Роль туризма в жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль туризма в жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья



Сесёлкин А. И.,

доктор педагогических наук, профессор

Российский государственный социальный университет (РГСУ), Россия, г. Москва

Е -mail: SeselkinAI@rgsu.net

Полухина Е. Е.,

кандидат юридических наук, магистрант,

Российский государственный социальный университет (РГСУ),

 Россия, г. Москва,

Е -mail: us1999@mail.ru

 

Аннотация.Доступный туризм имеет важное значение в сохранении и укреплении жизненного потенциала лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Представлены результаты эмпирического исследования степени удовлетворенности лиц с ограниченными возможностями качеством предоставляемых туристских и рекреационных услуг.

Ключевые слова: туризм, рекреация, туристская услуга, инвалид, лицо с ограниченными возможностями здоровья.

Annotation.  Accessible tourism is important in preserving and strengthening the life potential of people with disabilities and people with disabilities. The results of an empirical study of the degree of satisfaction of persons with disabilities with the quality of tourist and recreational services provided are presented.

Key words: tourism, recreation, tourist service, disabled, person with disabilities.

 

Введение. По данным Росстата в настоящее время в России проживает более 12 миллионов человек с инвалидностью [3], что составляет около 8,5 % от общего количества населения РФ. Конечно, данная цифра является весьма существенной, если учесть, что среди инвалидов присутствуют граждане всех возрастов, в том числе и трудоспособного активного возраста.

Большинство людей с инвалидностью продолжают вести активный образ жизни, в том числе совершать туристические поездки [2]. Таким образом, инвалиды, как и любые другие граждане, нуждаются в предоставлении туристских и рекреационных услуг, роль которых весьма значительна, в первую очередь, для психофизической реабилитации и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья [4]. Очевидно, что инвалиды представляют собой особую категорию потребителей указанного вида услуг, что в свою очередь обусловливает особенности их предоставления [1].

Методы исследования. С июня 2017 года по март 2018 года на кафедре адаптивной физической культуры и рекреации РГСУ была разработана анкета и проведен опрос по теме исследования.

Опрос проводился в электронной форме, с использованием сервиса, предоставленного сайтом anketolog.ru. При помощи специальной формы на сайте была создана анкета, состоящая из десяти вопросов. Магистранты распространяли прямую ссылку на опрос через тематические паблики в социальных сетях, путем прямого направления возможным респондентам, а также через специализированные сайты.

Результаты анкетирования были обработаны автоматически при помощи сервиса, предоставленного сайтом anketolog.ru.

Результаты исследования и их интерпретация. Анализ данных, полученных нами в результате опроса, показал следующее.

В опросе приняли участие 48 респондентов, в возрасте от 17 до 53 лет. При этом средний возраст респондента составил 24 года. Из всех респондентов на данный вопрос предпочли не отвечать 2 респондента (4% от общего числа опрошенных).

Большинство респондентов, отвечавших на вопросы анкеты – женщины (60,9%), при этом 2 респондента (4% от общего числа опрошенных) предпочли не отвечать на вопрос о половой принадлежности.

Согласно данным опроса большинство опрошенных (76,1 %) совершает турпоездки, при этом значительная часть (52,2 %) чаще одного раза в год. 23,9 % опрошенных согласно данным опроса в турпоездки не ездит.

Большинство людей с ограниченными возможностями здоровья, принявших участие в опросе, имеют инвалидность, связанную с заболеванием органов слуха (60,0 %). На втором месте идут заболевания опорно-двигательного аппарата (22,2%). Остальная часть респондентов указала в качестве основного заболевания, с которым связана инвалидность, заболевания органов зрения, заболевания сердечно-сосудистой системы и другие заболевания. Три респондента (6,3% от общего числа опрошенных) пропустили данный вопрос.

Большинство респондентов (57%) в ходе опроса указали, что совершают туристические поездки в пределах Российской Федерации, на втором месте страны Европы (23%). Не пожелали отвечать на данный вопрос 6 респондентов (12,5% опрошенных).

