Ментальный тренинг – оздоровительная психотехнология укрепления здоровья студенческой молодежи в транспортном вузе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ментальный тренинг – оздоровительная психотехнология укрепления здоровья студенческой молодежи в транспортном вузе



Царева М. М.,

Магистрант,

 кафедра возрастной психологии и педагогики семьи Института детства

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена(РГПУ),

Россия, г. Санкт-Петербург

Е-mail: mashaben888@rambler.ru

Бендюков М. А.,

доктор психологических наук, доцент,

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), кафедра «Прикладная психология», профессор

Россия, г. Санкт-Петербург

Е-mail: 9494921@ bk. ru

Аннотация. В статье обсуждается использование психотехнологии ментального тренинга для укрепления здоровья студенческой молодежи в транспортном вузе. Дается определение ментального тренинга и описывается история создания этой психотехнологии. Также представлено описание шведской модели ментального тренинга и история создания ее русской версии.

Ключевые слова: ментальный тренинг, психотехнология, студенты, стрессоустойчивость, тревога, копинг-стратегии, транспортный вуз.

Annotation. The article discusses the use of psychotechnology of mental training to promote the health of students in a transport university. The definition of mental training is given and the history of creation of this psychotechnology is described. A description of the Swedish model of mental training and the history of the creation of its Russian version are also presented.

Keywords: mental training, psychotechnology, students, stress tolerance, anxiety, coping strategies, transport university.

 

В настоящее время проблема укрепления здоровья студенческой молодежи приобретает особую актуальность [4]. При этом, современный научный подход к здоровью с необходимостью предполагает понимание человека как единства биологического, индивидуально-психологического и психосоциального компонентов, реализуемых в индивидуальной жизнедеятельности. Поэтому, решение задачи улучшения здоровья и качества жизни студенчества обязательно должно учитывать психологическую составляющую здоровья. В свою очередь, отсюда следует необходимость использования, а в необходимых случаях и создания, адекватных психотехнологий интегрально обеспечивающих укрепление здоровья в функциональной и психической сферах, к тому же пригодных для использования в учебном процессе ВУЗа. Представляется, что одной из таких психотехнологий, доказавших свою эффективность как в спорте высших достижений, так и в практике оздоровления, может выступать психотехнология «Ментальный тренинг» (далее МТ), отечественная версия которого была разработана в 90-х годах прошлого века в Санкт-Петербургском НИИ физической культуры под руководством проф. П. В. Бундзена [2].

Одному из авторов этой статьи довелось участвовать в этом исследовательском проекте, который получил название «МТ для спорта и жизни». Данный проект был реализован в сотрудничестве с известнейшим спортивным психологом Ларсом-Эриком Унесталем (Оребро, Швеция) [5], разработки которого и послужили основой создания русской версии МТ [6].

В рамках этого проекта был, во-первых, проведен ряд медико-биологических и психологических исследований эффектов МТ [4] и, во-вторых, создан ряд тренинговых курсов МТ: базовый курс повышения стрессоустойчивости «Основы релаксации для каждого» (6 аудиопрограмм); курс психологической подготовки спортсменов «Идеальное выступление» (16 аудиопрограмм); курс «Семь качеств – самовоспитание позитивных качеств личности» (7 аудиопрограмм); для молодежи и др. [1]. Указанные курсы были записаны на аудио-носители и снабжены соответствующими пособиями с целью их комфортного использования тренерами, спортсменами и всеми желающими. Длительность каждой аудиопрограммы составляет примерно 15 минут.

Проведенные исследования показали высокую эффективность этих программ как в плане психологической подготовки спортсменов к соревнованиям (курс «Идеальное выступление»), так и для решения задач оздоровления и повышения качества жизни при занятиях физкультурой (эти исследования проводились на базе Федерации шейпинга России) К сожалению, проект был закрыт в связи со смертью П. В. Бундзена. Ознакомиться с этими аудиопрограммами (курсы «Основы релаксации для каждого» и «Семь качеств») можно на странице группы «Психологи в ПГУПСе» или на личной странице М. А. Бендюкова в социальной сети «В контакте».

Л-Э. Унесталь сформулировал основные принципы МТ.

1. МТ определяется как систематический и постоянный психотренинг для достижения успеха, процветания в жизни и хорошего самочувствия.

2. МТ понимает «тренировку» как расширение возможностей для позитивного самоизменения.

