возник конфликт.

Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

Задача 9. Руководитель принял на работу специалиста, который должен работать в подчинении у его заместителя. Прием на работу не был согласован с заместителем. Вскоре проявилась неспособность принятого работника выполнять свои обязанности. Заместитель служебной запиской докладывает об этом руководителю…

Вопрос. Как бы вы поступили на месте руководителя? Ответ обоснуйте.

Задача 10. В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль за его служебной деятельностью.

Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

Задача 11.

Ситуация 1. Учитель резко отвечает директору после того, как он в очередной раз отчитал его в присутствии детей

Ситуация 2. В переполненном автобусе два пассажира возмущаются друг другом, выясняя, кто кому наступил на ногу

Ситуация 3. Студентка Светлана случайно услышала, как лучшая подруга обсуждает ее с однокурсницами. На следующий день на просьбу подруги помочь в выполнении домашней работы Светлана ответила отказом

· Чем различаются данные ситуации?

· В каких случаях причина конфликта скрытая, а каких явная?

· В каких случаях конфликт может носить затяжной. А в каких – кратковременный характер?

· Как развивается конфликт (быстро, медленно)

Задача 12. Бытует мнение, что для совместной жизни или профессиональной деятельности надо выбирать в социально-психологическом плане: а) очень похожего на тебя человека, б) свою полную противоположность. На чем основываются эти мнения? Согласны ли вы с каким-либо из них и почему? Какие трудности могут возникнуть при профессиональном взаимодействии между «одинаковыми» людьми? Какие трудности могут возникнуть при профессиональном взаимодействии между различными людьми? Какие особенности сходств и различий необходимо учитывать в контексте профессионального взаимодействия между сотрудниками? Как на их совместную работу могут влиять различия, связанные с ориентацией на процесс у одного и ориентацией на результат у другого? Как на их совместную работу могут влиять различия, связанные с ярко выраженной рефлексивностью у одного и деятельной активностью у другого? Как на их совместную работу могут влиять различия, связанные с типами темперамента? Как на их совместную работу могут влиять различия, связанные с типами акцентуаций? Бывают ли «совместимые» типы акцентуаций? Могут ли на их совместную работу влиять различия, связанные с мировоззрением? Обоснуйте все данные ответы.

 

Задача 13.

Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций, воспитания, индивидуального жизненного опыта и личностных особенностей. Где она длиннее, где короче и почему? Какие приемы общения сокращают или удлиняют межличностную дистанцию? Объясните следующие примеры межкультурных и индивидуальных различий.

1. Японцы садятся довольно близко друг к другу и чаще используют контактный взгляд, чем американцы; их не раздражает необходимость соприкасаться рукавами, локтями, коленями; американцы считают, что азиаты «фамильярны» и чрезмерно «давят», а азиаты считают американцев «слишком холодными и официальными».

2. А. Пиз наблюдал на одной из конференций, что, когда встречались и беседовали два американца, они стояли на расстоянии около метра друг от друга и сохраняли эту дистанцию в течение всего разговора; когда же разговаривали японец и американец, они медленно передвигались по комнате: японец наступал, а американец отодвигался — каждый из них стремился достичь привычного и удобного пространства общения.

3. Молодая пара, только что эмигрировавшая в Чикаго из Дании, была приглашена в местный американский клуб. Через несколько недель после того, как их приняли в клуб, женщины стали жаловаться, что они чувствуют себя неуютно в обществе этого датчанина, поскольку он «пристает к ним». Мужчины же этого клуба почувствовали, что якобы датчанка своим поведением намекала на свою доступность в сексуальном отношении.

4. Сельские жители, воспитанные в условиях меньшей плотности населения, чем горожане, имеют и более просторное личностное пространство, поэтому при рукопожатии «деревенский» протянет руку издалека и наклонит корпус вперед, но с места не сойдет, а еще лучше просто помашет приветственно рукой.