Лица с ограниченными возможностями здоровья предпочитают пляжный (27,3 %) и активный (27,3 %) отдых. Чуть меньшее количество опрошенных (13,6%) указало в качестве основной цели поездки экскурсионную программу. Большая часть опрошенных (31,8%) указала в качестве основной цели поездки другую цель.

Следующий вопрос анкеты касался степени удовлетворенности наличием безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья в туристских поездках. Респондентам предлагалось оценить удобства по шкале от 0 до 5, где 0 означал отсутствие удобств, а 5 означало полную удовлетворенность имеющимися удобствами, то есть организацию безбарьерной среды. Респонденты оценивают организацию безбарьерной среды в туристских поездках хорошо (30,2%), удовлетворительно (27,9%) и отлично (18,6%). Негативные оценки организации безбарьерной среды дали в совокупности 23,2 % опрошенных.

Относительно специальных удобств для лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые респонденты использовали в поездке, необходимо отметить, что данный вопрос респонденты чаще всего пропускали. Всего на данный вопрос не стали отвечать 20 респондентов (42%). Полагаем, что такое большое количество пропусков связано с тем, что респонденты не пользовались какими-либо специальными удобствами, предназначенными для лиц с ограниченными возможностями здоровья в поездках. Из 28 респондентов, ответивших на данный вопрос, 13 ответили, что не использовали никаких специальных удобств в поездках. Четыре респондента дали ответы, из которых видно, что, хотя они и использовали удобства в поездках, но эти удобства не были специальными, предназначенными для лиц с ограниченными возможностями (беспроводной интернет, смартфон и т. п.) Два респондента ответили, что пользовались в поездке слуховым аппаратом, что также нельзя отнести к специальным удобством для лиц о ограниченными возможностями здоровья. В общей сложности только 7 респондентов (14,7% от общего количества) ответили положительно на вопрос об использовании специальных удобств для лиц с ограниченными возможностями здоровья в туристических поездках. Среди таких удобств респонденты указали специально оборудованные туалетные комнаты, субтитры, бегущую строку, услуги переводчика жестового языка, пандусы, коляску на электроприводе.

Следующий вопрос касался степени усталости от поездки. Респондентам предлагалось оценить степень усталости от поездки по пятибалльной шкале, где 5 означало отсутствие усталости, а 0 обозначал крайнюю степень усталости. Большинство респондентов ответили, что не испытывали от туристской поездки никакой усталости или испытывали небольшую ступень усталости (72,1 %). Небольшой процент респондентов (27,9%) оценили степень усталости от поездки как достаточно высокую.

Последний вопрос, на который отвечали респонденты, касался наиболее значимых результатов поездки. Респондентам предлагался множественный выбор из четырех позитивных и трех негативных вариантов ответов. Результаты ответа на данный вопрос представлены на Рис.1. Большинство респондентов при ответе на данный вопрос указали позитивные результаты от поездки, и лишь небольшой процент опрошенных указал негативные результаты.

Выводы. В результате проведенного исследования в общем подтвердилась гипотеза, выдвинутая в начале исследования, о наличии неудовлетворенности качеством туристских и рекреационных услуг лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Как выяснилось в ходе опроса, респонденты в основной массе высказали среднюю степень удовлетворенности организацией безбарьерной среды. Однако, при ответе на вопрос об использовании специальных удобств в поездках, только 14 % респондентов указали, что использовали какие-либо специальные удобства.

Рис.1. Наиболее значимые результаты турпоездки для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Таким образом, можно сделать вывод, что большинству опрошенных, несмотря на общую удовлетворенность от поездки, все же недоставало специальных удобств в поездках, и в этой части подавляющее большинство респондентов осталось недовольно организацией безбарьерной среды в сфере рекреации и туризма. При этом, ответ на данный вопрос не зависел от того, отдыхали респонденты в пределах нашей страны или за ее пределами. Более того, следует отметить, что средний возраст респондентов, отвечавших на вопросы – 24 года. Молодежь, как правило, склонна более позитивно оценивать происходящее. Предположим, что если бы средний возраст участников опроса был выше, то степень удовлетворенности организацией без барьерной среды была бы ниже.

