Общая нозология. Этиология и патогенез 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая нозология. Этиология и патогенез



Росздрава», 2009.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Оглавление. 3

предисловие. 5

общая патофизиология. 6

общая нозология. Этиология и патогенез. 6

занятие 1. Предмет и методы патофизиологии. Основные понятия общей нозологии. Влияние факторов внешней среды в возникновении болезней (лучистая энергия, перегрузки, ускорения) 6

занятие 2. Причины и условия возникновения патологических процессов. Повреждающее действие электрической энергии и механических факторов. 10

занятие 3. Причинно-следственные отношения в патогенезе. Повреждающее действие изменений барометрического давления. Кислородное голодание. 14

занятие 4. Экстремальные и терминальные состояния в медицине. Повреждающее действие высокой и низкой температуры.. 19

учение о реактивности и резистентности организма. 23

занятие 5. Реактивность и резистентность организма, их роль в патологии. Факторы, влияющие на реактивность и резистентность. 23

занятие 6. Иммунологическая реактивность организма. Иммунопатология. 30

типовые патологические процессы.. 39

занятие 8. Нарушения органнотканевого кровообращения и микроциркуляции 39

занятие 9. Воспаление. 47

занятие 10. Лихорадка. 53

занятие 11. Типовые нарушения обмена веществ. 55

патофизиология органов и систем. 61

занятие 12. Недостаточность кровообращения. 61

занятие 13. Нарушение функции проводниковой системы сердца. Аритмии. Артериальные гипертензии и гипотензии. 65

занятие 14. Патофизиология внешнего дыхания. 68

занятие 15. Патофизиология почек. 72

занятие 16. Качественные и количественные изменения состава эритроцитов. Анемии. Эритроцитозы.. 77

занятие 17. Лейкоцитозы. Лейкопении. Лейкемоидные реакции. Лейкозы.. 83

занятие 18. Патофизиология печени. 90

занятие 19. Патофизиология пищеварения. 94

занятие 20. Патофизиология эндокринной системы.. 96

занятие 21. Патофизиология нервной системы.. 99

список основной литературы.. 104


ПРЕДИСЛОВИЕ

Практикум к учебно-исследовательской работе студентов по патофизиологии создан авторским коллективом кафедры патофизиологии Башкирского государственного медицинского университета в соответствии с примерной программой, утвержденной в 2003 году и требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Практикум включает тематические лабораторные занятия, построенные по единому принципу, и содержит следующие элементы:

· учебные цели и задачи, которые ставятся перед студентами;

· учебные задания с ориентировочной основой деятельности;

· вопросы для проверки и коррекции исходного уровня знаний умений студентов, а также для контроля усвоения ими темы занятия;

· список основной и дополнительной литературы по всем разделам курса патофизиологии.

Практикум состоит из двух частей. Первая часть «Общая патофизиология» включает материал для проведения занятий по общей патофизиологии и типовым патологическим процессам. Вторая часть «Частная патофизиология» содержит материал для занятий, посвященных изучению патологии отдельных органов и систем. Список основной литературы дан в виде приложения, дополнительной в конце каждого занятия.

Опыты, помеченые знаком *, из соображений, связанных с гуманным отношением к животным, сняты сотрудниками кафедры на видеопленку и не воспроизводятся в группах, а демонстрируются студентам в качестве учебного видеофильма. Надстрочными знаками 1,2,3 помечены профильные вопросы для педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов соответственно.

Практикум предназначен для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя, а также может быть использован персоналом, занятым подготовкой лабораторного занятия.


ОБЩАЯ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ.

ОБЩАЯ НОЗОЛОГИЯ. ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ

ЗАНЯТИЕ 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПАТОФИЗИОЛОГИИ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБЩЕЙ НОЗОЛОГИИ. ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ В ВОЗНИКНОВЕНИИ БОЛЕЗНЕЙ (ЛУЧИСТАЯ ЭНЕРГИЯ, ПЕРЕГРУЗКИ, УСКОРЕНИЯ)

Цель занятия

Уметь характеризовать цель и основные задачи, метод и струк­туру патофизиологии как учебной дисциплины; определять ос­новные категории и понятия общей нозологии и использовать их при патофизиологическом анализе различных форм патологии. Выявить зависимость патогенного действия фактора внешней среды от условий эксперимента.

Содержание занятия

1. Контроль и коррекция исходного уровня подготовки студентов.