3. МТ исповедует развивающий, а не «клинический» подход («Развитие от хорошего к лучшему», вместо «избавление от плохого и есть лучшее»).

4. МТ утверждает, что все факторы, способствующие «личностному росту» могут быть развиты путем тренировки.

5. МТ основывается на том, что факторы, способствующие «личностному росту» должны действовать автоматически (бессознательно).

6. МТ полагает, что человек сам лучше всех знает свой внутренний мир.

7. МТ, тем не менее, считает, что человеку может быть оказана существенная помощь в овладении технологией позитивного самоизменения и саморазвития.

8. МТ отрицает слово «невозможно» [5].

К числу базовых навыков и умений МТ, на основе которых оказывается возможным реализация индивидуальных планов повышения качества жизни, относятся следующее.

1. Глубокая мышечная релаксация.

2. Глубокая ментальная (психоэмоциональная) релаксация.

3. Создание индивидуального условно-рефлекторного «ключа» для экстренной (ситуационной) релаксации.

4. Развитие навыков «позитивного самопрограммирования»:

- на основе прошлого позитивного опыта;

- на основе сознательно сформированных позитивных «образов будущего».

5. Способность самостоятельного использования полученных навыков в реальной жизни.

Программы МТ на регулярной основе использовались в учебных курсах «Психология саморегуляции» и «Психология трудового конфликта» при обучении специальностям «Психология» и «Управление человеческими ресурсами» в ПГУПС, а также на нерегулярной основе на практических занятиях курса «Психология и педагогика» для студентов инженерных специальностей ПГУПС.

Прежде всего, отметим, что эти программы вызвали большой интерес студентов и мотивацию к самостоятельному освоению навыков саморегуляции с помощью МТ. Доказательством этого могут служить многочисленные скачивания аудиопрограмм со страниц социальных сетей, которые указаны выше и, судя по опросам студентов, их многократное прослушивание.

Объективные исследования, проведенные М.М.Царевой с использованием психологических тестов САН (самооценка, настроение, активность), шкала тревоги Спилбергера-Ханина (STAI) и опросник «SACS» (С. Хобфолл) на определение копинг-стратегий преодолевающего поведения в стрессе, показал значимое улучшение ряда показателей. В частности, у студентов регулярно прослушивающих аудиопрограммы МТ улучшилось настроение и активность, а также значимо снизилась личностная тревога. Кроме того, у ряда студентов расширился спектр стратегий преодолевающего поведения и, что очень важно, за счет таких конструктивных копинг-стратегий как ассертивные действия и вступление в социальный контакт. Также значимо уменьшилась склонность к асоциальным и агрессивным действиям. В контрольных группах таких изменений не наблюдалось.

В заключение заметим, что развитие стрессоустойчивости, конструктивных стратегий копинг-поведения и позитивных личностных качеств особенно актуально для специалистов транспортной отрасли. Действительно, железнодорожная отрасль относится к числу потенциально опасных технологий, что предполагает повышенную ответственность при выполнении трудовых обязанностей и высокую цену ошибки. В свою очередь, безошибочное и эффективное трудовое поведение возможно лишь при достаточном развитии навыков саморегуляции и позитивных качеств личности работника.

Укажем также, что психотехнология МТ была изначально разработана для спортсменов и, в силу этого, а также благодаря своей технологичности (программы МТ записаны на аудио-носители; длительность программ не более 15 мин.) и успешной длительной апробации, может быть использована преподавателями курса «Физическая культура и спорт» не только в транспортных ВУЗах, но и ВУЗах педагогической направленности.

 

Список использованных источников.

1. Баландин В.И., Бундзен П.В. Ментальный тренинг для повышения соревновательной надежности спортсменов: Методическое пособие. СПб., 1998. - 27с.

2. Бундзен П. В., Бендюков М. А., Кирюшин А. И. Система психотренинга и психопрофилактики «Ментальный тренинг» // Вестник спортивной медицины России. – 1994. – № 1-2. – С. 28-35.

3. Бунзен П. В., Короткое К. Г., Баландин В. И. и др. Инновационные процессы в развитии технологий психической подготовки и психодиагностике в олимпийском спорте // Теория и практика физической культуры, —2001, №5, —С. 12—18.

4. Постановление Правительства РФ «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи (от 29.12.2001 г.) // Российская газета. – 2002. – 12 января.