Следует также отметить, что вопрос об усталости от поездки не нашел однозначного ответа среди респондентов. Самый большой процент опрошенных высказал среднюю степень усталости от поездки. Количество людей, отметивших отсутствие усталости, примерно в два раза выше количества людей, отметивших крайнюю степень усталости. Однако, процент людей, негативно ответивших на данный вопрос, все же достаточно высок (27,9 %).

В целом результаты проведенного опроса позволяют сделать вывод о том, что туристские и рекреационные услуги для лиц с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время оказываются на недостаточно высоком уровне. Данная ситуация требует корректировки. При этом, главным образом, корректировки требует именно нормативно-правовое регулирование указанного вопроса, поскольку именно с нормативно-правового регулирования и начинается практическая работа по организации и предоставлению туристских и рекреационных услуг лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.

Список использованной литературы

1. Безбарьерный туризм: учебное пособие / Н. А. Зайцева, Д. Б. Шуравина. – М. КНОРУС, 2016.

2. Доступный, социальный и массовый туризм: проблемы и перспективы развития в России: коллектив. моногр. / под науч. ред. Е. Н. Трофимова; Российская международная академия туризма; В. Г. Пугиев, А.Н. Разумов, А. И. Сесёлкин [ и др.]. - М.: Университетская книга, 2016. - 503 с.

3. Здравоохранение в России. 2017: Стат.сб./Росстат. - М., 2017 – 170 с. – С.83.

4. Махов А.С., Карпов В.Ю., Сесёлкин А.И., Корнев А.В. Психофизическая и социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивного спорта и туризма: монография / Под общей редакцией А.С. Махова, А.Ю. Карпова. – Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2017. – 203 с.

 

 


УДК 378

Возможности использования субъективных показателей в оценке состояния работоспособности студентов и спортсменов

Глазько А.Б.,

кандидат педагогических наук, доцент,

Белорусский государственный университет физической культуры,

 кафедра плавания, доцент,

Республика Беларусь, г. Минск

Глазько Т.А.,

кандидат педагогических наук, доцент,

Минский государственный лингвистический университет,

кафедра физического воспитания и спорта, доцент

Республика Беларусь, г. Минск

Е-mail: tamara_glaz@mail.ru

Аннотация. Показатели работоспособности, оценка субъективных показателей физического состояния в процессе занятий физической культурой и спортом у спортсменов и студентов.

Ключевые слова: субъективные признаки, физическая работоспособность, оценка физического состояния, пловцы, студенты.

Annotation. efficiency indicators, evaluation of subjective indicators of students’ and sportsmen physical state during their physical training and sports.

Key words: subjective features, physical efficiency, evaluation of the physical state, swimmers, students.

 

В качестве объективных признаков чаще всего используют показатели, отражающие уровень развития сторон физической подготовленности спортсменов и студентов, а также – биохимические и физиологические показатели, характеризующие деятельность различных систем организма.

Субъективные признаки определяют самочувствие спортсмена и характеризуют состояние его психики, настроения, работоспособности, проявление вегетативных функций, двигательную активность и так далее. Анализ этих признаков в спортивной практике имеет большое значение, как со стороны тренера, так и со стороны спортсмена, которые оценивают физическое состояние, уровень мотивации и физической работоспособности.

В научно-методических работах по исследованию проблем тренировки были предприняты попытки выделения внешних и субъективных признаков утомления, определения времени, необходимого для восстановления работоспособности при появлении данных признаков, а также сделаны предположения относительно сдвигов в отдельных функциях и системах организма под воздействием нагрузок. Недостаточная обоснованность практических методов оценки состояния спортсмена, изменяющегося в процессе тренировки, послужило основанием для более глубокого изучения данного вопроса.

