Роль новых форм физкультурно–оздоровительной деятельности в вопросах сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль новых форм физкультурно–оздоровительной деятельности в вопросах сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи



Феденко М.А.,

студент,

Российский университет транспорта (МИИТ),

кафедра «Физическая культура»,

Институт экономики и финансов, доцент

Россия, г. Москва

Е-mail: fedenckoanastasia@yandex.ru

Маскаева Т.Ю.,

кандидат педагогических наук, доцент,

Российский университет транспорта (МИИТ),

зав. кафедры «Физическая культура»,

Институт экономики и финансов, доцент

Россия, г. Москва

Е-mail: mty777@yandex.ru

 

Аннотация. В статье определены направленности и роль новых форм физкультурно–оздоровительной деятельности в вопросах сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи. На основе изучения мотивации студентов к занятиям физическими упражнениями автором предложены виды и направленность занятий для повышения двигательной активности.

Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная деятельность, здоровье, студенческая молодежь.

Annotation. The article identifies the orientation and the role of new forms of physical culture and recreation activities in the issues of preserving and strengthening the health of students. On the basis of studying the motivation of students to exercise, the author suggested the types and orientation of classes to increase physical activity.

Key words: health and fitness activities, health, student youth.

 

Постановка проблемы. На современном этапе развития общества состояние здоровья студенческой молодежи является актуальной проблемой. Сегодня молодежь страдает от негативных последствий научно-технического прогресса, сокращение физических нагрузок, повышение умственной нагрузки в условиях интенсивного учебного процесса, ведущего к гиподинамии. Эта проблема требует не только теоретического исследования, но и практического решения. Оздоровительно-рекреационная деятельность призвана уменьшить эти негативные влияния современной цивилизации на жизнь молодежи.

В настоящее время специалисты по физическому воспитанию уделяют внимание разработке различных форм оздоровительно-рекреативной физической культуры как на обязательных занятиях в вузе, так и для самостоятельных занятий. Необходимым становится поиск новых форм и видов двигательной активности, позволит повысить мотивацию студентов к занятиям физической культурой и сформировать у них потребность в здоровом образе жизни [3].

Подытоживая сказанное, необходимо настаивать на том, чтобы рекреация стала общей ценностной ориентацией широких слоев людей в современном обществе. В настоящее время делается все возможное, чтобы привлечь студенческую молодежь к оздоровительным занятиям физическими упражнениями.

Анализ последних исследований и публикаций. Сейчас особую актуальность приобретает вопрос формирование способности вести здоровый образ жизни как основы хорошего здоровья. Сегодня, когда общество снимает с себя заботы о здоровье населения, особенно это касается молодежи, каждый молодой человек должен позаботиться о себе сама. Поэтому акцент в здравоохранении студентов смещается в сторону активизации в этом самих студентов, повышение в них уровня знаний, овладение умениями и навыками здорового образа жизни.

Существенным недостатком современной системы физического воспитания студентов является то, что она не стимулирует воспитанников к занятиям физическими упражнениями, не способствует формированию у них стремления к самостоятельному приобретению знаний и умений в сфере физического здоровья. Фактически физическое воспитание студентов по большей части не является воспитательным процессом. Перед современной системой образования стоит эта проблема более остро, и решить проблему именно физического воспитания студенческой молодежи в рамках существующей системы образования довольно сложно.

Исследованием проблем сохранения здоровья молодых людей, их интерес физической культурой занимались многие ученые, которые доказали, что двигательная активность имеет много возможностей для сохранения и улучшения жизни и здоровья человека [3, 4]. Определены факторы, влияющие на поддержку двигательной активности студенческой молодежи рациональный суточный режим; правильное чередование труда и отдыха, физической и умственной работы; разнообразие средств и форм физического воспитания, гигиенических норм; наличие гигиенических навыков; правильный образ жизни семьи, а также учебные нагрузки в вузе или дома; привычки; условия занятий; климатические условия и тому подобное.

Вопросу разработки и обоснования режимов двигательной активности посвящено немало научных работ, где рассмотрены вопросы измерения и оценки режима двигательной активности людей разного возраста, обоснованно суточный и недельный объем двигательной активности в разных единицах измерения [5].