5. Unestahl L. — E. Integrated Mental Training. Veje Int. Оrebro, Sweden 1996. – 240 p.

6. Unestahl L.-E., Bundzen P., Bendjukov M. Integrated psychophysical training: Methodology and Construction // Mental Training for Sport and Life in Russia. — Orebro, Sweden, 1994, p. 14-15.


 

УДК 796.

 

СПОРТИВНАЯ И ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЛАСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛЮДЕЙ

Скрыгин С.В.,

кандидат педагогических наук, доцент,

Финансовый Университет при Правительстве
Российской Федерации (ФУ), доцент,

Россия, г.Москва

Е-mail: skrizalii@yandex.ru

 

Аннотация. В статье рассматриваются конструктивные и деструктивные факторы, которые позволяют всем участникам спортивной и физкультурно-массовой деятельности формировать или разрушать между собой доброжелательные отношения. Представлены наиболее действенные элементы спортивной этики для созидания нравственной атмосферы в области физической культуры и спорта.

Ключевые слова: спортивная этика, нравственность, спорт, физическая

культура, доброжелательные отношения.

Annotation. The article discusses the constructive and destructive factors that allow all participants in sports and mass sports to form or destroy friendly relations among themselves. The most effective elements of sports ethics for the creation of a moral atmosphere in the field of physical culture and sports are presented.

Keywords: sports ethics, morality, sport, physical culture, friendly relations.

 

Спорт – это организованная деятельность специально подготовленных людей с целью выявления физического, технического и тактического преимущества среди соперников. Спортивные состязания осуществляются в рамках общепринятых правил, соблюдение которых является неукоснительным требованием для всех участников. Это относится не только к соревновательной деятельности, но и к тренировочному процессу. Установленные правила и принципы, касающиеся подготовительного периода, отличаются по содержанию от правил и принципов, по которым спортсмены соревнуются. Если соревновательные требования запрещают или разрешают ту или иную деятельность соперников, то правила предварительной подготовки регламентируют методы и средства решения тренировочных задач. Все используемые принципы призваны формировать систему позитивных взаимоотношений между соперниками, судьями и зрителями, а также между тренерско-педагогическим составом и представителями спортивной администрации. Для эффективного решения такой задачи нормативные требования в той или иной мере наполнены нравственным содержанием [1, с.11]. 

Совокупность нравственных принципов поведения всех участников тренировочного и соревновательного процессов обозначается термином «спортивная этика». Связующим элементом в ее системе является честность [2, с.57]. Именно честное исполнение этических требований определит позитивную тенденцию отношений между людьми, имеющих причастность не только к спортивной, но и к физкультурно-массовой деятельности.

Актуальность. Таким образом, актуальными являются исследовательские усилия, позволяющие обозначить методы и средства воспитательного характера, которые обеспечат доминирование нравственности в поведении всех участников спортивной и физкультурно-массовой деятельности.

Цель исследования. В исследовании предполагалось классифицировать факторы, созидающие и разрушающие доброжелательные отношения в области физкультуры и спорта.

Методы исследования. Литературный обзор, анкетирование, обобщение практического опыта, статистические методы.

Организация исследования. Для решения поставленной задачи был проведен анкетный опрос 80 студентов одного из московских университетов в возрасте от 19 до 23 лет. Им предлагалось определить те нравственные качества, которые помогают формировать доброжелательные отношения к соперникам, партнерам по команде и однокурсникам во время спортивных состязаний, а также занятий физической культурой. Вместе с этим респонденты обозначили деструктивные качества характера, проявления которых разрушают их взаимоотношения в процессе спортивной и физкультурно-массовой деятельности.

Обсуждение результатов исследования. Результаты исследования представлены на рисунках 1 и 2. 

 


Рисунок 1 - Ранжирование нравственных качеств спортсменов по степени их важности для формирования доброжелательных отношений между людьми

 (% голосов от общей выборки)


  На рисунке 1 видно, что наиболее актуальным нравственным качеством, по мнению респондентов, является вежливость и доброжелательность. Этим качествам, как основополагающим спортивной этики, отдали предпочтение 24.2% опрошенных студентов. Помимо вежливости и доброжелательности многие респонденты обратили особое внимание на честность. Таких оказалось 17,1%.


Рисунок 2 - Ранжирование нравственных качеств спортсменов по степени их силы, разрушающей доброжелательные отношения между людьми

(% голосов от общей выборки)

 

На рисунке 2 представлены наиболее опасные качества характера, способные разрушить отношения между участниками спортивной и физкультурно-массовой деятельности. По мнению 20,7% опрошенных особое внимание стоит обратить на жестокость. Не менее опасными является гордыня и зависть. На них сконцентрировали свое внимание соответственно 20 и 17,2% респондентов. 