Задача 14. К психологу обратилась мама мальчика 12 лет по требованию учителя: «Очень сильно избил одноклассника: стукнул его в глаз, из-за чего тот едва не ослеп. Такое поведение для моего сына можно назвать характерным. Это у него с детства. Он всегда был очень возбудимым и вспыльчивым. Если что-то делается не по нему, то он быстро обижается, начинает драться. Помнит обиды по 2-3 месяца, хочет отомстить обидчику. Страдаем от его неуравновешенности. Достается и мне, и бабушке: припоминает давние обиды, мстит за них. При этом сын интеллектуально и физически развит, почти не болеет. В детском саду про него говорили, что умный, но характер ужасный. Мы думали, что перерастет, но тут вот этот жуткий случай. Помогите. Что делать?»

Предложите систему рекомендаций для участников образовательного процесса по оказанию помощи данному ребенку.

Задача 15. Сравните приведенные ниже высказывания, в которых содержится критическая оценка деятельности сотрудника.

Оцените их с точки зрения соблюдения правил проведения проблемной беседы.

1) «Я вижу, Сергей, что твоя работа над новой математической игрой для детей движется согласно графику. Это редко случается в нашей фирме. Твои программы отлично сделаны с педагогической точки зрения, мне это подтвердили учителя, которые их уже использовали. Правда, наши конкуренты тоже оживились в последнее время. Может быть, есть смысл внести некоторые изменения в нашу компьютерную графику? Я хотел бы, чтобы ты в ближайшее время обсудил с коллегами возможные действия. Я не сомневаюсь, что у вас возникнут конструктивные предложения».

2) «Ну, что же, Сергей, графика в программе, над которой ты работаешь, не идет ни в какое сравнение с тем, что делают наши конкуренты. Может, тебе это задание не по силам? Или тебе наплевать на успех нашей фирмы?»

Рассмотрите эти высказывания с точки зрения их мотивирующего воздействия на работу сотрудника.

Задача 16. Определите, в каких из нижеперечисленных примеров представлена группа, а в каких нет.

1. Два человека переносят шкаф.

2. Пять сотрудников туристической фирмы собрались на еженедельную планерку.

3. Мать помогает делать уроки двум сыновьям.

4. Два студента колледжа собрались вместе готовить курсовую работу.

5. Пять тысяч болельщиков наблюдают за футбольным матчем.

6. Десять подростков играют во дворе в футбол.

Задача 17. Пронаблюдать за разговорами пар испытуемых разного пола (минимум за тремя парами: женщина – женщина, мужчина – мужчина, мужчина – женщина) и записать характерные особенности речи наблюдаемых партнеров.

Внесите переменные и форму оценки в бланк для результатов наблюдения и затем проведите анализ.

 

Коммуникационные переменные

1. Время разговора.

Как часто говорит данный собеседник. Как долго он го­ворит каждый раз (для измерения этого времени нужен се­кундомер).

2. Прерывание собеседника.

Завершение фразы за собеседника. Преждевременные от­веты (человек начинает говорить до того, как его собесед­ник закончил). Неуместные замечания или смена темы.

3. Смена темы.

Введение новой темы. Развитие новой темы, предложен­ной собеседником.

4. Вопросы (иногда на них указывает только интонация).
С целью критики. С целью получения информации или

помощи. С целью выразить сомнение.

5. Просьбы.

Императивные («Принеси кофе»). Вежливые («Будь добр, принеси кофе»). Обычные обращения, связанные с желани­ем что-либо получить («А еще кофе не осталось?»). Намеки («Я бы выпил немного кофе»). Обоснования, поддерживаю­щие просьбы.

6. Проявления уступчивости.

Согласие, игнорирование или отказ в ответ на просьбу. Согласие с мнениями, несогласие или компромисс.

7. Интенсификаторы (слова, увеличивающие силу ут­верждения: «очень», «определенно», «несомненно» и др.).

8. Проявления уклончивости (слова, уменьшающие силу утверждения: «вроде бы», «похоже, что», «немножко», «как бы», «я предполагаю», «я догадываюсь»...).

9. Вопросы, следующие за утверждением.
«Так и надо делать, не правда ли?»...

Наблюдение стиля коммуникации

Пара 1:

А: Ж-Ж Б: М — Ж В:М-М

Коммуникационные переменные А Б В
       

 

Задача 18. Приведите примеры в форме ситуаций на существование того или иного барьера межличностной коммуникации и возможный вариант его устранения.

