Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология спонтанных мировоззренческих понятий.

Поиск

Критерии обобщенности:

1. Отсутствие представлений связанных с абстрактным словом обыденного языка.

2. С абстрактным словом обыденного языка связано единичное (конкретное) представление. Пример: Счастье - это когда мне подарили на день рождение куклу.

3. С абстрактным словом обыденного языка связано несколько изолированных конкретных представлений. Пример: Счастье, - это когда мы с папой гуляем, играю на компьютере, развлекаюсь с друзьями на аттракционах.

.   С абстрактным словом обыденного языка связан наглядный, внешний несущественный признак, объединяющий несколько конкретных представлений. Пример: Счастье - это когда мне делают что-то хорошее: дарят подарки, ставят пятерки, приглашают в гости.

5. Обобщение, связанное с абстрактным словом обыденного языка происходит по двум или нескольким несущественным наглядным признакам, рассматривающимся ребенком как равнозначные, рядоположенные (ситуативное обобщение), отсутствует иерархия, соподчинение признаков. Пример: Счастье, - когда мама любит дочку, собачку принесли домой, и накормили, девочку пожалели, и все они радуются.

6. Обобщение, связанное с абстрактным словом обыденного языка происходит по двум или нескольким наглядным, несущественным признакам, между которыми ребенок устанавливает соподчинение (система наглядных признаков). Пример: Счастье это когда все вокруг красиво: цветы, небо, птички поют, красивая машина едет, и девочка красиво поет.

- 6.1 Обобщение происходит по существенному и несущественным признакам, рассматриваемые, как рядоположение, равнозначные. Пример: Счастье это когда тебе делают добрые поступки, дарят конфеты, игрушки и помогают в беде.

7. Обобщение, связанное с абстрактным словом обыденного языка происходит по внутреннему, существенному признаку. Пример: Счастье - это когда ты добрый и делаешь кому-то что-то доброе, хорошее, от этого душа радуется.

8. Обобщение, связанное с абстрактным словом обыденного языка опирается на несколько существенных признаков, между которыми отсутствует отношения соподчинения. Пример: Счастье - это когда люди любят, когда я дружу с кем-то, не желаю никому зла и все у меня хорошо на Душе, когда я радуюсь и моя мама рада.

9. Обобщение, связанное с абстрактным словом обыденного языка основывается на системе существенных признаков. Пример: Счастье ~ это солнце, оно нам приносит счастье, без него нет жизни, от солнца много исходит света, тепла, восходят цветы. Если бы солнца не было бы, то было бы темно, а в темноте жить плохо. Без солнца будут беды, не взойдет урожай, и люди будут несчастливы. Солнце - это символ счастья, и еще цветы, потому что они отдают красоту. Чтобы быть счастливой нужно не обижаться, шутить, любить, делать добрые дела и тогда поднимается настроение в Душе.

На основе проведенного нами эксперимента возможно построение диаграммы развития детских спонтанных мировоззренческих понятий у детей. Экспериментальное исследование не только подтвердило нашу основную гипотезу, но и выявило много интересных и новых фактов.

 

Сводная таблица уровня развития ДСМП

Год исследования Экспериментальный класс Контрольный класс
2003 1- тип представлений -31% «переходный» тип - 52% 2- тип представлений - 17% 1- тип представлений - 43% «переходный» тип - 42% 2- тип представлений - 15%
2004 1- тип представлений - 7% «переходный» тип - 72% 2- тип представлений - 21% 1- тип представлений - 32% «переходный» тип - 56% 2- тип представлений - 12%

 


 

Выводы: из данных исследования видно несомненное влияние программы ФДД на развитие уровня мировоззренческих понятий у детей младшего школьного возраста. В экспериментальном классе развитие ДСМП увеличилось на 26% за год, а норма для данного возраста 10-12%. Подводя итоги всего исследования можно заключить, что на основе приведенных исследований, были подвержены гипотезы нашего исследования:

- Частная гипотеза нашего исследования, о том, что все дети обладают ДСМП.