Выводы.  На основании полученных данных можно сделать несколько выводов. Спорт и физкультурно-массовая деятельность могут стать сферой доброжелательности, если разработаны и применяются элементы профессиональной и социальной этики. Спортивная этика, как фактор формирования доброжелательных отношений между людьми, может оказаться эффективной при условии, если используются актуальные идеалы и образцы для подражания; разработаны понятные принципы и нормы поведения; обозначены действенные мотивы и установки [3,с.45].

Для успеха в формировании доброжелательных отношений очень важны позитивные качества всех участников спортивной и физкультурно-массовой деятельности. Позитивизм и конструктивизм определяются уровнем нравственного, умственного и эмоционального воспитания. Качество перечисленных видов воспитания зависит от доминирования в обществе таких учений, которые нацелены на решение духовно-нравственных задач [4].

Честность, вежливость и доброжелательность - наиболее важные элементы спортивной этики. Поведение всех участников спортивной и физкультурно-массовой деятельности на основании перечисленных принципов повышает значимость физической культуры в формировании доброжелательных отношений между людьми. Это улучшает эмоциональную атмосферу, расширяет область взаимных интересов, увеличивает количество общественных и личных контактов. В качестве побочного эффекта можно предположить, что нравственная атмосфера повысит интерес населения к физическим нагрузкам и обозначит физическую культуру как приоритетный фактор для формирования здорового образа жизни [5].

Наибольшая опасность для отношений в области физкультуры и спорта заключена в жестокости, гордыне и зависти. Побочным эффектом проявления перечисленных качеств характера является снижение авторитета физической культуры как средства укрепления не только физического здоровья, но и отношений между людьми. 

  Список использованных источников.

1. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 6, с. 10 - 15.

2. Рустамова Н.С., Скрыгин С.В. Возможности средств физического воспитания в нравственном становлении молодежи //Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе: сб. тр. науч.-практич. конф.— Воронеж: ВГИФК, 2015. — С. 56-61.

3. Скрыгин С.В. Роль физической культуры в нравственном воспитании молодежи //Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе: сб. тр. науч.-практич. конф.— Воронеж: ВГИФК, 2015. — С. 44-48.

4. Скрыгин С.В. Факторы, влияющие на формирование зависти у спортсменов // Электронный научный журнал. 2017. № 2-1 (17) с.320-322.

5. Фирсин С.А., Липский Е.В. Готовность преподавателей к проведению занятий по физической культуре с детьми и молодежью / С.А. Фирсин, Е.В. Липский //Международный журнал экспериментального образования" № 5 2018, С. 29-33.

 

 


 

УДК 378.075.3:796

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИМ ФУТБОЛОМ

Калинин Д.И.,

преподаватель,

Российский университет транспорта (МИИТ),

 кафедра «Физическая культура»,

Институт транспортной техники и систем управления

Россия, г. Москва,

Е-mail: 1293724@ mail. ru

Ершов А.М.,

преподаватель,

Российский университет транспорта (МИИТ),

 кафедра «Физическая культура»,

Институт пути, строительства и сооружений

 Россия, г. Москва,

Е-mail: ershov84@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются мотивы и механизмы возникновения интереса у школьников, студентов и молодых специалистов к профессии тренера-преподавателя по футболу. Грамотное использование изложенных процессов и механизмов позволит провести эффективную профориентационную работу со школьниками и поддержать устойчивый интерес студента в процессе обучения.

Ключевые слова: профессиональный интерес; механизм; формирование; футбол.

Annotation. The article sums up reasons and principles of evolving interest among students and young specialists to pedagogical professions in sports area. Proper use of described methods should help raise efficiency level of professional orientation activities and make them more useful for students.

Key words: professional interest; principles; formation; sports-pedagogical activity.

 

Успешность освоения любой специализации напрямую зависит от наличия интереса, который субъект испытывает по отношению к выбранной деятельности. Профессиональный интерес является основополагающим мотивом, стимулирующим индивида к эффективной работе.

О важности, глубине и качестве профессионального интереса к спортивно-педагогической деятельности узнавать одинаково необходимо как преподавателям, которые занимаются профориентационной деятельностью в школах; так и студентам, которые проходят обучение в физкультурных вузах, а также молодым специалистам, так как в первые годы выпускникам высших учебных заведений необходимо найти правильные ориентиры во взаимоотношениях со своей работой.