Собеседование и дискуссия по вопросам:

1. Предмет, задачи, методы и структура патофизиологии как учебной дисциплины.

2. Основные понятия и категории общей нозологии: здоро­вье, болезнь, патогенный фактор, типовой па­тологический процесс, патологическое состояние, пато­логическая реакция.

3. Моделирование — основной метод патофизиологии. Значение и возможности моделирования патологических процессов и экспериментальной терапии.

4. Ограничения экспериментального и других методов моде­лирования в медицине и пути их преодоления.

5. Патогенное действие на организм различных видов лучистой энергии (лучи солнечного спектра, лазерное излучение).

6.  Виды ионизирующего излучения, механизм действия ионизирующего излучения на организм. Лучевая болезнь, виды, формы, периоды. Исходы и отдаленные последствия.

7. Понятие о кинетозах. Виды ускорений, особенности их действия на организм. 

8. Патогенез расстройств, вызываемых ускорениями, перегрузками и невесомостью.

Цель занятия

Показать роль причин и условий в возникновении болезней, их диалектическую взаимосвязь. Дать понятие о внешних и внутренних причинах и факторах риска болезней.

Содержание занятия

1. Контроль и коррекция исходного уровня подготовки студентов.

Собеседование и дискуссия по вопросам:

1. Причины и условия воз­никновения болезни, их диалектическая взаимосвязь.

2. Понятие о внутренних и внешних причинах и факторах риска болезни. Понятие о полиэтиологичности болезни. 2Значение социальных и экологических факторов в возникновении болезней. 

3. Охарактеризовать психогенные патогенные факторы, роль медперсонала в возникновении ятрогенных заболеваний.

4. Дать характеристику некоторых представлений общей этиологии (монокаузализм, кондиционализм, теория факторов, конституционализм, генетический детерминизм и т.д.).

5. Понятие об электротравмах: бытовые, производственные, природные. Факторы, определяющие степень поражения электрическим током.

6. Механизмы повреждающего действия электрического тока. Применение электричества в медицине.

7. Патологические процессы, связанные с механическими факторами – растяжением, разрывом, синдромом длительного раздавливания.

 

 2. Выполнение обучающих заданий.

Ток используют от городской сети через трансформатор, дающий возможность менять напряжение от 0 до 220 вольт. Для подведения тока непосредственно к животному пользуются специальными электродами, свободные концы которых прикладываются к телу животного. Опыты проводят на белых мышах, для чего их фиксируют на станке вверх спинкой; затем выстригают шерсть на обоих бедрах, у оснований передних лапок и на затылке. Перед каждым опытом отмечают характер и частоту дыхания, а также общее состояние и поведение животного.

 

Опыт № 1* Действие на организм тока различного напряжения

К выстриженным участкам бедер прикладываются электроды; последовательно пропускается ток напряжением в 10, 20, 30, 40 вольт в течение 5 секунд с интервалом в 3 минуты. Отметить общую реакцию и изменение дыхания животного в ответ на пропускание тока различного напряжения. Сделать выводы, ответив на следующие вопросы:

1. Как изменяется патогенное действие электротока на организм животного с увеличением его напряжения?

2. При каких параметрах напряжения постоянный ток более опасен, чем переменный?

 

Опыт № 2* Значение длительности действия электрического тока в исходе электротравмы

Через задние лапки мыши пропускается электроток напряжением 40 вольт в течение 5, 10, 15 и 20 секунд с интервалом в 3 минуты. Сравните характер общей ответной реакции и изменения дыхания в зависимости от продолжительности действия электрического тока.

1. Как изменяется патогенное действие электротока на организм животного при увеличении продолжительности его действия и почему? Сформулируйте вывод.

 

Цель занятия

Изучить проявления повреждения на разных уровнях интеграции организма, показать единство функциональных и структурных изменений в патогенезе заболевания.

Содержание занятия

1. Контроль и коррекция исходного уровня подготовки студентов.

Собеседование и дискуссия по вопросам:

1. Повреждение как начальное звено патогенеза. Уровни повреждения: субмолекулярный, молекулярный, субклеточный, клеточный, органно-тканевой, организменный.

2. Структурные, метаболические, физико-химические и функциональные изменения в клетке при ее обратимом и необратимом повреждении.

3. Типовые механизмы повреждения клетки (нарушения генетического аппарата, энергетического, водно-солевого, белкового, жирового, углеводного обмена, повреждения мембран и ферментов, расстройства рецепции, процессов внутриклеточной репарации и регуляции). Роль свободных радикалов и Са2+ в повреждении клетки.

