Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типология спонтанных мировоззренческих понятий.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Критерии обобщенности: 1. Отсутствие представлений связанных с абстрактным словом обыденного языка. 2. С абстрактным словом обыденного языка связано единичное (конкретное) представление. Пример: Счастье - это когда мне подарили на день рождение куклу. 3. С абстрактным словом обыденного языка связано несколько изолированных конкретных представлений. Пример: Счастье, - это когда мы с папой гуляем, играю на компьютере, развлекаюсь с друзьями на аттракционах. . С абстрактным словом обыденного языка связан наглядный, внешний несущественный признак, объединяющий несколько конкретных представлений. Пример: Счастье - это когда мне делают что-то хорошее: дарят подарки, ставят пятерки, приглашают в гости. 5. Обобщение, связанное с абстрактным словом обыденного языка происходит по двум или нескольким несущественным наглядным признакам, рассматривающимся ребенком как равнозначные, рядоположенные (ситуативное обобщение), отсутствует иерархия, соподчинение признаков. Пример: Счастье, - когда мама любит дочку, собачку принесли домой, и накормили, девочку пожалели, и все они радуются. 6. Обобщение, связанное с абстрактным словом обыденного языка происходит по двум или нескольким наглядным, несущественным признакам, между которыми ребенок устанавливает соподчинение (система наглядных признаков). Пример: Счастье это когда все вокруг красиво: цветы, небо, птички поют, красивая машина едет, и девочка красиво поет. - 6.1 Обобщение происходит по существенному и несущественным признакам, рассматриваемые, как рядоположение, равнозначные. Пример: Счастье это когда тебе делают добрые поступки, дарят конфеты, игрушки и помогают в беде. 7. Обобщение, связанное с абстрактным словом обыденного языка происходит по внутреннему, существенному признаку. Пример: Счастье - это когда ты добрый и делаешь кому-то что-то доброе, хорошее, от этого душа радуется. 8. Обобщение, связанное с абстрактным словом обыденного языка опирается на несколько существенных признаков, между которыми отсутствует отношения соподчинения. Пример: Счастье - это когда люди любят, когда я дружу с кем-то, не желаю никому зла и все у меня хорошо на Душе, когда я радуюсь и моя мама рада. 9. Обобщение, связанное с абстрактным словом обыденного языка основывается на системе существенных признаков. Пример: Счастье ~ это солнце, оно нам приносит счастье, без него нет жизни, от солнца много исходит света, тепла, восходят цветы. Если бы солнца не было бы, то было бы темно, а в темноте жить плохо. Без солнца будут беды, не взойдет урожай, и люди будут несчастливы. Солнце - это символ счастья, и еще цветы, потому что они отдают красоту. Чтобы быть счастливой нужно не обижаться, шутить, любить, делать добрые дела и тогда поднимается настроение в Душе. На основе проведенного нами эксперимента возможно построение диаграммы развития детских спонтанных мировоззренческих понятий у детей. Экспериментальное исследование не только подтвердило нашу основную гипотезу, но и выявило много интересных и новых фактов.
