Директора Института экономики и финансов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Директора Института экономики и финансов



Соколова Юрия Игоревича

Уважаемые коллеги! Ярад приветствовать вас в стенах Института экономики и финансов Российского университета транспорта. Первая Всероссийская научно-практическая конференция «Совершенствование системы психофизической подготовки специалистов транспортной отрасли с использованием инновационных методов преподавания» посвящена обобщению передового педагогического опыта и инноваций в области физической культуры и спорта, установлению и развитию научных связей между учеными, обмену научными и практическими достижениями.

В последние годы руководство страны включает в число наиболее актуальных направлений развития нашего общества задачи, связанные с воспитанием молодежи в духе патриотизма и принципов здорового образа жизни. Современное развитие общества предполагает модернизацию в сфере образования, развитие инновационной деятельности, создание и использование новых форм обучения, в том числе при преподавании дисциплины «Физическая культура», от освоения которой в значительной степени зависят здоровье и физическая подготовка студентов.

Приятно отметить, что в число участников конференции вошли представители не только физкультурного направления, но и представители различных направлений общественных наук. Очевидно, что проблемы, связанные с воспитанием студенчества, являются многоплановыми                     и формирование мотивации к принципам здорового образа жизни должно идти по всему комплексу социальных наук. Надеюсь, что сегодняшняя встреча заинтересованных специалистов и представителей студенчества станет платформой для внедрения современных идей  в преподавание физической культуры и развития самостоятельных занятий спортом.

Уважаемые коллеги, участники Всероссийской научно-практической конференции! Разрешите пожелать вам здоровья, плодотворной работы и эффективного сотрудничества, больших творческих успехов!


УДК 378.17

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

Михайлов Н.Г.,

кандидат педагогических наук, доцент,

Институт естествознания и спортивных технологий

ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет, доцент,

Россия, г. Москва

Е-mail: MichailovN @ mgpu. ru

 

       Аннотация. В статье рассматриваются вопросы использования современных автоматизированных методов мониторинга за состоянием здоровья студентов как одно из необходимых условий насыщения информационно-образовательного пространства вузов цифровыми технологиями, способствующими формированию компетенций будущих специалистов народного хозяйства.

Ключевые слова: стандарты образования, информационно-образовательное пространство, мониторинг состояния здоровья студентов, «коридор здоровья».

Annotation. The article discusses the use of modern automated methods of monitoring students' health as one of the necessary conditions for saturating the information and educational space of universities with digital technologies that contribute to the formation of competences of future specialists of the national economy.

Key words: educational standards, informational and educational space, monitoring of students' health status, “health corridor”.

 

Реформы системы профессионального образования направлены на повышение эффективности процесса обучения, в ходе которого формируются компетенции будущих специалистов отраслей народного хозяйства [1]. Формирование физической культуры личности становится неотъемлемой частью формирования компетенций будущего специалиста. В частности, это выражается в необходимости формирования у обучающихся готовности поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность в рамках федерального государственного образовательного стандарта по направлению 49.03.01 «Педагогическое образование» [9]. Другая формулировка этой компетенции предусматривает необходимость поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности, пропаганды активного долголетия, здорового образа жизни и профилактики заболеваний» в рамках федерального государственного образовательного стандарта по направлениям 38.03.01 «Экономика», 38.03.02 «Менеджмент» [7].

Формирование этих компетенций осуществляется при освоении предмета «физическая культура» и требует организации определённых условий для их освоения. В настоящее время актуальным становится вопрос о потребности развивать информационно-образовательное пространство образовательных организаций в сторону цифрового образования, как условие повышения эффективности процесса подготовки научно-педагогических кадров [5, 10].

В системе физического воспитания складывается определённая система понятий, которая характеризует возможности этого учебного предмета при получении профессионального образования. К ним можно отнести культуру здоровья, которая представляет собой знания, объединяющие теоретические и практические закономерности гармоничного развития духовных, психических и физических сил человека, его оптимальной биосоциальной адаптации [8].