Построение тренировочного процесса, обеспечивающего эффективное чередование тренировочных нагрузок различной биоэнергетической направленности и периодов отдыха, возможно при наличии доступных критериев оценки состояния спортсмена. Такими критериями могут являться сами тренировочные упражнения, выполняемые с заданной скоростью (интенсивностью) до момента «отказа» от работы, или максимально возможной скоростью на дистанциях различной длины. Таким образом, предельными величинами могут являться скорость или объем выполняемых упражнений, который может выражаться количеством повторений (при заданной скорости и определенных интервалах отдыха) или суммарной (общей) длиной преодоленных отрезков или дистанций [1, 2].

Однако в реальных условиях тренировочного процесса не всегда представляется возможным выполнять предельные упражнения для оценки состояния и физической работоспособности спортсмена. Поэтому при оценке состояния пловца часто используют косвенные признаки, которые условно можно разделить на две группы: объективные и субъективные.

Для этого в процессе настоящего исследования была разработана методика количественной оценки субъективных признаков различных состояний организма пловца. Исследование проходило в несколько этапов.

На первом этапе была составлена анкета и проведен экспертный опрос  специалистов (стаж практической работы или занятий спортом не менее 15 лет) с целью определения степени утомления по пятибалльной шкале и необходимого для восстановления времени по субъективным признакам (в анкету было включено 95 признаков).

В результате статистической обработки были получены средние показатели времени восстановления для каждого признака утомления, средние величины степени утомления при наличии в состоянии спортсмена какого-либо признака, средние квадратические отклонения указанных показателей, коэффициенты корреляции между степенью утомления и необходимым временем восстановления для каждого признака. Кроме того, для определения согласованности групповых оценок рассчитывался коэффициент конкордации (W) – общий коэффициент ранговой корреляции для группы экспертов [3].

Показателем квалификации эксперта, помимо стажа его работы или занятий спортом, являлось отклонение его оценок от средних оценок группы экспертов. Статистическая обработка и анализ результатов анкеты показали, что соотношение между степенью утомления и временем восстановления для указанных признаков может быть представлено экспоненциальным уравнением регрессии: T=B×ehq , где Т – время необходимого восстановления, сутки;      В – коэффициент равный 0,1037; е – основание натурального логарифма;          q – коэффициент, равный 0,9172 (р < 0,001); H – степень утомления.

 Указанное соотношение означает, что между логарифмом времени восстановления и степенью утомления существует линейная связь.

Факторный анализ полученных данных позволил сгруппировать признаки по характеру их проявления при различной степени утомления. Было выделено 6 факторов, которые интерпретированы следующим образом:

1. Фактор признаков энергетического обмена и терморегуляции (дисперсия выборки 19,9%). Признаки: озноб, снижение температуры тела после физической нагрузки; потливость во время сна; стойкое снижение веса; снижение или потеря аппетита; ощущение сильного голода после тренировки; чувство жажды во время выполнения упражнений; потребность в кисло-сладком питье после тренировки. Факторные веса данных признаков находились в пределах от 0,698 до 0,916.

2. Фактор признаков состояния нервной системы (дисперсия выборки 16,1%). Признаки: недостаточная концентрация внимания на задания тренера; прерывистый, непродолжительный сон; апатия, безразличие; раздражительность; агрессивность; протест при заданиях тренера; желание побыть одному; чувство неприязни к тренеру и друзьям; потеря способности сосредоточиться во время тренировочных занятий; пассивность, депрессия; бессонница; навязчивые мысли в процессе тренировки; нервозность, неустойчивость психического состояния; недовольство действительностью, разочарованность; существенные изменения в психике спортсмена. Факторные веса перечисленных признаков находились в пределах от 0,730 до 0,902.

3. Фактор признаков состояния сердечно-сосудистой системы и дыхания (дисперсия выборки 12,4%). Признаки: учащение дыхания в покое; замедление восстановления ЧСС после нагрузки; кровотечения из носа; внезапное учащение ЧСС и дыхания в покое; одышка на внезапную нагрузку; посинение губ при выполнении упражнений на развитие скоростной выносливости; неприятные ощущения в области сердца; ощущаемая сердечная аритмия. Факторные веса данных признаков находились в диапазоне от 0,654 до 0,895.