4. Единство функциональных и структурных изменений в патогенезе заболеваний. Причинно-следственные отношения в патогенезе. Ведущие звенья и «порочные круги» в патогенезе.

5. Характеристика основных типов гипоксии (причины воз­никновения, патогенез, проявления). 2Роль профессиональных отравлений в развитии гипоксических состояний.

6. Метаболические, морфологические и функциональные на­рушения в организме в условиях острого гипоксического состояния. Последовательность нарушений в клетке при гипоксии.

7. Условия формирования, механизмы развития и проявления срочной и долговременной адаптации организма к гипоксии. 1Особенности развития гипоксических состояний у детей раннего возраста.

8. Действие на организм пониженного барометрического давления. Патогенез горной болезни; понятие о высотной болезни.

9. Действие на организм повышенного барометрического давления; патогенез кессонной болезни.

 

Цель занятия

Ознакомиться с экстремальными и терминальными состояниями; изучить в эксперименте действие на организм теплокровных экстремальных факторов окружающей среды (высоких и низких температур).

Содержание занятия

1. Контроль и коррекция исходного уровня подготовки студентов.

Собеседование и дискуссия по вопросам:

1. Терминальные состояния. Основные закономерности различных этапов умирания. Смерть клиническая и биологическая. Основные принципы и методы оживления (В.А. Неговский).

2. Шок, характеристика понятия. Стадии шока; основные структурные и функциональные нарушения на разных стадиях шока.

3. Этиология и патогенез различных видов шока, их сходства и различия (травматический, септический, гемотрансфузионный, кардиогенный). Основные принципы профилактики и терапии.

4.  Шоковые реакции (коллапс, обморок). Определение, классификация, патогенез. Сходство и различия шока и коллапса.

5. Кома, определение, классификация, стадии или степени: неврологическая первичная кома, принципы терапии.

6. Механизмы и виды терморегуляции. Нарушения терморегуляции. 1Особенности механизмов терморегуляции у детей раннего возраста.

7. Гипертермия, этиология и патогенез. Механизмы теплового и солнечного удара.

8. Ожоги, патогенез, стадии ожоговой болезни.

9. Гипотермия, этиология и патогенез. Применение гипотермии с лечебной целью. Искусственная гибернация.

10.  Механизмы возникновения простудных заболеваний. Отморожения.

Цель занятия

Изучить роль реактивности и резистентности в возникновении и течении патологических процессов

Содержание занятия

1. Контроль и коррекция исходного уровня подготовки студентов.

Собеседование и дискуссия по вопросам:

1. Понятие о реактивности и резистентности, их общность и различия. Значение реактивности организма в развитии патологических процессов.

2. Виды, формы и механизмы реактивности и факторы, определяющие ее. 1Особенности реактивности в детском возрасте.

3. Патология неспецифических факторов защиты (фагоцитоза, комплемента, пропердина): причины, механизмы разви­тия, проявления. 3Роль неспецифических факторов в механизмах защиты слизистой полости рта.

4. Конституция организма как основа реактивности. Определение понятия конституция организма. Классификация конституционных типов.

5. Роль конституции в возникновении и развитии заболеваний. Особенности физиологических и патологических процессов у людей различных конституционных типов.

6. 1Диатезы, их виды, значение в патологии (лимфатико-гипопластический, экссудативный, нервно-артритический).

7. Роль наследственности в формировании реактивности и резистентности. Методы изучения наследственности. Сходство и различия приобретенных, врожденных, наследственных и семейных форм патологии. Их этиология. 1Значение критических периодов в патологии эмбриона и плода.

8. Генные и хромосомные болезни. Мутации как инициальное звено изменения наследственной информации. 2Значение охраны окружающей среды. Возможные пути профилактики наследственных заболеваний.

    

Цель занятия

Уметь проводить патофизиологический анализ клинических и модельных ситуаций, связанных с развитием иммунопатологических состояний и реакций.

Содержание занятия

1. Контроль и коррекция исходного уровня подготовки студентов.

Собеседование и дискуссия по вопросам:

1. Представление о системе иммунобиологического надзора, её структуре, функции, роли в организме. Механизмы иммунитета – специфические и естественные факторы защиты.

2.  Типовые формы нарушения иммуногенной реактивности организма: классификация, общая характеристика.