Ранее проведённые анкетирование студентов Юридического института и технического института Московского государственно института путей сообщения (МИИТ) показало, что только пятьдесят процентов студентов знакомы с этим понятием, а оставшаяся половина не считает необходимым изучать возможности поддержания и укрепления здоровья. Вместе с тем треть студентов оценивают своё состояние здоровья как удовлетворительное, а 14 процентов как плохое [4].

Одной из причин такого положения можно отнести недостаточное внимание к вопросам организации педагогического контроля на занятиях физическим воспитанием, отсутствие объективных методов, предоставляющих студентам информацию о текущем состоянии их здоровья в информационно-образовательном пространстве вуза. Одним из возможных путей решения этой проблемы в системе физического воспитания может служить внедрение автоматизированного диагностического комплекса Медискрин, позволяющего оценивать функциональное состояние основных органов и систем организма человека [7].

Анализ отечественных и зарубежных исследований различных свойств биологически активных рефлекторных зон, находящихся на кожной поверхности, указывает на возможное получение с этих зон диагностической информации, отражающих возможность следить за динамикой состояния здоровья и оценивать состояние основных органов организма студента в выбранные моменты времени. Система Медискрин реализует такую возможность для человека.

Система Медискрин измеряет и обрабатывает результаты такой проводимости двадцати четырех точек тела человека, соотнесённых с основными органами и системами организма человека по методу Накатани [3]. Используемые алгоритмы расчёта показателей позволяют определить границы так называемого «коридора здоровья», что соотносится с методологией определения культуры здоровья и позволяет получать её цифровые оценки. Этот коридор указывает на возможные границы физиологического здоровья отдельных органов человека, является свидетельством адекватной реакции организма на использование методов оздоровления, включая занятия физическими упражнениями, и также позволяет определять наличие патологии в основных органах организма человека. Визуализация границ коридора здоровья происходит в процессе обработки измерений электропроводности для каждой из обследуемых репрезентативных точек с учётом коэффициента приведения [2]. Предлагаемая система границ коридора здоровья является подвижной с той точки зрения, что предоставляет информацию о возможных изменениях границ этого коридора в зависимости от индивидуальных особенностей обследуемого человека.

Качественная оценка состояния здоровья подкреплена возможностью расчёта числовых показателей, характеризующих состояние здоровья человека. К расчётным показателям относятся метаболический коэффициент, характеризующий состояние обменных процессов в организме человека; психоэмоциональный коэффициент, характеризующий возможности адаптации организма к воздействию внешних и внутренних факторов, и опорно-двигательный коэффициент, характеризующий изменения в костно-мышечной системе человека. Каждый из коэффициентов имеет определённые пределы изменений, соответствующие норме здорового человека (таблица 1).

Таблица 1.

Показатели коридора здоровья по величине диагностических критериев

Наименование диагностического критерия Величина диагностического критерия, характерного для «коридора здоровья», мка
Метаболический 0,9 – 1,2
Психоэмоциональный 0,6 – 0,85
Опорно-двигательный 0,9 – 1,1

 

При проведении обследований среди студентов педагогического университета удалось установить, что средние значения электропроводности, имеющие величину менее 25 мка, свидетельствуют о состоянии сниженной энергетики у занимающихся. Такая энергетика соотносится с состоянием стресса при сдаче сессии и сопровождается снижением защитных сил организма, понижением инертности метаболических процессов, что выливается в астено-невротические реакции, типа депрессии, фобии. Определены нижние границы среднего показателя электропроводности органов тела человека, когда он достигает предела 13 мка и ниже, то человек подлежит дополнительному углубленному врачебному обследованию.

Методические возможности обработки результатов измерений и оценки состояния здоровья позволяют использовать этот метод при организации мониторинга состояния здоровья за значительным количеством людей. Этому способствует простота и мобильность процедуры измерений оцениваемых показателей электропроводности в биоактивных точках на теле человека.

В ранее проведённых исследованиях была показана чувствительность метода Медискрин к определению изменений функционального состояния органов и систем тела человека при выполнении физических упражнений [5, 6]. Это позволяет корректировать нагрузку занимающихся физическими упражнениями, выбирать параметры индивидуальной тренировки при занятиях в процессе физического воспитания студентов.

