Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировоззренческое представление, Как особый вид спонтанных понятий

Поиск

 

Под мировоззрением понимают систему взглядов на природу, общество и человеческое мышление, т.е. если говорить в узком смысле слова - это система взглядов на жизнь. Мировоззрение личности6 составляет собой ядро ее направленности, ее целеустремленность, придавая стойкость и твердость характеру, - оно сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей, ее отношения к различным сторонам жизни. Мировоззрение личности формируется в процессе жизни под влиянием определенного воспитания, обучения и идеологии. Оно отражает определенное общественное бытие, которое совершается в процессе жизни, реальных отношений людей и их деятельности. Отражение бытия совершается непосредственно, прямо, опосредовано, когда в процессе обучения и воспитания люди овладевают общественными идеями, традициями, ритуалами. Без сознательного усвоения идей общественного бытия личность будет «блуждать в потемках». Она не сможет понять глубоко и осознать общественные события своего времени и разобраться в них. Мировоззрение служит высшим регулятором поведения и действий личности. Импульс к действию, возникающий под влиянием внутренних условий и внешних обстоятельств, соотноситься человеком с его морально-нравственными взглядами и соответственно либо находит свое продолжение в деятельности, либо затормаживается и отбрасывается как неприемлемый.

Изучая психику, детей младшего школьного возраста Л.С. Выготский пришел к выводу, о том, что основной «единицей» мышления ребенка младшего школьного возраста, служат так называемые «спонтанные» или «житейские» понятия. Под «спонтанным» понятием Л.С. Выготский понимает форму связи слова обыденного языка, находящегося в языковой компетенции ребенка и «чисто образного комплекса», представления («суммированного образа многих восприятий отдельных объектов, с выделением формального, наглядного и конкретного общего между ними»). Еще более ясно эту мысль сформулировал В.В. Давыдов: «Спонтанное понятие есть не что иное, как общее представление… обозначенное словом-термином». Процесс становления значений слов обыденного языка и процесс развития «материала мышления» Л.С. Выготский понимал как «один и тот же процесс». Именно «житейские», «спонтанные» понятия и выполняют функцию «интеллектуального момента», опосредствующего, регулирующего поведение детей младшего школьного возраста. Таким образом, «спонтанные» понятия ребенка выступают в качестве «психологического орудия», с помощью которого ребенок начинает «подчинять себе свои собственные психические функции», осознавать, а затем и контролировать собственное поведение.

Спонтанные понятия развиваются преимущественно «снизу - вверх» от «опыта» к «обобщениям». Спонтанное - синоним неосознанного» - писал Л.С. Выготский. В свою очередь, не осознанность, бессистемность спонтанных понятий приводит к невозможности их произвольного (сознательного, подчиненного воле, сознанию субъекта) использования в построении субъективного образа объективного мира. В языковой компетенции детей младшего школьного возраста присутствуют так называемые «абстрактные» слова обыденного языка (добро, красота, счастье и т.д.). Если дети употребляют эти слова в их сигнификативной и коммуникативной функциях, то непременно связывают с ними какое-либо мыслительное содержание. Авторы курса «Философия для детей» считают, что это содержание имеет образный характер. А именно: за абстрактным словом обыденного языка, которое употребляет ребенок, в его сознании, то есть внутренне, психологически «стоят» единичные или даже психическое образование, обеспечивающее понимание ребенком младшего школьного возраста мировоззренческой реальности - детские спонтанные мировоззренческие представления (ДСМП). ДСМП есть форма внутренней, субъективной связи, устанавливаемой сознанием ребенка между «абстрактным» словом обыденного языка и представлением, образно-смысловое изображение того мыслительного содержания, которое старший дошкольник связывает с «абстрактным» словом обыденного языка.

Итак, философствование существует в спонтанных формах у детей 6-7 лет, поскольку они имеют спонтанные философские представления (ДСФП). Охарактеризовать ДСФП можно так; они складываются не в процессе усвоения знаний при обучении, а в практической деятельности и общении, в коммуникативных ситуациях, когда партнеры по общению используют абстрактные слова обыденного языка для обозначения какого-либо сегмента объективной или субъективной реальности. В результате экспериментального изучения авторы программы ФДД выделили два типа ДСФП.

1. Первый тип ДСФП - единичный образ того сегмента реальности, который был обозначен абстрактным словом обыденного языка в конкретной коммуникативной ситуации. Пример: Красота - это моя машинка, которую мне подарил папа.

2. Второй тип ДСФП - предельно возможное обобщение ребенком всего его опыта, опыта нескольких коммуникативных ситуаций, где употреблялось одно и тоже абстрактное слово, выделялся существенный с точки зрения ребенка, признак. Это обобщение (образ) - выполняет функцию символизации опыта ребенка, является образом-символом того мыслительного содержания, которое ребенок связывает с абстрактным словом обыденного языка. Пример: Красота - это жизнь, природа, вселенная.

ДСФП генерализованы родным для ребенка языком, обобщение стоящее за ДСФП, не является содержательным, поскольку, происходит по любому, произвольно выбранному признаку, который выступает основанием познавательной позиции ребенка. ДСФП культурно-обусловлены, тесно связаны как со становящимися особенностями личности ребенка, так и со спецификой социальной ситуации и общественного уклада страны. ДСФП монологичны и метафизичны, при обобщении ребенок ориентируется на единичный изолированный признак, не может сформулировать более одной модели преодоления философской проблемы. Внешней формой ДСФП является вербальная модель - совокупность высказываний, отражающих, изображающих образ, связанный в сознании ребенка со словом - аналогом философских понятий.

Подводя итоги всему вышесказанному, можно сказать, что все это в свою очередь открывает возможность организации взаимодействия детей по типу сократических диалогов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.168.219 (0.008 с.)