3. 1Особенности формирования иммунологической реактивности в раннем детском возрасте

4. 3Роль иммунных механизмов в развитии некоторых стоматологических заболеваний.

5. Первичные В-зависимые (гуморальные) иммунодефициты: причины, механизмы разви­тия, проявления.

6. Первичные Т-зависимые (клеточные) иммунодефициты: причины, механизмы разви­тия, проявления.

7. Первичные комбинированные иммунодефициты: причины, механизмы разви­тия, проявления.

8. Вторичные (приобретенные) иммунодефициты и иммунодепрессивные состояния, их причины, принципы лечения.

9. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). Этиология, эпидемиология, патогенез, последствия.

10. Патологическая иммунная толерантность: причины, про­явления, последствия.

11.  Реакция «трансплантат против хозяина»: причины, виды, механизмы развития.

Содержание занятия

1. Контроль и коррекция исходного уровня подготовки студентов.

Собеседование и дискуссия по вопросам:

1. Аллергия: характеристика понятия. Классификация аллергических реакций. Типы аллерги­ческих реакций по Джеллу и Кумбсу.

2. Понятие о сенсибилизации. Аллергены, их классификация. 2Роль аллергенов как профвредностей.

3. Общий патогенез аллергических реакций. 

4. Аллергические реакции I типа, примеры, механизмы. Медиаторы аллергии: виды, роль в развитии аллергических реакций I типа.

5. Аллергические реакции II типа, этиология, механизмы, примеры. Медиаторы аллергии II типа.

6. Аллергические реакции III типа, этиология, патогенез, примеры.

7. Аллергические реакции IV типа, этиология, механизмы, примеры.

8. 1Особенности аллергии в детском возрасте

9. 3Аллергические процессы в полости рта, их этиология, патогенез, принципы диагностики и лечения.

10. Основные принципы профилактики и лечения аллергических заболеваний. Виды и механизмы гипо- и десенсибилизации.

Содержание занятия

1. Контроль и коррекция исходного уровня подготовки студентов.

Собеседование и дискуссия по вопросам:

1. Понятие о типовых патологических процессах, их виды.

2. Микроциркуляция: характеристика понятия, компоненты микроциркуляторной системы. Нарушения периферического кровообращения; понятие, виды.

3. Артериальная гиперемия: определение, виды, признаки, особенности микроциркуляции. Механизмы развития артериальной гиперемии. Последствия для организма.

4. Венозная гиперемия: определение, причины, признаки, особенности микроциркуляции. Функциональные и структурные изменения в тканях при венозной гиперемии. Последствия для организма.

5. Ишемия: определение, признаки, особенности микроциркуляции. Изменения в тканях при ишемии и механизмы ликвидации последствий ишемии. Компенсация нарушения притока крови при ишемии.

6. Кровотечение: причины, механизмы развития, исходы.

7. Эмболии: причины, виды, характеристика изменений кровообращения, исходы.

8. Тромбоз, причины тромбообразования. Механизмы тромбообразования в артериях, в венах. Исходы тромбозов.

9. Стаз, его виды, механизмы возникновения и последствия. Нарушения реологических свойств крови, вызывающие стаз в микрососудах (нарушение деформируемости эритроцитов, нарушение структуры потока крови в микрососудах, усиленная внутрисосудистая агрегация эритроцитов, изменение концентрации эритроцитов в крови). Феномен сладжа: характеристика понятия, причины воз­никновения, механизмы развития, проявления, последствия.

10. 2Роль некоторых вредных производственных факторов в развитии нарушений местного кровообращения.

 

ЗАНЯТИЕ 9. ВОСПАЛЕНИЕ

               

Цель занятия     

Уметь проводить патофизиологический анализ экспериментальных данных и клинических ситуаций, основу которых составлет процесс воспаления

Содержание занятия

1. Контроль и коррекция исходного уровня подготовки студентов.

Собеседование и дискуссия по вопросам:

1.Определение понятия воспаление, его этиология. 2Этиологические факторы воспаления, связанные с производственной Деятельностью человека. Принципы классификации воспаления. Основные компоненты воспалительного процесса. Общие и местные признаки воспаления.

2. Первичная и вторичная альтерация при воспалении. Особенности изменения обмена веществ, патохимические и физико-химические изменения в очаге воспаления.

3. Медиаторы воспаления. Их виды и происхождение, роль в развитии вторичной альтерации, общей динамике воспалительного процесса.