4. Фактор признаков состояния нервно-мышечного аппарата (дисперсия выборки 9,3%). Признаки: плохое расслабление мышц во время сна; тремор мышц; боли в мышцах; потеря «чувства воды»; нежелание выполнять сложно-координационные упражнения; боли в суставах; быстрая утомляемость при выполнении повторных интенсивных упражнений; появление болей в мышцах и суставах в конце тренировки, изолированный тремор мышечных волокон. Факторные веса находились в пределах от 0,638 до 0,874.

5. Фактор признаков снижения уровня мотивации (дисперсия выборки 6,7%). Признаки: снижение уровня притязаний, здорового честолюбия; желание прекратить занятия спортом; нежелание соревноваться; ожидание окончания сезона; нежелание утром идти на тренировку; желание выполнять любые упражнения, но не из своего вида спорта. Факторные веса признаков находились в диапазоне от 0,589 до 0,884.

6. Фактор признаков снижения уровня основных сторон подготовленности (дисперсия выборки 5,6%). Признаки: снижение силовых показателей; незначительные нарушения в координации движений; снижение темпа в скоростных упражнениях; ухудшение техники движений в конце тренировки; нежелание выполнять скоростную работу; уменьшение амплитуды движений. Факторные веса признаков находились в пределах 0,663 до 0,902.

Данные статистической обработки результатов экспертного опроса позволили сгруппировать признаки утомления по степени их проявления и определить необходимое время восстановления. 7 признаков анкеты, по мнению экспертов, характеризовали легкое (среднее время восстановления 14,2±5,3 часа, W=0,74), 28 признаков – сильное (48,5±17,5 часа, W=0,78), 37 признаков – очень сильное утомление (97,7±28,6 часа, W=0,83) и 23 признака – переутомление (172,3±57,7 часа, W=0,87). 

На втором этапе исследования была составлена экспресс-анкета, в которую было включено 30 признаков, характеризующих различные изменения в состоянии организма спортсменов-студентов при снижении их работоспособности и развитии утомления под воздействием тренировочных и соревновательных нагрузок. Данные признаки были выделены из 95 вопросов-кандидатов после их статистической обработки и отличались наиболее высокой корреляцией между степенью утомления и временем восстановления, сильной согласованностью мнений экспертов (коэффициент конкордации не меньше 0,65), а также – статистически достоверными показателями средних величин.

Предварительная обработка результатов экспресс-анкеты показала высокую надежность и валидность методики, а количественная интерпретация полученных данных позволила получить суммарный субъективный показатель оценки состояния спортсменов.

Таким образом, в процессе экспертизы, удалось выделить четыре степени утомления и определить для них признаки, характеризующие   физическую работоспособность и состояние организма. Согласованность мнений экспертов была более высокой при определении признаков очень сильного утомления и переутомления, чем при определении легкой и сильной степени утомления.

Практическое применение результатов экспертного опроса специалистов в области плавания заключается в том, что на их основании можно выявить индивидуальные признаки утомления и оптимальные интервалы отдыха между тренировочными упражнениями и занятиями для каждого спортсмена. Рациональное чередование тренировочных нагрузок различного объема, интенсивности и физиологической направленности, в значительной степени ускорит восстановительные процессы в организме.

 

Список использованных источников.

1. Гаркави, Л.Х. Адаптационные реакции и резистентность организма / Л.Х. Гаркави, Е.Б. Квакина, М.А. Уколова. – Ростов-на-Дону: РГУ, 1979. – 128 с.

2. Гордон, С.М. Основы управления тренировкой спортсмена / С.М. Гордон. – М.: ГЦОЛИФК, 1981. – 30 с.

3. Бешелев, С.Б. Математико-статистические методы экспертных оценок / С.Б. Бешелев, С.Г. Гурвич. – М.: Статистика, 1980. – 263 с.