В настоящее время тенденция такова, что большее значение придается оценке уровня двигательной активности в целом, а не сумме результатов тестов оценки физической подготовленности. Эффект рекреационно-оздоровительных занятий зависит от содержания упражнений, величины нагрузки, моторной плотности, форм занятий физическими упражнениями. В такой ситуации возникает вопрос, какими же видами двигательной активности стоит заниматься студентам? Этот вопрос является актуальным и подлежит тщательному изучению.

Цель работы. Определить направленность и роль новых форм физкультурно–оздоровительной деятельности в вопросах сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи.

Задача исследования - определить основные мотивы, побуждающие студентов к занятиям физическими упражнениями и факторы, которые направлены на популяризацию активных форм отдыха среди молодежи для повышения двигательной активности.

Изложение основного материала исследования. Для решения поставленных задач нами были применены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, социологические методы исследования (беседа, интервью, анкетирование), педагогические методы исследования, методы математической статистики. Для исследования досуга молодых людей было опрошено 100 студентов в возрасте от 17 до 20 лет. Вопросы были открытыми: "Назовите как можно больше видов проведения досуга? Какие из этих видов вы активно используете? "И были подобраны вопросы, которые позволили получить представление о факторах, повышающих мотивацию к занятиям физической культурой после напряженной учебы.

Первым, что приходило на память молодым людям, было: прогулка в парке, посещение кинотеатра, клуба, общение с друзьями в кафе, игра на музыкальных инструментах, отдых дома перед телевизором, компьютерные игры. И только потом вспоминались виды активного физического отдыха: фитнес, йога, баскетбол, волейбол, утренняя пробежка, танцы и тому подобное.

Стоит обратить внимание, что наиболее используемыми видами проведения досуга были те занятия, которые не возникают из природных, личных потребностей молодежи, а искусственно навязываются средствами массовой информации через рекламу, фильмы, социальные сети (40% опрошенных предпочитает в свободное время просмотра телевизионных программ).

Физическая рекреация из всего списка перечисленных видов отдыха студентов занимала 30%. При этом регулярно физической рекреацией занималось лишь 22% опрошенных. Таким образом, студенты в теории поддерживают активные виды отдыха, занятия спортом, посещение спортивных секций, занятия танцами, однако на практике выделяют слишком мало времени для этого. Понятие отдыха мало ассоциируется с подвижной деятельностью, скорее молодым людям приходит в голову бездействие. Пассивный вид отдыха предпочли 62% респондентов.

Физкультура и спорт мало ассоциировались в сознании опрошенных, с формами активного отдыха. Интересно, что академические занятия физической культурой воспринимались студентами не как средство сохранить здоровье, отдохнуть от лекций, а скорее как еще одна дисциплина, которая накладывает на них обязательства.

Можно констатировать, что учебный процесс по физическому воспитанию в вузах не соответствует интересам студентов. Большинство студентов считают, что занятия физической рекреацией требуют определенных материальных расходов - на снаряжение, одежду, аренду помещений, на оплату занятий с тренером, а также, по мнению опрошенных, активные виды отдыха должны сопровождаться определенными организационными усилиями.

Большинство студентов готовы заниматься активным отдыхом как туристы. При этом больший интерес вызвали познавательный и экскурсионный вид туризма (72%). Самые разнообразные виды спортивного туризма избирались мало, поскольку, по мнению респондентов, эти виды нуждаются в профессиональной подготовке (10%). Большинство молодых людей хотели бы посетить зарубежные страны, объясняя это тем, что они там еще не были, однако, при этом они не отказываются побывать в других российских городах и на курортах при условии достаточного уровня комфорта.

Основными мотивами, которые заставляют молодых людей заниматься активными видами отдыха, были изменение общих обстоятельств и снятие стресса (23%). У всех опрошенных студентов физическая рекреация вызвала положительные эмоции, и 100% считают, что активные виды отдыха приносят пользу для здоровья и морального удовлетворения. На вопрос, каким видом занятий желает заниматься студент в свободное время от занятий время, преобладают такие мотивы: потребность в движении - менее 70%, развлечение и радость – около 60%, улучшение здоровья - 50%, активный отдых - 25-28%, снижение избыточной массы тела - 26%, достижение спортивного результата - 20%, общение с друзьями - 18%.