4. Эмиграции лейкоцитов при воспалении, ее механизмы, факторы хемотаксиса. Роль взаимодействия лейкоцитов и эндотелия. Молекулы клеточной адгезии.

5. Учение о фагоцитозе, его виды, стадии и механизмы. «Метаболический взрыв» фагоцитов. Механизмы погружения и переварования. Кислородные и бескислородные бактерицидные механизмы фагоцитов.

6. Реакция сосудов микроциркуляторного русла при воспалении. Динамика изменения кровотока, стадии и механизмы.

7. Экссудация. Механизмы возникновения воспалительных отеков. Состав и виды экссудатов.

8. Ответ острой фазы, его роль в защите организма при острой инфекции. Белки острой фазы, медиаторы, их биологические эффекты. Проявления ответа острой фазы.

9. Теории воспаления. Биологическое значение воспаления. Диалектическая взаимосвязь повреждения и защитно-приспособительных реакций в воспалительном процессе. Принципы фармакокоррекции воспаления.

10. Особенности этиологии и патогенеза хронического воспаления.

11. 1Особенности воспаления в период новорожденности; особенности сосудистой реакции, эмиграции, фагоцитоза.

12. 3Особенности течения воспаления в челюстно-лицевой области.

 

Цель занятия

Уметь проводить патофизиологический анализ клинических состояний и модельных ситуаций, связанных с развитием лихо­радки. Изучить некоторые механизмы развития лихорадки (зависимость от функционального состояния организма и температуры окружающей среды)

Содержание занятия

1. Контроль и коррекция исходного уровня подготовки студентов.

Собеседование и дискуссия по вопросам:

1. Типовые нарушения теплового баланса организма: об­щая характеристика.

2. Лихорадка: этиология, пирогенные вещества, их природа и классификация; механизмы действия пирогенов. Биологическое значение лихорадки.

3. Механизмы развития лихорадки. Изменения теплопродук­ции и теплоотдачи на различных стадиях лихорадки. Принципы фармакокоррекции лихорадки.

4. Изменения физиологических систем организма при лихо­радке. 1Особенности течения лихорадки и гипертермии у детей грудного возраста.

5. 2Отличие лихорадки от экзогенного перегревания как фактора профессиональной вредности и других видов гипертермии.

Цель занятия

Изучить причины и механизмы развития типовых нарушений углеводного, жирового, белкового, водного обмена. Изучить в эксперименте роль функционального состояния нервной системы в развитии отёка легких.

содержание занятия

1. Контроль и коррекция исходного уровня подготовки студентов.

Собеседование и дискуссия по вопросам:

1. Нарушения энергетического и основного обмена. Роль нервной и эндокринной систем в патогенезе этих нарушений.

2. Нарушения основных этапов белкового обмена. Положительный и отрицательный азотистый баланс.

3. Виды и стадии голодания. Изменения обмена веществ и функций организма при голодании. 1Особенности и последствия белково-калорийной недостаточности в детском возрасте. 3Значение врожденных и приобретенных дефектов ротовой полости в развитии неполного голодания.

4. Причина нарушений обмена аминокислот, их роль в патологии. Этиология и патогенез подагры.

5. Нарушения углеводного обмена, гипо- и гипергликемия, их причины и виды. Экспериментальные модели недостаточности инсулина.

6. Сахарный диабет, его виды. Нарушения углеводного и других видов обмена и физиологических функций при сахарном диабете. Диабетические комы (кетоацидотическая, гиперосмолярная), их патогенетические особенности.

7. Нарушение основных этапов жирового обмена. Жировая инфильтрация и дистрофия. Гиперкетонемия. Виды ожирения. 1Особенности нарушения липидного обмена у детей.

8. Нарушение холестеринового обмена. Гиперхолестеринемия. Роль нарушений липидного обмена в развитии атеросклероза.

9. Патогенез нарушений водно-солевого обмена. Положительный и отрицательный водный баланс. Экспериментальное воспроизведение дегидратации и гипергидрии.

10. Отеки. Патогенетические факторы отеков: механический, мембраногенный, онкотический, осмотический. Патогенез сердечных, почечных, воспалительных, токсических, аллергических, голодных отеков.

11. Основные виды и причины обезвоживания организма. Изменения в организме при обезвоживании, последствия. 1Особенности нарушения водного обмена у детей.