Отсутствие знаний о таком важном и многоструктурном образовании, как профессиональный интерес, может привести к трудностям в виде неэффективного обучения, смены специализации или ухода с места работы. Возникшие сложности не только наносят урон производству, но и отрицательно сказываются на моральном благополучии человека.

Чтобы разобраться в сложном и специфическом устройстве профессионального интереса и в дальнейшем использовать методы управления его компонентами для достижения результата, подробно рассмотрим психические механизмы, лежащие в основе возникновения и формирования у субъекта заинтересованности к спортивно-педагогической деятельности.

Вопросами появления профессионального интереса у будущих специалистов занимались такие исследователи, как С. П. Кряжде [5], Т.Л. Бухарина [3], В. В. Арнаутов [1], О.Н. Мазина [6]. Согласно их авторским трактовкам профессионального интереса можно выделить четыре основных компонента объекта исследования. Это эмоциональный, мотивационный, познавательный и волевой компоненты.

Появление внутреннего интереса к чему-либо, как и желание уделить больше внимания интересующему объекту, по концепции Л.С. Выготского [4], является результатом интериоризации внешних факторов. Этот аспект играет большую роль в возникновении и формировании профессионального интереса у человека.

Ребенок начинает испытывать интерес к работе тренера-преподавателя по футболу после постоянного и непосредственного наблюдения за работой спортивного педагога. Таким образом, модель поведения специалиста попала в сознание ребенка извне и вызвала ряд положительных эмоций. Часто дети не могут осознанно ответить на вопрос, по каким именно причинам им нравится наблюдать за работой тренера. Усиленное внимание ребенка стало результатом слияния привлекательности профессии, как внешнего фактора, и черт характера школьника.

Эмоциональный компонент, в свою очередь, становится источником предпосылок, которые уже на осознанном уровне влияют на выбор профессии. Так возникает мотивационный компонент интереса. Стоит отметить, что мотивационная составляющая сопровождает человека на всех этапах формирования профессиональной заинтересованности. В школьные годы, когда интерес только зарождается на чувственно-эмоциональном уровне, возникает мотив выбора профессии, формируется неосознанное предпочтение. В студенчестве, когда выбор был сделан в пользу физкультурного вуза, человеком движет мотив овладения желанной специальности. В первые годы работы молодой специалист заинтересован в дальнейшем совершенствовании своих навыков.

Интеллектуальная составляющая является постоянным спутником мотивационного компонента, его следствием и одновременно источником. В школьное время, когда ребенок проявляет интерес на чувственно-эмоциональном уровне, интеллектуальный компонент заключается в том, что субъект уже владеет набором начальных знаний профессии спортивного педагога, может сравнить ее с другими и отличить от иной специальности. При подготовке к поступлению в физкультурный вуз и в процессе обучения интеллектуальный компонент максимально активизируется и работает на накопление знаний и навыков, необходимых для освоения выбранной профессии. На эмпирическом этапе, работая дипломированным специалистом, спортивный педагог стремится усовершенствовать свои умения, занимается самообразованием, чтобы добиться успехов и получить моральное удовлетворение от своей работы.

Непрерывное функционирование интеллектуального компонента, потребность в новой информации о выбранной профессии – самые достоверные показатели заинтересованности и уверенности субъекта в своем призвании. Постоянный тонус интеллектуальной составляющей способствует укреплению мотивов, которые в итоге позволяют человеку прогрессировать, развиваться, достигать хороших результатов и чувствовать себя на своем месте.

Даже при, казалось бы, идеальном функционировании всех компонентов, возникший интерес может исчерпать себя после первых неудач, отрицательных суждений и критических отзывов со стороны окружающих. Преодоление негативных внешних и внутренних факторов на пути к специальности, которая вызывает истинный профессиональный интерес – функция волевого компонента. В активном волевом компоненте субъект особенно нуждается на рациональном (в студенчестве) и эмпирическом (на работе) этапах. Воспитывая силу духа, уверенность в себе и другие психические свойства, человек может эффективно поддерживать свой интерес к профессии, несмотря на отрицательное воздействие среды.