- Главная гипотеза нашего исследования, о том, что в процессе проведения воспитательного, мировоззренческого диалога происходит развитие ДСПМ, что в целом, несомненно, влияет на развитие общего уровня когнитивного и личностного развития младших школьников.

В структуре рассматриваемого феномена обнаружены ранее не известные компоненты такие как:

- влияние на развитие ДСМП различных слоев культуру, этноса, традиций и национальностей. Также мы заметили, что у детей с повышенным социальным статусом и благополучным домашним микроклиматом уровень ДСМП выше, чем у детей с неблагополучной социальной обстановкой в семье. У тех детей, у которых наблюдалась повышенная активность в изучении мировоззренческих понятий, были выявлены заметные положительные результаты в конце учебного года, таким детям удалось во многом продвинуться и добиться определенных результатов в изучаемой области.

В целом в нашей практической работе мы достигли определенных положительных и конструктивных результатов:

1. Нам удалось познакомиться с теоретическими основаниями программы, узнать и реализовать на практике программу ФДД, самим поработать в русле воспитательного мировоззренческого диалога.

2. Мы совместно с детьми 2-го класса учились вести диалог, высказывать и выслушивать различные мнения по затронутой проблеме, спорить, доказывать свою точку зрения, задумываться над проблемами бытия и жизни. В процессе обучения по этой программе наш психолого-педагогический опыт обогащался, мы росли и развивались совместно с детьми в русле сократического диалога.

Результаты получены в рамках школы JI.C. Выготского и отечественной школы психологов, несомненно, помогут психологам и педагогам для дальнейшей работы в сфере воспитательного диалога, при дальнейшем и продвижении развитии данной программы в жизнь. Возможно, будет более конкретно разработаны критерии оценки получаемых результатов, разработаны эффективные и ценные методические руководства и надежные и валидные методики, для проверки уровня ДСМП. В дальнейшем эти результаты помогут расширить и углубить знания в данной области, в которой исследования только начались, в ней еще много «белых пятен» и вопросов, которые необходимо дорабатывать, познавать и обобщать.


Заключение

 

Данная программа позволяет создать психологические условия для экстериоризации, объективирования мыслительного содержания, связанного в сознании детей младшего школьного возраста с «абстрактными» словами обыденного языка.

Основная идея нашего эксперимента заключалась в изучении влияния совместной деятельности детей младшего школьного возраста, организованной в форме сократического диалога, на личностное и когнитивное развитие учащихся. Данные исследования, несомненно, подтверждают положительное влияние воспитательного диалога на психическое развитие детей. В свою очередь это открывает возможность организации взаимодействия детей по типу сократических диалогов.

В дальнейшем, возможно, продолжить работу по исследованию развития детских мировоззренческих понятий у детей, а также использовать элементы программы ФДД и воспитательный диалог в дальнейшей психологической работе с детьми и подростками.

В этом году был проведен сравнительный срез на предмет развития и формирования ДСМП в различных системах воспитания. В эксперименте участвовали несколько классов: классы с традиционной системой образования (экспериментальный и контрольный), классы занимающиеся по занковской системе (экспериментальный и контрольный), классы занимающиеся по системе Эльконина-Давыдова (экспериментальный и контрольный). Результаты исследования будут подсчитаны и проработаны. В этом исследование будет наблюдаться, и выявляться:

- какое влияние оказывает программа ФДД на развитие ДСМП в различных системах воспитания.

- какая из систем образования и стили руководства способствуют и инициируют развитие ДСМП, а какая из систем образования тормозит развитие мировоззренческих представлений у детей.

-      какой стиль руководства взрослого более благоприятен и эффективен для личностного и когнитивного развития младших школьников.

Данные этих исследований помогут в дальнейшем продвинуть и расширить область изучения ДСМП, накопить факты и закономерности, оформить и разработать грамотные рекомендации, методики и стимульные тексты для проведения воспитательных сократических бесед и диалогов в общеобразовательных школах России и ближнего зарубежья.


Литература

1. Джуринский А.Н. История педагогики, Москва, изд. Владос, 2000 г. - 468 с.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979 - 367 с.