В заключении следует отметить, что повышение эффективности процессов формирования компетенций у студентов различных вузов будет повышаться за счёт использования автоматизированных методов мониторинга за состоянием их здоровья при освоении образовательных программ различного направления. А возможности визуализации и цифрового сопровождения процесса мониторинга здоровья повышают вероятность построения индивидуальных траекторий получения компетенций студентами вузов.

 

Список используемых источников

1. Баранников К.А. О регулировании содержания образования на современном этапе обновления системы образования в Российской федерации/ К.А. Баранников, С.Н. Вачкова, М.Ю. Демидова, И.М. Реморенко, О.А. Решетникова// Вестник образования. 2016, № 14. С. 69-80.

2. Кирпа А.И., Комаров А.И., Петров Е.И., Пузанков А.В. Устройство для диагностики функционального состояния организма: Патент на изобретение 2142251. – 10.12.1999.

3. Кирпа А.И. Инновационный мониторинг здоровья сохраняет миллионы жизней и десятки миллиардов рублей бюджета России. / Материалы первой Всероссийской конференции «Современные средства мониторинга состояния здоровья населения. Перспективы развития скрининга. – М.: ЗАО «Медицинские наукоёмкие системы и технологии, 2011. – С. 1-2.

4. Корпачёва А. Технология стрессоустойчивости «Ключ» в системе физического воспитания/ А. Корпачёва, Х.М. Алиев, Н.Г. Михайлов: Материалы ХХII Международной научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире. – Коломна: МГОСГИ, 2012. – С.233-238.

5. Михайлов Н.Г. Проектирование информационно-образовательного пространства в системе физического воспитания: монография/ Н.Г. Михайлов. - Монография. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, ООО Телер, 2012. – 216 с.

6. Москатова А.К., Байковский Ю.В. «Спортскрин» – система полифункционального контроля готовности спортсменов к экстремальной деятельности//Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. 2009. - №1 (15). С. 27-30.

7. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [электронный ресурс]: URL: http://fgosvo.ru (дата обращения 11.10.2018).

8. Столяров В.И., Вишневский В.И. Роль массовых спортивных соревнований в формировании культуры здорового образа жизни школьников // Дети России образованны и здоровы: Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции, г. Санкт-Петербург, 25-26 февраля 2010 г. – М., 2010. – С. 37-40.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению 43.03.01. Сервис (уровень бакалавриата): [Электронный ресурс]: URL: http://fgosvo.ru/430301 (дата обращения 10.10.2018).

10. Цветкова М.С. Информационная активность педагогов: методическое пособие / М. С. Цветкова. — БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. — 352 с.

 

 

УДК 37.037 (075.8)

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОК НИЗКОГО УРОВНЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

 

Купчинов Р.И.,

доктор педагогических наук, профессор

кафедры физического воспитания и спорта

Минский государственный лингвистический университет,

Республика Беларусь, г. Минск,

Е -mail: r.kupchinov@yandex.ru

 

Романов К.Ю.,

кандидат педагогических наук, доцент

Белорусский государственный медицинский

университет,

з ав. кафедры физического воспитания и спорта, доцент,

 Республика Беларусь, г. Минск

 

Аннотация. В статье приведены результаты факторного анализ, методом главных компонентов, психофизического состояния студенток низкого уровня физической подготовленности.

Ключевые слова: факторный анализ, психофизическое состояние, жизнедеятельность, работоспособность, адаптация, восстановление.

Annotation. The article presents the results of factor analysis, by the method of main components, of the psychophysical state of female students of low levels of physical fitness.

Key words: factor analysis, psychophysical state, livelihoods, performance, adaptation, recovery.

 

Характерной чертой современного этапа развития физического воспитания в ХХI веке является выявление ведущих факторов структуры двигательной деятельности и психофизической подготовленности занимающихся.