12. Нарушения электролитного обмена (натрия, кальция, магния). Основные причины и механизмы нарушений электролитного гомеостаза.

13. Нарушения кислотно-основного равновесия. Ацидозы, алкалозы и их виды. Расстройства в организме при различных видах ацидозов и алкалозов. Компенсаторные реакции организма при нарушениях кислотно-основного равновесия.

14. Нарушение обмена витаминов. 1Особенности этиологии и патогенеза рахита и гипервитаминоза Д у детей. Д-резистентные формы рахита.

Цель занятия

Изучить основные механизмы развития сердечной недостаточности и нарушений коронарного кровообращения. Уметь определять патогенетическую взаимосвязь сердечной недостаточности с возникновением других расстройств в организме. Вычислить и сравнить механическую работу здорового сердца лягушки и сердца с экспериментальной недостаточностью в условиях одинакового увеличения нагрузки на сердце

Содержание занятия

1. Контроль и коррекция исходного уровня подготовки студентов.

Собеседование и дискуссия по вопросам:

1. Понятие о недостаточности кровообращения, ее формы и основные гемодинамические показатели и проявления.

2. Сердечная недостаточность, ее виды, причины возникновения.

3. Перегрузочная форма сердечной недостаточности. Механизмы срочной и долговременной адаптации сердца к перегрузкам. Гипертрофия миокарда, стадии, особенности гипертрофированного сердца, механизм его декомпенсации.

4. Патогенез недостаточности сердца и общих расстройств кровообращения при нарушениях внутрисердечной гемодинамики. Пороки клапанов сердца, их основные виды. 1Механизмы компенсации при врожденных пороках сердца.

5. Принципы фармакокоррекции сердечной недостаточности.

6. Нарушения коронарного кровообращения, этиология, патогенез ИБС и последствия. Инфаркт миокарда (определение понятия, этиология, основные симптомы)

7. Осложнения инфаркта миокарда и патогенез реперфузионного повреждения сердца.

Содержание занятия

1. Контроль и коррекция исходного уровня подготовки студентов.

Собеседование и дискуссия по вопросам:

1. Патология сердечного ритма, связанная с нарушением автоматизма. Виды, причины, механизмы их возникновения и электрокардиографические проявления.

2. Патология сердечного ритма, связанная с нарушением возбудимости миокарда. Виды, причины, механизмы возникновения и электрокардиографические проявления. Фибрилляция и дефибрилляция сердца.

3. Патология сердечного ритма, связанная с нарушением проводимости миокарда. Виды, причины, механизмы возникновения и электрокардиографические проявления.

4. Первичная артериальная гипертензия (гипертоническая болезнь), ее этиология, патогенез, стадии.

5. Вторичные (симптоматические) артериальные гипертензии. Их виды, причины, механизмы развития.

6. Артериальная гипотония. Гемодинамические механизмы гипотензивных состояний. Конституциональная гипотензия. Острые и хронические патологические гипотензии.

Цель занятия

Рассмотреть этиологию, патогенез, различных вариантов дыхательной недостаточности. Изучить в эксперименте механизмы расстройств внешнего дыхания.

Содержание занятия

1. Контроль и коррекция исходного уровня подготовки студентов.

Собеседование и дискуссия по вопросам:

1. Характеристика понятия дыхательной недостаточности. 2Роль профвредностей в возникновении патологии органов дыхания

2. Одышка, механизм ее возникновения.

3. Асфиксия как проявление острой дыхательной недостаточности. 1Патогенез острой асфиксии плода и ее особенности на фоне хронической антенатальной гипоксии.

4. Нарушения регуляции внешнего дыхания. Патологические формы дыхания (периодическое дыхание, терминальное дыхание). Виды, этиология, патогенез.

5. Вентиляционные формы дыхательной недостаточности. Этиология, патогенез нарушения вентиляции легких по обструктивному типу. 

6. Этиология, патогенез нарушения вентиляции легких по рестриктивному и смешанному типу. Пневмоторакс, этиология, виды, патогенез. 1Роль сурфактанта в возникновении респираторного дистресс-синдрома новорожденных.

7. Диффузионные формы дыхательной недостаточности. Причины, проявления.

8. Нарушения легочного кровотока (перфузионные формы недостаточности), их причины, последствия. Соотношение вентиляции и перфузии в норме и при патологии.

Цель занятия

Изучить причины, механизмы развития и проявления почечных синдромов. Изучить особенности показателей мочи при разных почечных синдромах.