Формирование профессионального интереса сопровождается механизмами «накопления» и «подкрепления» [2]. В первом случае школьник, студент или молодой специалист «копят» положительное отношение к специальности, осознание правильности выбора, убежденность в том, что именно она является истинным признанием субъекта. С точки зрения мотивационного компонента человек осознанно отдает предпочтение профессии спортивного педагога, определяет факторы, которые этот выбор оправдывают. В ходе функционирования интеллектуальной составляющей будущий или начинающий специалист способствует активному накоплению знаний, информации, необходимой в работе. Энтузиазм при изучении профессии, желание познавать и пользоваться обретенными навыками несмотря на неудачи и сложности определяется волевым компонентом. В сумме перечисленных слагаемых получается полноценный профессиональный интерес.

Второй механизм, который благоприятно сказывается на поддержании компонентов в активном состоянии – механизм «подкрепления». Он проявляется в достижении и восприятии субъектом желаемых результатов. Заинтересованный в освоении специализации человек получает удовлетворение от результатов, тем самым психологически «подкрепляясь». Основой этого механизма выступают отзывы окружающих на профессиональную деятельность индивида, как положительные, так и отрицательные. Важно помнить, что механизм «подкрепления» работает лишь в том случае, если субъект действительно ценит и придает большое значение своей работе.

Исследователи также выделяют еще два механизма, которые определяют природу возникновения профессионального интереса – «снизу вверх» и «сверху вниз» [2]. Если человек самостоятельно, под воздействием естественных внешних факторов стремится начать обучение той или иной профессии или повысить уже имеющуюся квалификацию, то работает схема «снизу вверх». В этом случае интерес возникает благодаря активации первичного компонента интереса, в основном, эмоционального. К примеру, под влиянием классного руководителя школьник вместе с классом посещает встречу с заслуженным мастером спорта, приходит в восторг и принимает решение углубиться в изучение профессии тренера.

В случае, если субъекту предоставили извне полный комплекс составляющих эффективного профессионального интереса, механизм работает по принципу «сверху вниз». Человек узнает и принимает готовую информацию о том, какие цели, мотивы, задачи, идеалы, волевые усилия необходимы для функционирования его, как профессионала. Этот искусственный способ возбуждения в человеке профессионального интереса необходим при неудачном опыте субъекта в своей профессиональной деятельности. Начинающего специалиста могут жестко пресечь опытные мастера, критически отозвавшись о работе новичка. Так профессиональный интерес может оказаться под угрозой, но «своевременная диагностика» помогает сохранить силы в работе над собой и своим отношением к работе благодаря готовому комплекту компонентов, данных «сверху».

Учет и понимание специфики профессионального интереса, его компонентов и механизмов могут упростить профориентационную работу со детьми в школах, наладить эффективность обучения студентов, связанных со спортивно-педагогической деятельностью, и помочь начинающим специалистам в практическом освоении своей специальности и трудовой деятельности.

 

Список использованных источников.

1. Арнаутов, В.В. Развитие интереса к профессии учителя у студентов педколледжа в условиях учебно-научно-педагогического комплекса: автореф. дис. канд. пед. наук / В. В. Арнаутов. — Волгоград, 1995. — 20 с.

2. Бухарина, Т.Л. Формы и методы развития профессионального интереса учащихся при выборе профессии: автореф. дис. … канд. пед. наук / Т. Л. Бухарина. — Москва, 1983. — 23 с.

3. Кряжде, С.П. Психология формирования профессиональных интересов / С. П. Кряжде. — Вильнюс, 1981. — 386 с.

4. Фирсин С.А. Современная комплексная система физического воспитания детей и молодежи/ С.А. Фирсин// Успехи современной науки №1, Т.1., 2017. – С. 51-53.

5. Фирсин С.А., Липский Е.В. Готовность преподавателей к проведению занятий по физической культуре с детьми и молодежью / С.А. Фирсин, Е.В. Липский //Международный журнал экспериментального образования" № 5 2018, С. 29-33.

6.  Фирсин С.А. Отношение учителей физической культуры к оценке своего здоровья и уровня физической подготовленности // Международная научно-практическая конференция «Образование, физическая культура, спорт и здоровье", 11 апреля 2018 г. Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Вып. 2. – Москва: АСОУ, 2018. С. 114-120.

7. Фирсин С.А. Лекционный курс по дисциплине «Физическая культура»: Учебное пособие /С.А. Фирсин, Е.В. Липский. – Саратов: ООО Издательский Центр «Наука», 2018. – 208 с.

 


 

УДК 796



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.06 с.)