Стимулами к занятиям активными видами отдыха является удовлетворенность, в основе которой лежит соответствие содержания деятельности с потребностями в занятиях различными видами физической культуры; и привлекательность, где формирование определенной полезной цели для общества совпадает с целями и интересами личности молодого человека, увеличение престижности активной физической деятельности. Кроме опосредованных мотивов, существуют и непосредственные мотивы - привлекательность самой рекреационной деятельности, ее функциональное содержание. Сохранение и укрепление здоровья студентов вследствие умственной перегрузки обучением в Вузах следует рассматривать как производственную необходимость, как при обучении, так и в дальнейшем после окончания.

Сейчас делается все возможное для привлечения студентов к оздоровительным занятиям физическими упражнениями. Принимая во внимание состояние здоровья студентов, их частую заболеваемость, средний и ниже среднего уровень физической подготовленности, можно сказать, что определенный уровень двигательной активности недостаточен, не способствует поддержанию высокого функционального состояния организма в течение всего обучения в вузе.

Физическая рекреация в сфере досуга является одним из аспектов этой жизни. В психологической литературе здоровье рассматривается не только как объективное состояние человека, но и как субъективно оцениваемое самочувствие, которое определяется и физическим, и духовным, душевным состоянием. Биологический адаптивный компонент физической рекреации, таким образом, является важным, но не единственным ее элементом.

Именно студенческая молодежь - главный будущий репродуктивный потенциал страны, и как свидетельствуют данные нашего исследования, образ жизни студентов вызывает обеспокоенность в недостаточной двигательной активности.

Выводы. На основе изучения мотивации молодежи к занятиям физической рекреацией можно сделать вывод, что молодежь в меньшей степени заинтересована в достижении оздоровительного эффекта и в большей степени - в самовыражении, самосовершенствовании, приятном времяпровождении, достижении красоты, в получении положительных эмоций и впечатлений.

На основе изучения мотивации студентов к занятиям физическими упражнениями нами предложены виды и направленность занятий для повышения двигательной активности. Согласно результатам анкетирования для студентов наиболее присущи занятия рекреативного играми, спортом.

Целевая направленность в молодом возрасте проявляется не столько в достижении оздоровительного эффекта, сколько в удовлетворении через физические упражнения широкого спектра потребностей, направленных на самовыражение, достижения красоты, проведения свободного времени, хорошего самочувствия, изменения деятельности, положительных эмоций, участия в игровой и образовательной деятельности. Нами рекомендуется, по возможности, большое количество различных доступных видов двигательной активности, способствующие росту самооценки и которые приносят удовольствие от занятий. К занятиям оздоровительной направленности, которые использовались в вузах на парах физического воспитания можно отнести самые разнообразные виды длительной двигательной активности (бег, фитнес тренировки), командных видов спорта (рекреационные игры, футбол), индивидуальных видов спорта (бадминтон), а также рекреационных видов двигательной активности (зимние виды отдыха, туристические походы).

 

Список используемых источников

1. Аникеев Д.М. Двигательная активность в образе жизни студенческой молодежи: автореф. дис. на соискание ученой степени к. физ. исх. 24.00.02 / Д.М. Аникеев. - Киев, 2014. - 20 с.

2. Бортнева И. А. Профессиональная деятельность учителя в воспитании эмоционально-положительного отношения подростков к обучению: Автореф. дис. на получение наук. степени канд. пед. наук / И. А. Бортнева. - Одесса, 2012. - 18 с.

3. Круцевич Т. Ю. Рекреация в физической культуре разных групп населения / Т. Ю. Круцевич, Г. В. Безверхняя - М.: Олимп. л-ра, 2010. - 248 с.

4. Лотоненко А. В. Специфика формирования в студентов потребности в физической культуре: учеб. пособ. / А. В. Лотоненко. - Воронеж: ВГПУ, 2015 - 145 с.

5. Футорный С. Характеристика состояния здоровья студентов высших учебных заведений / С. Футорный, А. Рудницкий // Теория и методика физического и спорта. - 2013. - № 2. - С. 99 - 104.

 

УДК 796.06.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.014 с.)