 

УДК 796.011.1

 

Опыт применения электронных средств обучения в процессе физического воспитания студентов транспортного вуза

Маскаева Т.Ю.,

кандидат педагогических наук, доцент,

Российский университет транспорта (МИИТ),

зав. кафедры «Физическая культура»,

Институт экономики и финансов, доцент

Россия, г. Москва

Е-mail: mty777@yandex.ru

Золотова М. Ю.,

кандидат педагогических наук, доцент,

 Государственный социально-гуманитарный университет, доцент,

Россия, г. Коломна,

Е -mail: mariy-zolotova@yandex.ru

Аннотация.Статья посвящена проблеме внедрения дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс транспортного вуза. Авторы описывают накопленный опыт применения технологий дистанционного и электронного обучения в теоретической подготовке студентов – экономистов по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту».

  Ключевые слова: дистанционное обучение, физическая культура, студенты, электронные образовательные ресурсы.

Annotation. The article is devoted to the problem of the introduction of distance learning technologies in the educational process of the transport university. The authors describe the accumulated experience of applying the technologies of distance and e-learning in the theoretical training of students - economists in the disciplines "Physical culture and sport" and "Elective courses in physical culture and sport"

 Keywords: distance learning, physical education, students, electronic educational resources.

Введение. Процесс интеграции России с мировым образовательным пространством требует дальнейшей модернизации отечественной высшей школы. Качество образования в большинстве развитых стран связывается с формированием компетенций, навыками самообразования, способностью к креативному созидательному труду. Тотальная информатизация и проникновение интернета во все сферы жизни и деятельность человека требует переосмысления и пересмотра традиционной образовательной модели [4].

Одним из главных инструментов в повышении качества образования специалисты выделяют современные информационные технологии, которые удовлетворяют современным потребностям общества, существенно расширяют возможности педагога и увеличивают производительность труда студентов [2, 5].

Дисциплина «Физическая культура и спорт» включена в базовую часть Блока 1 ФГОС-3+ ВО по всем направлениям подготовки бакалавров экономистов и включает обязательное освоение студентами профессиональных компетенций, определённых знаний, умений и навыков, а также содержит требования по формированию общей и прикладной физической культуры. По мнению Дубровского В.И., только тот специалист может считать себя профессионалом, который обладает теоретическими и методическими знаниями, умениями и навыками в области физической культуры и спорта [1]. В реальной практике учебного заведения полноценно реализовать цели теоретического и методико-практического разделов дисциплины «Физическая культура и спорт» оказывается крайне затруднительно. Это происходит по разным причинам - из-за отсутствия контроля за результатами применения студентами соответствующих знаний, методов, средств в типовых ситуациях, сокращение числа часов, отводимых на аудиторное освоение теоретического материала, недостаточность материально-технической базы. Решение данной проблемы возможно посредством использования современных информационных технологий, позволяющих студенту осваивать учебный материал самостоятельно, вне графика учебных занятий.

Цель статьи: представить опыт деятельности педагогов кафедры «Физическая культура ИЭФ» активно внедряющих дистанционные технологии в процесс физического воспитания студентов транспортного вуза.

Кафедра «Физическая культура ИЭФ» применяет дистанционные образовательные технологии при реализации теоретической части дисциплин «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту».

Дистанционное обучение включает в себя:

-самостоятельную работу бакалавров с учебными материалами, размещёнными на учебном портале института;

- работу с преподавателями в режиме видеоконференции (для бакалавров, обучающихся дистанционно);

- онлайн общение студентов с преподавателем через форум или электронную почту;

- контроль знаний бакалавров в дистанционном режиме.

Электронные образовательные ресурсы. Преподавателями кафедры «Физическая культура ИЭФ» Российского университета транспорта для наполнения контента электронной области по физической культуре были созданы учебные материалы, позволяющие студенту освоить соответствующие разделы программы дисциплины «Физическая культура и спорт». Помимо учебных материалов, содержащих информацию для изучения теоретической части дисциплины «Физическая культура и спорт» преподавателями кафедры разработаны электронные версии учебных материалов по спортивным специализациям: «Лёгкая атлетика», «Баскетбол». В рамках дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» студенты имеют возможность выбора спортивной специализации, что оценивается учащимися положительно. Таким образом, студенты имеют возможность дистанционно изучать учебные материалы в удобном для них формате, оставлять комментарии, выполнять индивидуальные задания.