Содержание занятия

1. Контроль и коррекция исходного уровня подготовки студентов.

Собеседование и дискуссия по вопросам:

1. Функции почек, механизм образования мочи.

2. Проявления почечной патологии: изменение состава, удельного веса, количества мочи, механизмы их возникновения, последствия для организма.

3. Основные проявления нарушений клубочкового аппарата почек, причины и последствия для организма. Острый и хронический гломерулонефрит.

4. Основные проявления нарушений канальцевого аппарата почек (проксимальной и дистальной реабсорбции, канальцевой секреции, экскреции).

5. Нефротический синдром, этиология, патогенез, проявления.

6. Почечнокаменная болезнь, причины и механизмы образования почечных камней.

7. Острая почечная недостаточность. Формы, этиология, патогенез, стадии, принципы лечения. Значение гемодиализа в лечении острой почечной недостаточности.

8. Хроническая почечная недостаточность. Этиология, стадии, клинические проявления

9. Уремия, механизмы и проявления. Принципы лечения.

Ситуационные задачи

Анализ мочи 1. Цвет – красный, прозрачная, уд. вес – 1005, реакция кислая, белок 1‰. Микроскопическое исследование: лейкоциты – 5-7 – в поле зрения, эритроциты свежие и выщелоченные сплошь в поле зрения, цилиндры гиалиновые единичные в поле зрения, соли оксалаты.

Анализ мочи 2. Цвет – соломенно-желтый, прозрачная, уд. вес – 1028, реакция кислая, белок 6,6‰, сахар – отрицательный. Микроскопическое исследование: эпителий плоский един. в поле зрения, лейкоциты – един. в поле зрения, цилиндры гиалиновые 2-3 в поле зрения, зернистые 3-5- в поле зрения, восковидные 3-5- в препарате, соли оксалаты.

Анализ мочи 3. Суточное количество – 1,5 л. Цвет бледно-желтый, прозрачная, уд. вес – 1028, реакция кислая, белок отрицательный, сахар 1%, сахар крови натощак 4,4 ммоль/л.

Анализ мочи 4. Суточное количество мочи – 4,5 л. Цвет бледно-желтый, прозрачная, уд. вес – 1030, реакция кислая, белок отрицательный, сахар 1,5%, сахар крови натощак 8,8 ммоль/л.

Анализ мочи 5. Суточное количество мочи – 5 л. Цвет бледно-желтый, прозрачная, уд. вес – 1005, реакция кислая, белок отрицательный, сахар отрицательный.

 

Дополнительная литература:

1. Биохимические методы исследования в клинико-диагностических лабораториях / О.А. Тимин, Т.К. Клементьева, В.Ю. Серебров и др. – Томск: STT, 2002. – 244 с. 

2. Александров В.П. Мочекаменная болезнь: Лечение и профилактика. – СПб.: Невский проспект, 2002. – 128 с.

3. Рябов С.И. Нефрология. – СПб.: СпецЛит, 2000. – 672 с.

4. Д.А. Шейман. Патофизиология почки / Под. ред. Ю.В.Наточина. – М.: БИНОМ; СПб.: Невский диалект, 2001. – 206с.

 


 

Цель занятия     

Рассмотреть современные представления о регуляции процессов кроветворения и их нарушениях. Изучить особенности морфологического состава периферической крови при различных видах анемий.

 

Содержание занятия

1. Контроль и коррекция исходного уровня подготовки студентов.

Собеседование и дискуссия по вопросам:

1. Современная схема кроветворения. Регуляция кроветворения.

2. Генез клеток красной крови. Понятие о нормобластическом и мегалобластическом типах кроветворения.

3. Нарушения регуляции эритропоэза. Классификация патологических форм эритроцитов.

4. Анемии, определение, причины их развития. Основные принципы классификации различных видов анемии.

5. Изменения общего количества циркулирующей крови: нормо, гипо- и гиперволемии, их виды, механизмы возникновения и последствия для организма.

6. Кровопотеря. Механизм расстройства и компенсации функций организма при кровопотере

7. Острая постгеморрагическая анемия. Этиология, патогенез, картина периферической крови и костного мозга, принципы терапии.

8. Хроническая постгеморрагическая анемия. Этиология, патогенез, картина периферической крови и костного мозга, принципы терапии.