Сводная таблица уровня развития ДСМП
Выводы: из данных исследования видно несомненное влияние программы ФДД на развитие уровня мировоззренческих понятий у детей младшего школьного возраста. В экспериментальном классе развитие ДСМП увеличилось на 26% за год, а норма для данного возраста 10-12%. Подводя итоги всего исследования можно заключить, что на основе приведенных исследований, были подвержены гипотезы нашего исследования: - Частная гипотеза нашего исследования, о том, что все дети обладают ДСМП. - Главная гипотеза нашего исследования, о том, что в процессе проведения воспитательного, мировоззренческого диалога происходит развитие ДСПМ, что в целом, несомненно, влияет на развитие общего уровня когнитивного и личностного развития младших школьников. В структуре рассматриваемого феномена обнаружены ранее не известные компоненты такие как: - влияние на развитие ДСМП различных слоев культуру, этноса, традиций и национальностей. Также мы заметили, что у детей с повышенным социальным статусом и благополучным домашним микроклиматом уровень ДСМП выше, чем у детей с неблагополучной социальной обстановкой в семье. У тех детей, у которых наблюдалась повышенная активность в изучении мировоззренческих понятий, были выявлены заметные положительные результаты в конце учебного года, таким детям удалось во многом продвинуться и добиться определенных результатов в изучаемой области. В целом в нашей практической работе мы достигли определенных положительных и конструктивных результатов: 1. Нам удалось познакомиться с теоретическими основаниями программы, узнать и реализовать на практике программу ФДД, самим поработать в русле воспитательного мировоззренческого диалога. 2. Мы совместно с детьми 2-го класса учились вести диалог, высказывать и выслушивать различные мнения по затронутой проблеме, спорить, доказывать свою точку зрения, задумываться над проблемами бытия и жизни. В процессе обучения по этой программе наш психолого-педагогический опыт обогащался, мы росли и развивались совместно с детьми в русле сократического диалога. Результаты получены в рамках школы JI.C. Выготского и отечественной школы психологов, несомненно, помогут психологам и педагогам для дальнейшей работы в сфере воспитательного диалога, при дальнейшем и продвижении развитии данной программы в жизнь. Возможно, будет более конкретно разработаны критерии оценки получаемых результатов, разработаны эффективные и ценные методические руководства и надежные и валидные методики, для проверки уровня ДСМП. В дальнейшем эти результаты помогут расширить и углубить знания в данной области, в которой исследования только начались, в ней еще много «белых пятен» и вопросов, которые необходимо дорабатывать, познавать и обобщать. Заключение
Данная программа позволяет создать психологические условия для экстериоризации, объективирования мыслительного содержания, связанного в сознании детей младшего школьного возраста с «абстрактными» словами обыденного языка. Основная идея нашего эксперимента заключалась в изучении влияния совместной деятельности детей младшего школьного возраста, организованной в форме сократического диалога, на личностное и когнитивное развитие учащихся. Данные исследования, несомненно, подтверждают положительное влияние воспитательного диалога на психическое развитие детей. В свою очередь это открывает возможность организации взаимодействия детей по типу сократических диалогов. В дальнейшем, возможно, продолжить работу по исследованию развития детских мировоззренческих понятий у детей, а также использовать элементы программы ФДД и воспитательный диалог в дальнейшей психологической работе с детьми и подростками. В этом году был проведен сравнительный срез на предмет развития и формирования ДСМП в различных системах воспитания. В эксперименте участвовали несколько классов: классы с традиционной системой образования (экспериментальный и контрольный), классы занимающиеся по занковской системе (экспериментальный и контрольный), классы занимающиеся по системе Эльконина-Давыдова (экспериментальный и контрольный). Результаты исследования будут подсчитаны и проработаны. В этом исследование будет наблюдаться, и выявляться: - какое влияние оказывает программа ФДД на развитие ДСМП в различных системах воспитания. - какая из систем образования и стили руководства способствуют и инициируют развитие ДСМП, а какая из систем образования тормозит развитие мировоззренческих представлений у детей. - какой стиль руководства взрослого более благоприятен и эффективен для личностного и когнитивного развития младших школьников. Данные этих исследований помогут в дальнейшем продвинуть и расширить область изучения ДСМП, накопить факты и закономерности, оформить и разработать грамотные рекомендации, методики и стимульные тексты для проведения воспитательных сократических бесед и диалогов в общеобразовательных школах России и ближнего зарубежья. Литература 1. Джуринский А.