Инструменты электронного обучения позволяют сочетать традиционные и электронные технологии в учебном процессе и использоваться в процессе физического воспитания студентов как средство активизации учащихся. Применение электронных учебных материалов по физической культуре в учебном процессе позволяет решать следующие задачи:

-повышать заинтересованность и мотивацию учащейся молодёжи к занятиям физическими упражнениями

- усиливать познавательную активность учащихся

- сокращать время на объяснение материала во время практических занятий.

Работа с учебным материалом ведётся студентом самостоятельно в режиме off-line. В начале обучения, начиная с первого семестра, каждый студент получает индивидуальный логин и пароль, по которым он может входить в систему дистанционного обучения на курс данной дисциплины. В каждом семестре студенты должны освоить несколько тем с последующим контролем полученных знаний. В семестровом учебном курсе размещены учебные материалы, которые необходимо изучить по определённому графику. Преподаватель имеет возможность контролировать учебную деятельность студентов (когда, как часто и сколько времени студент просматривал учебный материал). На учебном портале имеется новостной форум, а также календарь наступающих событий, где отображается перечень заданий и сроки их выполнения для каждой учебной группы. Контроль теоретического блока, в частности промежуточный контроль знаний студентов, по дисциплинам Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту» осуществляется через компьютерное тестирование.

Отношение студентов к технологиям ЭО. Для выяснения отношения студентов к новой форме обучения проводилось анкетирование. Вопросы анкеты содержали 11 разделов. Анализируя результаты анкетирования по некоторым из разделов, характеризующим отношение студентов к технологиям ЭО, можно оценить его в целом как положительное. Небольшая часть отрицательных оценок, как правило, коррелирует с неудачами при сдаче зачёта (анкетирование проводилось после первой попытки сдачи зачёта, и не у всех студентов эта попытка была успешной). Заметим, что для дистанционной учебной работы практически не используются ресурсы компьютерных классов Института экономики и финансов – большинство студентов имеют домашние компьютеры.

Выводы:

1. Теоретическая подготовка необходима в вузовском курсе физической культуры, как раздел, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний.

2. Электронные средства обучения в сочетании с традиционными являются дополнением к традиционным методам и при сочетании с ними способствуют повышению эффективности процесса по физическому воспитанию студентов.

3. Рациональная методика организации дистанционного обучения по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту» предусматривает самостоятельное освоение студентами теоретического и методического разделов дисциплины в течение нескольких семестров. Важным стимулом учебной работы является промежуточный (после каждого семестра) и итоговый (по всей дисциплине) компьютерный контроль знаний студентов.

4. Студенты, в целом, положительно относятся к использованию дистанционных технологий в преподавании физической культуры. Большинство студентов имеют домашние компьютеры, что позволяет им заниматься в удобное для них время и в удобном месте.

 

Список использованных источников

1. Дубровский В.И. Главные факторы здоровья. Валеология. Здоровый образ жизни. М.: KETOKIKA- A; Флинта, 1999. – С. 29-41.

2. Бочкарёва С.И., Высоцкая Т.П., Кокоулина О.П. Современный взгляд на учебный процесс физического воспитания в вузе. // Освоение и внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс: материалы VII МНПК, Таганрог, октябрь 2014. 

3. Воронин Д.М., Золотова М.Ю., Глачаева С.Е. Формирование здоровьеформирующей среды высшего учебного заведения //Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. – Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2018. – Вып. 60. – Ч.2. – С.76-79.

4. Фирсин, С.А., Маскаева Т.Ю. Материально-технические условия организации и проведения занятий по физкультуре и спорту / С.А. Фирсин, Т.Ю. Маскаева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». – 2015. – Т. 15, № 1. – С. 5–8.

5. Петров, П.К. Информационные технологии в физической культуре и спорте: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования /П.К. Петров. – 3-е изд., стер. – М.: Академия», 2013 – 288 с.

 

УДК 796.011.1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.087 с.)