9. Анемии, связанные с нарушением синтеза гемоглобина (железодефицитные анемии). Этиология, патогенез, картина периферической крови и костного мозга.

10. В12- и фолиево-дефицитные анемии. Этиология, патогенез, картина периферической крови и костного мозга, принципы терапии.

11. Первичные (наследственные) гемолитические анемии, этиология, патогенез, картина периферической крови и костного мозга, принципы терапии.

12. Вторичные гемолитические анемии, этиология, патогенез, картина периферической крови и костного мозга, принципы терапии. Гемолитическая болезнь новорожденных, ее патогенез.

13. Гипо- и апластические анемии. Этиология, патогенез, картина периферической крови и костного мозга, принципы терапии.

14. Полицитемии первичные и вторичные. Этиология, патогенез, картина периферической крови и костного мозга, последствия для организма.

Цель занятия     

Изучить особенности морфологического состава периферической крови при различных видах лейкоцитозов, лейкопений, лейкемоидных реакций и лейкозов.

Содержание занятия

1. Контроль и коррекция исходного уровня подготовки студентов.

Собеседование и дискуссия по вопросам:

1. Механизмы нарушения регуляции лейкопоэза.

2. Лейкоцитозы: определение, этиология, классификация, патогенез.

3. Нейтрофильный лейкоцитоз: этиология, виды ядерного сдвига, их клиническое значение, изменения в лейкоцитарной формуле при каждом виде сдвига.

4. Лейкопении: причины и механизмы развития, классификация, последствия. Агранулоцитоз.

5. Лейкоцитарная формула и ее изменения при различных видах лейкоцитозов и лейкопений.

6. Лейкемоидные реакции, их виды. Этиология, патогенез. Отличия от лейкозов, значение для организма.

7. Лейкозы, характеристика понятия. Этиология лейкозов: роль вирусов, химических канцерогенов, ионизирующей радиации в их возникновении.

8. Принципы классификации лейкозов.

9. Острые лейкозы; особенности патогенеза, кроветворения и клеточного состава периферической крови, общие нарушения в организме.

10. Хронические лейкозы; особенности патогенеза, кроветворения и клеточного состава периферической крови, общие нарушения в организме.

Ситуационные задачи

Анализ крови №1. Эр.- 3,6х1012/л, Hb – 60 г/л, ЦП – 0,5, ретикулоциты - 96‰. Лейкоциты – 13,5х109/л, эозинофилы – 2%, миелоциты – 1%, юные – 3%, палочкоядерные – 8%, сегментоядерные – 66%, лимфоциты – 16%, моноциты – 4%. В мазке полихроматофильные эритроциты, нормобласты 2:100.

Анализ крови №2. Эр.- 3,0х1012/л, Hb – 46 г/л, ЦП – 0,46, ретикулоциты - 40‰, тр. – 180х109/л. Лейкоциты – 8,8х109/л, эозинофилы – 2%, палочкоядерные – 1%, сегментоядерные – 63%, лимфоциты – 28%, моноциты – 6%. В мазке гипохромия и микроцитоз эритроцитов, нормобласты 4: 100.

Анализ крови №3. Эр.- 2,5х1012/л, Hb – 95 г/л, ЦП – 1,14, ретикулоциты - 86‰. Лейкоциты – 4,5х109/л, эозинофилы – 1%, 1 сегментоядерные – 76%, лимфоциты – 21%, моноциты – 2%. В мазке эритроциты с тельцами Жолли, пойкилоцитоз, анизоцитоз (макроцитоз) эритроцитов

Анализ крови №4. Эр.- 7,8х1012/л, Hb – 200 г/л, ЦП – 0,76, ретикулоциты - 28‰, тр. – 500х109/л. Лейкоциты – 11,0х109/л, эозинофилы – 2%, юные – 1%, палочкоядерные – 3%, сегментоядерные – 60%, лимфоциты – 28%, моноциты – 6%. В мазке нормобласты 4: 100.

Анализ крови №5. Эр.- 1,05х1012/л, Hb – 50 г/л, ЦП – 1,5, ретикулоциты - 2‰, тр. – 150х109/л.

Лейкоциты – 4,0х109/л, эозинофилы – 2%, палочкоядерные – 2%, сегментоядерные – 58%, лимфоциты – 35%, моноциты – 3%. В мазке анизоцитоз, пойкилоцитоз эритроцитов, мегалобласты 12: 100. Выраженная полисегментация нейтрофилов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.61.119 (0.179 с.)