.   Выготский JI.C. Собрание соч. Т.6, т. 2, - М. 1984 г. - 567 с.

.   Детская психология Б.С. Волков, Н.В. Волкова, - М. 2000 г., Серия «Психология развития», 3-є изд. - 144 с.

.   Журнал Психологическая наука и образование, 1996, №4. «Школа диалога культур» стр. 66-73.

.   Журнал Психологическая наука и образование, 1996 №1. Марголис А.А. Программа «Философия для детей» - стр. 166.

.   Журнал Психологическая наука и образование, 1997, №4 (А.А. Марголис, С.Д. Ковалев, М.В. Телегин, Кондратьев Е.А. Сообщение I «Философия для детей» - диалогический учебный предмет). - стр. 145.

.   Журнал Психологическая наука и образование, 1998, №1. - стр. 167.

.   Зеньковский В.В. Психология детства. М., 1996. - 268 с.

.   Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986, - 384 с.

.   Практическая психология воспитания Под. ред. Дубровиной И.В. - М. 1998, ТЦ «Сфера» - 528 с.

12. Объяснительная записка к программе «Философия для детей», А.А. Марголис, С.Д. Ковалев, М.В. Телегин, Е.А. Кондратьев, Москва, АЛО «Центр Развивающее образование» 2002 г., - 47 с.

13. Психология дошкольника. Хрестоматия. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. (А.А. Люблинская «О моральных представлениях и моральных привычках»), - 384 с.

14. Психолого-педагогический словарь - Ростов на Дону, изд. «Феникс», 1998.-544 с.

.   Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М. Народное образование, 1998. - 256 с.

.   Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии: Наука о душе. - М.: Изд. Владос, 2001. - 298 с.

.   Дж. Верч. Голос разума. Социокультурный подход к опосредованному действию. - М: Тривола, 1996.-125 с.

.   Божович Л.И. Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б. Очерки по психологии детей. Москва. 1950 г. - 238 с.

.   Психологический словарь/ Под. Редакцией В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. -2-е изд. перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999.-440 с.

.   Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. Москва 1996 г.

.   Кондратьев Е.А. Философское обоснование программы «Философия для детей»/Мышление. 1996. №2.

22. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы, Москва, 1995 г. - 368 с.

23. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. Москва 1994 г. -378 с.

24. Телегин М.В. Образовательные цели и задачи программы «Философия для детей»: Общие способы их реализации / Мышление. 1997 г. №3.

25. Телегин М.В. Воспитательный диалог. Часть 1. МГППИ 2002 г. - 136 с.

26. Вопросы психологии, №2,1983 г., Л.А. Петровская, А.С. Спиваковская; Воспитание как общение - диалог, с. 39.

27. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. - М., 1975, - 239 с.

28. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М., 1979, с. 17-35.

29. Корчак Я. Избранные педагогические произведения. - М., 1979, - 473 с.

30. Психология А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский., 2000. стр.-70.

.   Общение и развитие психики, Москва, 1986 г., под ред. Бодалева А.А., Ковалева Г.А. -176 с. Статья: «Психологические проблемы диалога в свете идей М.М. Бахтина и А.А. Ухтомского», Т.А. Флоренская, - 21 с.

.   Р. Смид Групповая работа с детьми и подростками. - М. - Генезис, 2000. - 272 с.

.   Л.С. Выготский Вопросы детской психологии. Спб, - Союз., 1999 - 224 с.

.   Ошо О детях. - Москва, изд. - во София, 2003. -288 с.

.   Баранова И.В. и др. Нравственные ценности. Развивающая программа для млад. шк. - М. Генезис, - 2003, - 144 с.

.   Е.О. Смирнова Особенности общения с дошкольниками. - М. Академия. - 200. - 160 с.

.   Ю.Б. Гиппенрейтер Общаться с ребенком Как? - М. Черо.2000, - 240 с.

.   Библер B.C. От наукоучения к логике культур. - М. 1991, - 342 с.

.   Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. Сборник статей. Томск, Пеленг, 1995, - 144 с.

.   Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? М., -1986. -208 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.143.150 (0.013 с.)