Специалисты в области двигательной активности и подготовки считают, что для того чтобы знать, как эффективно строить учебно-тренировочный процесс по физическому воспитанию, надо знать, что и как следует тренировать. В этом и заключается основа двигательной подготовленности человека.

Из множества факторов, влияющих на конечный результат уровня психофизического состояния, следует выделить четыре взаимообусловливающих:

1) от каких ведущих факторов зависят результаты улучшения психофизического состояния студентов;

2) какова степень важности каждого из факторов, характеризующих психофизическое состояние;

3) какова динамика двигательной подготовленности за время занятий в вузе с учетом направленности учебно-тренировочного процесса и исходного уровня психофизического состояния изучаемого контингента;

4) материал, включаемый в учебно-тренировочный процесс (средства, методы, и прежде всего двигательная нагрузка ее объем и интенсивность выполнения).

Оптимальное воспитание двигательных способностей обусловлено индивидуализацией этого процесса в соответствии с биологической и социальной программой развития человека. Для совершенствования процесса физического воспитания студентов вузов необходимым является изучение комплекса факторов, влияющих на физическую подготовленность данного контингента занимающихся [1, 2, 3]. Среди них одним из наиболее значимых является выделение компонентов структуры психофизической подготовленности. Анализ факторов определяющих структуру психофизической подготовленности позволяет определить слабые и сильные стороны процесса двигательной подготовки студентов.

Анализ научно-методической литературы по проблемам психофизической подготовки студентов позволил определить, что недостаточно исследованными остаются вопросы факторной структуры двигательной подготовленности студентов учреждений образования

С помощью факторного анализа методом главных компонентов нами были выявлены факторы, определяющие наиболее эффективную направленность и подход к подбору средств для проведения учебно-тренировочного процесса в основном и подготовительном учебном отделении по физическому воспитанию с женским контингентом.

Данный факторный анализ был проведен по результатам занимающихся с удовлетворительным и низким уровнем физической подготовленности.

В результате факторного анализа выявлено 8 факторов, вклад которых в обобщенную дисперсию выборки составил почти 78 %. Идентификация факторов, осуществлялась за счет анализа величин факторных нагрузок (табл. 1).

Таблица 4.1

Факторная структура психофизического состояния студенток

удовлетворительного и  низкого уровня подготовленности

Факторы   Интерпретирование факторов Вклад в обобщенную дисперсию выборки, %
1 Функционирования жизнедеятельности организма (работоспособность, адаптация, восстановление). 24,23
2 Функциональных возможностей сердечнососудистой и дыхательной систем (проба Рюффье, проба Штанге, (проба Генчи,Ж Е Л). 15,91
3 Функциональная подготовка нервно-мышечного аппарата (максимальная и относительная сила) 12,33
4 Комплексной двигательной подготовки (показатели, отдельных двигательных способностей) 8,67
5 Состояние здоровья (оцениваемое по медицинским группам) 5,42
6 Скоростно-силовой подготовленности 4,17
7 Физического развития (антропометрические показатели) 3,88
8 Психологического состояния (показатели, п сихологических особенностей свойств личности) 3,19

 

В первый фактор вошли показатели, имеющие высокие факторные нагрузки (0,912-0,708): максимальное потребление кислорода – М П К, М П К / кг, P W C / 170, P W C / 170 / кг, полученные в процессе проведения трехступенчатого велоэргометрического теста; тест комплексной оценки сердечно-сосудистой системы; увеличение ЧСС после нагрузки, в %; восстановление ЧСС после отдыха на 1, 2, 3 минутах; 12-минутный беговой тест (по К. Куперу). Этот фактор соответствует 24,2% общей дисперсии выборки в исследуемой группе и интерпретирован как фактор «Функционирования жизнедеятельности организма» включая основные показатели жизнедеятельности (работоспособность, адаптацию, восстановление).

Во второй фактор, на долю которого приходится 15,91 % общей дисперсии выборки, вошли показатели, характеризующие функциональные возможности сердечнососудистой и дыхательной систем организма с факторными нагрузками (0,871-0,636): проба Рюффье, задержки дыхания на вдохе (проба Штанге), задержки дыхания на выдохе (проба Генчи), Ж Е Л. По-видимому, его можно интерпретировать как фактор «Функциональных возможностей сердечнососудистой и дыхательной систем».