Задача 19. Провести диагностическое исследование (на своей студенческой группе) по проблеме «Зависимость от гаджетов в юношеском возрасте» с последующим анализом результатов.

Задача 20. Подобрать и провести 2 тренинговых упражнения на профилактику конфликтных отношений в группе.

Задача 21. Используйте технологию разрешения конфликта, например, картографию конфликта, для конкретной ситуации из собственного опыта. Опишите последовательность шагов при разрешении конфликта. В чем вы видите преимущества данной техники разрешения конфликта? Какие трудности вы испытывали при составлении и чтении картографии конфликта?

Задача 22. Вспомните ситуации, когда поведение другого человека вызывало у вас негативные чувства. Как вы реагировали и выражали свое отношение другому? Как отреагировал на это ваш собеседник? Попробуйте дать обратную связь с помощью Я-сообщений: «Когда ты… (описание поведения другого человека), я чувствую …(отражение собственных чувств), потому что… (причины чувств) Я хотела бы, чтобы ты… или … (предложение альтернатив). Сравните эффекты Я-сообщений и Ты-сообщений в межличностном взаимодействии.

Задача 23. Как называется такой стиль взаимодействия? Какие преимущества и недостатки данного стиля проявляются в межличностном общении?

В конфликте вы…

· Делаете вид, будто все в порядке

· Продолжаете действовать, как будто ничего не произошло

· Миритесь с происходящим, дабы не нарушать покой

· Ругаете себя за вашу раздражительность

· Пользуетесь вашим обаянием для достижения нужной цели

· Молчите, а потом начинаете вынашивать планы мести

· Подавляете все ваши негативные эмоции

Задача 24. Укажите, опираясь на трансактный анализ Э.Берна, какие эго-позиции у коммуникатора и реципиента?

Иванов: «Что стало с молодежью?! Она совсем распустилась!»

Петров: «Да, в их годы мы были поскромнее».

Прокомментируйте ваш ответ.

Задача 25. Представьте, что вы наблюдаете, как человек на улице испугался собаки. Как вы объясните его поведение, если вам известно:

1) что обычно никто не пугается этой собаки; что этот человек вообще боится собак; что и раньше, сталкиваясь с собаками, этот человек так же сильно пугался;

2) что другие люди так же боятся этой собаки; что этот человек не пугается других собак; что, встречая именно эту собаку, этот человек испытывает страх.

К каким заключениям приведут эти информационные схемы?

Задача 26. Какой механизм межличностного познания отражен в следующей ситуации. При моделировании судебного процесса, где в роли преступника выступали красивые и некрасивые люди, «судьи» были склонны вынести более жесткий приговор последним.

Задача 27. Как вы считаете, как влияют на отношения с другими людьми реализация человеком его главного жизненного кредо:

а) «Будь удовлетворенный собою»;

б) «будь самым собою»?

Задача 28. Вам поручили подобрать актрису на роль Машеньки в фильме «Три медведя» (по известной сказке). Какую вы будете выбирать героиню? Почему именно такую?

Задача 29. Объясните, которому из утверждений человек поверит быстрее и почему:

1) Современная наука утверждает, что камни имеют чувство.

2) Говорят, что камни имеют чувство.

3) Известно, что человек придерживается норм своей референтной группы.

Задача 30. Укажите, опираясь на трансактный анализ Э.Берна, какие эго-позиции у коммуникатора и реципиента?

Преподаватель: «Каким образом у вас здесь получилось трехзначное число?»

Студент: «Ах, да, я совсем забыл извлечь квадратный корень!»

Прокомментируйте ваш ответ.

Темы эссе

Вопросы к семинарским занятиям

Тема 1. Методологические основы социальной психологии

1. Предмет исследования социальной психологии. Отличие понимания предмета социальной психологии в социологической и психологической литературе.

1. Функции социальной психологии в современном мире.

2. Основные требования к научному исследованию в социальной психологии.

3. Методы социальной психологии.

4. Современные направления социальной психологии.

5. История развития социальной психологии как науки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 971; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.072 с.)