Н. История педагогики, Москва, изд. Владос, 2000 г. - 468 с. 2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979 - 367 с. . Выготский JI.C. Собрание соч. Т.6, т. 2, - М. 1984 г. - 567 с. . Детская психология Б.С. Волков, Н.В. Волкова, - М. 2000 г., Серия «Психология развития», 3-є изд. - 144 с. . Журнал Психологическая наука и образование, 1996, №4. «Школа диалога культур» стр. 66-73. . Журнал Психологическая наука и образование, 1996 №1. Марголис А.А. Программа «Философия для детей» - стр. 166. . Журнал Психологическая наука и образование, 1997, №4 (А.А. Марголис, С.Д. Ковалев, М.В. Телегин, Кондратьев Е.А. Сообщение I «Философия для детей» - диалогический учебный предмет). - стр. 145. . Журнал Психологическая наука и образование, 1998, №1. - стр. 167. . Зеньковский В.В. Психология детства. М., 1996. - 268 с. . Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986, - 384 с. . Практическая психология воспитания Под. ред. Дубровиной И.В. - М. 1998, ТЦ «Сфера» - 528 с. 12. Объяснительная записка к программе «Философия для детей», А.А. Марголис, С.Д. Ковалев, М.В. Телегин, Е.А. Кондратьев, Москва, АЛО «Центр Развивающее образование» 2002 г., - 47 с. 13. Психология дошкольника. Хрестоматия. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. (А.А. Люблинская «О моральных представлениях и моральных привычках»), - 384 с. 14. Психолого-педагогический словарь - Ростов на Дону, изд. «Феникс», 1998.-544 с. . Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М. Народное образование, 1998. - 256 с. . Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии: Наука о душе. - М.: Изд. Владос, 2001. - 298 с. . Дж. Верч. Голос разума. Социокультурный подход к опосредованному действию. - М: Тривола, 1996.-125 с. . Божович Л.И. Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б. Очерки по психологии детей. Москва. 1950 г. - 238 с. . Психологический словарь/ Под. Редакцией В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. -2-е изд. перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999.-440 с. . Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. Москва 1996 г. . Кондратьев Е.А. Философское обоснование программы «Философия для детей»/Мышление. 1996. №2. 22. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы, Москва, 1995 г. - 368 с. 23. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. Москва 1994 г. -378 с. 24. Телегин М.В. Образовательные цели и задачи программы «Философия для детей»: Общие способы их реализации / Мышление. 1997 г. №3. 25. Телегин М.В. Воспитательный диалог. Часть 1. МГППИ 2002 г. - 136 с. 26. Вопросы психологии, №2,1983 г., Л.А. Петровская, А.С. Спиваковская; Воспитание как общение - диалог, с. 39. 27. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. - М., 1975, - 239 с. 28. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М., 1979, с. 17-35. 29. Корчак Я. Избранные педагогические произведения. - М., 1979, - 473 с. 30. Психология А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский., 2000. стр.-70. . Общение и развитие психики, Москва, 1986 г., под ред. Бодалева А.А., Ковалева Г.А. -176 с. Статья: «Психологические проблемы диалога в свете идей М.М. Бахтина и А.А. Ухтомского», Т.А. Флоренская, - 21 с. . Р. Смид Групповая работа с детьми и подростками. - М. - Генезис, 2000. - 272 с. . Л.С. Выготский Вопросы детской психологии. Спб, - Союз., 1999 - 224 с. . Ошо О детях. - Москва, изд. - во София, 2003. -288 с. . Баранова И.В. и др. Нравственные ценности. Развивающая программа для млад. шк. - М. Генезис, - 2003, - 144 с. . Е.О. Смирнова Особенности общения с дошкольниками. - М. Академия. - 200. - 160 с. . Ю.Б. Гиппенрейтер Общаться с ребенком Как? - М. Черо.2000, - 240 с. . Библер B.C. От наукоучения к логике культур. - М. 1991, - 342 с. . Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. Сборник статей. Томск, Пеленг, 1995, - 144 с. . Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? М., -1986. -208 с.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.143.150 (0.013 с.) |