Третий фактор (12,33 %) образовали преимущественно показатели, характеризующие максимальную и относительную силу десяти мышечных групп, подтягивание на низкой перекладине, поднимание туловища из положения лежа за 1 мин с факторными нагрузками (0,811-0,606). Поэтому он интерпретирован как фактор «Функциональная подготовка нервно-мышечного аппарата».

В четвертый фактор, на долю которого приходится 8,67 % общей дисперсии выборки, вошли показатели, характеризующие отдельные стороны двигательных способностей; бег на 100 м, прыжок в длину с места, бросок ядра вперед двумя руками снизу, бег на 2000 м, наклон вперед, сумма баллов 6 тестов ОФП с факторными нагрузками (0,781-0,568). Это позволяет его интерпретировать как фактор «Комплексной двигательной подготовки»

Близок по процентному вкладу в обобщенную дисперсию выборки пятый фактор (5,42 %), связанный с характеристиками состояния здоровья, которые определялись по отсутствию или наличию отклонения в органах и системах организма от норм и их тяжесть. В 5 баллов оценивалось здоровье студенток отнесенных к основной группе, в 4 балла основная группа имеющие незначительные отклонения, 3 балла – подготовительная, 2 балла – специальная, 1 балл – ЛФК, инвалиды с факторной нагрузкой 0 768. Этот фактор следует интерпретировать как «Состояние здоровья».

Шестой фактор образовали преимущественно показатели психометрического тестирования: быстрота реакции, быстрота одиночного движения, время отталкивания, спринтерские беговые виды бег 30 м с хода, бег 30 и 60 м с низкого старта, тройной прыжок с места, Бросок веса одной рукой, копьеметательным способом, с факторными нагрузками (0,720-0,581). Для данного контингента занимающихся его можно считать фактором «Скоростно-силовой подготовленности». Вклад этого фактора в обобщенную дисперсию выборки равен 4,17 %.

Седьмой фактор (3,88 %) дает высокие факторные веса с антропометрическими показателями (0,698-0,571): соотношением между длиной тела и массой тела, длиной тела, массой тела, длиной ног и интерпретируется как фактор «Физического развития».

В восьмой фактор с вкладом (3,19 %) в обобщенную дисперсию выборки вошли показатели, характеризующие психологические особенностей личности с факторными весами (0,658-0,532): тип темперамента, уровень тревожности, тест М. Люшера, агрессивность, готовность к страху, проявление воли и другие. Его можно интерпретировать как фактор «Психологического состояния»

Исследования выявили, что общая физическая работоспособность является интегративным показателем функционального состояния и функциональной подготовленности организма занимающихся. Она является важнейшим условием для развития всех основных двигательных способностей, основой способности организма к перенесению высоких специфических двигательные нагрузки, возможности реализовать функциональные потенциалы к интенсивному протеканию восстановления при регулярных занятиях физическими упражнениями.

Работоспособность обеспечивается функционированием одних и тех же систем организма, на ее уровень влияют одни и те же факторы, но роль этих систем и факторов различна в зависимости от уровня психофизического состояния студентов.

Список использованных источников

1. Гамалий, В.В. Совершенствование технико-тактического мастерства спортсменов, специализирующихся в единоборствах, на разных этапах многолетней подготовки (на примере фехтования) / В.В. Гамалий, Е.Н. Шевчук // Наука в олимпийском спорте. - 2014. - № 4. - С. 64-73.

2. Фирсин С.А., Липский Е.В. Отношение преподавателей физической культуры к разнообразным инновационным программам, технологиям, методикам //С.А. Фирсин, Е.В. Липский / Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=28012(дата обращения: 12. 2.2018).

3. Щадилова И.С. Элективные курсы по физической культуре как основа мотивации студентов к практическим занятиям// И.С. Щадилова / Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2018. № 2. С. 92-96.

 

 


 

УДК 338.482.22



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.054 с.)